Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ХРАМ ВЕЛИКАНОВ




« После того, как я пересек мостовую, путь, который я выбрал, чтобы добраться до Храма долины, привел меня на каменистое поле "мастаба", где менее знатные представите­ли IV династии были захоронены в земле под надгробными камнями в форме скамьи (мастаба — это современное араб­ское слово, означающее скамью, отсюда и название, данное этим могилам). Я прошелся вдоль южной стены храма, вспо­миная, что это древнее здание почти так же точно ориенти­ровано по оси север — юг, как Великая пирамида (с по­грешностью всего 12 угловых минут).

В плане храм имеет форму квадрата со стороной 44 метра. Он строился с учетом наклона плато, которое на западе несколько выше, чем на востоке. В результате при высоте западной стены всего 6 метров высота восточной стены до­стигает 12 метров.

С юга храм выглядит как нечто клинообразное, призе­мистое и мощное, он твердо стоит на скальном грунте. При ближайшем рассмотрении оказалось, что в его конструкции имеются некоторые особенности, глубоко чуждые и необъяс­нимые с точки зрения современного наблюдателя, впрочем, возможно, столь же чуждые и необъяснимые для древних египтян. Начнем с того, что там полностью отсутствуют, и внутри и снаружи, какие-либо надписи и другие пометки, способствующие идентификации. В этом отношении, как может заметить читатель. Храм долины вполне можно со­поставить с рядом других анонимных и не поддающихся датировке сооружений на плато Гиза, включая большие пи­рамиды (а также с таинственным сооружением в Абидосе под названием Осирион, о котором мы подробно погово­рим в следующей главе); в то же время именно этим он очень сильно отличается от типичных произведений древ­неегипетского искусства и архитектуры, обильно декориро­ванных всяческими орнаментами и надписями эт.

Другой важной и необычной особенностью Храма до­лины является то, что его несущая конструкция полностью сложена из гигантских известняковьк мегалитов. Большин­ство их имеет габаритные размеры 5,4 метра в длину, 3 метра в ширину, 2,4 метра в высоту (размеры некоторых достигают 9х3, 6х3). Типичный вес такого блока — свыше 200 тонн (тяжелее современного тепловоза), а ведь таких блоков — сотни.

Не кажется ли это загадочным? Египтологам не кажется; мало кто из них потрудился как-нибудь прокомментировать, разве что самым поверх­ностным образом, колоссальный размер блоков и проблемы их монтажа. Как мы видели, вопросы подъема 70-тонных блоков (100 легковых машин!) на уровень камеры царей Великой пирамиды тоже не вызвали обильных коммента­риев сообщества египтологов, так что отсутствие интереса к Храму долины тоже не является неожиданным. Тем не ме­нее вес блоков — действительно выдающийся, и проблема ведет нас не только в другую эпоху, но, я бы сказал, в другую этику, опирающуюся на систему ценностей, в том числе и эстетических, в корне отличных от наших. Чего ради, спрашивается, убиваться, используя неудобные 200-тон­ные монолиты, если можно разрезать их на 10 (20, 40 или 80) меньших и несравнимо более маневренных? Зачем ос­ложнять себе жизнь, если можно добиться того же видимо­го результата с гораздо меньшими усилиями?

Да и вообще, как строители храма поднимали эти ко­лоссальные мегалиты на 12-метровую высоту?

В настоящее время в мире существуют только два на­земных крана такой грузоподъемности. Это огромные про­мышленные машины для работы на переднем крае совре­менной строительной индустрии, у которых стрела подни­мается в воздух почти на 70 метров; чтобы они не перевора­чивались, требуются 160-тонные противовесы. Их обслу­живает бригада из 20 квалифицированных специалистов. Для подготовки к подъему требуется около шести недель.

Другими словами, работа с 200-тонными грузами нахо­дится почти на пределе возможностей современных строи­телей, вооруженных передовой техникой. Не удивительно ли, что для строителей Гизы это было почти обычным де­лом?

Подойдя поближе к могучей южной стене, я заметил еще одну особенность громадных известняковых блоков:

они не только до неприличия велики, но еще и имеют слож-

ную ступенчатую форму, как у тех, что использовались в циклопических каменных сооружениях Саксайуамана и Мачу-Пикчу в Перу (см. Часть II), как будто для того, чтобы дополнительно усложнить и без того почти невыпол­нимую задачу.

И еще я заметил, что стены храма сооружались, похо­же, в два этапа. На первом этапе возводилась силовая кон­струкция из тяжелых 200-тонных блоков, большая часть которых уцелела, хотя подверглась сильной атмосферной эрозии. Эти блоки были облицованы с обеих сторон плита­ми из отшлифованного гранита, значительная часть кото­рых уцелела внутри здания, но в основном отвалилась сна­ружи. При ближайшем рассмотрении уцелевших наружные плит и поверхности несущих блоков, от которых они отва­лились, выяснился любопытный факт. Оказывается, в древ­ности при монтаже облицовочных плит их оборотная сторо­на была обработана по форме выступов и впадин выветрив­шихся к этому времени несущих известняковых блоков. Это, вне сомнения, говорит о том, что блоки были смонти­рованы задолго до облицовки гранитом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты