КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В борьбе за свое состояние«Подожди — и плохое само собой исчезнет». Закон Херланга
Состояние против состояний. Скажите, когда вам кто-либо говорит слово «состояние», какой образ возникает в вашем сознании? Пачки баксов или груды золота? Да, тяжелый случай — почти клинический... Нечто связанное с какими-то физическими кондициями (типа состояние моего здоровья или моей же машины)? Что ж, вы не безнадежны... Что-то из области эмоционального осознания (воспоминания или мысли о восторге, грусти, безмятежности или симпатии)? Тогда поздравляю вас — какую-то часть мудрости этой жизни вы все-таки смогли усвоить. Один из парадоксов нашей с вами обыденной жизнедеятельности — между прочим, патологичный по сути! — можно назвать так: состояние против состояний. Суть его заключается в том, что в процессе этой самой жизнедеятельности мы прежде всего и больше всего стремимся к обретению неких материальных или статусных состояний (что вполне вписывается в стандартную формулу счастливой жизни большинства граждан этого мира: иметь и быть — например, иметь престижную работу, очаг и семью, быть бизнесменом, владельцем особняка, хорошим мужем и отцом), вместо того, чтобы стремиться к обретению некоторых эмоциональных состояний, которые и есть счастье. Скажите, ну обретете вы все это — желанное и взлелеянное, и что: обязательно станете счастливым? Сомневаюсь, ведь, например, престижная работа в статусе бизнесмена — это ежедневный двенадцатичасовой напряг шесть-семь раз в неделю. Очаг в виде особняка — это непрестанные хлопоты по его содержанию и минимум тысяча долларов ежеме сячно на оплату различных счетов (один мой весьма богатый знакомый тратит столько только лишь на поддержание в рабочем состоянии собственного бассейна). А семья, в которой вы хотите быть хорошим мужем и отцом — это ещё и непрерывный труд по налаживанию семейных отношений и бесконечные тревоги за детей, которым тоже ох как сложно жить в этом, мягко говоря, непростом мире. Нет, я не ратую за то, чтобы, отказавшись от всего материального и статусного, вы гордо удалились от мира, и засели философствовать в башне из слоновой кости. Это вряд ли будет экологично, потому что, во-первых, только у немногих из нас Высшее Предназначение и Смысл Жизни сводится к такому вот добровольному отшельничеству. Во-вторых, как метко (и едко) сказал кто-то из великих (или не очень), нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Так что очень может быть, что в результате гордого отказа от всего материального ваша башня из слоновой кости окажется не более чем крохотной развалюхой где-то на задворках. Просто и в материальном существует принцип разумной достаточности, и не случайно академик Д. Лихачев неустанно повторял: бедный не тот, у кого мало; бедный тот, кому мало. А Л. Толстой мудро говорил, что истинно счастливым становится только тот человек, который осознает, что все, что у него есть, это и есть все, что ему надо. Так что не лукавьте хотя бы наедине с самим собой: и деньги» и вещи, и степени, и звания, и даже само по себе это ваше совершенство, коего мы добиваемся, по большому счету, нужны всем нам только для того, чтобы обрести состояния, которые и передают то, искомое и страстно желаемое, для всех нас понятие «счастье»: безмятежности, восторга, веселья, спокойствия, уверенности — и так далее и тому подобное (не случайно кто-то очень точно сказал, что рай — это лень, покой и нега). Без таких вот эмоциональных составляющих, и материальный достаток» и почести и слава, и даже осознание собственного совершенства окажется просто ничем, этакой большой пустышкой. Морем без воды. Дымом без огня. Деревом без листвы. Или просто, как говорил один из героев «Кавказской пленницы» Л. Гайдая, брачной ночью без невесты. Поэтому так называемые «светлые» состояния — позитивные чувства, хотя и не только они — являются вполне определенным критерием совершенства. То есть, во-первых, необходимым его условием. А во-вторых (часто, хотя и не всегда), и просто условием достаточным. И посему в данном разделе моей книги мы займемся избавлением от негативных состояний ради (и) обретения(ем) состояний позитивных. В принципе» в объяснение того, чем является состояние, можно, конечно, было бы влезть сейчас в дебри психологической премудрости и, например, сообщить, что в отличие от сиюминутных эмоций, обычно являющихся нашей реакцией на некие условия и обстоятельства внешней среды, эти самые состояния выступают куда более устойчивыми образованиями, основывающимися на базовых шаблонах жизнедеятельности, сознания и тела. Привычных мыслях и чувствах, которые вкупе и создают эти самые состояния. Однако есть куда более верный, способ понять, что сие такое — просто задать себе вопрос: «В каком состоянии я сейчас?» А чтобы понять, Что наши состояния все-таки суть устойчивые шаблоны, можно дополнить этот вопрос еще одним: «В каких таких состояниях я привычно нахожусь?» Ибо есть он у вас: своеобразный «джентльменский набор» привычных состояний, каковой можно условно подразделить по двум параметрам: соотношению «светлой» и «темной» сторон (сиречь, упрощенно, позитива и негатива) и широты набора (то есть количества состояний, каковыми вы располагаете). Какие такие бывают состояния. Имя им — в данном случае, классификациям состояний души и тела — воистину легион, но, дабы у вас все-таки были какие-то опорные точки в анализе собственных состояний, я обращусь к некоторым из «инвентарных описей» человеческих состояний, созданных энэлперами и психотерапевтами.
Коннира и Тамара Андреасы в результате своей практической работы пришли к выводу, что в этом мире наличествуют только пять базовых или, иначе, сущностных состояния (По: К. Андреас, Т. Андреас. Сущностная трансформация): • Ощущение бытия (присутствия, «бытийственности») • Внутренний мир (умиротворенность, глубокое чувство покоя и принятия) • Любовь (безусловная, а не обусловленная — то есть прекрасная и ценная по своей сути, но не зависящая от конкретного объекта) • O'Kayness (глубокое чувство полезности и ценности — и мира, и себя) • Единение (связь с Высшим, благодать, единение с Богом),; М. Аткинсон (абсолютно, кстати, разделяющая точку зрения К. и Т. Андреас на структуру и состав сущностных состояний, так что не упрекайте ее в примитивизме), в практических целях рекомендует использовать более простую «линейку» состояний, имеющую еще и числовую градацию (По: М. Аткинсон. «Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации». Материалы семинара ЦПП«Катарсис»): Горе — 0,5 Сочувствие — 0,9 Страх — 1,0 Скрытая враждебность — 1,1 Гнев (нефокусированная враждебность) — 2,0 Скука — 2,5 Консерватизм — 3,0 Жизнерадостность — 3,5 Энтузиазм — 4,0 М. Холл утверждает, что существует только двенадцать первичных состояний, образующих следующие шесть пар (по материалам семинара «Достижение личностной гениальности», проведенного Московским центром НЛП в образовании): Страх — злость Печаль — удовлетворенность Ненависть — любовь Отвлеченность — концентрация Усталость — энергичность Напряженность — расслабленность А В. Стюарт говорит о существовании так называемого колеса эмоциональных состояний, в котором 26 эмоций и чувств, организованных в порядке возрастания по кругу, разделены на две группы -- «светлую» (верхняя половина круга) и «темную» (нижняя его половина) (По: В. Стюарт. «Работа с образами и символами в психологическом консультировании»).
Отчего такой разнобой? Да потому, что, во-первых, человек редко находится в, так сказать, чистом состоянии — обычно в нем намешано буквально черт знает что. А во-вторых, в наших состояниях чаще всего бывает очень трудно выделить уровень так называемых первичных состояний — состояний по поводу мира, сиречь окружающей действительности или физической реальности. Обычно мы имеем дело с состояниями в связи с этими первичными состояниями — т. е. с чувствами и мыслями по поводу первичных мыслей и чувств. Например, страх, печаль или ненависть, которые мы непосредственно ощущаем — это действительно первичные состояния. А вот усталость по поводу страха, отвлеченность по поводу печали или напряженность по поводу ненависти — это уже вторичные или, в терминологии М. Холла, мета-состояния. Впрочем, хватит теории. Лучше перейдем к практике, то бишь к избавлению от негативных состояний и обретению состояний позитивных. Или так: к избавлению от негатива ради обретения позитива. Ибо, как очень метко сказал все тот же М. Холл, «да» жизни мы можем сказать только тогда, когда скажем «нет» всему, что нам мешает. Начнем мы управление собственными состояниями с освоения классической для нейролингвистического программирования психотехнологии якорения. Теория НЛП-якорения. По бытующему в НЛП определению якорение — это привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования. Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя), оказывается связанной с некоторой реакцией, и запускает ее появление. Переведем данное определение на русский язык. Не могли бы вы, например, прямо сейчас подойти к проигрывателю или магнитофону, дабы прослушать любимую мелодию (или хотя бы вспомните ее и представьте, что она звучит здесь и теперь). Что, у вас поднялось настроение? Это нормально. Потому что любимая мелодия — естественный якорь — порождает связанную с ней (ним) реакцию — приятное состояние. Как бы мгновенно срабатывает цепочка: стимул (любимая мелодия) — реакция («подъем» настроения). В этом примере вы имели дело с якорем, который возник естественным путем — как и многие тысячи других» которые управляют вами в вашей повседневной жизни все по той же схеме «стимул — реакция». Это как бы некие безусловные рефлексы вашей жизнедеятельности. Но якоря могут вырабатываться и искусственно. Например, наши бабушки, для того, чтобы не забыть что-то важное, обычно завязывали узелок на платке, который в этом случае выступил в виде якоря для реакции «мне надо что-то вспомнить». А все это действо носило некий «условнорефлекторный» (в части сознательной выстроенности) характер. Энэлперы и не скрывают, что предтечей идеи якорей для них явился наш Павлов (которого, кстати, за рубежом уважают и ценят куда больше, чем у нас). Конечно, кому-то покажется обидным, что в результате его (в части рефлексов) сравнивают едва ли не с павловскими собачками. Но что ж тут поделаешь — аналогия налицо. Ибо практически вея наша жизнь — это непрерывное якорение. А большая часть якобы сознательного поведения — автоматическое воспроизведение связанных с какими-то якорями реакций и состояний. Именно так— автоматическое. Бессознательное или, если хотите, неосознаваемое. Итак, якорение представляет собой просто процесс формирования в нас бессознательных программ нашего поведения на основании однократного (в случае сильных эмоций) или более длительного ассоциирования некоего стимула с некоторой реакцией. Большинство таких ассоциаций являются безусловно положительными, поскольку позволяют нам особо не задумываясь, действовать необходимым способом. Например, вы автоматически «выныриваете» из пучин сна по звонку будильника, поскольку это якорь реакции «пора вставать». Якоря могут быть и вредными, например, вы можете почти инстинктивно испытывать весьма негативное состояние по поводу всех без исключения представителей ГИБДД только потому, что один из них как следует нагрел вас по пустяковому поводу (и, соответственно, ко всем представителям славного племени инспекторов дорожного движения относиться как к «врагам народа»). Главное же здесь все-таки то, что однажды возникнув, якоря начинают управлять вашим поведением, ав- томатически воспроизводя связанные с данным якорем реакции и состояния. И вкупе с породившим его стимулом начинает выступать в качестве уже хорошо известного вам триггера — «запускного файла» бессознательных программ нашего состояния. Однако, как говориться, и ежу понятно, что отпускать на самотек процесс управления собственными состояниями просто глупо. Ведь это значит, что жить вы будете не в тех из них, которые хотите, а в тех, которые сами по себе — спонтанно, как говорят психологи — будут запускаться вашими якорями. А буде среди всех окружающих вас людей обязательно найдутся так называемые манипуляторы, может случиться, что испытывать некие состояния вы будете не сами по себе, а по их — манипуляторов — указке. Это как если бы вы были весь обвешанный кнопочками, на которые они, забавляясь, нажимают, с ехидством наблюдая за тем, как вы при этом дергаетесь. А ежели вспомнить, что на кнопочке эти нажимают не только люди, но еще и события и обстоятельства, право же стоит обратить внимание на возможности, предоставляемые психотехнологией якорения для устранения диктата старых состояний и создания состояний новых. Якорение ресурсных состояний. Именно с этого — создания новых, помогающих вам или, в терминологии НЛП, ресурсных состояний (не просто полезных, но еще и приятных, ибо, например, состояние счастья представляет собой ну очень-очень большой ресурс) — мы и начнем. Для примера возьмем уже упоминавшуюся неуверенность в себе. Почему именно ее? Нет, отнюдь не потому, что она является одной из главных психологических проблем для большинства из живущих на этой земле людей. Просто неуверенность в себе традиционно считают чертой характера или, в нашей системе терминов, качеством личности (способностью быть неуверенным). Но в том-то и дело (и здесь настало время об этом сказать), что даже использованное мною в этой книге подразделение совершенства на поведение и способы действий, состояния души и тела, а также способности и качества личности является достаточно условным, ибо сие есть система. Предположим, что вы действительно сполна обладаете неуверенностью в себе именно и прежде всего как чертой характера или качеством личности. Что ж, может быть вы и правы. Однако, никуда не уйти от того простого факта, что будучи в основном и только неуверенным, так сказать, «по жизни», вы, имея эту черту или качество, обязательно и регулярно пребываете в неуверенном состоянии, а также реализуете неуверенные же поведение и действия. Не знаю, что тут у вас первично» а что вторично. Однако твердо уверен (экий каламбур!) в том, что одно только совершенствование вас в области обладания уверенности в себе, как состояния души и тела, немедленно и самым позитивным образом скажется на соответствующих способах действий и способностях или качествах личности. Так что вернемся к якорению ресурсного состояния «уверенность в себе». Скажите, а вы что, действительно никогда-никогда не проявляли эту самую уверенность: ну, например, в общении с друзьями или даже просто — езде на велосипеде? Ну неужели — нет? Как говаривал К. Станиславский: «Не верю!». Так что начните прямо сейчас вспоминать все те случаи, когда у вас был этот ресурс — уверенность в себе — и выберите тот случай, в котором он (ресурс) проявлялся наиболее отчетливо и интенсивно. Если опыта переживания ресурса у вас не обнаружилось, вообразите любого своего знакомого, литературный персонаж или киногероя, который точно обладает этим ресурсом. И попробуйте представить себя на его месте. С одной-единственной целью — ощутить, на что было бы похоже переживание этого ресурса, если бы вы были человеком, им обладающим. Наплюйте на «нереальность» вашего «эталона», ибо все, что вам нужно — так это реальность вашего ощущения. В общем, действуйте по системе вышеупомянутого Константина Сергеевича... Теперь, когда у вас есть искомый ресурсу усильте его. Прежде всего — за счет ассоциированности, т. е. полного погружения в переживание, когда при его «воспроизведении» вы видите связанные с ним события как бы из своих глаз. Так что если вы переживаете свой ресурс в режиме диссоциированности — видя себя с этим ресурсом как бы со стороны, с позиции невключенного в переживание», видящего и слышащего себя наблюдателя, обязательно мысленно войдите в этого самого себя, дабы видеть ситуацию уже из своих глаз. Теперь выберите якоря, которые будут воссоздавать в вас ресурсное состояние. Это может быть нечто кинестетическое — например, нажатие на определенную точку плеча или руки или просто сжимание большого и указательного пальцев. Аудиальное — например, сказанное созвучным ресурсному состоянию тоном слово (не обязательно его — ресурс — обозначающее). И даже визуальное — например, некий символ или образ, опять-таки соответствующий ресурсу (например, скульптура Петра Первого работы 3. Церетелли). И, наконец, в своем собственном воображении вернитесь в выбранную вами ресурсную ситуацию, в которой вы демонстрировали уверенность в себе.. Вспомните, где вы были и что вы делали... Что окружало вас в тот момент... По мере того, как образ или «картинка» будет становиться более отчетливым, представьте, что вы возвращаетесь в тот момент и видите то, что видели там и тогда... Услышьте какие-нибудь звуки, которые вы тогда слышали... Начните переживать те чувства, которые вы ощущали там и тогда; в ресурсной ситуации.» В общем, потратьте некоторое время на то, чтобы пережить этот опыт настолько полно, насколько это возможно, обязательно запомнив момент, когда все это достигнет «пика». Теперь вы готовы «заякорить» ваш ресурс. Для этого просто переживите ресурсную ситуацию снова, и когда ресурсное же состояние достигнет пика, вспомните свой якорный образ, сделайте свой якорный жест и скажите свои якорные слова (желательно — одновременно). Учтите, что вам необходимо связать свои якоря с ресурсным состоянием именно в «пиковый» момент — ибо если .вы произведете «связывание» после того, как ваше состояние минует пик интенсивности, вы заякорите выход из этого состояния! Последовательность якорей здесь несущественна. Вы можете использовать тот порядок, который наилучшим образом работает на вас, или просто включайте их одновременно (что, как я уже говорил, предпочтительнее). А через некоторое время после того, как ваши ресурсные ощущения прошли пик интенсивности, сойдите с ресурсного места и измените состояние. Проделайте это несколько раз — от трех до семи для начала. А после, немного подождав, отметьте уровень ресурсного переживания, которого вы достигаете, ничего не вспоминая или специально ощущая, а просто «включив» якоря. Если он не высок, вернитесь назад и повторите процесс якорения, чтобы усилить связь между якорями и вашим ресурсным состоянием. Для того, чтобы вы могли осмыслить это четко и последовательно, приведу весьма пространное описание методики (техники) установки якоря для самого себя (По: С. Найт. «Руководство по NLP». С небольшими изменениями). 1. Найдите спокойное и удобное место, располагающее к сосредоточенным размышлениям. 2. Определите, какое состояние, уже когда-то пережитое вами, вы хотели бы уметь восстанавливать в любой нужный вам момент. 3. Выберите якорь, который вы хотели бы использовать, для вызывания этого состояния. Это должно быть какое-то определенное и простое действие. Например, в качестве якоря вы можете использовать соединенные вместе мизинец и большой палец левой руки. Далее восстановите в памяти ситуацию, когда выбранное вами состояние ощущалось вами сильнее всего. Убедитесь, что вы испытываете целостное переживание, т. е. вы видите все своими глазами, а не являетесь сторонним наблюдателем. Если в вашем мысленном представлении вы видите себя, то это диссоциированное состояние. Но вы сможете пережить ваши реаль- ные чувства только в ассоциированном состоянии, а ведь именно их вам надо закрепить с помощью якоря. Когда вы полностью воссоединились с собой, мысленно представляя выбранную ситуацию, обратите внимание на то, что вы видите. Какие цвета вы можете различить? Яркие это образы или приглушенные? Ясные или туманные. Отметьте качественные особенности воображаемой картины и любые ее детали или подробности. Какие звуки вы слышите? Громкие или тихие? Откуда доносятся звуки? Возможно, вы слышите голоса или сами мысленно говорите с кем-то? Осознайте любые звуки, которые вы слышите. Когда вы восстановили всю картину, восстановите испытанное вами сильное чувство и позвольте ему полностью захватить вас. Когда это чувство достигнет своего максимума, соедините вместе мизинец и большой палец левой руки, пусть они остаются в таком соприкосновении, но только на то время, пока вы продолжаете испытывать сильные ощущения. Когда чувство начнет ослабевать, разъедините пальцы. Встряхнитесь или подвигайтесь немного, чтобы вернуться обратно в реальное состояние. 5. Соприкосновение пальцев стало якорем для выбранного вами состояния. Повторите весь процесс несколько раз, пока не убедитесь, что существует четкая связь между этим соприкосновением и вашими чувствами. 6. Испытайте якорь. В процессе представления какой-то иной ситуации соедините вместе мизинец и большой палец левой руки точно так же, как вы делали это, когда устанавливали якорь. Поступая так, вы включаете якорь — так мы и будем называть это действие. Что произойдет при этом? Если вы хорошо установили этот якорь, то вновь оживится вся картина, все звуки и чувства, как будто вы вновь оказались в первой ситуации. Если же этого не произошло, продолжите, подготовительные упражнения по установке якоря. Возможно, ваше воссоединение с переживанием было не совсем пол-ным. Убедитесь в том, что, пытаясь вызвать исходное переживание, вы в точности повторяете тот якорь, который использовали изначально в ходе установки. Ваши ощущения меняются в процессе представления: сначала чувства, нарастая, достигают максимума, а затем начинают убывать. Нужно установить якорь чуть-чуть раньше максимума и убрать его сразу после того или даже непосредственно перед тем, как чувства начнут убывать.
7. Теперь подумайте, в какой будущей ситуации вы хотели бы восстановить «заякоренные» состояния. После того, как вы представили себе эту будущую ситуацию, включите якорь. Что вы теперь видите, слышите, Чувствуете? Если вы хорошо установили якорь, то вам удастся перенести ваше желаемое состояние в будущую си- туацию. Как все это можно использовать в самосовершенствовании? Да как угодно! Например, если мы вернемся к нашему условному примеру, то столь желаемое вами состояние уверенности в себе вы можете элементарно заякорить, чтобы «включать» по мере надобности. А вы хотите, чтобы оно включалось само? Ну тогда изучите следующую технику из психотехнологии якорения. Установление автоматической связи «триггер-ресурс». Еще раз напомню, что в НЛП триггером называется некий сигнал, который является как бы пусковой кнопкой для включения определенного состояния или поведения (например, если вы боитесь своего начальника, триггером, включающим этот страх, для вас скорее всего будет сам вид его внушительной фигуры, но не просто, а, скорее всего, с указующим перстом), что неприятные состояния (а точнее — обеспечивающие их программы мозга), возникающие вслед за соответствующими триггерами, обычно и являются причинами наших весьма несовершенных действий в соответствующих ситуациях. И что (естественно) в ситуациях этих вы весьма нуждаетесь в совсем иных — ресурсных — состояниях (вряд ли ваш страх может рассматриваться в качестве приемлемого ресурса). Так вот, с помощью нижеприведенной психотехнологии вы можете сделать так, что появление триггера будет само по себе вызывать в вас это самое так необходимое вам по ситуации ресурсное состояние. Посему я и привожу здесь описание техники установления автоматической связи «триггер-ресурс», с помощью которой вы и добьетесь данного автоматизма (По: Дж. О'Коннор, Дж. Сеймор. «Введение в НЛП». С изменениями). Подумайте о будущей ситуации, в которой, вероятно, вам понадобится то самое ресурсное состояние, которое вы только что заякорили (в данном случае это неуверенность). Что в ней является триггером --т. е., например, что вы можете использовать в качестве сигнала, который даст вам понять, что вы уже нуждаетесь в этом ресурсе? Найдите то, что вы видите, слышите или ощущаете прямо перед возникновением нежелательной реакции — то, что дает вам знать, что вы уже именно в неприятном для вас состоянии. Помните, что сигнал может быть внешним или внутренним. Например, любая безапелляционность коллегии которая провоцирует у вас неуверенность будет внешним сигналом. Но и начало внутреннего диалога («Господи, сейчас опять задавят!»), опять-таки вызывающего вашу неуверенность, тоже может быть сигналом — но уже внутренним. А теперь, раз за разом вызывая этот внешний или . внутренний сигнал (просто вообразите себе его), так же раз за разом «включайте» якорь вашего ресурса. Если вы сделаете это достаточное количество раз (у меня от 3 до 7, но у вас, скорее всего больше) ваш триг- гер станет якорем для того, чтобы вы перешли в ресурс- ное состояние. И то, что обычно заставляло вас «вле- тать» в неуверенность, теперь станет новым триггером, который будет уже переводить вас в устойчивое поло- жительное состояние уверенности в себе! Создание цепочки якорей.Однако очень может быть, что вам трудновато будет этак сразу, единым махом освоить это весьма полезное состояние. Что ж, для того, чтобы все произошло и пришло окончательно и бесповоротно, вам следует воспользоваться еще одной — нижеописанной — психотехнологией. Называется она, как вы уже поняли, техникой использования цепочки якорей (По: Дж. О. Коннори Дж. Сеймор. «Введение в НЛП». С изменениями). 1. Прежде всего определите, как именно вы узнаете, что вы не уверены в себе? Что внутри вас даем вам возможность узнать, что вы становитесь (сейчас станете) неуверенным? Это чувство (какое?), образ (какой?) или звук или внутренний голос (какой?). 2. Теперь решите, к какому первому состоянию вы хотели бы перейти, как только получите этот внутренний сигнал. К какому второму после этого первого? К какому третьему и т. д.? Например, ваша «цепочка» может выглядеть следующим образом: «неуверенность» — «спокойствие» — «гибкость поведения» — «уверенность в себе» 3. Чтобы выстроить всю цепочку, сначала вспомните о времени, когда вы были очень спокойны, и закрепите это состояние кинестетическим якорем (удобнее всего использовать косточки своего кулака — во-первых, они всегда «под рукой», а во-вторых, их аж четыре — косточка большого пальца используется редко). Выйдите из этого состояния спокойствия и, вспомнив, когда вы проявляли гибкость поведения, поставьте якорь этого состояния на следующей косточке. А далее проделайте это для состояния уверенности и тоже «заякорите» его. 4. Теперь вам осталось сделать совсем немногое. Вернитесь к своему переживанию неуверенности (ну хотя бы вспомните то, где и как вы бы не уверены в себе в последний раз (но только помните, что главное здесь не ситуация неуверенности, а состояние оного), и как только почувствуете, увидите или услышите тот самый сигнал-триггер возникновения вашей прямолинейности, включите якорь спокойствия, а когда состояние это достигнет максимума, «запустите» якорь гибкости поведения, а после — уверенности. Делайте это столько раз, сколько нужно для того, чтобы связь неуверенность — спокойствие — гибкость поведения — уверенность в себе стала автоматической. Скрещивание (сталкивание) якорей.Все это время мы занимались тем, что старательно создавали новые — ресурсные — состояния. И как бы «привязывали» их к ситуациям, вкаковых они — эти самые состояния — нужны и триггерам, каковые ранее вызывали состояния ну совсем-совсем нам не нужные. То есть, если воспользоваться приведенной в начале этого раздела метафорой, «переключали» кнопочки вашихнеэкологичных состояний (что-то очень похожее на ранее описанную психотехнологию переключения сценариев, но в ипостаси якорей и якорения). А как сделать так, чтобы эти самые «негативные» кнопочки просто исчезли и больше уже как бы и не «включались»? Чтобы, например, неуверенность ваша не просто «переключалась» в соответствующую ситуации, но как бы испарилась, заменившись искомой по модели собственного совершенства, уверенностью? Что ж, как говорят в Одессе, «вы просите песен — их есть у меня». Психотехнология скрещивания или сталкивания якорей, позволяющая заменить нечто негативное на что-то безусловно позитивное. Для понимания ее сути приведу простую аналогию. Скажите, что произойдет, если смещать красное и желтое? Правильно — оранжевое. А если проделать это с холодным и горячим? Да, получится теплое. Ну а если свести вместе плохое и хорошее, что будет тогда? Совершенно верно — в результате возникнет нечто нейтральное, а буде мы это повторим и продолжим, даже еще и позитивное. Именно этот принцип «смешивания»в двух противоположных невралгических процессов и положен в ней-ролингвистическом программировании в основу очень мощной техники сталкивания или скрещивания якорей. В НЛП скрещивание якорей рекомендуется осуществлять по следующей схеме, взятой мною из давнишних материалов к семинарам по нейролингвистическому программированию ИГИСП (автор данного описания мне неизвестен). 1. Сядьте поудобнее, вспомните случай, когда вы были особенно уверены в себе, полны творческой энергии или просто здоровы (выберите что-то одно). 2. Заякорите это воспоминание на своем правом колене легким нажатием своей правой руки. Убедитесь, что вы ставите якорь именно в момент, когда вы наиболее интенсивно переживаете данное воспоминание. 3. Теперь вспомните какую-либо ситуацию из своей деятельности, в которой вы неуверенны, вялы или просто больны (так же пока выберите что-то одно — соответствующее). Установите якорь левой рукой на левом своем колене. 4. Двумя руками одновременно нажмите на оба якоря. В результате две модели поведения столкнутся в одном месте и времени, так что неврологически будет необходимо интегрировать их. Ресурсное и нересурсное поведение (состояние) сольются, заставляя ваш мозг искать новые возможности в ситуации, которая раньше воспринималась как проблемная и/или менять состояние с нездорового на более здоровое. Теперь вообразите себе проблемную ситуацию в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче стать ресурсным в данной ситуации (по мере того, как вы будете представлять ситуацию, будут появляться признаки ресурсного состояния). И будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно испытать «ресурсность», попав в соответствующую проблемную ситуацию. Возвращаясь к «сквозному» примеру, могу намекнуть вам (вообще-то вам уже пора конкретизировать — то есть как бы «привязывать к местности» — техники самим), что если вы заякорите собственную неуверенность, а после скрестите ее с также заякоренной уверенностью в себе (неважно где — хоть в ванной), то, как минимум, заметно прибавите в этой самой уверенности в себе. Дабы вы как следует освоили эту очень полезную процедуру, приведу вам описание методики (техники) установки сцепленных якорей, в каковой более детально описаны основные ее (процедуры), технические моменты (По: С. Найт. «Руководство по NIP». С небольшими изменениями). 1. Определите, с каким непродуктивным состоянием вы собираетесь поработать. Например, это может быть состояние тревоги, уныния, неуверенности или разочарования. 2. Представьте себе, как вы переживаете это состояние, и установите якорь, коснувшись указательным пальцем одной руки костяшки того же пальца другой руки. Повторите, чтобы убедиться в действенности якоря. Учтите, что такое состояние должно быть кратковременным. 3. Определите также другое, переходное состояние. Это может быть какое-то смешное воспоминание или просто нечто такое, что требует сосредоточенных размышлений (скажем, просто мысленное воспроизведение вашего номера телефона в обратном порядке). Выберите желаемое продуктивное состояние, такое, например, в котором вы чувствуете себя в полной безопасности, спокойствии или уверенности в собственных силах. Оживите ту ситуацию, в которой вы испытывали выбранное чувство. Когда интенсивность чувства достигнет максимума, установите якорь, коснувшись средним пальцем одной руки костяшки того же пальца другой руки. 5. Испытайте эти якоря, соблюдая следующие этапы действий: • Используйте переходное состояние • Включите первый якорь • Используйте переходное состояние • Включите второй якорь. Если якоря не действуют, повторите процессы их установки. 6. Теперь используйте оба якоря одновременно: Вы почувствуете некоторое смущение, словно два состояния соединились в одно новое, смешанное состояние. Если первое непродуктивное состояние еще сильно сказывается в новом смешанном состоянии, то вернитесь к пункту 4, выберите более интенсивное состояние и вновь установите якорь. Повторите проверку. Вы можете также обнаружить, что ситуация улучшится, если якорь продуктивного состояния вы включите на секунду или пару секунд раньше якоря непродуктивного состояния. 7. Теперь представьте такую будущую ситуацию, которая в прошлом обычно приводила вас в непродуктивное состояние. Что происходит, когда вы представляете эту будущую ситуацию? Если сложенные якоря работают, то это непродуктивное состояние больше не будет проявляться. Однако не могу не предостеречь вас от некой опасности, связанной с техникой скрещивания якорей. Дело в том, что она как бы алгебраически складывает положительные и отрицательные величины, отчего в результате может получиться самый обычный ноль. Предположим, например, что вы решили применить данную технику к ситуации вашего страха перед собаками, для чего решили воспользоваться вашей явной любовью к кошкам. Заякорив два эти состояния, вы «включаете» оба якоря одновременно, после чего обнаруживаете следующую любопытную вещь. Вы действительно уже почти совсем не боитесь собак, и это, как говориться, плюс. Но одновременно, вы стали заметно меньше любить кошек, и это уже может рассматриваться как некий минус. Так что, в своем перепрограммировании старайтесь, чтобы мощность позитивного якоря заметно превосходила мощность якоря негативного, а сам он (позитивный якорь), касался чего-то не слишком важного. Впрочем, вся эта вышеописанная мною опасность все-таки довольно иллюзорна и легко преодолима (я упомянул о ней только для того, чтобы вы не попали впросак и не впали в горестное недоумение по поводу относительности своих успехов и их последствий). Ведь во-первых,«ради того, чтобы обрести уверенность в себе, вы — в самом худшем случае — несколько утратите эту уверенность в случае, аналогичном использованному в ресурсном переживании—и только (во всех остальных случаях эта ваша уверенность сохранится — и очень может быть, что она вскоре восстановится и в той, послужившей ресурсом, ситуации). Во-вторых же, чисто технически для усиления воздействия ресурсных якорей вы просто можете делать скрещивание несколько раз по следующему простому принципу. Если в первый раз вы, например, добились только лишь уменьшения неуверенности, заякорите этот уменьшившийся фактор несовершенства снова, и скрестите его с еще одним ресурсным переживанием уверенности в себе — и так до тех пор, пока не добьетесь желаемого уровня фактора успеха. Ну а в-третьих, никто не запрещает вам воспользоваться еще одной возможностью.— возможностью, заключающейся в косвенном и многократном ресурсиро-вании необходимых и полезных вам «по жизни» качеств и состояний. Косвенное и многократное ресурсирование. Дело в том, что, например, все та же пресловутая уверенность в себе могла присутствовать в вашей жизни не сама по себе (то есть исключительно в тех случаях, когда вы ее не проявляли), но и в массе других ситуаций: когда вы что-то создавали, узнавали что-то новое, делали правильный выбор и т. д. и т. п. Так что все эти ресурсные состояния, в которых данная уверенность в себе присутствовала, хотя и не довлела (была не причиной, а следствием; не лейтмотивом, а сопутствующей музыкальной темой), вы также можете использовать в своем «совершенствовательном» скрещивании, получая при этом мощные позитивные якоря (назовем это техникой косвенного ресурсирования). Впрочем, мощные якоря нужны нам не только для этого. Лично я очень уважаю поговорку: «запаскарман не тянет». А вы ее уважаете? Если да, то; во-первых, начиная с этого момента, якорите все свои «приятности» и достижения (я, например, это делаю автоматически). А во-вторых (уже для ситуации скрещивания якорей и просто так), сделайте технику многократного ресурсирования (название достаточно условное), вспомнив и заякорив в качестве ресурсов, например, следующие ситуации коия почерпнул у Ф. Фанча (По: Ф.Фанч. «Пути преобразования. Общие модули процессинга») — когда вы: были счастливы были преуспевшим хоть в чем-то были любимым были любящим были уверенным были продуктивным создавали что-то заботились о ком-то достигали чего-то наслаждались чем-либо выигрывали совершенствовались получали подарок дружили чувствовали себя богатым видели что-то приятное имели больше, чем нужно обладали запасом времени столкнулись с приятной неожиданностью узнали что-то новое раскрыли тайну хорошо узнали кого-то хорошо поняли что-то сделали правильный выбор чувствовали себя победителем. Список этот может быть продолжен и далее. Однако и вышеизложенного вполне достаточно для того, чтобы при необходимости перенастраивать свой мозг на необходимое вам ресурсное состояние. Теперь, когда вы уже изрядно поднаторели в постановке и в использовании якорей для самосовершенствования, почему бы их сразу не использовать для достижения совершенства? Дело в том, что в НЛП существует психотехнология, которая так и называется — круг совершенства (!). Цель ее заключается в том, чтобы восстановить, описать, укрепить и дополнить ресурсные состояния тела и психики человека. Дабы добавить их к тем контекстам (ситуациям), От которых от желает большего совершенства. В сути своей это просто скрещивание якорей с многократным ресурсированием. Делается же техника «круг совершенства»следующим образом (привожу наиболее удачное, на мой взгляд, описание этой техники, взятое из материалов давнишнего семинара по НЛП ИГИСП, автор коего мне неизвестен). 1. Определите совершенное состояние. Выберите опыт совершенства из вашего прошлого — опыт, в котором все ваши ресурсы были для вас доступны таким образом, что это позволяло- вам быть в «наилучшей форме» и действовать в полную меру своих способностей. 2. Создайте Круг Совершенства.Нарисуйте воображаемый круг на полу. Вообразите, что это — ваш Круг Совершенства. И попытайтесь представить, что в нем появляется цвет--- какой? 3. Достигните (вспомните) состояния(е) совершенства, опишите его, дополните если надо и ассоциируйте с кругом (просто войдя в него в «совершенном» состоянии): (а) достигните — переживите вновь ваш опыт совершенного состояния, как будто это происходит сейчас. (в) опишите — осознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и, особенно, как вы смотрите и слушаете все', что там есть. (с) дополните — если ощущение не совсем полное, дополните его путем систематического изменения вашей физиологии, пока вы не получите сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» ощущения (чувства, тип дыхания, образ или звук), которое создают «дополненное» состояние совершенства, и определите как вы выглядите и как звучит ваш голос в этом состоянии. 4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние. 5. Проверка: теперь вступите в круг и проверьте, получили ли вы спонтанно все физиологические ощущения, совершенства. Выйдите из круга. И еще несколько раз повторите этот вход и выход. Если же вам не удается полностью достичь чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к шагу 3с.. 6. Создайте необходимый контекст. Определите будущую ситуацию, которая обычно для вас бывала проблематичной, но где бы вы хотели быть способным в любой момент автоматически получить чувство совершенства. Найдите триггер этой ситуации (то, что вы видите, слышите и чувствуете такого, что дает вам знать, что проблема начинается). 7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ к совершенству, посмотрите, каким образом все это совершенство отражается на ситуации. Заметьте виды связи, которую вы можете установить со своим совершенством. Выйдите, из круга. Осуществите проверку. Опять подумайте о той, будущей ситуации. Можете даже задать себе не- сколько вопросов о ней (например, «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно происходило для меня плохо или Выло трудным для меня?»). Главное здесь быстро и автоматически достигнуть состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли определяющие ощущение совершенства признаки из вашего описания (шаг 3). Мета-состояния как они есть.Психотехнология якорения является едва ли не одной из самых «старых» (по времени создания) в арсенале методов НЛП. Однако она весьма активно используется и в настоящее время — однако не только в силу своих действительно незаурядных возможностей, но и вследствие того, что других методических приемов, позволяющих прямо, а не косвенно, работать с состояниями, в нейролингвистиче-ском программировании просто не было (уточню: именно так — прямо, а не косвенно, ибо косвенным образом работать с состоянием человека позволяет любая техника НЛП). Однако время пришло, и они — эти самые другие методические приемы — появились. Идеи и методы, разработанные в рамках так называемой нейро-семантики™ М. Холла, а точнее теории мета-состояний. Что касается идей, то здесь я их приведу только лишь в Очень ограниченном объеме, ибо все-таки пишу не теоретическую монографию по человеческому совершенству, но практическое пособие по совершенствованию себя. Главные из них (разумеется, не вообще, а из нужных нам сейчас) можно уложить в три постулата. Первый — это то, что состояние есть удивительное образование, соединяющее или объединяющее сознание и тело. Второй — что состояния можно подразделить на первичные и мета-состояния по поводу состояний. И третий — что можно контролировать и видоизменять любые состояния уровня n и через мета-состояния уровня n + 1 и выше. Непонятно, что здесь такого-этакого — нового? Значит, простите, вы просто еще не врубились. Ведь из первого постулата следует интереснейший Вывод о том, что, используя состояния, можно трансформировать или, если хотите, лечить, как сознание, так и тело (в pe-зультате чего я уже создал с десяток обладающих совершенно фантастическими возможностями психотехнологий, позволяющих совершенно по-новому и, очень быстр излечивать телесные недуги). Из второго — не менее ин-тересная идея о том, что вся эта белиберда, именуемая нашими негативными состояниями, произведена или воспроизведена нами же самими (ведь все это мета-состояния — чувства и мысли по поводу мыслей и чувств). А это значит, что так же легко, как мы их создали, мы можем их же и трансформировать или видоизменять. Ну а на вопрос о том, как именно это делать, отвечает третий постулат, согласно расшифровке которого, соединяя (или сливая) мета-состояния уровня n (негатинные) с состояниями уровня n+1 (позитивными), мы превращаем это самое негативное мета-состояние (или состояние первичное, но тоже негативное) в нечто весьма и весьма экологичное. Представьте, например, что вы имеете первичное (или даже мета) состояние страха. Трансформации ради «вливаете» в него более высокое мета-состояние благородства. И получаете в результате благородный страх, который, как минимум, является уже куда более экологичным образованием. А как максимум, страхом как таковым уже и зваться-то не может! Мета-преобразование негативных состояний. Впрочем, будет лучше, если вы в этом убедитесь сами, воспользовавшись психотехнологией, которую я назвал техника мета-преобразования негативных состояний (у М. Холла она называлась «базовый паттерн мета-состояний», что, конечно же, тоже красиво, но не совсем по существу, отчего я и позволил себе переименование). 1. Определите первичное или вторичное состояние, которое вы хотите трансформировать. Подумайте о состояниях, которые вам трудно переносить или которыми вам сложно управлять, поскольку вы их слабо контролируете. Какие негативные состояния вам не нравятся — так, чтобы вы их даже как бы ненавидели и желали бы не испытывать? А какие мысли и чувства являются для вас неким «табу»? Например, в качестве первичных могут выступать такие непри- ятные состояния как, гнев, страх, печаль (депрессия), усталость, напряженность, рассеянность и т. п. Вторичными же состояниями может выступать вообще шее, что угодно — например, сексуальные и прочие ограничения, а также патологическое влечение к чему-либо (тому же алкоголю) и многое другое. 2.Получите доступ к выбранному вами состоянию. Для этого либо воспользуйтесь собственной памятью и, припомнив любую ситуацию, когда это состояние у вас было, мысленно войдите в себя с данным состоянием там и тогда и ощутите его здесь и теперь; либо создайте данное состояние с помощью воображения, отвечая самому себе на вопросы о том, как выглядело бы, звучало и чувствовалось это состояние, как если бы вы были в нем (первый способ предпочтительней). 3.Локализируйте и определите состояние, которое вы хотите трансформировать. Определите, где именно в вашем теле находится (ощущается) данное состояние и какой объем (размер), консистенцию, вид и форму оно имеет (например, гнев может быть локализован в груди в виде красного пульсирующего шара плотной энергии размером с небольшую дыню). 4.Оцените и при необходимости усильте интенсивность выраженности данного состояния здесь и теперь по 10-балльной шкале (0 — полное отсутствие состояния, 10 — максимальная его выраженность). Если состояние, которое вы выбрали для трансформации, выражено слабо (не более чем на 3—4 балла), усильте его до более высокого уровня — так, чтобы вы могли пережить его полно и совершенно (7-8 баллов обычно оказывается достаточно). Данное усиление вы можете осуществить, например, за счет увеличения размера и интенсивности параметров состояния (тот же гнев можно сделать более красным, плотным и объемным), а также посредством использования воображаемого регулятора. Попробуйте принять свое первичное или вторичное состояние. Скажите ему: «Ты мое и я тебя принимаю и уважаю. Более того — я разрешаю себе чувствовать тебя, поскольку в этом, конечно же, есть какая-то польза (найдите, какая). Но в настоящем твоем виде ты для меня неэкологично. Поэтому если хочешь, то трансформируйся само во что-то более приемлемое. Если же нет, то эту трансформацию я сейчас осуществлю сам. Но может быть, ты подскажешь, что тебе необходимо или нужно, чтобы стать целиком и полностью приемлемым?» Ждите ответа из бессознательного. Если же его не будет, приступайте к шагу 6. 6. Определите метасостояние (метасостояния) с помощью которого (которых) вы хотите трансформировать ПС или ВС. Список их бесконечен — например, принятие, признательность, спокойствие, рассудительность, спонтанность, спокойствие и т. п. Так что найдите что-то подходящее. Устроит ли вас, например, расслабленный гнев, спокойный страх, мудрая печаль и т. д. Будьте гибким и творческим при поиске соответствующего метасостояния! 7. Повторите шаги 2—4 для выбранного вами метасостояния. То есть получите к нему доступ, локализуйте и «опредметъте» его, а также оцените интенсивность выраженности данного метасостояния. Обратите при этом внимание на то, чтобы интенсивность его выраженности была не меньше, чем у трансформируемого ПС или ВС. 8. Приложите полученные метасостояния к первичному или вторичному состоянию. Привнесите МС сверх ПС/ВС — или «вмонтируйте» первичное или вторичное состояние внутрь метасостояния. Обратите внимание на то, что, хотя вы можете использовать якоря для вызова состояний, приложение, МС к ПС/ВС не является процедурой коллапса (скрещивания) якорей! Лучше используйте любую метафору смешивания, слияния и т. п. Осуществите подстройку к будущему. Вообразите что с тем, что получилось в результате «сложения», вы осуществляете свою последующую жизнедеятельность в привычных для вас контекстах и ситуациях: на работе, в семье, на досуге, в общественной деятельности. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. Улучшим ли это вашу жизнь? Обогатит ли то, что получилось, вас как личность? И смогут ли другие части вашего ума и тела подстроиться под это и войти с ним в равновесие? Если нет, повторяйте процедуру с тем, что получилось начиная с шага 6 — до тех пор, пока все и вся не устроит вас и ваше бессознательное. Усиление и улучшение позитивных состояний. В вышеприведенной психотехнологии мы (почти традиционно) работали в режиме От, трансформируя и видоизменяя негативное состояние. Однако мы практически также можем действовать в режиме К, совершенствуя позитив — посредством техники усиления и улучшения позитивных состояний. Алгоритм ее использования выглядит так. 1. Определите первичное или вторичное положительное или просто экологичное состояние, которое вам хотелось бы или необходимо было бы обогатить или улучшить. 2. Выявите, какие метасостояния вам хотелось бы внести в выбранное вами ПС или ВС с тем, чтобы их усилить или улучшить. Например, жизнерадостность, гибкость, созерцательность, веселье — и т. д. и т. п. 3. Войдите в выбранные вами метасостояния и по очереди внесите их в ПС или ВС. Схема этого входа и привнесения принципиального не отличается от описанного в процедуре 3. 4. Оцените результаты трансформации и подумайте о том, что еще могло бы обогатить первичное или вторичное состояние, которое вы трансформировали. Желаемые дополнительные метасостояния внесите в ПС или ВС. 5. Осуществите подстройку к будущему. Обучение и мета-состояние. В качестве одного из таких вот «позитивов» я настойчиво рекомендовал бы вам ввести в себя состояние радостного и ускоренного обучения — с помощью психотехнологии, которая так и называется — техника создания состояния радостного и ускоренного обучения. 1. Выявите некоторый опыт переживания радости. Составьте список того, отчего вы испытывали переживание огромной радости и удовольствия, и выберите что-то одно. 2. Представьте себе это переживание наиболее полным образом. С помощью VAK опыта испытайте чувство радости и удовольствия и максимально усильте его. 3. Приложите это состояние к обучению. В то время, когда вы испытываете это радостное состояние, подумайте об обучении — тому, чему вы учитесь сейчас, и тому, чему будете обучаться. 4. Отметьте произошедшую трансформацию. Об- ратите внимание на то, как чувство радости и удо- вольствия трансформирует ситуации и вещи, связанные с вашим обучением. На несколько Мгновений останьтесь с этим ощущением. 5. Утвердите трансформацию и проверьте ее экологию. Ответьте сами себе на вопросы, нравится ли вам это; насколько ценно состояние радости относительно процесса обучения; и как бы вы его хотели сохранять и вызывать в будущем. Примечание: аналогичным образом вы можете установить у себя состояние ускоренного обучения. Подходящими ресурсами в этом случае может быть как ваш опыт мгновенного усвоения чего-бы-там-ни-было (особенно — в детстве), так и такие метасостояния, как экспериментирование, страстность; позиция «Прости иди и делай» и т. п. «Чудесный магазин». А теперь — некий супер. Пот-рясающей силы и возможностей процедура обмена состояний. Нейро-семантическая по сути психотехнология (которую я умудрился изобрести задолго до того, как познакомился с нейро-семантикой М. Холла), позволяющая как бы менять От на К, сиречь негатив на позитив. Техника «чудесный магазин», описание которой я привожу ниже. 1. Представьте невдалеке от себя прилавок и полки некоего чудесного магазина, в котором вы можете приобрести любые новые состояния. Выберите то, в чем вы сейчас наиболее нуждаетесь и что хотели бы приобрести в первую очередь (например, «смелость прохождения по жизни»). 2. Попробуйте увидеть, как выглядит то, что вы хотите приобрести, дав волю не столько воображению, сколько бессознательному — какие оно имеет цвет, форму, размеры, консистенцию и т. п. Например, «смелость прохождения по жизни» может предстать в виде «золотистого шара размером с теннисный мяч и как бы наполненный энергией» (реальный пример). 8. Определите, чем вы будете платить за ваше приобретение. В данном чудесном магазине принята довольно странная форма оплаты — здесь принимают только любой «душевный мусор»: неэкологичные черты, качества и состояния. Что именно из того, что совсем не нужно вам, вы используете в качестве оплаты? Например, это может быть «беспокойство». 4. Опредметьте «оплату», т. е. получите к ней доступ. Определите, где именно в вашем теле находится то, чем вы собираетесь оплатить выбранный «товар». Для этого вспомните любую ситуацию, когда вы чувствовали выбранную вами негативную черту, качество и/или состояние, ассоциируйтесь с собой в этой ситуации и определите «внешний вид» и «внутреннее содержание», например, выбранного нами беспокойства (в реальном примере это был «колючий шар зеленого цвета, похожий на репейник, но размером с яблоко, который находился в животе»). Совершите обмен. Мысленно осторожно извлеките из себя то, что вы выбрали в качестве оплаты и положите это в воображаемый ящик «Для оплаты» с крышкой, которая открывается только во внутрь. Следите за тем, чтобы ничего из «опредмеченной» оплаты не осталось в вашем теле — это особенно касается так называемого «прилога» (А. Ермошин): легких кусочков или зернышек, из которых потом может вырасти новое беспокойство (но если там будет чисто, ему это сделать не удастся). А теперь «возьмите» с прилавка выбранный вами «товар» и поместите его внутрь себя (или на себя) — возможно даже в то место из которого вы произвели «оплату». Однако если «товар» разместится не в том месте, где была «оплата», подумайте, чем можно заполнить образовавшуюся пустоту и «приобретите» это уже ничего не давая взамен (или опять-таки продолжая расплачиваться «душевным мусором»). Естественно, что на этой психотехнологии вы можете работать как бы непрерывно, покупая все новое и новое совершенство и, соответственно, расплачиваясь за это своим несовершенством. Причем не только с состоя- ниями, но еще и, конечно же, качествами личности (для совершенствования способов поведения лучше использовать что-то другое, где это самое поведение явственно присутствует). Техника «радужный тоник». И последнее в этом разделе. Буде уже скоро мы будем работать с ресурсами и состояниями, представленными в виде цветов (не тех, которые растут, а тех, которых семь в радуге), уже сейчас я предлагаю вам в качестве «регулянта состояний» очень интересную психотехнологию, разработанную, кстати, вовсе не в нейролингвистическом программировании (По: Л. Бондс. «Магия цвета»). Предоставляю слово автору данной техники «радужный тоник», «Это отличный способ взбодриться с помощью произвольной гаммы цветов. Такой «тоник» можно «принимать» регулярно, два-три раза в неделю, подобно тому, как бегают трусцой. И то и другое объединено желанием позаботиться о себе. Удобно проводить эту процедуру во время вынужденного длительного ожидания, по дороге с работы дамой, во время продолжительного авиаперелета или пу-тешествия на поезде. Наряду с другими благоприятными эффектами, регулярное выполнение упражнения «Радужный тоник» позволит улучшить восприятие цветов. Эта техника на самом деле повышает вашу способность к цвето-восприятию, «поглощению» цвета. 1.Устройтесь поудобнее на стуле или в кресле. Закройте глаза и расслабьтесь. Сфокусируйте внимание на дыхании, делая глубокий вдох и медленный выдох. 2.Не меняя положения, вообразите себе светло-голубое небо, где от края до края раскинулась радуга. 3.Сконцентрируйте внимание на красной полосе радуги. Красная полоса сейчас начнет дрожать, вибрировать. Представьте себе, что эта дрожащая волна отделяется от полосы и приближается к вам в виде интенсивно-красного облака. Когда облако, наконец, достигнет вас, оно рассыпается на множество мелких рубиновых кристаллов. И весь этот поток выливается прямо на вас! 4.По мере того, как кристаллы касаются кожи, они превращаются в мелкие рубиновые капли воды. Эта вода просачивается сквозь кожу внутрь. Все тело наполняется рубиновым цветом, приятно согревается, молодеет и восстанавливается. 5.Когда ваше тело вдоволь насытится красным дождем, поры кожи осторожно раскроются, а излишняя влага вырвется наружу в виде красной дымки, закружится вокруг тела, легко касаясь вашего лица и вообще кожи. Через несколько минут эта дымка рассеется. 6.Повторите то же самое со следующей, на этот раз оранжевой полосой радуги. 7.Продолжайте выполнять упражнение до тех пор, пока не окатите себя дождем из всех семи цветов радужного спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Примечание. Совсем не обязательно использовать сразу все цвета спектра. Желательно ограничиться одним или несколькими. Следует иметь в виду, что магнетический цвет (красный, оранжевый, желтый) должен предшествовать электрическому (голубой, синий, фиолетовый). И еще: то же упражнение можно выполнять и с цветами, не относящимися к основному спектру радуги, например, с бирюзовым, золотым, лимонно-желтым, желтовато-зеленым».
|