Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Уникальность вашей личности




«Эксперт — любой человек не из нашего города».

Правило Марса

Что такое самооценка.Ну вот, теперь-то, после того как вы/мы разобрались с поведением и состоянием, можно уже приступать и к святая святых: вашей собственной, неповторимо уникальной, но, увы, скорее всего, весьма далекой от совершенства личности. В разрезе ее качеств и способностей, что в сути своей есть одно и то же, ибо уверенность в себе как качество личности вполне может рассматриваться как способность быть уверенным.

Сразу же оговорюсь: большинство из ранее описанных в этой книге психотехнологий — прежде всего яко-рение, взмах и «чудесный магазин»— вполне могут быть использованы для создания новых способностей и качеств вашей личности. Но повторяться я не люблю, и потому в этом разделе будут описаны другие, зачастую, совершенно новые техники совершенствования личности (исключение будет сделано только для иного, нежели описано ранее, варианта психотехнологии взмаха).

С чего мы здесь начнем? Да с того, что составляет базис, основу этого сложного образования (я, разумеется, имею в виду понятие «личность»). С вашей собственной самооценки, ибо она и есть своеобразный костяк, «скелет» вашей личности, на котором и гнездятся «мышцы» ваших способностей и личностных качеств. И вы можете быть сколь угодно совершенным, но если при этом низко оцениваете себя, все это ваше совершенство окажется просто нереализованным — точнее, не реализуемым и не используемым. Ибо, как очень точно заметил М. Холл, человек не будет гением, пока не поверит, что в нем есть сила и гениальность.

Итак, самооценка. Образно ее можно сравнить с кристаллом с множеством граней, где сам по себе кристалл (или его качество) представляет собой общую самооценку (то есть себя, любимого или не очень, но как бы в целом), а грани соответствуют частным самооценкам (себя в различных ипостасях). Общая самооценка существенно влияет на уровень частных самооценок (хотя они и обладают относительной независимостью), поэтому с нее-то мы и начнем.

Скажите, если мы воспользуемся уже привычной вам десятибалльной шкалой, насколько высоко вы оценили бы себя по ней в целом? В данном случае десять баллов соответствуют максимально высокой самооценке — полному и безоговорочному принятию себя как не просто уникальной, но еще и безоговорочно достойной личности, а один балл представляет минимальную самооценку — восприятие себя как полного ничтожества. Сколько там у вас получилось? Пять-шесть баллов? Все правильно — как и у большинства. Вот только нечего здесь гордиться принадлежностью к этакому среднему — по самооценке — классу, ибо эти самые пять-шесть баллов на самом деле свидетельствуют о том, что на пятьдесят-шестьдесят процентов вы себя любите, а на сорок-пятьдесят — ненавидите. И это просто грустно, поскольку ненависть к себе всегда была плохим подспорьем в личностном росте и самосовершенствовании, ибо мы редко совершенствуем то, что ненавидим, а, наоборот, предпочитаем ненавидимое разрушать и уничтожать (так не в низкой ли самооценке кроятся корни саморазрушительных действий против себя — ведь тогда получается, что тот же алкоголизм и наркомания есть не только добровольное безумие, но еще и добровольное самоубийство?). Так что давайте поднимем вашу общую самооценку до должного уровня, а именно до де- сяти баллов. Да, именно так — до десяти из десяти возможных и никак не меньше. Потому как нечего вам втесняться столь высокой самооценки, ибо она будет основываться не на привычных стандартах сравнения («у меня «мерсюк», а у тебя «жигуль» — значит, я круче тебя»), а на полном и безоговорочном принятии себя как единственного и неповторимого. Если хотите — подлинной реализации принципа «Азм есмь», что в более современной транскрипции значит «я есть я и это здорово!».

Описание повышения самооценки. Разработанная мною на основании работ М. Холла психотехнология создания высокой самооценки проста, но своеобразна, отчего я позволю ее пространно прокомментировать.

Итак, первое, что вам необходимо сделать, так это где-то прямо перед собой, в пространстве, представить собственный образ — себя как человека, оцениваемого вами же на пять-шесть баллов из десяти возможных. Никаких особых требований к содержанию данного образа не предъявляется за исключением уже упомянутого: это вы, но тот, которого оцениваете на пять-шесть баллов. Одеты вы можете быть во что угодно, хотя далее, когда мы будем работать над частными вашими самооценками, одежда эта должна соответствовать той области, с которой вы работаете (так, если вы повышаете оценку себя как начальника, вряд ли уместным будет работать с вашим нетленным ликом, облаченным в сомнительной свежести домашние штаны и застиранную майку).

Теперь, после того как образ сформировался (именно так — лучше не представляйте его, а дайте этому образу возникнуть как бы самостоятельно), отодвиньте его в сторонку, после чего приступайте к работе с тремя состояниями, последовательное введение которых в этот самый образ и сформирует вашу высокую самооценку. Первое из этих состояний именуется весьма своеобразно: «принимаю, хотя и неприятно». Вспомните-ка любую ситуацию из вашей жизни, когда вы что-то принимали, хотя это и было неприятно. Дождь, который помешал вашей прогулке или «пикнику на обочине». Автомобильную пробку, которая не позволила вам без помех добраться до дома. Или нашу Думу, которую все при- нимают, хотя и неприятно. Учтите: вашему бессознательному абсолютно наплевать на то, откуда, то есть из какой области вы извлечете это самое состояние. Главное здесь только то, чтобы данное ваше принятие не-приятного было не истеричным («жена стерва, но ведь живу с ней, а значит, принимаю!»), но, так сказать, философским («пошел дождь, а это значит, что от прогулки придется отказаться; жаль, конечно, немного неприятно, но я это принимаю»).

После того, когда вы вспомнили ситуацию «прини- маю, хотя неприятно», вам надлежит мысленно войти в себя в этой ситуации и ощутить это самое состояние, причем весьма конкретно, сиречь определить, где (в голове, в руках, в шее или в груди и т. д.) и как (как плотное или разреженное, круглое или квадратное — и т. п.) оно ощущается. Теперь — ощущая данное состояние, так сказать, в натуре и конкретно — оцените, пожалуйста, его интенсивность по уже известной вам десятибалльной шкале. Сколько там у вас «набежало»? Только четыре? Не огорчайтесь — сие нормально, ибо вы вспоминаете ощущение, а не переживаете его воочию.

Однако четыре балла интенсивности ощущения — это явно недостаточно для постановки самооценки. Поэтому представьте, что где-то вне или внутри вас находится этакий регулятор интенсивности состояния (поворотный или ползунковый — это уж вам самому выбирать), а над ним — шкала этой самой интенсивности со стрелкой, которая сейчас замерла на отметке четыре из десяти возможных. И начните плавно поворачивать или двигать этот регулятор, одновременно с интересом наблюдая за движением стрелки. Задача ваша проста: «довести ее до отметки десять, а если при этом у вас еще и уплотнится или расширится состояние «принимаю, хотя неприятно», то это уж, так сказать, как бог велел. «Десятка» достигнута? Прекрасно! Тогда верните образ самого себя (опять поставьте его перед собой) и любым образом как бы спроецируйте на него состоите «принимаю, хотя неприятно». Годится любая метафора передачи: в виде луча света и энергии или даже потока жидкости, которую, как губка, впитывает ваш образ себя (во время Мастер-класса «Построение человеческого совершенства» один из участников спросил: «А можно я наберу это состояние в водяной пистолет и спрысну из него свой образ?», на что я ответил: «Ну конечно же можно!») Закончили? Отлично! Теперь по такой же схеме поработайте (последовательно) с еще двумя состояниями: благодарности и признательности, а также почитания и благоговения. Первое из них вспомнить достаточно легко, ибо с трудом верится, что вы никогда и ни к кому не испытывали эти самые признательность и благодарность. Сложнее со вторым, ибо подлинное почитание и благоговение вообще-то свойственно только глубоко религиозным людям. А несмотря на то, что нынче модно верить в бога, в таком вот эмоционально-духовном плане наше общение с Высшими Силами представляется весьма убогим (не случайно же народ метко окрестил членов правительства и прочих власть имущих, в обязательном порядке присутствующих в церкви на торжественных молебнах и богослужениях, «подсвечниками»). Что ж, может быть, подобное состояние у вас было, например, во время потрясающе красивого заката где-то над морем или в горах, когда вас буквально захватило благоговение перед красотой и гармонией мира. Используйте все, что подойдет. В любом случае и для благодарности-признательности, и для почитания-благоговения, вам надлежит действовать по вышеописанному алгоритму. А именно вспомнить ситуацию, когда вы испытывали нечто подобное, мысленно войти в нее (точнее — в себя в ней), «опредметить» искомое состояние в теле, оценить его интенсивность, довести эту интенсивность до максимума, после чего спроецировать данное состояние на собственный образ. Сделали? Тогда посмотрите еще раз на «картинку» самого себя и скажите: это образ человека, который оценивает себя на сколько баллов? Что, на все десять? Так именно этого мы и добивались — за счет того, что вы сначала приняли себя, ну а потом испытали к себе же благодарность и признательность, а также почитание и благоговение. Теперь осталось последнее в данной психотехнологии — ввести этот новый образ в себя. Мысленно возьмите собственный портрет руками и как бы втяните его в свое тело, дав ему заполнить всего вас — до кончиков пальцев рук и ног. А теперь снова определите собственную самооценку. Что, девять с половиной? Жаль, что не десять, но это часто бывает — некоторая потеря при переходе нового образа себя из диссоциированного в ассоциированное состояние. И уж во всяком случае девять с половиной (не недель, а баллов) это куда как лучше, нежели ваши прежние пять-шесть...

Алгоритм создания самооценки. Приведу полный алгоритм данной процедуры — техники создания высокой самооценки.

1. Оцените по 10-балльной шкале свое собственное общее отношение к себе самоуважение и самооценку (можно как в целом, так и по отдельности, если между ними существует заметная разница). Если полученные (опять-таки общие) оценки достаточно высоки, определите специфический контекст или ситуацию, которая является для вас проблемной (например, вы можете терять самоуважение при разговоре с авторитетным начальником), и работайте именно с этим аспектом самоотношения. Если же оценки невысоки, работайте «в общем». То есть задайтесь вопросом, не ощущаете ли вы явственную склонность к самоосуждению, сомнениям в себе или не принятию себя—в целом или в каких-то контекстах и ситуациях. И оцените для выявленного уровень самоуважения и самооценки по рекомендованной 10-балльной шкале.

Проанализируйте обнаружившиеся провалы (естественно, по одному). Сами для себе ответьте на вопрос, ведет ли подобное самоосуждение, сомнение в себе или не принятие себя к тому, чтобы сделать вашу жизнь экологичной, эффективной и счастливой? Придает ли оно вам силы в личностном плане? Является ли тем способом жизнедеятельности, который вам подходит? Может быть вам «этого» уже «довольно»? Тогда готовы ли вы дать себе шанс увеличить ваше самоуважение и самооценку? Если нет, удовлетворите все возражения противящихся этому частей1 либо просто попросите их не мешать эксперименту. Если да, (фазу переходите к следующему шагу.

3, Локализируйте и опредметьте ваши самоуважение и самооценку и (или) представьте образ себя — такого, который их имеет в недостаточной степени.

4. Получите доступ к состоянию принятия, вспомнив или вообразив все что угодно (человека, ситуацию, природное явление и т. п.), что вам не очень нравится, но вы это принимаете (например, ваш может не нравится снег, но вы его принимаете). Локализируйте, опредметьте, оцените и (при необходимости) усильте это состояние принятия.

5, Войдите в состояние принятия настолько полно и совершенно, насколько это для вас возможно, и привнесите его в свои самоуважение и самооценку, одновременно как бы спроецировав это состояние на образ самого себя.

6. Получите доступ к состоянию признательности (благодарности), вспомнив или вообразив то, что бе-зоговорочно вызывает у вас это (эти) чувства. Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте данное состояние.

7, Войдите в состояние признательности (благодарности) полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав принятие на образ самого себя.

8. Получите доступ к состоянию почитания (благо-говения или глубокого уважения), вспомнив или сообразив нечто, безусловно вызывающее у вас данные состояния (если не найдете ничего в физическом мире, используйте феномены мира высшего Природа, Бог,

1 Используйте для этого, например, психотехнологию объединения частей, описанную далее в разделе 5.2. Космический Разум или Абсолют). Локализуйте, оп-редметьте, оцените и усильте эти состояния.

9. Войдите в состояние почитания полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав данное почитание на образ самого себя.

10. Оцените по 10-балльной шкале получившийся в результате процедуры уровень самоуважения и самооценки и в случае, если он вас устроит, введите в свое тело трансформировавшийся в результате образ самого себя, как бы втянув его внутрь и расширив там до своих телесных объемов.

11. Повторите шаги 1—10 для всех остальных кон-текстов и ситуаций, где вы чувствуете недостаток самоуважения и самооценки.

12. Осуществите подстройку к будущему, представив, как легко и элегантно вы будете теперь двигаться по жизни.

Самооценка с точки зрения ролей.Теперь вспомним, что самооценка бывает не только общая (в общем), но еще и частная. И займемся анализом вашей личности. Здесь — в плане анализа — я рекомендую вам воспользоваться данными широко известного в психологической науке теста «20 .вопросов» или, иначе, «Кто я?» Делается он так. Представьте, что к вам ,— например, на улице или в другом месте — подошел незнакомый человек и, в упор глядя на вас, спросил: «Кто вы?» Разумеется, его интересуют не ваши анкетные данные, а, так сказать, суть. И потому отвечаете вы первыми пришедшими на ум определениями себя, например, мужчина, студент, муж. Попробуйте дать двадцать таких определений — разумеется, не повторяющихся — каковые вкупе представят весь (или почти весь) ваш ролевой набор, то есть совокупность ролей, каковые вы исполняете, так сказать, по жизни. А теперь, получив этот список, начните последовательно определять свою самооценку для каждой из этих ролей, используя все ту же десятибалльную шкалу. Насколько вы, например, оцениваете себя как мужчину? Что, только на четыре бал- ла? Ну так не удивляйтесь своим сексуальным проблемам, которые, буде их даже пока нет, скоро появятся. Лучше доведите свою «мужчинную» самооценку до десяти баллов, и приятно удивите бог весть откуда взявшейся потенцией любимую женщину (или любимых женщин). Разумеется, подобную процедуру поднятия самооценки нужно осуществить для всех своих ролей — по алгоритму, который описан выше.

Создание нового себя. Теперь, когда необходимый костяк у вас уже создан, начнем наращивать на него мясо — сиречь, необходимые способности и качества личности. Для чего, во-первых, познакомимся — сначала теоретически, а потом уже и практически — с очень важной для нас и крайне интересной психотехнологией, позволяющей создавать в себе любые новые способности и качества личности, отталкиваясь от проблем, которые с этими способностями и качествами личности у нас связаны.

«В оригинале» в нейролингвистическом программировании эта психотехнология называлась техника четырехшагового рефрейминга. Как следует из названия, она выполняется в четыре шага. Однако ниже я привожу куда более полное описание данной процедуры, в которой шагов этих насчитывается восемь. Описание это сделал А. Карелин в своей книге «Психология изменений», причем в самом общем виде и именно в таком виде (но с изменениями) я его и привожу. Данная процедура (кстати, названная данным автором весьма символически: «Новый Я»), может вами использоваться для совершенствования себя в области любых проблем способностей и качеств личности.

1. Осознайте свою проблему и назовите ее словом или словосочетанием. Это делается для фиксации соответствующего фрагмента вашей личности. Важно, чтобы изменения касались только этого проблемного аспекта, а не расплывались на другие области жизни. Удобным способом получения данного эффекта является обозначение качества, подлежащего изменению, словом.

2. Мысленно переживите две-три жизненные ситуации, когда проблема беспокоила больше всего. Получить полный доступ к переживаниям мы можем, лишь находясь внутри ситуации. Поэтому на данном шаге процедуры все делается в ассоциированном состоянии. И здесь важно найти привязку к телесным ощущениям, то есть определить, какие телесные состояния соответствуют проблемной ситуации.

3. Диссоциируйтесь от ситуаций, связанных с проблемным качеством.Другими словами, посмотрите на все происходящее с позиции стороннего наблюдателя. Скорее всего перед вашим внутренним взором откроется неприятное зрелище. Хотя вы и отделены от ситуации, но ощущение дискомфорта и негативные переживания, связанные с увиденным, будут присутствовать.

4. Начните изменять образ самого себя в проблемной ситуации, делая его все более и более негативным.Сделайте этот образ максимально неприятным, и в это время сжимайте левый кулак. Причем, чем неприятнее образ, тем сильнее сжимайте кулак.

На пике негативного переживания надо разжать пальцы.

Как совершенно справедливо утверждает А. Карелин, сжимание руки в данном случае выступает в качестве механизма обратной связи, позволяющего регулировать силу переживания. Ибо непосредственно человек не умеет делать это произвольно. А вот регулировать силу сжатия кулака по своему желанию не представляет никакой трудности. Установив же взаимосвязь между мышечным напряжением и психологическим переживанием, можно легко регулировать интенсивность последнего — этого самого переживания.

При этом данный автор отмечает очень важный момент, по которому еще одной функцией руки в процедуре является получение доступа к ощущениям тела (а мышечное напряжение безусловно относится к таковым). Дело в том, что весь процесс изменения мы как бы отдаем на откуп вашему бессознательному. На уровне сознания обрисовывается лишь исходное проблемное состояние и то, к чему ему стоит стремится, то есть желаемое состояние. Задача здесь заключается в том, чтобы продемонстрировать бессознательному, что подлежит изменению, и в каком направлении. Доступ же к самому бессознательному как раз и возникает через телесные ощущения. Ибо наше тело — это овеществленное бессознательное. Бессознательное, которое можно увидеть и потрогать. Именно поэтому, связывая первое и второе состояния с мышечным напряжением, мы фактически предоставляем бессознательному возможность иметь доступ к главным ориентирам предстоящего изменения.

И еще одно замечание А. Карелина. Рекомендация использовать именно левую руку на данном шаге процедуры относится к тем, у кого правая рука является ведущей от рождения. Если же человек левша, то на этом этапе процедуры ему лучше использовать правую руку.

5. Как бы смоделируйте желаемое состояние1. Создайте образ самого себя в будущем и посмотрите, как вы будете выглядеть после того, как проблема перестанет быть проблемой. Как изменятся ваши движения и ощущения. Какие новые особенности обретет ваш же голос.

Задайте себе вопрос: «Для чего я хочу избавиться от проблемы?» Ответ на него часто и является формулировкой названия того, к чему стоит стремится. В желаемом состоянии просто нет места проблеме. Оно предполагает наличие у человека новых качеств, нивелирующих действие проблемы.

Если вам понравился сконструированный образ себя в будущем, то ассоциируйтесь с ним. Или, другими словами, «шагните» внутрь себя и ситуации и ощутите, как вы будете себя чувствовать после всех изменений. Если вас устраивают эти переживания, можно переходить к следующему шагу процедуры. Если нет, надо произвести необходимые дополнения. Например, добавить легкости в движениях или твердости в голосе. Все зависит от вашей фантазии, а также и контекстов будущего состояния.

 

1 Термин «состояние» используется здесь в контексте модели НС — ЖС — С. К.

6. Снова вернитесь в позицию Стороннего наблюдателя, то есть диссоцийруйтесь от будущей ситуации. Посмотреть на себя, на все то, что происходит, на свои действия. Делайте так, чтобы образ становился все более и более привлекательным и визывал массу позитивных переживаний. Одновременно сжимайте правый кулак по тому же самому «принципу»: чем сильнее переживания, тем сильнее мышечное напряжение. На пике позитивных ощущений надо опять-таки разжать пальцы.

Теперь у вас есть два образа: один слева; другой справа. Они оба находятся в поле вашего внутреннего зрения. Созерцание изображений вызывает положи-тельные переживания, ведь это результат приложен-ных усилий и «строительный материал» будущих позитивных изменений.

7. Вытянутыми руками как бы прикоснитесь к образам и начинайте мысленно сближать картины проблемного и желаемого состояний. Одновременно и синхронно сближать руки так, что в момент, когда произойдет объединение образов, соединятся и ваши руки. Правда, довольно часто соприкосновение рук происходит чуть раньше, чем слияние образов, но это вполне допустимо, так как ускоряет процесс объединения.

А. Карелин упоминает об еще одной функции рук в ходе процедуры. О том, что они, по сути, выполняют роль якорей, удерживающих соответствующие состояния (сиречь, качества личности). Поэтому соединение рук приводит к объединению двух состояний. А поскольку одно относится к прошлому, а другое к будущему, то их встреча позволяет задать направление желаемых изменений.

После того, как вы соединили руки, дождитесь пока образы объединятся. И посмотрите, нравится ли вам новый образ себя? Все ли в нем так, как хотелось бы? Если что-то не устраивает, например, слишком много негативных черт осталось от образа прошлого, проблемного состояния, то это можно легко исправить. Просто снова разводя руки, как бы разводите и образы.

Затем добавьте или усильте соответствующие пози тивные черты. А после снова соедините руки и образы.

Данную процедуру можно повторить несколько раз, по-ка итоговый образ не станет устраивать вас на все сто процентов.

8. Теперь объедините итоговый образ со своим собственным телом. Другими словами, погрузить об раз в себя или, иначе ассоциируйтесь с ним. Для этого, переплетя пальцы, приближайте руки к своей груди,

одновременно мысленно придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, можете расцепить руки и даже обнять себя, переживая процесс объединения. Обратите внимание на то, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями вашего тела. Когда переживания закончатся, можно опустить руки.

Образ совершенного себя. Сразу же «повинюсь»: несмотря на все уважение к «первоисточникам», я сильно модифицировал вышеописанную процедуру. И разработал технику создания совершенного себя, како-вой и предлагаю вам воспользоваться в дополнение (или вместо) вышеприведенного.

1. Определите область в которой вы собираетесь добиться совершенства. Проще всего это сделать, составив два списка слов: отражающих ваше нынешнее несовершенство и представляющих ваше же будущее совершенство (попарно, например, «неуверенный в себе» «уверенный в своих силах сделать все, что можно и должно»). Список этот может включать более чем одно качество или свойство вашей психики, однако помните, что максимальный объем нашей кратковременной памяти 7±2 структурированных блока информации. Поэтому, не зная толком своих возможностей, не экспериментируйте «За раз» более чем с пятью чертами (а лучше просто работайте с каждой парой no-отдельности). Оцените свою внутреннюю готовность к этому совершенству по 10-балльной шкале. 2. Возьмите список своих несовершенств ипредставьте прошлые ситуации, в которых вы их проявляли.Начните с диссоциированного их рассмотрения (т. е. как бы глядя на себя со стороны), после чего ас- социациируйтесь с собой (т. е. как бы войдите в себя вэтих ситуациях и начните смотреть на все происходящее как бы из своих глаз). Постарайтесь при этом максимально полно ощутить состояние собственного несовершенства — пережить его до неприязни.

3. Удерживая эти ощущения, вытяните под углом в 45° от себя (параллельно полу) свою недоминантную руку(левую для правшей и правую для левшей), сложите пальцы в кулак(но не сжимайте их) и помес-тише интегральный образ несовершенного себя в пространстве над этой рукой.А далее начните из-менять этот образ, делая его все более негативным, одновременно сжимая пальцы в кулак и усиливая свою неприязнь к нему до полного неприятия. В буквальном смысле этих слов, рисуйте на себя неприятную карикатуру или шарж. На пике негативного переживания разожмите пальцы.

4. Вообразите образ совершенного себя в будущем. Мысленно нарисуйте себя обладающим полным набо- ром свойств, черт и качеств из списка своего совер- шенства. Не ограничивайте себя самоуничижением — . все эти свойства, черты и качества давно уже есть ввашем бессознательном (точнее — в сверхсознатель- ной его части), так что вам их нужно просто извлечь оттуда и актуализировать. Если надо, усильте этот образ диссоциированно наблюдая за своим совершенством в самых разных условиях и обстоятельствах ---антиподах ситуаций несовершенства. Добившись желаемого, ассоциируйтесь с этими образами (как бы войдите в них), и постарайтесь максимально полно пережить это восхитительное состояние собственного совершенства, а также его привлекательности.

Удерживая эти ощущения, вытяните под углом в 45° от себя (параллельно полу) свою доминантнуюруку (правую для правшей и левую для левшей), сло- жите пальцы в кулак (но опять-таки не сжимайте их) и поместите интегральный образ совершенного себя в пространстве над этой рукой. А далее начните изменять этот образ, делая его все более позитивным, одновременно сжимая пальцы в кулак и усиливая восхитительное состояние собственного совершенства и его привлекательности до полной неотразимости. Образно говоря, рисуйте себя с нимбом над головой и крылышками за плечами. На пике позитивного переживания разожмите кулак.

6. Сжав кулаки и мысленно как бы «прихватив» несовершенный и совершенный образы, начните сближать руки, одновременно мысленно сближая и образы. В момент соприкосновения кулаков или чуть позднее образы соединяться, как бы влившись друг в друга. Дождитесь этого соединения и оцените получившееся в результате «интегральное образование». В 99% это будет ваш образ совершенного себя. Если же в нем обнаружатся черты, не отвечающие вашему представлению о совершенстве, сделайте этот образ «условно несовершенным», создайте новый образ совершенного себя и повторите процедуру.

7. Введите образ совершенного себя в собственное тело. Для этого переплетите пальцы обоих рук и начните приближать их к своей груди, одновременно мысленно приближая искомый образ. В момент, когда руки коснутся груди или чуть позднее, образ войдет в ваше тело, после чего дайте ему возможность заполнить вас целиком и полностью, как бы пропитывая совершенством каждый орган и клеточку вашего тела. После завершения переживания не забудьте расцепить руки. И сцепите по 10-балльной системе то, насколько вы теперь готовы к данному совершенству.

Взмах для качеств личности. Таперича давайте вспомним о психотехнологии взмаха, каковую вы, надеюсь, освоили уже почти в совершенстве. Скажите, а зы не обратили внимание на некоторые ограничения, имманентно, как любят говорить философы, заложенные в этой процедуре? Ладно, не мучайте свой только еще набирающий силу интеллект —я сам вам все сей- чае объясню.

Психотехнология, которую вы использовали, назы-вается в НЛП (с моей, кстати, легкой руки) контекстный взмах. Почему так? Да потому, что новые ваши реакции и способы действии мы с его помощью воссоздаем как бы в контексте ситуации, в которой имеется соответствующий триггер. Соответственно и совершенствование ваше совершается только в контексте (это я каламбурю) отдельных ситуаций нежелательного поведения, и та же, например, уверенность будет у вас отныне проявляться только в этих «взмахнутых» условиях и обстоятельствах, а не так сказать, «по широкому фронту». То есть она может не достигнуть того уровня, с которого из способа поведения превратиться в способность или качество личности, что, конечно же, жаль. Однако оказалось, что после небольшой модификации базовой психотехнологии, осуществленной группой американских тренеров НЛП, результаты контекстного взмаха могут быть распространены на множество разнообразных контекстов — не только в пространстве, но и во времени. То есть превратиться в нечто более устойчивое и даже как бы стать чертой характера. Так что рекомендую вам проделать с собственным совершенством следующую процедуру. Описание ее, правда, сделано для случая бессилия/беспомощности, но я думаю, что вы поднаторели уже настолько, что привязку этой «карты» к собственной «территории» осуществите сами (По: С. Андреас, К. Герлинг, Ч. Фолкнер, Т. Халлбом, Р. МакДональд, Д. Шмидт, С. Смит. «Миссия НЛП»; назовем это техника взмаха с расширением контекстов).

1. Идентификация с образом-указателем.Начните с воспоминания определенной ситуации, в которой вы чувствовали собственное бессилие. Хотя некоторым сразу же приходит в голову какой-нибудь драматический момент из их жизни, будет лучше, если вы выберете какую-нибудь обычную ситуацию. Когда вы измените свое повседневное чувство беспомощности, изменятся все схожиес данной ситуацией жизненные впечатления. Убедитесь, что воспоминание вполне конкретно и реально, войдитев это воспоминание и увидьте то, что вы ви-делив момент, предшествующий началу ощущения вамибеспомощности. Этот образ-указатель вы используете позже, а пока — временно — отложите его в сторону.

2. Ваш творческий образ.Теперь глазами воображения увидьте свой внутренний образ себя, уже решившего проблему собственного бессилия: творческого, обладающего мощью и силой. Пусть это будет как ваша фотография без фона. Вам не обязательно знать, как вы добились этогопросто увидьте, как вас переполняет чувство собственной силы. Это может проступать в блеске глаз, в самодовольной улыбке и т. д.

Добейтесь того, чтобы изображение вас полностью развилось. Убедитесь, что оно кажется вам настоящим и весьма привлекательным. Радуйтесь этому образу.

3. Расширение своего творческого образа.Мыс ленно поместите образ в маленькой мигающей точке. Сделайте так, чтобы эта точка резко начала расти, становиться ярче до тех пор, пока вы не увидите перед собой этого творческого себя в натуральную величину. Затем увидьте чистый экран. Повторите эту процедуру несколько раз до тех пор, пока она не станет автоматической.

4. Свой творческий образ в образе-указателе. А теперь разместите эту мерцающую точку со своим образом в центре образа-указателя, увиденного вами в 1 пункте.

5. Замена образов. Когда образ-указатель быстро бледнеет и темнеет, сделайте так, чтобы мигающая точка начала резко расти и становиться ярче, открывая творческий образ, который в свою очередь начинает быстро расти и принимать натуральную величину.

6. Увидьте чистый экран.

7. Повторение. Повторите шаги с 4 по 6 в более быстром темпе. Вновь разместите маленькую мерцающую точку в центре образа-указателя. Когда образ-указа-тель начинает быстро бледнеть и темнеть, пронаб-людайте. как ваше изображение резко начинает увели-чиваться, становиться более отчетливым и, наконец, ваш творческий образ закрывает собой образ-указатель. И вновь чистый экран.

8. Множество собственных творческих образов. Поскольку образ «творческого вы» наверняка будет служить вам во множестве различных ситуаций, лучше всего, если вы будете видеть это позитивное изображение везде, куда ни взгляните — в прошлом, настоящем и будущем. Для этого представьте себе, что вы физически держите в руках «творческого себя». Вытяните руки и схватите его. Когда вы прикоснетесь к нему, он начнет становиться ярче. А теперь размножьте этот большой образ, как бы сделав его цветные копии. Сделайте столько образов творческого себя, один за другим, чтобы все они напоминали вам большую колоду карт.

Теперь оставьте перед собой один образ, а осталъ- ные отпустите в воздух. Смотрите, как все образы «творческого себя» начинают опадать и укладываться вокруг вас, создавая концентрические круги, расширяю-щиеся на огромное расстояние во всех направлениях; в наше прошлое, настоящее и будущее. Представьте себе ряды образов «творческого себя», располагающиеся вокруг вас. И позвольте, чтобы со всех сторон вас окружали и проникали в вас добрые чувства.

9. Проверка результатов. Когда эта процедура будет повторена вами несколько враз, вам необходимо будет проверить результаты своей работы. Подумай те, что вы чувствуете, когда пытаетесь вызвать в воображении этот первичный неприятный образ- указатель. Если же вам вообще не удается вызвать неприятные чувства или у вас возникают с этим трудности — вы закончили выполнять упражнение.

Если же негативные ощущения не покинули вас при воспоминании об образе-указателе, повторяйте упражнение, уделяя пристальное внимание каждому шагу, до тех пор, пока не исчезнут неприятные чувства. Внеконтекстный взмах. А теперь еще один «вопрос на засыпку». Скажите, а не появилась ли у вас крамольная мысль относительно посылки куда подальше такого важного элемента контекстного взмаха, как этот самый контекст? Если да, то примите мои поздравления и немедленно записывайтесь на прохождение у меня курсов Практика, а то и Мастера НЛП — обещаю за сообразительность серьезную скидку. Потому как психотехнология внеконтекстного взмаха, каковую я далее опишу, как раз и построена на том, что, вне всяких там условий и обстоятельств, вы просто как бы меняете между собой два образа вашего «я».

И тот, который вам не нравиться (несовершенный) заменяете тем, который вас устраивает (совершенный). Причем делаете вы это в этаком «топографическом» режиме, т. е. подключая все модальности или ипостаси человеческого опыта: и визуальную, и аудиальную, и кинестетическую.

Выполняется техника внеконтекстного голографи-ческого взмаха следующим образом (часть описания сделана мною).

1. Посмотрите влево-вверх (это для правшей — левши делают все с точностью до наоборот) и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

2. Теперь посмотрите вправо-вверх и представьте, как должны вы выглядеть вместо того, каким вы себе не нравитесь. Закончив, несколько раз переместите сконструированный образ в область, которая находится от вас слева, хотя тоже сверху— до тех пор, пока он не станет легко и отчетливо вспоминаться.

3. Переведите глаза в положение вправо-по-горизон-тали и представьте слова, которые будете говорить вы (и которые будут говорить вам), а также все звуки, которые будут сопровождать вас тогда, когда вы станете подобны сконструированному образу (т. е. станете таким, каким хотите). Как бы переместите этот слуховой образ в область, которая находится слева, но тоже по-горизонтали.

4. Переведите глаза влево-вниз и почувствуйте то, что вы будете чувствовать когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область слева-внизу.

5. Отчетливо представив перед собой свой новый образ необходимое количество раз, сделайте так называемый, «взмах по дистанции и цвету» (По: М. Аткинсон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП), для чего

а) Сделайте ненравящийся (ключевой) образ близким и цветным.

б) Поместите маленький черно-белый «нравящийся» образ себя вдалеке от себя.

в) Когда вы производите взмах ключевой (ненравящийся) образ должен быстро уйти вдаль, уменьшаясь в размерах и теряя цвет. Одновременно желаемый (нравящийся) образ себя придвинется к вам, станет большим и этот самый цвет обретет.

Повторите взмах пять раз и проверьте. И, конечно забудьте делать перерыв и очищение экрана в конце каждого взмаха.

Ресурсы совершенного «я». Теперь, когда образ совершенного «я» у вас уже создан, необходимо наполнить его соответствующими ресурсами (я надеюсь, вы помните, что это такое). В принципе, после, внимательной проработки главы о состояниях, момент якорения и так сказать мета-моделирования (в традициях нейро-семантики М. Холла) ресурсов не представляет уже для вас особых проблем.

Однако сейчас я хочу не просто расширить ваш методический арсенал или диапазон, но предложить вам весьма оригинальную психотехнологию «целевого» получения необходимых ресурсов: разработанную мною технику «Круг Ресурсов».

1. Подумайте о той области жизнедеятельности, в которой (или для которой) вы хотите стать совершенным. Разверните как фильм картины своего будущего совершенства. Подумайте о том, что для того, чтобы быть совершенным, вам понадобятся какие-то ресурсы. Обдумайте эту «ресурсную» тему, не пытаясь при этом что-либо определять и конкретизировать. А закончив обдумывание, оцените наличие этих, еще не определенных и не конкретизированных ресурсов по десятибалльной шкале.

2.Обратитесь своему бессознательному с настоятельной просьбой определить, какие именно ресурсы необходимы вам для искомого совершенства. Дождитесь любого сигнала от него, который можно будет интерпретировать как свидетельство того, что определение ресурсов закончено. После чего попросите бессознательное приготовиться к передаче вам этих ресурсов, которая произойдет через некоторое время.

3.Вообразите, что на полу прямо перед вами находится круг диаметром примерно в.один метр — Круг Ресурсов, в котором вы сейчас будете приобретать необходимое. «Увидьте» этот круг, после чего представьте, что в нем (внутри, него) появляется цвет. Какого цвета стал теперь круг? Если черного, темно-коричневого, серого или белого, вернитесь на шаг 2. Если же любого другого, переходите к шагу 4.

4.Войдите в круг и вообразите, что вы как бы находитесь в луче светящего откуда-то сверху прожектора того цвета, который вы только что «увидели». Представьте, что этот свет и цвет пропитывает все без исключения ваше сознание и тело, снабжая вас необходимым и как бы вымывая ненужное. Ощутив, что вы «пропитались» светом и цветом в достаточной степени, выйдите из круга.

5.Внимательно посмотрите на Круг Ресурсов и определите, какого теперь цвета он стал. Если все того же, то это значит, что вы не воспользовались до конца предоставленным вам ресурсом и шаг 4 надо повторить. Если же другого, но не относящегося к вышеперечисленным, то проделайте все действия, описанные в п. 4 с этим цветом. Продолжайте до тех пор, пока ваш Круг Ресурсов не станет бесцветным, т. е. как бы исчерпает все свои цвета.

6. Поблагодарите свое бессознательное и оцените, насколько теперь вы обладаете необходимыми для вашего совершенства ресурсами — опять-таки по десятибалльной системе. Скорее всего, полученный результат вас приятно удивит.

7. Проделайте все, что описано в пп. 1—7, для всех остальных областей своего совершенствования.

Воснове данной психотехнологиилежит хорошо известный факт: то, что наша психика использует цвет в качестве кода для фиксации какого-либо состояния. Еще в прошлом веке швейцарский психолог и психотерапевт М. Люшер обнаружил, что каждый из цветов имеет свое психологическое значение, и разделил восемь цветных карточек созданного им на базе этой гипотезы. и ее доказательства так называемого восьмицветового теста Люшера на основные и дополнительные цвета (По: «Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера». Составитель О. Ф.Дубровская).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты