КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не радуйтесь, о роскошествующие!1. Блага — испытание и экзамен. Всевышний Аллах разъяснил, что многочисленные блага, даруемые Его рабам в этом мире — испытание и экзамен, а вовсе не доказательство того, что Аллах доволен тем, кого одаряет, и любит его, как полагают многие живущие в роскоши. Они считают приходящие к ним мирские блага свидетельством довольства Аллаха. Как же Аллах будет доволен роскошествующим человеком, который ослушивается его и использует даруемые Им блага хвастливо, проявляя высокомерие и гордыню? И в прежние времена неверующие рассуждали так же. Видя изобилие имущества и множество детей, они говорили: «У нас больше богатства и детей, и нас не подвергнут мучениям» (сура 34 «Саба», аят 35). Но Аллах сообщил им о том, что их представления не соответствуют истине. Так, Всевышний Аллах сказал: «Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (сура 34 «Саба», аят 37). И Всевышний сказал: «Оставь Меня с тем, кого Я сотворил одиноким, даровал ему большое богатство и сыновей, которые находились рядом с ним, и распростёр перед ним этот мир полностью. После всего этого он желает, чтобы Я добавил ему. Но нет! Он упрямо отрицает Наши знамения» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 11–16). То есть неужели вы думаете, что в мире вечном Мы добавим вам богатства и сыновей? Нет, не бывать этому! Всевышний Аллах разъяснил этим несчастным утопающим в роскоши людям, что блага, которые Он посылает им, — всего лишь отсрочка, ступени на пути к наказанию. Всевышний сказал: «Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!» (сура 23 «Верующие», аяты 55–56). Всевышний также сказал: «Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только подвергнуть их мучениям этим [имуществом и детьми] в этом мире, дабы они расстались со своими душами неверующими» (сура 9 «Покаяние», аят 85). И Всевышний Аллах сказал: «И пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только наказать их этим [имуществом и детьми] в земной жизни, дабы они расстались со своими душами неверующими» (сура 9 «Покаяние», аят 55). Всевышний также сказал: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка — благо для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 178). И Всевышний Аллах сказал: «Оставь же Меня с теми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечём их так, что они даже не осознают этого» (сура 68 «Письменная трость», аят 44). 2. Роскошь в этом мире — причины лишения благ мира вечного. Всевышний Аллах сообщил о людях, которые получили причитающиеся им блага уже в этой жизни. Так, Всевышний сказал: «В тот День, когда неверующим будет показан Огонь, им скажут: “Вы растратили свои блага в земной жизни, вы насладились ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что вы превозносились на земле безо всякого права, и за то, что вы были нечестивцами”» (сура 46 «Пески», аят 20). Абу Миджляз сказал: «Некоторые люди лишатся благих дел, которые они совершили в земной жизни, и им будет сказано: “Вы растратили свои блага в земной жизни, вы насладились ими”» [Ибн Касир. Тафсир]. То есть некоторые люди придут в Судный день и, не увидев награды за некоторые благие дела, совершённые ими в земной жизни, спросят о ней, и им будет сказано, что они уже растратили это вознаграждение, предаваясь роскоши и купаясь в благах в земной жизни. Сподвижники и их последователи старались меньше пользоваться мирскими благами в земной жизни, дабы сохранить свою награду в мире вечном. Джабир ибн ‘Абдаллах передаёт: «Однажды ‘Умар увидел меня, когда я нёс мясо. Он спросил: “О Джабир, что это?” Я ответил: “Мясо, которое я купил на дирхем для своих женщин, которым захотелось мяса”. ‘Умар сказал: “Неужели один из вас, пожелав чего-нибудь, непременно делает это? Почему бы ему не поголодать немного ради соседа и сына дяди своего? И куда же делся аят: ‹Вы растратили свои блага в земной жизни›?!” И мне еле удалось разойтись с ним» [‘Абд ибн Хумайд]. Сам ‘Умар d говорил: «Если бы я хотел, у меня была бы еда и одежда лучше, чем у всех вас, однако я берегу мои блага [для мира вечного]» [Табари]. Хафс ибн Абу аль-‘Ас (да помилует его Аллах) часто заходил к ‘Умару и, когда тот предлагал ему еду, отказывался от неё. Однажды ‘Умар спросил его: «Что такое, почему ты не ешь нашу еду?» Он ответил: «О повелитель верующих, мои домочадцы готовят мне более вкусную еду, и я предпочитаю их еду твоей». ‘Умар сказал: «Да лишится тебя твоя мать! Разве не понимаешь ты, что, если бы я захотел, я мог бы приказать заколоть молодого барашка и запечь, убрав с него шерсть, и очистить муку от шелухи и испечь белый хлеб, и смешать са‘[4] изюма с маслом так, что он уподобится крови газели!» Хафс сказал: «Ты, как я вижу, знаешь, что такое изысканная еда!» ‘Умар сказал: «Да лишится тебя твоя мать… Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы не моё нежелание уменьшить свои блага в Судный день, я бы присоединился к вам и разделял бы с вами ваши изысканные трапезы!» [‘Абд ибн Хумайд]. Хафса, дочь ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что она сказала своему отцу: «О повелитель верующих, почему бы тебе не носить одежду лучше этой? И почему бы тебе не есть более вкусную еду, чем эта? Ведь Аллах открыл пред тобою землю и даровал тебе щедрый удел…» Он сказал: «Я поспорю с тобой… Знаешь ли ты, с какими трудностями и тяготами сталкивался в своей жизни Посланник Аллаха r?» И он стал перечислять ей то, что пришлось претерпеть Посланнику Аллаха r, пока она не заплакала, а потом добавил: «Я говорю тебе, что у меня есть два товарища, которые следовали одним путём, и если я последую не их путём, то и участь у меня будет не такая, как у них. Клянусь Аллахом, я буду следовать их примеру, живя такой же суровой жизнью, какой жили они, в надежде, что [в мире вечном] смогу жить той благополучной жизнью, которую снискали они». Он имел в виду Посланника Аллаха r и Абу Бакра d [Ибн Абу Шейба, 34434]. Когда ‘Умар прибыл в Шам, для него приготовили еду, подобной которой ему ещё не приходилось видеть, и он сказал: «Это для нас, а что для бедных мусульман, которые умерли, так и не наевшись досыта простого ячменного хлеба?» Халид ибн аль-Валид сказал: «Им — Рай». Глаза ‘Умара наполнились слезами, и он сказал: «Если нам яства, а им Рай, то они далеко ушли от нас!» [Табари]. Катада говорил: «Знаете, клянусь Аллахом, некоторые люди проглатывают свои благие дела [уменьшая свою награду]… Пусть же человек сохраняет свои блага [для мира вечного], если сможет, и нет силы ни у кого, кроме как от Аллаха» [Табари]. 3. О наслаждениях в этом мире раб Аллаха будет непременно спрошен в Судный день. Всевышний Аллах сообщил в Своей Книге, что о наслаждениях, которые испытывает Его раб в этом мире, он непременно будет спрошен в Судный день: благодарил он за них или нет? Всевышний Аллах сказал: «В тот День вы будете спрошены о благах» (сура 102 «Страсть к умножению», аят 8). Муджахид[5] сказал об этом аяте: «То есть о каждом из благ земной жизни» [Ибн Касир. Тафсир]. Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Даже о глотке мёда» [Ибн Касир. Тафсир]. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «К благам относят и обед и ужин» [Ибн Касир. Тафсир]. Абу Кыляба сказал: «К благам относится и употребление в пищу мёда и масла с белым хлебом» [Ибн Касир. Тафсир]. Аль-Хасан и Катада говорили: «О трёх вещах потомок Адама спрошен не будет, а относительно всего остального его ждёт допрос и расчёт, за исключением того, что Аллах пожелает исключить. Три вещи — это одежда, которой он прикрывает наготу свою, кусок хлеба, который не даёт ему умереть с голоду, и дом, который укрывает его» [Табари]. Давайте вспомним историю трёх самых великих людей исламского государства. Это Посланник Аллаха r, Абу Бакр d и ‘Умар d. Абу Хурайра d передаёт: «Однажды Посланник Аллаха r вышел из дома и встретил Абу Бакра и ‘Умара. Он спросил: “Что заставило вас выйти из своих домов в такой час?” Они ответили: “Голод, о Посланник Аллаха”. Он сказал: “И меня, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, заставило выйти из дома то же, что и вас… Вставайте”. И они встали, и он направился к одному человеку из числа ансаров. Тот принёс им гроздь фиников, на которой были и недозрелые, и высохшие, и свежие финики, и сказал: “Поешьте вот это”. А сам взял нож и зарезал овцу. Они поели мяса этой овцы, поели фиников и попили. Когда они утолили голод и жажду, Посланник Аллаха r сказал Абу Бакру d и ‘Умару d: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы будете спрошены об этом наслаждении в Судный день. Вас заставил выйти из ваших домов голод, а вы не вернулись, пока не испытали это блаженство”» [Муслим, 2038]. Если три самых великих представителя этой общины будут спрошены о блаженстве, которое они испытали один раз после сильного голода, так что же говорить о нас, постоянно принимающих пищу три раза в день?
|