КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные цветаСиний цвет.Символизирует спокойствие, удовле-творенность, нежность и привязанность. Зеленый цвет.Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самовыражение. Красный цвет.Символизирует силу воли, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность. Желтый цвет.Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие. Дополнительные цвета Фиолетовый цвет.Символизирует тревожность. Коричневый цвет.Символизирует стресс. Черный цвет.Символизирует страх. Серый цвет.Символизирует огорчение. Так что в технике «круг силы» мы просто как бы пе-реворачиваем этот «цветовой» принцип репрезентации психического — то есть не оцениваем состояние вашей психики за счет анализа цветовой раскладки, но наоборот, сразу улучшаем ее посредством введения в ваше же сознание и тело ресурсного потенциала основных цветов (теперь вы, конечно же, поняли, почему я объявил запрет на использование дополнительных цветов, за исключением фиолетового — на фига нам ресурсировать себя в негативном ключе?). Ну а то, какие именно ресурсы дало вам ваше мудрое бессознательное, вы можете определить сами— по вышеприведенной интерпретации цветов. Техника «Личное мастерство».Доступ к необходимым для совершенства ресурсам можно обеспечить и по другой психотехнологии — техники «личное мастерство». Делается она так (По: В. В. Морозов. Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов). 1. Найдите то, в чем вы считаете себя мастером. 2. Переживите это поведение в ассоциированном состоянии, т. е. как главный участник, а не сторонний наблюдатель. Важно воспроизвести не только зрительные образы, но и звуки, связанные с ситуацией мастерства, эмоциональные переживания, вкусовые и обонятельные ощущения, если они, конечно, присутствуют там. Часто большую роль в данном поведении играют ощущения, связанные с движением тела или отдельных его частей. 3. Диссоциируйтесь от ситуации личного мастерства. Иначе говоря, посмотрите на все происходящее от начала и до конца с точки зрения стороннего наблюдателя. Вы становитесь в позицию зрителя сцен из своей собственной жизни. 4. Вы имеет теперь две картины одного и того же события. В одном случае вы ассоциированы со всем происходящим, в другом — диссоциированы от, него. Далее перед своим внутренним взором расположите диссоциированный образ на заднем плане, а ассоциированный на переднем. И затем синхронно запустите события ситуации мастерства на переднем и заднем планах. Итогом данного шага процедуры будет трансформация диссоциированного образа в комнату личного мастерства. 5. Мысленно войдите в «комнату мастерства». Найдите там удобное место для занятия делом, в котором решили совершенствоваться. И сделайте то, в чем вы хотите стать мастером. ...комната может использоваться разными спосо-бами. В ней можно отдыхать, размышлять, искать решения в сложных ситуациях, набираться сил и т. д. Все зависит от вашей изобретательности. 6. Проверка эффективности изменений происходит в реальной жизни. Одним из критериев действительного изменения является то, что человек обнаруживает в новом для него деле какой-то важный момент, определяющий успех работы». Создание зоны обладания. В заключение первой половины раздела о совершенствовании способностей и качеств личности — еще одна процедура. Буквально фанта- стическая по возможностям психотехнология, каковую я разработал опять-таки на основании идей М. Холла и назвал техникой создания «зоны обладания» (данный автор употреблял термин «зона могущества»). Суть или первооснова ее вполне ясна и вполне укладывается в несколько переиначенное выражение отца нейро-семантики, исполь-зованное мною в начале этого раздела. Человек не станет гением, пока не поверит, что он обладает гениальностью Однако в том-то и дело, что данное мета-состояние полного обладания, которое в моей модели складывается из семи состояний — принятия; признательности и бла- годарности; уважения, доверия; любви; подконтрольности и управляемости, а также собственно обладания («Моё!»)1 — оказывается в чисто неврологическом смысле отнюдь не присущим человеку по отношению ко многим вещам, которые ему на самом деле принадлежит.
1 В отличии от М. Холла, у меня состояние «моё!» не на- чинает, а венчает «пирамиду» мета-состояний техники «зона обладания». А сама эта пирамида состоит не из трех, а из семи мета-состояний.
Да-да, именно так: нам принадлежит много из того, чем мы, тем не менее, не обладаем! Например, всем нам принадлежит наше тело со всеми включенными в него органами, но вряд ли кто-нибудь, кроме продвинутых йогов, положа руку на сердце, скажет, что всем этим обладает — скорее, наше тело обладает нами... Да что там тело: скажите, а жизнью, которая вам принадлежит по праву рождения, вы обладаете — или все-таки, наоборот, она обладает вами? Так вот, с помощью техники создания зоны обладания вы окажетесь способным действительно обладать — причем всем, чем хотите. Например, у меня была клиентка, которая испытывала тоску и ужас по поводу свой работы руководителя, ощущая репрезентацию этой работы в виде тяжелого свинцового хомута на шее и оценивая свои способности (или возможности) обладания этой работой в два балла по десятибалльной шкале. После использования данной психотехнологии оценка уровня обладания работой у этой клиентки повысилась до девяти баллов, причем одновременно с этим, как по мановению волшебной палочки, тяжеленный хомут превратился в невесомое меховое боа, нежно и бережно согревающее шею... Так что воспользуйтесь психотехнологией создания обладания для того, чтобы стать счастливым обладателем любых необходимых вам для совершенства способностей и качеств личности — и еще много прочего. Техника создания «зоны обладания» не сложна, за исключением двух моментов. Первый из них связан с репрезентацией той способности или качества личности, которыми вы хотите обладать. Предположим, что вы хотите стать человеком, обладающим силой воли. Скажите, а где именно находится эта самая сила воли, которой вы хотите обладать — вне или внутри вас? Если вне, то, может быть, вы ее пригласите вовнутрь, а если она уже внутри, то где именно внутри вы ее чувствуете, видите или даже слышите: в голове, в плечах, в спине, в груди, в животе, в ногах или в левой — любимой — пятке? Так, предположим, что искомая сила воли обнаружилась в груди. Скажите, а на что она похожа, если представить, что она имеет объем и форму? На плотный шар диаметром примерно в десять сантиметров, прикрепленный к позвоночнику? Вое, дело сделано — репрезентация силы воли получена, и теперь вам остается только проделать нижеописанную технику, дабы стать ее (силы воли, а не техники) счастливым обладателем. Так что всегда ищите репрезентацию того, чем вы хотите обладать. А если ваше хотение касается чего-то внешнего, то все, что вам надо сделать, так это просто работать с внутренней репрезентацией этого самого внешнего — тем, что видится, слышится и чувствуется, когда вы о нем думаете или вспоминаете. Вторая сложность связана с поиском состояния «контролирую и управляю». Ищите его среди всего того, что действительно и безоговорочно контролируемо вами — и, разумеется, вами же и управляемо. Например, сам с собой я всегда работаю с использованием состояния подконтрольности и управляемости, которое с наслаждением испытываю где-нибудь на трассе Москва — Рига, по которой мчусь на своем «Ауди» со скоростью около двухсот километров в час (разумеется, только там, где это позволяет дорожное покрытие, интенсивность движения, видимость и т. п. — я все-таки лихач, а не самоубийца!). Состояние упоения от власти над почти двухтонным механическим зверем и сотнями его лошадей, находящимися под полным моим контролем, управляемыми мною и только мною. Думаю, что автомобилисты меня поймут и легко вспомнят соответствующее состояние. Что же касается остальных, то, как говорится, ищите и обрящите. Ведь состояние подконтрольностью и управляемости может присутствовать у вас в отдельные моменты сидения за компьютером, работы на швейной машинке и даже во время возни с кухонным комбайном. Полный алгоритм выполнения техники создания «зоны обладания» выглядит следующим образом. 1. Определите, чем именно (а данном контексте — какими способностями и качествами личности) вы хотели бы действительно обладать. И оцените уровень вашего обладания этими силами по 10-балльной системе. 2. Получите доступ к этой способности или качеству личности. Вспомните ситуацию, в которой они присутствовали, войдите в себя, определите ее локализацию и «предметность» искомого, после чего попробуйте ее увидеть, описав цвет, форму, плотность и тому подобные, характеристики найденной способности или качества личности, оцените, насколько вы этим обладаете по 10-балльной системе. 3. Получите доступ к состоянию принятия. Вспомните, когда было так, что вы просто приняли нечто — без оценки и осуждения — войдите в себя в соответствующей ситуации и ощутите данное принятие. Оцените уровень присутствия этого состояния. Усильте его до 10 баллов и введите в место локализации способности или качества личности. 4. Получите доступ к состоянию признательности. Оцените уровень его выраженности, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации того, с чем вы работаете. 5. Получите доступ к состоянию уважения. Оцените уровень его выраженности, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации того, с чем вы работаете. 6. Получите доступ к состоянию доверия. Оцените уровень его выраженности, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации того, с чем вы работаете. 7. Получите доступ к состоянию любви. Оцените уровень его выраженности, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации того, с чем вы работаете. 8. Получите доступ к состоянию «контролирую и управляю*. Оцените уровень присутствия данного состояния, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации способности или качества личности. Осуществите доступ к метасостоянию «моё!» и усильте его. Вспомните в вашей жизни эпизод, когда вы ощутили или даже сказали: «Это мое — целиком и полностью! Я обладаю этим, и это принадлежит мне!» Не обязательно, чтобы это «мое» касалось чего-то большое и высокого — это может быть «зубная щетка», «мои глаза» (или другие части тела) и даже «моя машина», если она отвечает вышеприведенным условиям (хороший критерий «мое!» — это вопрос: «Согласишься ли ты отдать это в пользование кому-нибудь?»). Ощутите это состояние «мое» и, при необходимости, усильте его. 10. В заключение оцените, насколько теперь вы обладаете тем, с чем вы работали — способностью или качеством личности: новой гранью вашего совершенства. Уточню, что с помощью техники создание «зоны обладания» вы можете стать «счастливым обладателем» и даже «управленцем» всего, чего хотите; любого органа вашего тела, тела в целом (в этом случае его однако нужно сначала вывести из себя, а потом ввести обратно — так, как мы это делали с самооценкой), и даже чего-то внешнего для вас. Все упирается только лишь в уровень вашей веры, техническую изощренность и просто — степень развития вашей фантазий. Правда, внешним вы можете завладевать и по другому — с помощью техники «завладения» вашим пространством Дж. Фрейлэндера (По: Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Составит. В. В. Морозов. С небольшими изменениями). а) Центрируйтесъ. Войдите в ресурсное состояние. б) Представьте себе, что вы можете зажечь светящиеся линии-шнуры, идущие одновременно от основа- кия вашего позвоночника до макушки головы. в) Примите решение «завладеть» комнатой или про- странством, в котором находитесь. г) Представьте, что зажглись еще четыре светящихся шнура от основания вашего позвоночника до нижних углов комнаты (если вы на открытом пространстве, просто представьте границы/края пространства, которое должно стать вашим). д) Затем представьте; как еще четыре светящихся шнура от верхней точки вашей головы соединяются с верхними углами потолка. ж) Знайте, что теперь вы «владеете» этим пространством и контролируете все, что будет в нем происходить. з) Замечайте свои внутренние переживания. Вы ощущаете себя «высоким»? Какие из особенностей вашего восприятия задействованы в этом эксперименте? Что такое субмодальности. На этом можно было бы закончить эту главу, если бы не одно но: я ничего не сказал о могучем энэлперском методе субмодальностного редактирования, которое как раз лучше всего работает именно в случае искомых нами способностей. Основан он на использовании (и изменении) этих самых субмодальностей — элементарных кодов мозга. Как вы уже знаете, человек, познает этот мир, воспринимая не «чистую» информацию о нем, но обязательно в какой-либо модальности этой самой информации — визуальной, аудиальной, кинестетической или дискретной. Так вот субмодальности представляют собой составные части этих модальностей. И буде модальности выступают в качестве неких классификаторов нашего опыта, субмодальности являются как бы субклассификациями преподнесения нам этого самого опыта. Например, картинка (визуальная модальность) имеет субмодальности яркости, цвета, глубины и т. п.; звук (аудиальная модальность) громкости, локализации в пространстве и т. д.; а ощущение (кинестетическая модальность) — интенсивности, формы и т. д. и т. п. А теперь припомните: ведь в нашем великом и могучем (но, увы, большей частью — нецензурном) русском языке, испокон веков, именно (точнее — прежде всего) для описания характеристик состояния (и плохого, и хорошего) человека применялись как раз субмодальные характеристики. «Видеть все в черном цвете»; «Смотреть на мир через розовые очки» (визуальные субмодальности — ВСМ — цвета). «Это очень близкий для меня человек»; «И тогда он стал мне далеким-далеким» (ВСМ расстояния). «Это был какой-то тусклый день»; «И все было ярким и праздничным» (ВСМ яркости). Так что, не случайно, героиня фильма «Сердца четырех», выражая свое резко изменившееся в лучшую сторону настроение, пела: «Все стало вокруг голубым и зеленым...». Получается что субмодальностные характеристики во все века и времена присутствовали в опыте человечества. И использовались им для описания этого опыта. Однако как жаль, что только в конце XX века это самое человечество наконец-то дошло до удивительно простой (все гениальное — просто) мысли: раз уж наш мозг для того, чтобы закодировать, например, способность или реакцию, использует субмодальности, то изменяя эти самые 'субмодальности, можно запросто изменить и данную способность, и эту самую реакцию! Проделайте, например, небольшой эксперимент. Вспомните нечто приятное, и когда вы увидите «картинку» этого приятного в своем воображении, плавно увеличьте яркость этой картинки, представив, например, что вы «крутите» воображаемую ручку яркости, включаете дополнительное освещение и т. д. и т. п. Скорее всего, «приятность» вашего воспоминания увеличится, так как для подавляющего большинства людей увеличение яркости увеличивает же интенсивность их ощущений. А теперь возьмите картинку неприятного: воспоминания и аналогичным образом постепенно сделайте ее тусклой. Если вы убавите яркость в достаточной степени, скорее всего это воспоминание больше не будет вас так уж тревожить, так как уменьшение же, но все той же яркости обычно, приводит к опять-таки уменьшению, но ощущения. Впрочем, здесь, как говорится, возможны варианты. Но все — очень интересные с точки зрения самоперепрограммирования. Список основных субмодальностей.Для того, чтобы в достаточной степени освоить удивительные возможности управления своим состоянием с использованием субмодальностей, вначале познакомьтесь с их списком, который взят мною из книги Дж. О'Коннера и Дж. Сеймора «Введение в НЛП». Сразу же предупреждаю, что список этот далеко не полон — но вполне достаточен для того, чтобы приступить к работе по самосовершенствованию. ВИЗУАЛЬНЫЕ (картина) Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина (двух- или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). Расстояние (от вас до картинки). Яркость. Контрастность. Резкость (размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множество образов). Размер. АУДИАЛЬНЫЕ (звук) Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость (громко или тихо). Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука. Расстояние до этого источника. Длительность звука. Непрерывность или дискретность этого звука. Скорость (быстрее или медленнее обычного). Чистота (чистый или приглушенный). КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (ощущение) Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма. Калибровка субмодальностей. Теперь вы уже почти готовы к тому, чтобы приступить к так называемому «субмодальностному редактированию» собственного совершенства (самое поразительное в нем то, что субмодальности можно использовать для изменения любого опыта или программы вашего мозга независимо от их содержания, временами успешно скрещивая «ежа и ужа» — впрочем, об этом позже). Однако перед этим вам необходимо сделать одну очень важную вещь, которая в НЛП называется «калибровка субмодальностей». А именно определить, как конкретно эти самые субмодальности меняют ваши ощущения, и какие именно субмодальности — больше всего. В принципе, вы уже делали нечто подобное, когда, в расширенном описании психотехнологии взмаха по Дж. О'Коннору и Дж. Сеймору, исследовали визуальные характеристики, влияющие на ваши реакции. Ведь взмах — это тоже, по сути своей, субмодальностная техника, где в качестве ключевых субмодальностей используется размер и яркость (картинка нового образа «Я» из маленькой и темной становится большой и яркой). У 70% людей обе эти субмодальности «работают» по принципу «чем больше, тем лучше». А вот примерно у 30% это нуждается в уточнении, сиречь калибровке. Дабы откалибровать свои субмодальности, продолжите свой эксперимент сначала с приятным воспоминанием, а потом и с тем, что вспоминать не хочется (дело в том, что субмодальности для положительного и отрицательного опытов могут «работать» совсем по-разному). По очереди изменяйте в обеих «картинках» каждый из перечисленных субмодальностных элементов, причем делайте это так же, как вы делали с яркостью — идите сначала в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Но не увлекайтесь — изменяйте не более одного элемента за раз. Ведь если вы будете менять две или более субмодальности одновременно, то не узнаете, какой из них — или насколько сильно — воздействует на ваши ощущения. Не торопитесь — ведь сейчас вы, возможно, вперрые узнаете, как работают программы вашего мозга. И лучше начните с приятного переживания. Нижеприведенная схема взята мной из книги «Трансформация личности», составленной О. Киндзюк. Однако того, у кого взял эту схему данный автор, я, к сожалению, обнаружить не смог. 1. ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого. 2. РАССТОЯНИЕ. Меняйте расстояние от очень близкого до далекого. 3. ГЛУБИНА. Видоизменяйте глубину картины от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений («объемного изображения»). 4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте длительность «картинок» от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время. 5. ЧЕТКОСТЬ. Меняйте четкость изображения от кристально чистой до размытой неразличимости. 6. КОНТРАСТ. Видоизменяйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого. 7. ПРЕДЕЛЫ. Меняйте пределы от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой. 8. ДВИЖЕНИЕ. Видоизменяйте движение в изображении от неподвижного фота или слайда до кинофильма. 9. СКОРОСТЬ. Варьируйте скорость «фильма» от очень медленной до очень быстрой. 10. ОТТЕНОК. Видоизменяйте баланс цветов и оттенков. Например, увеличьте интенсивность краевых и желтых тонов, а голубых и зеленых — уменьшите. 11. ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным — так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверх- ностью. 12. ПРОПОРЦИИ. Переделайте обрамленную «кар тину» в сначала длинную и низкую, а потом короткую и широкую. 13. ОРИЕНТАЦИЯ. Видоизменяйте наклон картины, например, верхнюю ее часть от себя, а потом к себе. 14. ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (там находится то, что вас больше всего интересует) и задним (а вот здесь «пребывают» обстоятельства, которым просто при сем присутствовали). Попробуйте поменять их местами, чтобы, например, задний план стал более интересным, чем передний. Механизм субмодальностного редактирования. Как вы думаете, что произойдет, если субмодальности чего-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку» — напоминаю, что хотя в нейролингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями аудиальными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно — это самое плохое станет если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае— не плохим. То есть перенос субмодальностных характеристик с чего-то позитивного на что-то негативное, способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым! Очень надеюсь, что в результате всех предшествующих экспериментов и .экзерсисов этой главы вы поняли главное: изменение субмодальностей чего угодно приводит к видоизменению опыта, который они кодировали. И что направления этого самого изменения опыта требует знаний о характере воздействия на него соответствующих субмодальностей, для чего мы их и калибруем. Но в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного (переживаний, опыта или качеств и реакций), существует еще масса чего хорошего, правильного или привлекательного (опять-таки переживаний, опыта или качеств и реакций), А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное, непривлекательное или неэкологичное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальностные характеристики «эталона» (т.. е. хорошего, правильного или привлекательного), и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными! При этом — что существенно — нашему мозгу абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!! Превращение замешательства в понимание. Впрочем убедитесь в этом сами — на классическом для НЛП примере превращения замешательства в понимание, каковое прямо и недвусмысленно можно отнести к способ- ностям. Не сомневаюсь, что вы знаете кучу вещей, которые понимаете. А это значит, что объем или качество ваших знаний в этих вещах (областях или дисциплинах) дос- тигло некоего критического уровня, при котором они стали вам понятны. Ваш мозг как бы увидел некую сис-тему в хаосе накопленных вами сведений, и вы достиг-ли уровня понимания. Наряду с этим есть масса областей или предметов, которые вы не понимаете, хотя и имеете по ним довольно большой объем информации. Например, любой школьник может иметь изрядное количество знаний по какому-то предмету и, тем не менее, не понимать его (вспомните-ка себя в школе!). Очень возможно, что его мозг как раз и не смог увидеть целое, систему в этом имеющемся в его распоряжении наборе сведений и фактов. Именно это «непонимающее знание» энэлперы и окрестили «замешательством» — наверное потому, что демонстрирующие его люди действительно испытывают подобное, весьма неприятное, чувство. Однако замешательство всегда указывает на то, что вы находитесь на пути к пониманию, но застряли на этом пути. Оно говорит о том, что у вас есть множество данных, но они не организованы способом, который позволяет вам их понять. Так что попробуйте их быстренько организовать, воспользовавшись техникой превращения замешательства в понимание (По: О. Киндзюк. «Трансформация личности»). 1. Подумайте о чем-то, что приводит вас в замешательство: о том, в чем у вас большой опыт или знания, но не организованные так, чтобы вы их понимали. 2.__ Теперь подумайте о чем-то понятном и похожем. Похожее значит, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению («не понимаю я Иванова!»), то пусть ваше понимание тоже относится к поведению («зато понимаю Петрова»). Если оно связано с чем-то «механическим» («не понимаю, как работает автомобильный мотор»), то пусть ваше понимание тоже будет чем-то «механическим» («зато, понимаю, как работает электродвигатель»), 3. Теперь у вас есть два внутренних опыта. Убедитесь, что в обоих присутствуют визуальные образы — сирень картины. То есть попросту визуально представьте эти картины. 4. Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта (представляющие их картины) — чем они отличаются? Чтобы сделать это, воспользуйтесь списком субмодальностей, который я привел ранее. Главное здесь — найти именно различия между двумя «картинками». Энэлперы называют различающиеся субмодальности ключевыми, ибо именно они кодируют различия в качестве опыта. Особое внимание обратите на диссоциацию/ ассоциацию и месторасположение — о них обычно забывают начинающие. 5. Теперь возьмите образ замешательства и изменяйте его, пока оно не станет таким же, как образ понимания. Не меняйте содержание, — измените только субмодальности, которые используются вашим мозгом — но не все, а ключевые. 6. Если вы получили от самого себя подтверждение — вы «можете видеть, что происходит», «чувствуете себя гораздо комфортнее», или у вас «одинаковое чувство к обеим картинам» — значит, вы получили искомый результат. Ну как, сделали? И наверное, испытали удивление — потому что то, по поводу чего вы только что испытывали замешательство, внезапно стало куда более ясными понятным. Не удивляйтесь — так происходит всегда, когда, в работе с субмодальностным перепрограммированием, вы правильно определяете «эталон», и точно переносите ключевые его характеристики на опыт, структуру и содержание того, что вы хотите улучшить. Использование субмодальностного редактирования для создания мотивации. Продолжая, например, «школьную» тему, могу сообщить, что подразделение учебных предметов на «любимые» и «нелюбимые» носит чисто иллюзорный характер. Ну закодировал их мозг как нелюбимые — так что мешает вам осуществить «перекодировку» за счет переноса ключевых субмодальностей «любимых» учебных дисциплин? Впрочем, здесь мы касаемся еще одной важнейшей области субмодальностного редактирования — создания мотивации, сиречь желания делать нечто. Чтобы понять, как может помочь здесь перенос субмодальностных характеристик, а заодно и потренироваться в этом переносе, проделайте следующую технику создания мотивации (По: В. МакДональд. «Руководство по субмодальностям»). 1. Выберите что-нибудь, что вы действительно мотивированы (любите) делать. Что-нибудь, что вы хотите делать и делание этого для вас является легким и естественным (если ничего не приходит в голову, возьмите любое развлечение). 2. Теперь выберите что-нибудь, что вы хотели бы делать (или должны делать), но в чем вам недостает этой самой мотивации (если опять-таки ничего не придумали, возьмите любую работу). 3.Используя субмодальностный список, найдите разницу в этих двух переживаниях: мотивации и недостатка мотивации. 4.Теперь осуществите перенос ключевых субмодальностей и, выждав несколько минут, оцените свое желание делать то, что ранее вы делать не хотели. Субмодальностное редактирование и совершенствование себя. А теперь вернемся к нашей главной теме совершенствования. С помощью субмодальностного редактирования вы можете это делать легко и непринуж- денно. Возьмем, например, такую «генеральную» спо- собность как умение управлять собой. Все, что вам для этого надо сделать, так это, во-первых, решить, в какой именно области вашей жизнедеятельности вы хотите по- высить свои способности к этому самому управлению (если надо, проделайте для этого все необходимые шаги фрейма результата). Во-вторых, найти какой-либо аспект вашей жизни, в котором вы действительно контролируете себя. В-третьих, сравнить субмодальности негативного и эталонного опытов, выделив ключевые различия. Ну а в-четвертых, осуществить субмодальностное перепрограммирование с целью совершенствования себя. Как именно все это делается? Скажите, а что, вам действительно необходимо еще раз все разжевать? Ну хорошо, пожалуйста. Итак, берем какое-либо качество вашей психики, с которым вы еще не работали. «Препарируем» его с помощью, как минимум, «волшебного вопроса», а лучше —фрейма хорошо сформулированного результата. Обнаружив искомое, которого нет, ищем в какой области своей жизни мы проявляем нечто подобное, которое есть. Теперь отыскиваем ключевые различия одновременно представляя два опыта. И, наконец, «переводим» негативный опыт в позитивный за счет его субмодальностного редактирования по направлению к «параметрам» опыта эталонного. Например,вы решили поработать со все той же пресловутой неуверенностью в себе. Ограничьтесь визуальной модальностью (только с дидактическими целями — и кинестетика, и «аудиалка» здесь тоже может играть важную роль!) и, думая об этой самой «неуверенности», позвольте всплыть картинке, с помощью которой ваш мозг закодировал это самое качество (или просто представьте ее). А, перед вашим мысленным взором появился зал заседаний, в котором ваш руководитель поносит вас почем зря? Прекрасно, хотя, я уже говорил, что как раз содержание образа (опыта) нас не интересует — важно то, как он закодирован. На время отложите картинку в сторону. Теперь подумайте о столь необходимой вам уверенности в себе — в какой области жизни вы ее проявляете? Что, сам собой всплыл образ вашей «фазенды», на которой вы непринужденно и даже чуть-чуть лениво, но очень уверенно, направляете своих домашних на поддержание дачной жизнедеятельности? Опять-таки прекрасно, хотя нам снова не важно содержание. Теперь сравните обе эти картинки — в чем между ними разница? Начните с пространственного их расположения — что там? А, картинка неуверенности расположена близко, слева, и снизу, а картинка уверенности — заметно дальше, справа и вверху? Ну так просто мысленно перенесите свою неуверенность (картинку) и расположите ее рядом с уверенностью (картинкой). Теперь продолжим сравнение. Картинка уверенности в себе больше? Так увеличьте картинку неуверенности до ее размера. Что она еще и ярче? Ну так добавьте яркости в картинку негативного опыта. «Неуверенность» цветная, а «уверенность» черно-белая? Так «раскрасьте» (мысленно) картинку своей неуверенности в аналогичные уверенности цвета и тона. Картинка уверенности в себе четкая и контрастная, а неуверенности нечеткая и размытая? Ну так осуществите «наведение на резкость» и «фокусировку». И так далее, и тому подобное — до тех пор, пока обе картинки не покажутся вам совершенно одинаковыми. Теперь некоторое время, как бы запоминая, «попяльтесь» на получившуюся картинку бывшей неуверенности, а ныне уверенности в себе, и дождавшись некоего сигнала «готово» из глубины вашего бессознательного (а это может быть все что угодно — например, изменение дыхания или позы), заканчивайте работу. Еще две техники субмодальностного редактирования. То, что я только что описал, является как бы. общей схемой субмодальностного редактирования. Однако на основании теории субмодальностей разработана масса психотехнологий и в том числе — совершенствования себя. Две из подобных психотехнологий я и позволю себе описать в заключение данного раздела. Первая из них называется техника «Генеральная уборка» и, как написано в уже упоминавшееся «Путеводителе по НЛП», является психотехнологией для изменения каких-либо «устаревших», неэффективных или тормозящих развитие качеств. Применение ее заметно ускоряет процесс личностного роста, так что сделайте ее «самосовершенствования для». Делается же это «чудо в перьях» так (По: «Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Составитель В. В. Морозов. С изменениями).
|