Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Качества лицемеров, упомянутые в Коране и Сунне




Читайте также:
  1. I. Декларируемые потребные качества сотрудников спецслужб: ожидания и реальность.
  2. I. Конструктивно-технологические особенности изготовления деталей информационных радиоэлектронных средств (ИРЭС) и обеспечение качества их изготовления
  3. II. ДВА СИЛЬНЫХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОД ВОДИТЕЛЬСТВОМ СВЯТОГО ДУХА
  4. V1: Современная концепция менеджмента качества
  5. V1:Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества
  6. V1:Сертификация продукции, услуг и систем качества
  7. Анализ обеспечения качества продукции и услуг
  8. В отношении контроля качества
  9. Вопрос 2. Качество, показатели качества.
  10. Высказывания имамов относительно следования Сунне и отречения от их взглядов, если они ей противоречат

Лицемеры упоминаются в Коране и в Пречистой Сунне. Аяты и хадисы называют качества, присущие лицемерам, и предостерегают от них. Более того, Всевышний Аллах ниспослал целую суру, посвящённую им. Ниже перечислены некоторые качества лицемеров.

1. Недуг сердца. Всевышний Аллах сказал: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (сура 2 «Корова», аят 10).

Ибн аль-Каййим сказал: «Их сердца истощили и погубили сомнения и страсти, и скверные помыслы взяли верх над их волей и намерениями и испортили их. И их испорченность ведёт их к гибели, и вылечить этот недуг не способны даже знающие лекари: “Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг!”» [Мадаридж ас-саликин].

2. Неудержимая страсть. Всевышний Аллах сказал: «Не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом» (сура 33 «Союзные племена», аят 32).

Дабы не возжелал вас тот, в чьём сердце слабость по причине слабости веры в его сердце. Это либо сомневающийся в исламе лицемер, пренебрежительно относящийся к установленным Аллахом ограничениям, либо человек, с лёгкостью совершающий непристойные и мерзкие деяния [Табари].

3. Высокомерие и гордыня. Всевышний Аллах сказал: «Когда им говорят: “Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил для вас прощения”, — они качают головой, и ты видишь, как они надменно отворачиваются» (сура 63 «Лицемеры», аят 5).

И Всевышний Аллах сказал о лицемерах, да пребудет над ними проклятие Аллаха, что, «когда им говорят: “Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил для вас прощения”, — они качают головой, и ты видишь, как они надменно отворачиваются». То есть они не слушают, что им говорят, проявляя высокомерие и демонстрируя пренебрежительное отношение к этим словам. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «…и ты видишь, как они надменно отворачиваются». И Аллах воздал им по заслугам. Всевышний Аллах сказал: «Попросишь ты для них прощения или не станешь просить для них прощения — им всё равно. Аллах не простит их. Поистине, Аллах не ведёт прямым путём нечестивых людей» (сура 63 «Лицемеры», аят 6) [Ибн Касир. Тафсир].

4. Насмешка над кораническими аятами. Всевышний Аллах сказал: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: “Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь”» (сура 9 «Покаяние», аят 64).



Лицемеры боялись, что о них будет ниспослана сура, которая обнаружит то, что они скрывали в своих сердцах, то есть сделает это очевидным для верующих. Говорят также, что этот аят был ниспослан Посланнику Аллаха r, потому что лицемеры, ругая Посланника Аллаха r или обсуждая его дела и дела мусульман, говорили: «Аллах не откроет наши секреты». Тогда Аллах сказал Своему Пророку r: скажи им: «Насмехайтесь!» — это угроза, адресованная им: «Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь» [Табари].

5. Насмешки над верующими. Всевышний Аллах сказал: «Когда они встречают верующих, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: “Поистине, мы — с вами. Мы лишь издеваемся”. Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую» (сура 2 «Корова», аяты 14–15).

Ибн аль-Каййим сказал: «Каждый из них двуличен. Одним лицом он поворачивается к верующим, а другим — к своим братьям-безбожникам. И у него два языка: одним он встречает мусульман, а другим выражает то, что тщательно скрывает.



Эти люди отвернулись от Корана и Сунны, насмехаясь над их приверженцами и относясь к ним пренебрежительно. Они отказались подчиняться постановлениям этих двух Откровений, радуясь имеющемуся у них знанию, накопление которого не приводит ни к чему, кроме гордыни и высокомерия. И ты видишь, что они постоянно насмехаются над приверженцами откровения: “Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую”» [Мадаридж ас-саликин].

6. Удерживание людей от расходования на благие цели. Всевышний Аллах сказал: «Именно они говорят: “Не жертвуйте в пользу тех, кто возле Посланника Аллаха, пока они не покинут его”. Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но лицемеры не понимают этого» (сура 63 «Лицемеры», аят 7).

Зайд ибн Аркам рассказывает: «Я был среди участников похода [на бану аль-Мусталик] и услышал, как ‘Абдаллах ибн Убайй сказал: “Не расходуйте на тех, кто с Посланником Аллаха r, чтобы они покинули его. Когда мы вернёмся в Медину, могущественный из нас непременно изгонит презренного!” Я рассказал об этом своему дяде [или: ‘Умару], и он сообщил обо всём Пророку r. Пророк r позвал меня, и я пересказал ему услышанное. Тогда Посланник Аллаха r послал за ‘Абдаллахом ибн Убайем и его товарищами, однако они поклялись, что не говорили ничего подобного. И Посланник Аллаха r поверил ему и посчитал, что я лгу. Меня охватила такая печаль, которой я не знал никогда в жизни, и я сидел дома, а мой дядя сказал мне: “Ну и чего ты добился? Посланник Аллаха r счёл тебя лгуном и теперь питает отвращение к тебе!” Тогда Всевышний Аллах ниспослал: “Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: ‹Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха›. Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами” (сура 63 “Лицемеры”, аят 1). Посланник Аллаха r послал за мной и прочитал мне этот аят, сказав: “Поистине, Аллах подтвердил твою правдивость, о Зайд!”» [Бухари, 4900; Муслим, 2772].



7. Ограниченность и обвинение верующих в недалёкости. Всевышний Аллах сказал: «Когда им говорят: “Уверуйте так, как уверовали люди”, — они отвечают: “Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?” Поистине, они и есть глупцы, но они не знают этого» (сура 2 «Корова», аят 13).

Ибн аль-Каййим сказал: «Они считали приверженца Корана и Сунны человеком поверхностным и недалёким, слепо следующим текстам, подобно ослу, везущему на себе книги. Его забота — знать переданное, и товар приверженца Откровения они считают неходким и для них он неприемлем. Люди, следующие [Корану и Сунне], по их мнению, — глупцы, и, оставаясь наедине и собираясь вместе, они говорят о них скверное» [Мадаридж ас-саликин].

8. Лояльность по отношению к неверующим. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые делают своими ближайшими друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, притом что могущество целиком присуще Аллаху?» (сура 4 «Женщины», аяты 138–139).

Аллах сказал Своему Пророку: «[О Мухаммад], обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров», которые делают неверующих в Меня и не признающих Мою религию друзьями, то есть помощниками и приятелями вместо верующих. «Неужели они хотят обрести могущество с ними» — неужели они ищут силу и могущество у них вместо верующих в Меня? И это «притом что могущество целиком присуще Аллаху»? — поистине, неверующие, которых они сделали своими друзьями, желая с их помощью обрести могущество, в действительности ничтожны и мелки. Почему же они не сделали своими друзьями верующих и не искали величия, могущества и помощи у Аллаха, Которому принадлежит могущество и Который возвеличивает кого пожелает и принижает кого пожелает, дабы Он даровал им могущество и защитил их? [Табари].

9. Козни и интриги, нацеленные против верующих. Всевышний Аллах сказал: «Которые ждут, когда вас постигнет беда. Если Аллах одаряет вас победой, они говорят: “Разве мы не были с вами?” Если же доля достаётся неверующим, они говорят: “Разве мы не покровительствовали вам [или: не помогали вам] и не защитили вас от верующих?” Аллах рассудит между вами в День воскресения. Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (сура 4 «Женщины», аят 141).

Смысл слов Всевышнего таков. «Которые ждут, когда вас постигнет беда», о верующие, а затем, «если Аллах одаряет вас победой» — то есть если Он даёт вам победу над врагами и военную добычу — «они говорят» вам: «Разве мы не были с вами?» — то есть мы тоже сражались с вашим врагом и выступили против него вместе с вами, дайте же нам долю военной добычи, ведь мы тоже участвовали в сражении. «Если же доля достаётся неверующим», то есть ваши неверующие враги одолевают вас, захватывая добычу, они, то есть эти неверующие лицемеры, говорят: «Разве мы не покровительствовали вам» — то есть разве мы не оказывали вам помощь, дабы вы одолели верующих, и не защищали вас от них, оставив их без помощи, так что они прекратили сражаться с вами и ушли? «Аллах рассудит между вами в День воскресения» — Аллах рассудит верующих и лицемеров в Судный день и вынесет окончательное решение: верующих Он введёт в Свой Рай, а лицемеров вместе с их друзьями из числа неверующих — в Свой Ад [Табари].

10. Попытки обмануть Аллаха и лень в поклонении. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но сами оказываются обманутыми Им. Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (сура 4 «Женщины», аят 142).

Лицемеры пытаются обмануть Аллаха, стремясь уберечь свои жизни и имущество с помощью своего лицемерия перед окружающими их мусульманами, однако сами оказываются обманутыми, потому что, несмотря на то что они сохраняют своь жизнь, демонстрируя веру, Он знает о неверии, которое они скрывают в своих душах. Он лишь предоставляет им отсрочку в этом мире, но в мире вечном они встретятся с Ним, и Он отправит их в Адское пламя за их неверие.

Что же касается слов Всевышнего «Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми», то они означают, что лицемеры не совершают ни одно из дел, которые Аллах вменил в обязанность верующим, ради приближения к Аллаху, потому что они вообще не верят в воскрешение, награду и наказание. Они делают то, что делают, только ради того, чтобы сохранить себе жизнь, боясь, что иначе верующие подвергнут их наказанию за вероотступничество или конфискуют их имущество. Совершая молитву, которая относится к числу основных религиозных обязанностей, они совершают её лениво и неохотно, напоказ верующим, дабы считаться одними из них, хотя на самом деле это не так, поскольку они не признают обязательность молитвы и совершают её без какого-либо желания.

А о словах Всевышнего «и поминая Аллаха лишь немного» кто-то может сказать: а существует ли такое понятие, как малое поминание Аллаха? Ответ таков: эти слова означают совсем другое: что эти люди поминают Аллаха исключительно напоказ людям, дабы избежать казни, плена и конфискации имущества, и это не поминание человека убеждённого, признающего единственность Аллаха, искренне считающего Его единственным Господом. Именно поэтому Аллах назвал это поминание малым — потому что цель этого поминания не Аллах, и совершается это поминание не ради того, чтобы приблизиться к Аллаху, и не из стремления получить награду от Аллаха и обрести то, что у Него. Поминания в действительности может быть много, однако оно подобно миражу, который кажется водой, но не является таковым на самом деле [Табари].

11. Колебания и изменчивость. Всевышний Аллах сказал: «Они колеблются между этим [верой и неверием], но не принадлежат ни к тем, ни к другим» (сура 4 «Женщины», аят 143).

Имеется в виду, что лицемерам свойственно колебаться, когда дело касается религии. Они не с верующими, следующими ясным и правильным путём, и не с многобожниками, пребывающими в невежестве. Они колеблются, пребывая между первым и вторым [Табари].

Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк r сказал: «Лицемер подобен овце, мечущейся между двумя стадами и присоединяющейся то к одному стаду, то к другому» [Муслим].

12. Стремление обмануть верующих. Всевышний Аллах сказал: «Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (сура 2 «Корова», аят 9).

Лицемер стремится обмануть Аллаха и верующих, утверждая, что является верующим, и признавая на словах то, во что в действительности не верит и в истинности чего сомневается. Таким образом он уберегает себя от установленного Аллахом наказания за вероотступничество, которому он будет подвергнут (а это казнь или плен), если не будет демонстрировать веру посредством своих слов. Это его попытки обмануть Господа и верующих в Аллаха [Табари].

13. Обращение за решениями к тагуту. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: “Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику”, — ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (сура 4 «Женщины», аяты 60–61).

Ибн аль-Каййим сказал: «Побуждая лицемера обращаться за решениями к ясному Откровению, ты обнаруживаешь, что они испытывают к этому отвращение. И если ты призовёшь их обратиться за решениями к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, ты увидишь, что они отворачиваются от их предписаний. И если бы тебе удалось увидеть их истинную сущность, ты бы увидел, что между ней и прямым путём огромное расстояние, и ты увидел бы, что сущность эта изо всех сил отворачивается от Откровения» [Мадаридж ас-саликин].

14. Распространение нечестия среди мусульман. Всевышний Аллах сказал: «Если бы они выступили [в поход] вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Аллах знает несправедливых» (сура 9 «Покаяние», аят 47).

«Если бы они выступили [в поход] вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка», потому что они трусливы и беспомощны, и они «торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту», то есть ходили бы среди вас, сплетничая и сея ненависть и смуту. «Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним», то есть повиноваться им, и считать их речи благими, и обращаться к ним за советами, не зная об их положении, в результате чего среди мусульман появится зло и большое нечестие [Ибн Касир. Тафсир].

15. Ложные клятвы, страх, трусость и пугливость. Всевышний Аллах сказал: «Они клянутся Аллахом, что они — одни из вас. Однако они не принадлежат к вам. Однако они — боязливые люди. Если бы они нашли убежище, пещеру или подземное укрытие, то они поспешно устремились бы туда» (сура 9 «Покаяние», аяты 56–57).

Всевышний Аллах сообщил Своему Пророку r об их пугливости, трусости и боязливости: «Они клянутся Аллахом, что они — одни из вас», то есть подкрепляют своё утверждение клятвой. «Однако они не принадлежат к вам» на самом деле. «Однако они — боязливые люди», и именно это заставляет их клясться. «Если бы они нашли убежище», то есть крепость, в которой можно укрыться, или иное убежище, «пещеру», которые бывают в горах, «или подземное укрытие» — подземный ход, туннель, «то они поспешно устремились бы туда», то есть поспешили бы уйти от вас, потому что они находятся с вами вынужденно, а не из любви к вам, и они хотели бы не быть с вами, однако необходимость заставляет их делать это. Поэтому они постоянно пребывают в тревоге и печали, поскольку ислам и исповедующие его сохраняют своё могущество, одерживают победы и возвышаются. Поэтому всякий раз, когда мусульмане радуются, их это огорчает, и они жалеют о том, что им приходится быть вместе с верующими. Поэтому Всевышний сказал: «Если бы они нашли убежище, пещеру или подземное укрытие, то они поспешно устремились бы туда» [Ибн Касир. Тафсир].

И Всевышний Аллах сказал: «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Они подобны прислонённым брёвнам. Всякий крик они считают обращённым против них. Они являются врагами — остерегайся же их. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (сура 63 «Лицемеры», аят 4).

Ибн аль-Каййим сказал: «У этих людей лучшие тела, самые складные и цветистые речи, но самые скверные сердца и самые слабые души. Они подобны прислонённым брёвнам, которые не приносят плодов: их выдернули из земли в том месте, на котором они росли, и прислонили к стене, которая поддерживает их, дабы их не топтали прохожие» [Мадаридж ас-саликин].

16. Они желают, чтобы их хвалили за то, чего они не делали. Всевышний Аллах сказал: «Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 188).

Абу Са‘ид аль-Худри d передаёт, что некоторые люди из числа лицемеров во времена Посланника Аллаха r уклонялись от участия в военных походах, в которые Посланник Аллаха r отправлялся, и радовались, что отсиживаются, а когда Посланник Аллаха r возвращался, они начинали оправдываться и клясться, и они желали, чтобы их хвалили за то, чего они не делали, — и был ниспослан аят: «Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали…» [Бухари, 4567; Муслим, 2777].

17. Порицание благих дел. Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни. Если им достаётся что-либо из милостыни, то они остаются довольны, если же им ничего не достаётся, то они сердятся» (сура 9 «Покаяние», аят 58).

Всевышний говорит: «Среди них», то есть среди лицемеров, «есть такие, которые обвиняют тебя», то есть порицают тебя «из-за милостыни», когда ты раздаёшь её, и обвиняют тебя в этом, хотя сами они больше заслуживают обвинений, и вместе с тем они порицают не ради религии, а ради самих себя, поэтому если им дают что-то из милостыни (закята), «то они остаются довольны, если же им ничего не достаётся, то они сердятся» [Ибн Касир. Тафсир].

Всевышний Аллах сказал: «Они поносят тех, кто раздаёт добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними. Им уготованы мучительные страдания» (сура 9 «Покаяние», аят 79).

Абу Мас‘уд d сказал: «Нам было велено давать милостыню, и мы стали переносить на себе грузы[15]. Абу ‘Акыль пожертвовал половину са‘, а потом какой-то человек принёс больше, и лицемеры стали говорить: “Поистине, Аллах не нуждается в милостыне этого[16]! А другой же сделал это не иначе как напоказ!”» И после этого был ниспослан аят: «Они поносят тех, кто раздаёт добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними. Им уготованы мучительные страдания» (сура 9 «Покаяние», аят 79) [Бухари, 4668; Муслим, 1018].

Никто не избежал их ядовитых замечаний, каким бы ни были их поступки, и даже подающим милостыню досталось от них. Когда один из них приносил щедрое пожертвование, лицемеры говорили: «Этот делает это напоказ людям!» А о человеке, который принёс скромное пожертвование, они говорили: «Поистине, Аллаху не нужна его милостыня!» [Ибн Касир. Тафсир].

18. Довольство тем, что другой человек счёл бы позором для себя. Всевышний Аллах сказал: «Когда была ниспослана сура с повелением уверовать в Аллаха и сражаться вместе с Его Посланником, обладающие богатством среди них стали просить тебя позволить им остаться и сказали: “Оставь нас, мы будем в числе тех, кто остался”» (сура 9 «Покаяние», аят 86).

Всевышний Аллах сказал это, порицая отсиживавшихся, которые уклонялись от участия в борьбе на пути Аллаха, хотя имели все возможности и способности для этого. Они говорили: «Оставь нас, мы будем в числе тех, кто остался» — и согласились на то, что любой бы счёл позором: остаться вместе с женщинами, тогда как войско отправилось в поход. Если начиналась война, это были самые трусливые люди, а в мирные времена они были самыми болтливыми, как сказал Всевышний Аллах о них в другом аяте: «Поскольку они скупы по отношению к вам. Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью. Когда же страх проходит, они обижают вас острыми языками» (сура 33 «Союзные племена», аят 19). То есть в мирное время они досаждают другим своими острыми языками, а во время войн нет никого трусливее их [Ибн Касир. Тафсир].

19. Побуждение к порицаемому и удерживание от одобряемого. Всевышний Аллах сказал: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они побуждают к порицаемому, и удерживают от одобряемого, и сжимают свои руки [скупятся делать пожертвования]. Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Поистине, лицемеры являются нечестивцами!» (сура 9 «Покаяние», аят 67).

Всевышний Аллах сказал это, порицая лицемеров, качества которых противоположны качествам верующих: если верующие побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого, то лицемеры «побуждают к порицаемому, и удерживают от одобряемого, и сжимают свои руки [скупятся делать пожертвования]», то есть не желают жертвовать на пути Аллаха. «Они предали забвению Аллаха», то есть забыли о поминании Аллаха, «и Он предал их забвению», то есть поступил с ними так, как поступают с теми, кого забыли. Это подобно словам Всевышнего: «Сегодня Мы предадим вас забвению, подобно тому, как вы предали забвению встречу в этот День» (сура 7 «Преграды», аят 51). «Поистине, лицемеры являются нечестивцами!» — то есть они свернули с пути истины и следуют путём заблуждения [Ибн Касир. Тафсир].

20. Нежелание усердствовать на пути Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Оставшиеся позади [не принявшиеся участие в походе на Табук] радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно усердствовать своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: “Не отправляйтесь в поход в такую жару”. Скажи: “Огонь Геенны ещё жарче!” Если бы они только понимали!» (сура 9 «Покаяние», аят 81).

Всевышний Аллах сказал это, порицая лицемеров, которые отказались отправиться в поход на Табук вместе со сподвижниками Посланника Аллаха r и радовались тому, что те ушли, а они остались отсиживаться. «Им было ненавистно усердствовать» вместе с Посланником Аллаха r «своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили» друг другу: «Не отправляйтесь в поход в такую жару», поскольку поход на Табук был предпринят в сильный зной, когда всем хотелось сидеть в тени и наслаждаться созревшими плодами. Всевышний Аллах велел Своему Посланнику сказать им, что огонь Геенны, в который они попадут за своё противоречие, — «ещё жарче», чем тот зной, от которого они бежали — более того, он жарче пламени [Ибн Касир. Тафсир].

21. Колебания и стремление сбежать. Всевышний Аллах сказал: «Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: “Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением”. Вот некоторые из них сказали: “О жители Ясриба [Медины], вы не сможете выстоять! Вернитесь!” А некоторые из них попросили разрешения у Пророка и сказали: “Наши дома остались беззащитны”. Они не были беззащитны — они лишь хотели сбежать» (сура 33 «Союзные племена», аяты 12–13).

22. Промедление. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, среди вас есть такой, который задержится, и если вас постигнет несчастье, то он скажет: “Аллах оказал мне милость тем, что меня не было рядом с ними”» (сура 4 «Женщины», аят 82).

Так Всевышний Аллах описал лицемеров Своему Пророку r и его сподвижникам, указав на их качества. Он сказал: «Поистине, среди вас», о верующие, то есть среди ваших соплеменников и окружающих вас людей, есть человек, делающий вид, что он принадлежит к числу приверженцев вашего призыва и вашей религии. Это лицемер, который отговаривает тех из вас, кто подчиняется ему, от участия в сражении с вашими врагами, когда вы собираетесь выступить против них, «и если вас постигнет несчастье», то есть вы потерпите поражение или ваши враги убьют вас или ранят, «то он скажет: “Аллах оказал мне милость тем, что меня не было рядом с ними”» — ведь иначе, дескать, я тоже был бы ранен, или мне причинили бы боль, или я был бы убит. Его радует то, что он уклонился от участия в походе с вами, и он злорадствует, глядя на вас, потому что сам он относится к числу тех, кто сомневается в истинности обещания Аллаха, Который обещал верующим награду за то, что постигнет их на Его пути, а также в истинности Его угрозы, и он не надеется обрести Его награду, и не боится Его наказания [Табари].

23. Уклонение. Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть и такой, который говорит: “Позволь мне остаться дома и не искушай меня!” Безусловно, они уже впали в искушение. Поистине, Геенна объемлет неверующих» (сура 9 «Покаяние», аят 49).

Всевышний Аллах сказал: и среди лицемеров находится тот, кто говорит тебе, о Мухаммад: «Позволь мне остаться дома», то есть отсиживаться, «и не искушай меня», побуждая отправиться в путь вместе с тобой, ведь там женщины ромеев. Всевышний Аллах сказал: «Безусловно, они уже впали в искушение», то есть они впали в искушение, сказав это [Ибн Касир. Тафсир].

24. Придумывание оправданий своему отказу присоединиться к остальным верующим. Всевышний Аллах сказал: «Когда вы возвратитесь к ним, они станут оправдываться. Скажи: “Не оправдывайтесь, мы всё равно не поверим вам. Аллах уже сообщил нам вести о вас. Аллах и Его Посланник увидят ваши деяния. А потом вы будете возвращены к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали”» (сура 9 «Покаяние», аят 94).

Всевышний Аллах сообщил о лицемерах, что, когда верующие возвращаются в Медину, лицемеры начинают оправдываться «Скажи: “Не оправдывайтесь, мы всё равно не поверим вам. Аллах уже сообщил нам вести о вас”», то есть Аллах сообщил нам всё о вашем положении и «Аллах и Его Посланник увидят ваши деяния», то есть Он покажет ваши деяния людям в этом мире. «А потом вы будете возвращены к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали», то есть сообщит вам о ваших деяниях, благих и скверных, и воздаст вам за них [Ибн Касир. Тафсир].

25. Они скрываются от людей. Всевышний Аллах сказал: «Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен. Аллах объемлет то, что они совершают» (сура 4 «Женщины», аят 108).

Это упрёк, адресованный лицемерам, которые скрываются со своими мерзостями от людей, дабы те не осуждали их, но не скроют своих деяний от Аллаха, поскольку Он всё равно видит то, что в их душах, и знает, что в их сознании. Поэтому Он сказал: «…тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен. Аллах объемлет то, что они совершают». Это угроза им [Ибн Касир. Тафсир].

26. Радость из-за вреда, который причиняется верующим. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: “Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди”. Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Поистине, Аллах объемлет всё, что они совершают» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 118–120).

Всевышний Аллах сказал это, запрещая Своим верующим рабам делать лицемеров своими ближайшими друзьями, то есть раскрывать им свои секреты и делиться с ними своими намерениями в отношении врага, потому что лицемеры не жалеют сил, стремясь поступить наперекор верующим и причинить им вред всеми возможными способами. Они строят козни, плетут интриги и обманывают, и им по душе всё, что создаёт трудности для верующих, ранит их и тягостно для них [Ибн Касир. Тафсир].

27. Если ему доверяют, он предаёт, если говорит, то лжёт, если обещает, то нарушает обещание, а если ведёт тяжбу, то поступает нечестно. Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: “Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников”. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (сура 9 «Покаяние», аяты 75–77).

Всевышний Аллах сказал, что среди лицемеров есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Однако, когда Аллах дарует такому человеку то, о чём он говорил, он не исполняет своего обещания и не подтверждает делами свои заявления. И Аллах наказывает таких людей, оставляя в их сердцах лицемерие до самого Судного дня, в который они встретятся с Аллахом, да убережёт нас Аллах от подобного [Ибн Касир. Тафсир].

Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”. Однако они суть неверующие» (сура 2 «Корова», аят 8).

Ибн аль-Каййим сказал: «Главное, что есть у них, — обман и козни, и всё, чем они владеют, — ложь и жёлчность, и у них приспособленческий склад ума: они стараются сделать так, чтобы обе группы были довольны ими, и тогда они будут в безопасности между ними. “Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого”» [Мадаридж ас-саликин].

‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас d передаёт, что Пророк r сказал: «Лицемер в полном смысле этого слова отличается четырьмя качествами, а в том, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, останется одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. Когда такому человеку доверяются, он предаёт, когда он рассказывает о чём-либо, то лжёт, заключив договор, поступает вероломно, а когда ведёт тяжбу с кем-либо, поступает нечестно» [Бухари, 34; Муслим, 58].

Ан-Навави сказал: «Этот хадис вызвал затруднения у некоторых учёных, поскольку те же качества могут быть присущи и мусульманину, в отношении ислама которого нет никаких сомнений. Братья Юсуфа обладали этими качествами, и даже у некоторых наших праведных предшественников и учёных можно найти подобные поступки, часть их или все. Однако в действительности в этом хадисе, хвала Всевышнему Аллаху, нет никаких неясностей, однако учёные разошлись во мнениях относительно его смысла. Самые авторитетные учёные и вообще большинство учёных сказали (и это правильное, наилучшее мнение), что смысл хадиса таков: эти качества присущи лицемерам, и их обладатель подобен лицемерам в этих качествах и ведёт себя, как они. Поистине, лицемерие — это сокрытие (в душе) того, что противоположно демонстрируемому. А это описание относится и к обладателю названных качеств, и его лицемерие является таковым для тех, кому он говорит, и кто доверяет ему, и с кем он ведёт тяжбу, и кому даёт обещание, и это не то лицемерие, при котором человек демонстрирует ислам, а в душе скрывает неверие. Говоря это, Пророк r не имел в виду, что такой человек является лицемером, подобным лицемерам-неверующим, которых ждёт вечное пребывание в нижнем слое Адского пламени.

А слова Пророка r “Лицемер в полном смысле этого слова” означают, что этот человек очень сильно похож на лицемеров из-за этих качеств. Некоторые учёные сказали, что это относится к тому человеку, у которого эти качества присутствуют всё время. Что же касается тех, у кого подобные качества проявляются очень редко, то он не относится к этой категории. Это наилучшее мнение о смысле хадиса» [Навави].

28. Откладывание молитвы. Аль-‘Аля’ ибн ‘Абд-ар-Рахман передаёт, что однажды он пришёл к Анасу ибн Малику в его дом в Басре после того как совершил полуденную молитву: «Когда мы зашли к нему, он спросил: “Вы уже совершили предвечернюю молитву (‘аср)?” Мы сказали ему: “Мы совсем недавно закончили совершать полуденную (зухр)”. Он сказал: “Совершите предвечернюю молитву”. И мы встали и совершили молитву, и когда мы закончили, он сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха r говорил: ‹Такова молитва лицемеров: он сидит, и, когда солнце окажется между двух рогов шайтана, он встаёт и [наспех] совершает четыре рак‘ата, подобно клюющему что-то ворону, и поминает в них Аллаха лишь немного›”» [Муслим, 622].

Ибн аль-Каййим сказал «Они откладывают молитву и вместо того, чтобы совершить её в начале отведённого для неё времени, совершают её только тогда, когда от дня останется столько, сколько проходит до смерти уже начавшего издавать предсмертный хрип. Утреннюю молитву такой совершает перед самым восходом, послеполуденную — когда солнце почти заходит. Они совершают её наспех, подобно клюющему ворону, ибо это молитва, совершаемая телом, а не сердцем, и при этом они ещё и озираются, подобно лисице, которая уверилась в том, что за ней гонятся» [Мадаридж ас-саликин].

29. Уклонение от совершения коллективных молитв. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд d сказал: «Кто желает завтра встретить Аллаха, будучи мусульманином, пусть неуклонно совершает эти молитвы там, где раздаётся призыв к их совершению, ибо, поистине, Всевышний Аллах установил для Своего Пророка r обычаи правильного пути, и это относится к обычаям правильного пути. Если же вы будете молиться в своих домах и оставите свои мечети, вы оставите сунну вашего Пророка r. А если вы оставите сунну вашего Пророка r, вы впадёте в заблуждение. Любому человеку, который очистится наилучшим образом, после чего направится в одну из этих мечетей, Аллах непременно запишет за каждый сделанный им шаг одно благое дело, и возвысит его на одну степень, и простит ему одно из его прегрешений. В наше время никто не уклонялся от участия [в коллективных молитвах], кроме известных нам лицемеров, и мы видели, как человек приходил, опираясь на двух других, и они помогали ему встать в ряд» [Муслим, 654].

Аш-Шумунни сказал: «Под лицемером здесь не подразумевается человек, скрывающий в душе неверие и демонстрирующий ислам, а иначе коллективная молитва была бы обязанностью, поскольку скрывающий в душе неверие является неверующим, но тогда последние слова опровергали бы первые».

30. Сквернословие и многословие. Абу Умама d передаёт, что Пророк r сказал: «Стыдливость и немногословность — два ответвления веры, а сквернословие и многословие — два ответвления лицемерия» [Тирмизи, 2027].

Ат-Тирмизи сказал о многословии: «Это относится, например, к тем хатыбам, которые многословны в своей хутбе и изощряются в своих речах, и хвалят людей за неугодное Аллаху».

Ибн аль-Каййим сказал: «Если говорить в общем, то среди мусульман они подобны подобно фальшивкам среди монет: эти подделки распространяются среди людей, потому что те не умеют отличать их от настоящих денег, и только знаток способен различить их, а таких знатоков очень мало. Нет ничего более вредоносного для религии, чем такие вот люди, и именно через них религия подвергается разложению. Поэтому Аллах дал в Коране разъяснения относительно их, и привёл их описания, и сообщил об их положении, и неоднократно упоминал о них. Причина в том, что они приносят много вреда общине и их присутствие являются бедой для членов общины, а также в том, что существует реальная потребность знать их и избегать уподобления им и внимания их речам. Скольких людей, следующих правильным путём и стремившихся к Аллаху, они сбили с правильного пути и повели их путём погибели! Они надавали им обещаний и прельстили из надеждами, однако их обещания — обольщение, а внушаемые ими желания и надежды — горе и погибель» [Тарик аль-хиджратайн].

31. Внимание пению. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Пение растит в сердце лицемерие» [Шу‘аб аль-иман].

Ибн аль-Каййим сказал: «Основа лицемерия — противоречие явного тайному. Любителя песен ждёт одно из двух. Либо он станет нечестивцем и развратником, либо он будет совершать религиозные обязанности только напоказ людям, то есть будет лицемером. Такой человек демонстрирует стремление к Аллаху и миру вечному, а в сердце его кипят страсти и любовь к тому, что ненавистно Аллаху и Его Посланнику, — звукам музыкальных и развлекательных инструментов и того, к чему побуждает пение и что оно возбуждает. Сердце такого человека наполнено этим, и в нём не найдёшь любви к тому, что любит Аллах и Его Посланник, и ненависти к тому, что ненавистно Аллаху и Его Посланнику, а это — чистейшей воды лицемерие… Также к признакам лицемерия относятся: скудное поминание Аллаха, лень при совершении молитвы и совершение её наспех, подобно клюющему что-то ворону. Редко очарованный пением не подходит под это описание. К тому же лицемерие зиждется на лжи, а пение относится к числу самых лживых стихов. Оно называет скверное благим, приукрашивает его и побуждает к нему, и называет благое скверным и отвращает от него, а это и есть лицемерие. Также лицемерие — козни и обман, и пение зиждется на этом» [Игасат аль-ляхфан].


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты