Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Сценарии, по которым вы действуете




Читайте также:
  1. II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
  2. Банковское кредитование обладает некоторыми специфическими нартами, свойственными только этому виду кредитования.
  3. В ЭТОМ РЕГИОНЕ ПРОЖИВАЕТ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ДВЕСТИ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ НЕГДЕ УЧИТЬСЯ. И ВСЕ ОНИ ЖДУТ, КОГДА МОРТЕНСОН НАЧНЕТ СТРОИТЬ ДЛЯ НИХ ШКОЛЫ.
  4. Воздух, которым мы дышим
  5. Воистину, те(божества), к которым вы обращаетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого[189]»[190].
  6. Глава 5. Приостановление действия многостороннего договора по соглашению только между некоторыми участниками
  7. Диагностический параметр и требования, которым должен удовлетворять диагностический параметр.
  8. Для того, чтобы положение исправилось, некоторым нужно будет пасть в бою
  9. Если человек, осознавая законы, по которым жи­вет этот мир, начинает их выполнят* и влива­ет свою творческую анергию в течение Жизни, дела у него сразу же начинают идти прекрасно!
  10. Законы, по которым

«Когда не знаешь, что именно ты делаешь, делай это тщательно».

Правило для лаборантов

 

Театр человеческой жизни. Знаете, многие академические психологи до сих пор выходят из себя, услышав расхожее сравнение человеческой жизнедеятельности с неким театром (часто —- абсурда). Но что уж тут поделаешь, ежели жизнь человека и впрямь сильно смахивает на некое весьма длинное театральное действо, в котором у каждого из нас есть свои роли (то, что мы привычно делаем), амплуа (то, как, по большому счету, мы делаем), главный сценарный план (то, что мы осуществляем в ходе всей нашей жизнедеятельности) и сценарии отдельных повторяющихся эпизодов (то, как мы действуем в привычных условиях и обстоятельствах). Так вот именно с этим последним — сценариями нашей повседневности — мы сейчас и будем разбираться.

Система заученных последовательностей. С точки зрения нейролингвистического программирования здесь все действительно довольно-таки просто. Ибо на этом — весьма поверхностном — уровне анализа вашей уникальной личности, мы имеем дело с весьма несложными бессознательными программками, реализующимися как сценарии поведения и действий в повторяющихся ситуациях повседневной жизни. Имя этим сценариям легион, и не случайно энэлперы — кто с иронией, а кто и с горечью — утверждают, что на 90% поведение человека является (всего-навсего) системой заученных последовательностей реакций, способов поведения и действий (разумеется, бессознательного плана). С одной стороны, это хорошо, ибо как бы развязывает нам руки от сиюминутных осознаний, давая — в идеале — заниматься разумным, добрым и вечным (ну зачем нам, например, осознанно .ходить, если в этом случае этак 70-80% общей деятельности нашего сознания, будет направлено только лишь на поддержание нашего же перемещения в нужном направлении и по возможности в вертикальном положении). С другой — очень плохо, потому что, во-первых, заученные нами последовательности могут быть сплошь и рядом неэкологичными (чего стоит, например, бессмысленный набор действий по регулярному употреблению алкоголя или, упаси боже, наркотиков). А во-вторых, именно наличие таких, вот бессознательных сценариев дает подавляющему большинству представителей вида Homo Sapiens (сиречь, человека разумного) возможность существовать практически безо всякой разумности, то бишь осознания — себя, действительности, мира, а заодно и своих Целей, Предназначения и Смысла жизни. Или, иными словами, просто спать, пребывать в спящем состоянии, никак не пробуждаясь к реальной жизни с ее действительными проблемами. Эту самую простую, но ужасную по выводам и последствиям мысль — о том, что очень и очень многие из нас не живут (сиречь, бодрствуют), а существуют (то есть спят) — впервые сформулировал великий «духо-вед» Гурджиев, школа которого, кстати, считала пробуждение человека от гипноза повседневной реальности необходимым (хотя и не всегда достаточным) условием его последующего роста и развития. А то ведь что получается: большую часть времени своей драгоценной жизни мы действительно спим, бездумно катясь по рельсам заученных последовательностей. Просыпаемся, если рельсы эти внезапно упираются в тупик (нет соответствующего сценария), но только лишь на то время, которое необходимо для того, чтобы соорудить или добыть что-то подходящее для преодоления этого самого препятствия (например, скомбинировать имеющиеся программы или заучить новую последовательность). И снова засыпаем — часто до той самой поры, пока великий учитель по имени Смерть не вырвет, наконец, нас, из сноподобного существования, и, возможно, брезгливо поморщившись, отправит бракованный, не реализовавший себя материал, на переплавку и перековку, чтобы хоть в следующей жизни из него получилось что-то путное... Впрочем, стоп, я увлекся, это уже больше по части следующей книги. Однако как же горько порой бывает наблюдать за людьми-сомнамбулами, которые, согласно заученным последовательностям, десятилетиями ходят на одну и ту же работу. Бездумно выполняют на ней все тот же привычный набор операций. И годами ездят от-дыхать в одно и то же место (где, кстати, обожают селиться в одних и тех же корпусах или комнатах, питаться в одних и тех же кафе или столовых и загорать и даже купаться в одном и том же месте). Кстати, теперь вы, наверное, догадались, что пресловутые экзистенциальные ситуации, рывком (или пинком) подводящие человека к осознанию Смысла своей жизни, как раз и являются своеобразными Великими Пробудителями от сна в гипнозе реальности. Великими потому, что переживший их обычно просыпается уже всерьез и надолго...





Триггеры нашего поведения.Но вернемся к сценариям — заученным последовательностям реакций и способов действий. То, что, как и все остальные «программы» человеческой Психики, они приобретаются в результате И процессе жизнедеятельности; для нас сейчас особо не важно. Важно совсем другое: то, как они включаются. Здесь в НЛП (и уже давным-давно) используется такое понятие, как триггер, под которым подразумевается некий сигнал, как раз и запускающий соответствующую программу. Используя компьютерную аналогию; можно сказать, что это как бы своеобразная кнопочка или файлик ее (программы) включения. Помните (если «помните), еще до Pentium и Windows, когда мы работали на слабеньких, но жутко дорогих тогда, компьютерах XT и AT, в Norton Commander существовали специальные запускающие программы файлы, помеченные значками com и bat? Так вот, триггеры в нашей психике выполняют ту же роль, причем в большинстве случаев срабатывают они бессознательно. Но что здесь печально, так это то, что, ежели программа запущена, остановить ее оказывается весьма и весьма трудным делом — она должна осуществиться до конца. И, в большинстве случаев, после срабатывания триггера человек становится буквально одержим заработавшей программой — «процесс пошел», и это как лавина, которую не остановить. А буде любой триггер есть вещь весьма и весьма устойчивая (нет ни времени, ни места объяснять почему), в нейролингвистическом программировании мы его, как правило (но далеко не всегда), сохраняем, одновременно как бы подключая новую, уже экологичную программу способов поведения, реакции и действий. А ежели еще и создаем что-то уж совсем новое (на данном, в основном поведенческом, уровне), то обязательно делаем для этого нового отдельный и тоже новый триггер — чтобы вы не озабочивались сознательным включением этих, уже куда как более совершенных, программ, а наоборот, в нужное время и в нужном месте, они включались сами — неосознанно для вас.



Какие такие бывают триггеры? Проще всего их подразделить на внешние и внутренние — то есть те, которые находятся вне или внутри вас. Например, одно только появление перед вами воочию горячо любимой тещи может являться внешним триггером, запускающим вашу же весьма и весьма неэкологичную реакцию раздражения.. Или (но не наоборот) внезапно возникшее ощущение тревоги может служить внутренним триггером для возникновения так же весьма неэкологичных реакций депрессии или паники (то, что, разбираясь здесь с вроде бы в основном поведенческой областью, мы затрагиваем сферу эмоциональных реакций совершенно нормально, ибо границы между ними условны и призрачны). Ежели к этому добавить уже известный вам принцип описания человеческого опыта через такие его ипостаси или модальности, как V (визуальное), А (аудиальное), К (кинестетическое) — дискретную (Д) пока опустим —. то становится возможным представить пространство триггеров как бы не только полно, но еще и выпукло (или впукло?). Ибо тогда получается, что триггером для вас может выступать нечто внешневизуальное (Ve, где е значит external, или внешнее, как сказал бы энэлпер) — например, все та же теща воочию. Что-то внутренневизуальное (Vi, где i значит internal, или внутреннее) — к примеру «вспомянутый» некстати образ этой же тещи, но не воочию, а в воображении. Нечто внешнеаудиальное (Ае) — например, произнесенное кем-то обидное слово, заставляющее вас привычно взрываться. Что-то внутреннеаудиальное (Ai) — к пример, воспоминание об этих самых обидных словах, после коего вы, опять-таки привычно, срываете зло на окружающих. Нечто внешнекинестетическое (Ке), когда, например, вы начинаете судорожно вырываться из дружеских или даже любовных объятий, потому что именно так вас держал кто-то, кто делал вам что-то плохое (импринтированнаяреакция); или же потому, что за этим стоит какая-то заученная и даже экологичная, но не здесь и теперь система действий — например, освобождение от захвата в айки-до. Или же что-то внутреннекинестетическое (Ki) — к примеру, уже упоминавшееся мною ощущение тревоги.

Поскольку в -своей повседневной жизни люди куда чаще и активнее пользуются V-каналом (просто потому, что этот мир преимущественно визуален), подавляющее большинство триггеров неэкологичных реакций так же визуально. А буде для вашего бессознательного в общем-то просто наплевать, увидели вы триггер в режиме Ve или вспомнили, о нем в модальности Vi, этим-то мы сейчас и воспользуемся. И прежде всего — для переработки всех выделенных вами несовершенных реакций и действий в более совершенные.

Способы работы со сценариями.Делаться это будет двумя способами. В первом из них мы, особо даже не разбираясь с содержанием вашего «внутреннего видео» (по мнению энэлперов, сценарии поведения и действий можно представить в виде бессознательно просматриваемых «кинофильмов»), в самое его начало (сразу после триггера), будем как бы «подсовывать» вашему мозгу нового «героя»: сильного вместо слабого, смелого вместо трусливого — и т. д. и т. п. Появление коего, по сути, просто «взорвет» весь сценарий, одновременно модифицируя его в нужном, более совершенном плане (как вы сами понимаете, смелый человек вряд ли будет по-прежнему реализовывать трусливый сценарный план).

Bo-втором же из этих самых двух способов, опять-таки опираясь на триггер, станем как бы переписывать содержание соответствующего «кинофильма» (или даже просто создавать новый), дабы внутренние сценарии вашего поведения и действий были или стали и совершенными, и экологичными.

Психотехнология взмаха.Первый из вышеописанных способов самосовершенствования целиком и полностью базируется на так называемой психотехнологии взмаха. Что это такое? Как ни странно, коротко сказать трудно. Ибо в нейро-лингвистическом программировании практически отсутствует четкое определение этого самого метода взмаха. Упоминая о нем, специалисты по НЛП обычно предпочитают говорить о том, что, данная психотехнология работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить.При этом обычно добавляют, что взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления (По; Дж. О'Коннор, Дж. Сеймор «Введение в НЛП»).

Несколько более конкретно, такое авторитетное издание как «Психотерапевтическая энциклопедия» в статье «методики визуализации» рассматривает взмах как пример интеграции проблемного образа и ресурса, суть которого (взмаха) заключается в том, что в проблемный образ (у нас это начало «кинофильма») помещается- ресурсный образ (это у нас новый и сильный вы), каковой, в конечном счете, этот самый проблемный образ вытесняет. В этой статье, кстати, приводится пример пошагового, использования данной психотехнологии при лечении неуверенности, который (пример) я приведу для начального вашего ознакомления с методов взмаха (По: «Психотерапевтическая энциклопедия». Под редакцией Б. Д. Корвасарского).

1-й шаг — определение проблемного образа неуверенности («Когда вы чувствуете себя неуверенным, то каким вы себя представляете?»)

2-й шаг — определение ресурсного образа («Каким вы себя видите, когда вы уверены в себе»?)

3-й шаг — подготовка ресурсного образа — усиление мощности («Сделайте его еще более привлекательным для вас, например, добавьте яркости и цвета!) этого образа и перевод в активную форму («Сожмите его в маленький мощный светлый шарик, готовый развернуться и «взорвать» проблему»),

4-й шаг — интеграция проблемы и ресурса («Давайте теперь с этим шариком, готовым к взрыву, пойдем в ситуацию проблемы, и как только вы увидите образ своей неуверенности, то тут же позвольте вашему светлому шарику развернуться и взорвать проблему»). Операция эта проделываетсянесколько раз.

5-й шаг — тест на эффективность. («А теперь вновь представьте, пожалуйста, проблему»). Эффективным здесь считается такой тест, когда при попытке вспомнить проблему спонтанно воспроизводится ресурсный образ.

Упрощенный вариант «взмаховой» техники. Скорее всего, вышеприведенное описание вас заинтересовало, но вы вряд ли из него поняли, что и как: надобно делать для того, чтобы «махнуть» свое несовершенство в совершенство. Посему, напомнив вам, что работаете вы с вашими же собственными неэкологичными реакциями, рекомендую вам прямо сейчас трансформировать данное несовершенство с помощью техники упрощенного варианта взмаха (По: Р. Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменений». С изменениями).

1. Выясните контекст, т. е. сначала определите, где вы «ломаетесь» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?

2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (т. е. вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному: поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.

Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ — каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «ломаетесь» или «застрянете», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен который сильно влечет вас и нравится вам.

4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая так же быстро потемнеем и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова — пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка.

а) Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.

б) Другой способ проверки — поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Возможные причины неудачи.Ну что, получилось? Не очень или не до конца? Что ж, это нормально. Во-первых, потому, что вы не очень-то еще «врубились» в сущность данной психотехнологии, что неизбежно при освоении нового навыка. А во-вторых, оттого, что в технике взмаха есть некие нюансы, выполнение которых гарантирует устойчивый и сильный эффект от использования данной процедуры, тогда как невыполнение этих самых нюансов попросту сводит ее на нет. Начнем с первого — сущности психотехнологии взмаха. В принципе, ничего сложного в ней, в общем-то, нет. Ну есть у вас некая область, в коей вы несовершенны (например, орете на домашних). Раз так, есть вас и какой-то триггер, запускающий данную реакцию (то, что как бы включает ваш ор: внешние или внутренние картина, чувство или звук). Есть желание избавиться от данного неэкологичного «орания» (например, реагировать на эскапады домашних с холодным спокойствием удава). И есть реальная возможность сделать это, всунув в «картину» или вызвав сразу за чувством или звуком (разумеется «запускающими») образ самого себя, преисполненного ледяного покоя.

Присутствует, правда, в использовании психотехнологии взмаха некая сложность. Связана она с поиском нового образа себя (того самого, каковой «взорвет» проблему). Однако ежели вы поймете, что данный образ можно не только вспомнить или вообразить (что обычно —довольно тупо и делают начинающие), но еще и как бы сконструировать, сложность эта будет вами преодолена. Воспользуйтесь для этого техникой создания желаемого образа себя.

1. Отыщите реального человека или воображаемого «героя», который способен эффективно и «экологично» справиться с . представляющей для вас затруднения ситуацией.

2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, «играя роль» в этом фильме или клипе.

Теперь, если вас устраивает образ этих действий, как бы «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с собой в «главной роли» и действующим так, как до вас действовали все те же герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав собственное воображение. 4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеките» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.

Подробное описание психотехнологии взмаха.Однако для того, чтобы сущность психотехнологии взмаха стала для вас не только понятной, но еще и «операцио-нализируемой» — т. е. готовой к использованию везде и всегда — приведу весьма пространное, но зато и очень подробное описание этой процедуры, каковое назову техника взмаха полный вариант (По: Дж. О'Кон-нор, Дж. Сеймор. «Введение в НЛП». С изменениями).

Прежде всего определите то конкретное поведение, которое вы хотите изменить. Вы можете также взять определенную ситуацию, в которой вы хотели вы реагировать более разумно, возможно, имея дело с конкретным человеком.

1. Отнеситесь к этому ограничению как к достижению. Как вы узнаете, когда следует запускать проблемное поведение? Какие конкретно триггеры вызывают его? Вообразите себе, что вам необходимо научите кого-нибудь этому ограничению. Что ему необходимо было бы делать, с чего начать? Всегда должен существовать вполне определенный и конкретный триггер, который запускает эту реакцию. Если этот триггер является внутренним, возникающим в вашем мышлении, сделайте из него образ именно так, как вы его переживаете. Если это внешний триггер, нарисуйте его в точности таким, каким он появляется: ассоциированную картинку (взмах легче всего проводить с визуальными образами, хотя можно осуществить его и в аудиальной и кинестетической системах).

Идентифицируйте по крайней мере две визуальные характеристики запускающей картинки, которые изменяют вашу реакцию на нее. Обычно хорошо работают размер и яркость. Для большинства людей увеличение размера и яркости образа усиливает его воздействие. Тем не менее, могут существовать другие, не менее эффективные характеристики. Испытайте эти две характеристики на другом образе, чтобы убедиться, что они создают желаемый эффект. Это должны быть такие характеристики, которые вы можете плавна переводить из одного состояния в другое. Прервите это состояние, подумав на минуту о чем-нибудь другом, прежде чем продолжить.

3. Далее, подумайте о том, каким бы вы хотели стать (человеком, который реагировал бы уже по-другому и не имел бы Этих ограничений). Каким бы вы увидели себя, если уже совершили желаемое изменение? У вас появилось бы больше выборов, вы приобрели бы новые способности, вы стали бы ближе к той личности, которой вы хотите быть. Это должен быть ваш собственный образ, обладающий желаемыми качествами, а не какое-то конкретное поведение... Убедитесь в том, что новый Я-образ является экологическом, что он согласуется с вашей личностью, вашим окружением и отношениями с другими людьми. Возможно, вам понадобится сделать некоторые регулировки этого образа. Подумайте о тех ресурсах, которыми будет обладать этот Я-образ. Он будет нуждаться в ресурсах при осуществлении намерения старого поведения. Убедитесь, что этот образ уравновешенный, правдоподобный и не связан тесно ни с какой конкретной ситуацией. Убедитесь также, что этот образ является достаточно притягивающим и что он производит значительные сдвиги к более позитивному состоянию. Теперь прервите состояние и подумайте о чем-нибудь другом.

4; Возьмите картинку-стимул и сделайте ее большой и яркой, если размер и яркость оказались «работающими» характеристиками. В углу этой картинки поместите маленькую темную фотографию нового Я-образа. Теперь возьмите большой и яркий образ ограничения и очень быстро превратите его в маленький и темный, в то время как новый Я-образ пусть станет большим и ярким. Скорость является здесь существенным моментом. Убедитесь в том, что стирание старого образа и рост нового происходят одновременно. Может оказаться полезным, если вы вообразите или на самом деле произнесете звук, изображающий этот процесс: «Взмах!». И пусть этот звук отражает то возбуждение, которое вы испытываете относительно превращения в новый Я-образ. Очистите, экран. Повторите то пять раз быстро.

Мозг работает быстро. Случалось ли вам когда-нибудь описывать человеку какой-то процесс и замечать, что он выполняет его по мере вашего описания? Вы совершенно правы. Он делал это. (Подумайте о своей входной двери, -но пока не входите/). Ненадолго очищайте экран, после каждого взмаха, глядя на что-нибудь другое. «Обратный взмах» будет зачеркивать прямой взмах. Убедитесь в том, что вы купили билет только в один конец. Если взмах не работает после пяти повторений, не упорствуйте. Возьмите на вооружение свою «творческостъ». Может быть, следует подобрать другие визуальные характеристики или желаемый Я-образ является недостаточно притягательным. Это обязательно должно сработать. Кто в своем правом полушарии сможет сохранять проблемное поведение перед лицом столь заманчивых новых возможностей?

д. Когда вы выполните предыдущие шаги, испытайте результат присоединением к будущему. Подумайте о триггере. Вызывает ли он ту же самую реакцию? В следующий раз, когда вы окажетесь в такой ситуации, наблюдайте за новой реакцией. Техники НЛП, как и сам мозг, работают быстро и эффективно. Мы эффективно взмахиваем себя во всякого рода беспокойства, сами того не замечая. Теперь мы сможем сознательно использовать тот же самый процесс для продвижения к чему-то более привлекательному. Эти техники продемонстрируют вам, как можно быстро внести изменения без напряжения и боли».

И еще одно замечание к моему «во-первых». Как вы, наверное, уже очень хорошо поняли, любой взмах начинается с триггера, который вы должны как можно точнее определить. Так вот, триггер этот может быть не только визуальным, но и кинестетическим, а еще и аудиальным. Ибо вполне естественно, что «толчком» к нежелательному поведению может выступать и некое внутреннее состояние, вызываемое различными внешними ситуациями. Представляете, как это обогатит ваши возможности использования техники взмаха? Буквально «одним взмахом — семерых побивахом».

Например, у меня в качестве клиента была женщина, которая испытывала растерянность всякий раз, когда сталкивалась с хамством: прохожих, знакомых, продавцов, начальства и т. д. и т. п. Общим для всех этих ситуаций у нее была именно растерянность, каковую я и стал использовать в качестве триггера (т. е. просил эту женщину, вспомнить состояние растерянности, после чего она немедленно вызывала визуальный образ новой сильной себя).

В случае использования внутренних триггеров мы позволяем себе уйти от контекста — конкретной ситуации, в которой возникали нежелательные поведение или состояние.

Условия эффективных взмахов.Теперь перейдем к «во-вторых» — нюансам использования психотехнологий взмаха. Что необходимо для того, чтобы он был эффективным? Да не столь уж и многое — выполнение некоторых условий, каковые приводятся в книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас.

1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно — то есть чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

3. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были у вас закрыты. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3—5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».

Триггеры «внутреннего видео». Ну а теперь, после освоения (надеюсь —успешного) психотехнологии взмаха, можно уже перейти к описанию сонма психотехнологий, основанных на втором способе работы по совершенствованию поведения и действий: «переписыванию» содержания обеспечивающих или обслуживающих эти самые поведения и действия внутренних «кинофильмов». Как и в случае «взмаховых» техник, все здесь начинается с триггера, каковой, однако, в этом случае чаще бывает не визуальным или аудиальным, но кинестетическим или, даже дискретным (хотя это вовсе не исключает возможность использования бессознательным триггеров V и А модальностей). Поэтому при освоении нижеописанной и чрезвычайно мощной психотехнологии — первой и основной из тех, что используются для изменения неэкологичных последовательностей действий — я прошу вас обратить особое внимание именно на поиск триггера как некоего предощущения или даже «предмыслия» того, что сейчас начнется, или пойдет нечто то, чего вы явно бы не хотели. Помните мультфильм, в котором собака, изгнанная из дома по причине старости и ненужности, договорилась с волком о своеобразной инсценировке похищения означенным хищником ребенка, коего эта собака героически «спасла»? Хозяева щедро отблагодарили пса, накормив его до отвала и даже, если мне не изменяет память, пригласили ее на праздничную трапезу в избу. Туда же пробрался и волк, каковой, однако, наевшись от пуза, начал предчувствовать, что сейчас наружу вылезет явно неэкологичная реакция воя (неуместная и просто невместная), и даже сообщил об этом и себе, и собаке вслух: «Сейчас спою». И в конце концов таки спел, и был изгнан в лес и лишен всех благ. Кажется, досталось и псу, но сейчас меня интересует не точное воспроизводство сюжета того давнего мультфильма, а то, что триггер, который вы обнаружите, должен полностью отвечать продемонстрированному в этой мудрой сказке критерию предощущения и «предмыслил» «Сейчас спою!»

Психотехнология замены сценария.Вообще же данная психотехнология — техника замены сценария — позволяет буквально переключить поведение человека с одного неэкологичного варианта на девять (!) экологичных, используя при этом, что характерно, именно старый (неэкологичный) триггер. Делается она так.

1. Вспомните три ситуации своего неэкологичного поведения разумеется, по очереди и так, чтобы в них обязательно присутствовал достаточно 'продолжительный отрезок до начала этого самого поведения, каковое мы назовем срывом.

2. Разверните эту ситуацию как диссоциированный фильм (т. е. чтобы вы видели в нем себя) и мысленно просмотреть его, отметив момент, с которого «пошло» неэкологичное поведение — примерно так, как это изображено Ниже.

3. А вот теперь внимание: сейчас мы должны найти триггер — «запускной» момент неэкологичного поведения. Для этого даже как бы увеличив фрагмент фильма непосредственно перед моментом. срыва, обратить внимание на то, что перед этим самым срывом вы уже как-то знали, что сейчас сорветесь. Предчувствовали, что сейчас пойдете по накатанной дорожке. Так вот это самое предчувствие (хотя иногда и предвидение и предслышание) и является триггером, запускающим ваше неэкологичное поведение. Обнаружьте этот триггер, но не старайтесь добиться полной его определенности — здесь куда более важно найти эту самую «кнопочку», нежели описать ее размеры, цвет и фактуру. В идеале у вас должно получится примерно . следующее

■ ■

4. И еще раз внимание: нас надлежит определить, является ли этот триггер как бы универсальным. Дело в том, что наш мозг является весьма экономным «субъектом» и обычно для одноговида поведения выбирает опять-таки один(единый) триггер. Поэтому сделайте то, что описано в пункте 3, для двух оставшихся ситуаций срыва. И если и в них триггером неэкологичного поведения выступало нечто подобное «запускному моменту», выявленному для первой ситуации (весьма? весъма подобное, т. е. практически ни чем не отличающееся), можете быть совершенно уверены: вы нашли искомый универсальный триггер, с коим сейчас и будете работать. Если же триггеры для разных ситуаций существенно отличаются, вначале проверьте: точно ли вы выполняли инструкции и не приняли ли случайно за триггер нечто совсем другое. И ежели все было сделано правильно, но триггеры все равно остались разными, значит, у вас имеется не один, а несколько типов неэкологичного поведения, с каждым из которых вам и придется поработать (опять-таки подобрав по триситуации).

Если вы смогли обнаружить единый триггер, считайте, что более чем полдела вами уже сделано. Ибо остальное здесь является простой и в чем-то даже рутинной операцией. И первое, что вы должны в ней сделать, так это как бы оторватьвторую часть «фильма», сразу за триггером (но ни в коем случае не трогая сам триггер!) и уничтожить ее любым воображаемым способом (например, сжечь) 6. Теперь придумайте вариант «сюжета» с нормальным. заведомо экологичным развитием событий. И, вообразив это экологичное поведение (опятьтаки в виде диссоциированного- фильма), присоедините его (нового поведения) «фильм» к оставшемуся фрагменту, уберите «монтажный стык» и трижды по смотрите то, что получилось, от начала до конца сначала диссоциирование (три раза), а потом ассоциировано (также три раза), то есть сначала со стороны, а далее как бы войдя в свое тело и видя, слыша, чувствуя и совершая все, что в нем происходит, изнутри себя (а не со стороны).

7. Теперь сделайте все, что описано в пункте 5, еще дважды — с двумя новыми сюжетами, а точнее, вариантами поведения. Каждый из этих «фильмов» ему также надлежит посмотреть по три раза — сначала диссоциировано, а потом ассоциировано.

8. Теперь надобно, чтобы вы, взяв сначала вторую, а потом третью ситуацию неэкологичного поведения, проделайте то, что описано в пунктах 2—6 с каждой из них (разумеется, опять-таки по отдельности). Как вы, наверное, уже поняли, в результате единый триггер одного неэкологичного поведения станет теперь пусковым моментом девяти форм или видов поведения экологичного.

9.____________ А напоследок осуществите проверку проделанной вами работы — и одновременно так называемую пристройку к будущему. Представьте, что в недалеком будущем у вас возникнет ситуация, аналогичная использованным, и вообразите «фильм» о ее (ситуации) развитии — причем не намеренном, а по принципу «как пойдет, так и пойдет». И если вы обнаружите, что в этом фильме сразу после триггера почему-то как бы само собой осуществляется один из воссоздан- них (новых и экологичных) вариантов поведения, счи- тайте, что вы добились успеха — вероятность срыва теперь даже чисто арифметически (по теории вероят- ности) не превышает 10%.

Универсальность данной психотехнологии. Психо-технология, каковую я описал выше, является, во-пер- вых, универсальной (т. е. —как впрочем и большинство техник НЛП — пригодной для практически любых слу- чаев: вплоть до приступов боли или появления симпто- мов болезни), а во-вторых, если так можно сказать, изящно хитрой. Дело в том, что сам по себе триггер яв-ляется как бы и не более чем торчащей «над водой» верхушкой «айсберга», (если даже не просто малой частью этой верхушки). В «глубине» под ним (т. е. в глубинах вашего мозга или, точнее, бессознательного) находится некая Структура, основная часть «айсберга», обеспечивающая соответствующее неэкологичное поведение и совершающая его ради какой-то неизвестной нам цели. В идеале мы должны работать именно с ней (как именно, вы узнаете из главы «Команда вашего совершенства»). Но в том то и заключается преимущество техники переключения, сценария, что, не изменяя эту самую неизвестную нам пока структуру, мы тем не менее, умудряемся и эффективно, и эффектно как бы «подсунуть» ей новый вариант функционирования заведомо экологичный. Каковой она и принимает как руководство к дальнейшим действиям,

Так что пользуйтесь тем, что я вам предложил для переключения собственных сценариев. Во всех без исключения областях своей реальной и психической жизнедеятельности. Что значит «психическая жизнедеятельность»? Да все то, что твориться и «парится» в ваших сознании и бессознательном. Ведь не случайно даже в классической психологии любое поведение, человека подразделяется на внешнее и внутреннее. Так вот, «чистя» свое внешнее поведение, не забывайте о необходимости чистки поведения внутреннего. Например, собственных дурных предчувствий. И прошлых ошибок, каковые, не будучи осмысленны, повторяются вновь и вновь.

Разрушение дурных предчувствий. К сожалению, в нашей жизни, буквально забитой пессимистическими прогнозами и заупокойными молитвами, творимыми, в основном, журналистами (часть из них, безусловно, является яркими выразителями и носителями «четвертой» власти, но очень-очень многие — представителями «второй древнейшей» профессии...) почти каждый из нас обладает удивительной способностью, которую в соответствии с библейскими преданиями можно было бы назвать «даром Иова». Потому что сам раз за разом как накликивает на себя беды и несчастья, представляя в своей голове наихудший вариант развития событий и постепенно (или почти сразу) приходя в уверенность, что именно такой сценарий разыграется. И он действительно разыгрывается — но не в силу злопыхательства или зловредности людей, условий и обстоятельств, а просто потому, что данный сценарий становится самоосуществляющимся пророчеством или, чуть иначе, самореализующимся предсказанием, каковое(ые) в силу такой вот своеобразной настройки мозга человека обязательно сбывается(ются). Ибо бессознательно мы планируем свои действия именно в соответствии с этим самым наихудшим сценарием.

Так вот для избавления себя от «дара Иова» вы можете использовать один из вариантов психотехнологии переключения сценариев — так называемую технику разрушения дурных предчувствий (По: Дж, О'Коннор. «NLP. Нестандартные решения повседневных проблем»). Привожу ее в режиме прямой цитаты.

«Вспомните одно из обычных для вас состояний навязчивых предчувствий.

Чем оно вызывается? Конкретным человеком? Конкретными обстоятельствами?

• Определите причину, из-за которой возникают мрачные мысли. Приносят ли они какую-то выгоду вам и другим? (Выгода может быть явной и скрытой).

Подумайте, можно ли добиться той же выгоды, не погружаясь в это состояние. .

Как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы избавились от этой озабоченности?

Представьте, что больше не погружаетесь в это состояние.

Как изменилась бы ваша жизнь? Как это повлияло бы на других?

Если вы убеждены, что подобные мысли не приносят пользы или есть другой способ получить ту же пользу, вновь вообразите те причины, которые вызывают у вас такое состояние.

. Понаблюдайте за собой в тех обстоятельствах,

где возникают эти пусковые механизмы.

• Представьте, что «проснулись» и уже не реагируете на эти пусковые механизмы так, как прежде.

После подобных фантазий, как после новых сновидений, очень важно «очнуться», так как во сне вы, по крайне мере, не можете поставить себя в глупое положение или навредить другим.

Итак, наблюдайте за собой со стороны, смотрите, как совершаете нечто другое, требующее внимательности к внешнему миру.

Если увиденное вас устраивает, мысленно шагните в экран и отрепетируйте новый сценарий.

В следующий раз, когда почувствуете, что погружаетесь в мрачные фантазии, «проснитесь» и скажите себе: «Я знаю, что это. Неужели мне хочется снова в это погрузиться?»

Если вам этого не хочется, перенесите внимание на окружающий мир. Смотрите вокруг, а не в себя.

Если вам этого хочется, оставайтесь в текущем мгновении. Следите за телесными ощущениями. И спросите себя, какую пользу принесет вам пребывание в этом настроении».

Устранение прошлых ошибок.Теперь о прошлых ошибках. В принципе, формирование сценариев ваших поведения и деятельности, зачастую как раз и являются следствием импринтирования или буквально впечатка прошлых событий и обстоятельств — как правило, «пресыщенных» отрицательными эмоциями и просто неверными действиями и реакциями. И потому изменение сформировавшейся в результате программы можно осуществить с помощью еще одного варианта переключения сценариев — техники «внутреннего видео» (По: Дж. О'Коннор. «NLP. Нестандартные решения повседневных проблем»). Опять-таки просто цитирую его текст.

«Ошибки обычно сводятся к неверной оценке событий. Пришло время оценить их по-новому, точнее.

Примите удобное положение, откиньтесь назад и расслабьтесь. Вам предстоит просмотреть занимательный и поучительный видеофильм.

Вспомните случай, из которого вы хотели бы извлечь урок. Убедитесь, что воссоздаете его, глядя на происходящее снаружи. Иными словами, следите за самим собой со стороны, не занимая место участника событий. Представьте, что стали сидящей на стене мухой.

Наблюдайте за собой. Пусть события разворачиваются в воображении последовательно, как на экране телевизора. Они не вызовут бурных чувств, так как сейчас вы снаружи. Если почувствуете, что вас вот-вот втянет внутрь, вернет к прежним чувствам, представьте, что делаете шаг вперед и снова покидаете сцену событий. Помните, что вы не участник, а зритель.

Досмотрев фильм до конца, отключите телевизор и задайте себе вопрос: «Чего я пытался добиться в том случае?»

Здесь возможны три ответа:

1. В то время вы сами не очень-то понимали чего хотели, ничуть не удивительно, что вам не удалось ничего добиться.

Вы понимали чего хотели, но не смогли этого добиться. 3. Тогда вы хотели чего-то такого, что в тех обстоятельствах было совершенно неуместным. Это может вызвать желание пересмотреть свои цели.

Подумайте над следующими вопросами:

Какие советы вы дали бы самому себе в тех обстоятельствах, опираясь на преимущество оценки задним числом?

Какие уроки можно извлечь из случившегося, чтобы что-то де произошло в будущем?

Каким вы хотели бы видеть благоприятный исход той ситуации?

То, что вы сделали в прошлом, было ошибкой. Если подобные действия приносили вам успех в другим обстоятельствах, то в чем заключается принципиальная особенность данного случая, из-за которой выбранное поведение оказалось неправильным?

• Пришло время внести в ваш мысленный видеофильм кое-какие изменения. Представьте, что переживаете тот же случай заново, но на этот раз ведете себя по-другому. Наблюдайте за тем, как ход событий меняется и приводит к более благоприятному для всех участников исход.

Отключите телевизор и мысленно перемотайте пленку к началу.

Повторяйте эксперименты с различными сценариями, пока один из них не принесет чувства удовлетворения.

Просмотрите окончательный вариант, по меньшей мере, трижды, отключая телевизор после каждого сеанса.

Включив запись в четвертый раз, мысленно шагните прямо в экран. Представьте выбранный вариант, наблюдая за происходящим от первого лица. Следуйте собственным советам и ведите себя иначе. Устраивает ли вас такое развитие событий?»

Отделение поведения от контекста. И последнее о переключении сценариев. Существует вполне реальная возможность избавиться от чего-то не столько бессознательно-патологического, сколько осознаваемо-неэкологич- ного поведения — например, пьянства «за компанию» или потому, что «так надо» или «сам Бог велел» — без особой возни с внутренними триггерами. Дело в том, что в подобных случаях, в качестве оных можно рассматривать собственно условия и обстоятельства (контекст, как говорят энэлперы), в коих ненужные действия и реакции как бы провоцируются и запускаются. Так что поскольку ваше неэкологичное поведение здесь действительно почти «впечатано» или завязано в(на) некоторые ситуации его (поведения) проявления, рекомендую вам еще одну психотехнологию изменения микросценариев, — технику отделения контекста от поведения (По: К. и С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатом»).

1. Подумайте о своем неэкологичном поведении и прокрутите данное поведение как короткий фильм.

2. Увидьте в фильме, т. е. перейдите в диссоциированное состояние. И четко разделите себя и контекст. Для этого можете использовать любые различия размер, цвет, дистанция, прозрачность и т. п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если фильм далеко, увидьте себя близко.

3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Вы увидите, что «приходите» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за вами.

4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем вы.

5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.

6. Если изменений нет, проделайте это еще раз — также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.

Как отмечают Андреасы, люди, проделав это, обычно сообщают об ощущении типа «мозги перевернулись вверх дном». Именно поэтому они считают эту технику очень полезной для разрушения заякоренных связей типа «причина-следствие» (между контекстом и вами). Когда человек двигается на удвоенной скорости, стимулы появляются после его реакций на них, а следствия происходят до причины, что просто лишает их смысла. Так что вы можете использовать эту технику чтобы «стереть с доски» старые неприятные причинно-следственные связи, и «вмонтировать» какие-либо другие, более приятные.

Возможностей для применения данной процедуры существует множество. Например, отделение контекста от поведения я обязательно включаю в курс лечения бизнесменов-алкоголиков (и просто алкоголиков). Предлагаю им вспомнить все ситуации (контексты), в которых им приходится пить. Описать их — очень коротко — и на всякий случай даже как-то записать, дабы ничего не забыть. А после для каждой из них делаю отделения поведения от контекста, разрывая ассоциативную связь выпивания с ситуациями презентаций, посещения саун, визитов к девочкам и т. д. и т. п.

Особенности мысленной репетиции.Все это время мы занимались поведением и действиями как бы «От» — т. е. переделывали неэкологичное в экологичное. А вот сейчас настала пора приступить к созданию нового — тех самых уже заведомо экологичных способов поведения и действий, каковые необходимы для вашего совершенства.

Начнем мы все это с, так сказать, подготовительной (но реально работающей) техники мысленной репетиции, которая в описании все того же Дж. О'Коннора («NLP. Нестандартное решение повседневных проблем») выглядит так.

«Чтобы мысленно отрепетировать, скажем, спортивные успехи, нужно посмотреть на хороший образец того мастерства, которого хотелось бы достичь. Быть может, у вас есть свой кумир. Посмотрите подлинные видеозаписи его выступлений, а если это невозможно, воспользуйтесь «внутренним видео». Не так уж важно, кто именно выступит в роли образца для подражания. Вы можете просто представить себе, как выглядит со стороны тот, кто в совершенстве владеет выбранным вами умением.

Понаблюдав за образцом, войдите в экран и представьте, что сами выполняете то же самое. Погрузитесь в переживания, ощутите, что действительно делаете все это (подобные чувства возникают благодаря микродвижениям мышц, так как воображение заставляет их делать то, что вы представляете).

Мысленно повторите этот эпизод не меньше десяти раз.

Процесс мысленной репетиции пригоден для любых действий:

Вначале представьте, как выглядит то, что вы хотели бы сделать.

Создайте мысленную видеозапись этих событий и наблюдайте за ними со стороны.

Удовлетворившись результатом, войдите в экран и представьте, что сами это делаете.

Проведите как можно больше мысленных репетиций этих событий»...

Генератор нового поведения. Я привел здесь технику репетиции для того, чтобы вы познакомились с этим очень интересным процессом, каковой можно использовать где угодно и когда угодно. Однако то, как именно угодно использовать эти самые репетиции куда лучше передает другая (уже как бы основная) психотехнология— техника «генератор нового поведения», прямо предназначенная для создания новых действий и реакций. Согласно X. Лидер («НЛП: современные технологии») делается эта техника так.

«1. Прежде всего определите, что именно в своем поведении вы хотели бы изменить или какое новый стиль поведения хотели бы приобрести.

3. 2. Опишите его для себя, представьте себе как вы должны при этом выглядеть, что можете услышать или ощутить. А теперь вообразите себя самого, осуществляющего этот новый стиль поведения в некоторых конкретных ситуациях. Постарайтесь отмечать все, что вы должны при этом увидеть, услышать или почувствовать, а также помните об ответной реакции людей, включенных в ваше «кино». Если вам не удастся представить себя в таких ситуациях, постарайтесь вообразить кого-то из знакомых.

4. Если при этом что-то не будет вас удовлетворять в полученном образе, вернитесь к этим моментам еще раз и постарайтесь исправить их в своем сознании. Добейтесь такого состояния, которое бы полностью вас удовлетворяло.

5. Когда получившаяся картинка полностью вам понравится, «войдите» в нее, представьте самого себя, поступающего именно таким образом. И вновь отмечайте все, что вы можете в этой ситуации увидеть, услышать или почувствовать, а также ответные реакции, включенных в «картинку» людей.

6. Вы вновь можете что-то изменить в ситуации. Вернувшись на стадию 3. Отмечайте при этом любые изменения в «картинке».

7. Когда вы будете полностью удовлетворены, сконструированным вами представлением, подумайте о том, что могло- бы быть сигналом -- внешним или внутренним, зрительным, слуховым или осязательным, — который подсказал бы вам, что пора этот новый тип поведения опробовать на практике. Таким сигналом, например, могла бы быть встреча с кем-нибудь, пребывание в определенном месте или выход на сцену при публичном выступлении, внезапная слабость и т. п.

8. А теперь проделайте все это на самом деле. Представьте себе, что условный сигнал получен, время перемен наступило. Обратите внимание на то чувство удовлетворения, которое вас при этом посетит».

В описании, которое было сделано X. Алдер, как бы исчез момент использования чужого поведения для создания собственного. Поэтому на всякий случай привожу вам еще одну «инструкцию» к методу «генератор нового поведения» — М. Аткинсон (по материалам проведенного ею тренинга «Стратегия продаж». С небольшими изменениями).

1. Создайте и как бы со стороны проиграйте внутренний сценарий, в котором Вы видите, что Вы ведете себя так, как Вам. нравится. Если; сразу это не получается, для начала пусть это будет ваш знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как Вам хотелось бы. Когда герой, исполняющий «главную роль в сценарии», выбран (может быть, это Вы или другой человек), просмотрите этот фильм от начала до конца. А после поместите себя в этот образ и сделайте все необходимые изменения, чтобы теперь именно Вы заняли место главного героя, и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз, чтобы внести эффективные изменения.

2. Добавьте звуковое сопровождение. Каким Вы хотите слышать звучание своего голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет — сделайте нужные изменения.

3. Войдите в новый образ себя. Сейчас, когда Вы в своем новом образе, подвигайтесь в нем, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли Вы себя так, как Вам хотелось бы? Смотря изнутри этого образа, проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда это новое поведение достаточно подробно изучено и принято, заякорите его, а затем сделайте проверку.

«Мне интересно как...». Ну а что делать, если новый сценарий как-то не получается, с «скалькировать» его вроде бы и не с кого? Вообще-то в этом — действительном, а не вызванном вашим лентяйством —случае рекомендуется использовать так называемую стратегию Уолта Диснея, каковую я опишу далее. Однако есть в гигантском арсенале техник психотерапевтических интервенций нейролин-гвистического программирования психотехнология, каковая позволяет как бы довольно изящно «выкрутиться» из этакой неприятной ситуации — причем исключительно за счет возможностей собственного бессознательного. Называется она техника стратегия «мне интересно как...» (По: Л. Деркс, Я. Холландер. «Сущность НЛП»). «Стратегия «Мне интересно как...» представляет собой простой, но эффективный способ активизирования неосознанного знания и творческого начала... Данная стратегия была разработана Аннеке Мейер на основе мыслительных процессов Жене Ерли. Стратегия функционирует следующим, образом:

1. Определи, какой процесс ты хочешь сделать наиболее оптимальным

Спроси у себя: «В чем именно заключается сложность моего мышления/ощущения/действия, в каком месте этот процесс прерывается?»

2. Сформируй образы того, как обстоит дело сейчас, и как ты хочешь, чтобы оно обстояло

Сформируй четкую визуальную репрезентацию того состояния, в котором ты сейчас пребываешь (твое «нынешнее состояние»), и того состояния, к которому ты стремишься (твое «желаемое состояние»).

3. Задай вопрос «Мне интересно, как...»

Прояви заинтересованность в следующем этапе данного процесса, создай пространство для неосознанного знания, твоей интуиции, задавая себе вопрос (глядя при этом на картину репрезентации прерванного процесса):

«Мне интересно, я спрашиваю самого себя, как... я могу добавить в этот процесс следующий этап...».

Посмотри на свою репрезентацию, словно ты находишься в своем собственном кинотеатре и видишь изображение на экране.

В это время: подложи одну руку под подбородок, а другую руку под локоть.

4. Осознай появившуюся у тебя реакцию

У тебя все получилось? Если да — прекрасно. Если нет, используй полученную информацию для улучшения репрезентации. Повторяй вышесказанное до тех пор, пока не будешь знать следующий этап и/или пока процесс, который был прерван, не продолжится.

Варианты использования других сенсорных каналов: Воспроизведи нынешнее и желаемое состояние с помощью звуков (аудиальная система). Займи место в концертном зале своей жизни, прислушайся к тому, что услышишь.

Воспроизведи нынешнее и желаемое состояние посредством ощущений и движений (кинестетически).

Встань и постарайся почувствовать, какие импульсы и движения произвольно появляются у тебя».

Стратегия Уолта Диснея.Однако может случиться так, что либо ваше бессознательное откажется вам подсказывать (между прочим, боги не помогают в том, что человек должен сделать сам), либо сценарий нового действа окажется ну просто жуть каким сложным. Именно тогда я и рекомендую вам, дабы создать нечто новое (кстати — не обязательно сценарное) и/или выйти из тупика (не только, так сказать, поведенческого), воспользоваться «классической» для нейролингвистическо-го программирования и имеющей весьма широкое применение в осуществлении творчества вообще техникой «стратегия Уолта Диснея». Данная психотехнологиябыла создана Р. Дилтсом, который выяснил, что У. Дисней интуитивно обнаружил, что лучше всего искать нестандартные решения, используя три различных роли или позиции восприятия: Мечтателя, Реалиста и Критика. Делается эта психотехнология так (По: Дж. О'Кон-нор, Дж. Сеймор. «Введение в НЛП»).

«1. Выберите программу, которой вы собираетесь заняться, причем она может быть настолько трудной насколько вы хотите. Не думайте пока о ней. Подберите три места перед собой, в которые вы сможете вступить. Одно для вашего Мечтателя, одно для Критика и одно для вашего Реалиста.

2. Подумайте о том времени, когда вы на самом деле были креативны, когда ваш Мечтатель действительно создал нечто творческое. Войдите в расположенную перед вами позицию Мечтателя и переживите то время. Вы закрепили свои ресурсы и стратегию Мечтателя на этом месте.

Если вам трудно найти доступ к креативному референтному опыту, то найдите метафору для той проблемы, которая помогла бы вам мыслить креативно. Или же вы можете смоделировать того человека, которого вы знаете как креативного Мечтателя. Прежде чем возвращаться к процессу, пойдите и спросите его, как он вводит себя в такое состояние. Возможно, вам будет необходимо разбить проблему на более управляемые куски. Не пытайтесь думать реалистично, это будет позже. Не редактируйте и не оценивайте. Вы даже можете отвлечь свое сознание прослушиванием музыки или выполнением каких-нибудь физических действий. Когда вы намечтались всласть, выйдите обратно в метапозицию.

3. Подумайте о том времени, когда вы были предусмотрительны и реалистичны относительно некоторого плана — вашего или чьего-то еще. То время, когда вы приводили какой-нибудь план в действие изящным и эффективным способом. Если у вас возникли трудности, подумайте о человеке, которого вы смогли бы моделировать.. Либо спросите, что он думает относительно приведения плана в действие, либо прикиньтесь им. «Если бы я был X, как бы я приводил план в действие?» Действуйте так, как будто вы и есть X. Когда вы будете готовы, перейдите в позицию Реалиста. На этом месте вы заякорили свои ресурсы и состояние «чистой реальности». Когда вы закончите переживать свой опыт реалиста, вернитесь в метапозицию.

4. Наконец, оценка. Критик. Вспомните то время, когда вы критиковали какой-нибудь план конструктивным способом, видели как слабость, так и силу, выявляли проблемы. Это мог быть один из ваших собственных проектов или проект коллеги. Опять же, если это трудно, моделируйте известного вам хорошего критика. Когда у вас будет референтный опыт, перейдите на третье место, определенное вами, и переживите опыт. Когда закончите, выйдите.

То, что вы сделали, — это якорение Мечтателя. Критика и Реалиста в трех различных местах. Вы можете использовать три места в своем рабочем кабинете или даже три отдельные комнаты. Возможно, вы обнаружите, что переход в одну позицию оказывается для вас более легким, чем переход в другие. Вы могли бы сделать некоторые заключения относительно тех планов, которые вы реализуете. Каждая из этих позиций сама по себе фактически является стратегией. Данная стратегия творчества является суперстратегией, включающей в себя три отдельные стратегии.

5. Возьмите проблему или результат, с которым вы хотите поработать. Встаньте на место Мечтателя и дайте свободу своим мыслям. Мечтатель не обязан быть Реалистом. Мечты обычно представлены картинками, и ваш мечтатель, вероятно, использует визуально сконструированные представления. Небо — это ограничение. Не позволяйте реальности давить на ваши мысли. Мегамозговой штурм. Что бы вы сделали, если бы точно не могли потерпеть неудачу? Мечтателя можно было бы выразить одной фразой: «Интересно, что будет, если...» Когда вы закончите, вернитесь в метапозицию. Что бы вам ни говорили в школе, мечтание может быть полезным, креативным и приятным времяпрепровождением.

6. Войдите в позицию Реалиста и подумайте о плане, о котором вы только что мечтали. Упорядочьте свои идеи. Как их можно реализовать на практике? Что следует изменить, чтобы сделать их более реалистичными? Когда вы будете удовлетворены ответом на эти вопросы, вернитесь снова в метапозицию. Фраза для реалиста: «Как я могу это реализовать?» Ваш Реалист — это по преимуществу кинестетик, человек действия.

7. Далее, войдите в позицию Критика и проверьте и оцените свой план. Может быть, что-то упущено? Если этот план требует сотрудничества с другими людьми, то что они найдут в нем для себя? Что вы сами получите из его реализации? Это интересно? Каковы неожиданные результаты и компенсация? Критик спрашивает «Что упущено? Что это мне даст?» Оказывается, Критик более оперирует внутренним диалогом.

Снова войдите в позицию Мечтателя и внесите в план творческие изменения, учитывая то, чему вы научились у критика и реалиста. Продолжайте переходитьиз позиции в позицию до тех пор, пока ваш план не будет конгруэнтно устраивать каждого из них. В каждой позиции у вас будут свои, отличающиеся от других физиология и неврология, поэтому убедитесь в том, что результат не изменяется от одной позиции к другой».

Техники усиления мотивации.Ну а напоследок в этом разделе — еще несколько психотехнологий, которые как бы объединяют в себе взмах и работу со сценариями. Первая из них касается мотивации, сиречь желания, поскольку для того, чтобы совершенствоваться нужно не только (или даже не столько) уметь, но еще и (сколько) хотеть (да-да, иногда хотеть даже важнее — хотеть настолько, чтобы мочь). На создание этого хотения, сиречь мотивации, как раз и ориентированы две последующие техники: подготовительная и основная.

Скажите, наверное, прямо сейчас у вас есть нечто такое, чем следовало бы заниматься, но вы не делаете этого, потому что не хочется? Давайте, например, предположим, что это английский язык, учебник которого вот уже две недели лежит у вас на рабочем столе, вызывая всем своим видом позывы тошноты и рвоты. Что ж, давайте воспользуемся тем, что я назвал «упрощенной техникой создания мотивации».

1. Сядьте и с открытыми глазами в течении некоторого времени посмотрите на учебник, одновременно попробовав ощутить то, насколько же он (английский язык) вас «достал».

2. Закройте глаза и подумайте о любой ситуации, в которой вы чувствовали желание действовать — или любые другие хорошие чувства, которые вы хотели бы ощущать по отношению к English. Мысленно войдите в себя в этой ситуации и преисполнитесь всеми этими чувствами.

3. Теперь на 2-3 секунды откройте глаза, посмотрите на учебник и снова вернитесь к своим приятным воспоминаниям (здесь главное, чтобы приятные чувства у вас не успели полностью исчезнуть).

Откройте глаза и посмотрите на учебник 5-7 секунд, после чего опять вернитесь к тем самым чувствам.5. Проделайте это еще несколько раз, всякий раз увеличивая «время рассмотрения», после чего выждав несколько минут проведите то, что в НЛП называется «поведенческой проверкой». Отвернитесь к стене или посмотрите в окно, расслабьтесь, успокойтесь, а после этого снова посмотрите на учебник. И отметьте свою реакцию и чувства.

Что, это подействовало? Естественно, потому что в нейролингвистическом программировании мы работаем как бы напрямую, изменяя опыт и психику человека безо всяких интерпретаторов и посредников, как это принято в «классической» психотерапии.

А теперь официально сообщаю вам, что техника создания мотивации, описанная в начале этого раздела, была намеренно упрощена. И являлась как бы своеобразной «популяризацией» более сложной (но и более эффективной в мотивационном плане) техники «шоколад леди Годива» (уж простите энэлперов за экзотическое название!). И чтобы «замотивировать» себя (на что угодно) с помощью этой психотехнологии, вам необходимо осуществить следующую последовательность действий (По: К. и С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»' С изменениями.).

1. Мотивирующая картина. Создайте видимую из своих глаз картину некой вещи или деятельности, которой вы испытываете дикое желание наслаждаться (шоколад, к примеру). Быстро отставьте ее в сторону.

2. Картина задачи. Создайте картину самого себя (со стороны), делающего что-то, что вам нужно делать да так что вы могли бы заодно и получить от этого удовольствие.

3. Экологическая проверка. Есть ли что-то в вас, что возражает против того, чтобы вы получали удовольствие, делая дело, относительно которого вы решили, что вам нужно его сделать? Если да, уговорить это что-то.

4. Техника зрачка.

А. Увидьте мысленным взором картину задачи 2), с мотивирующей картиной прямо позади нее. Быстро откройте маленькое отверстие в центре картины 2), так чтобы вы могли видеть картину 1) через это отверстие. Заставьте отверстие быстро открыться до такой величины, чтобы вы могли получить полную чувственную реакцию на картину 1).

В. Теперь быстро уменьшите отверстие, но лишь настолько быстро, чтобы при этом вы могли сохранить чувственную реакцию на картину 1).

В. Повторите шаги 4А и 4Б еще несколько раз, так быстро, как только можете. В результате надо соединить ощущения мотивирующей картины с картиной задачи.

5. Проверка. Посмотрите на картину задачи 2). Тянет ли вас к ней? Если нет, повторите шаг 4 или же вернитесь к предыдущим шагам, чтобы быть уверенным, что ваши элементы верны.

Создание Сильного Себя.Ну а самая последняя в этом разделе психотехнология, опять-таки как бы объединяющая в себе создание образа «Я» и делание сценариев поведения, называется немного странно — техника единения ожиданий. Но в сути своей ориентирована на создание такое интересной вещикак Сильного Себя (каковой обязательно должен являться объектом самосовершенствования (По: М. Аткинсон и материалам мастерского курса НЛП. ИГИСП).

1. Создайте карту образа самого себя.

Изобразите себя так точно, как можете.


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.101 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты