КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Защита от лицемерияДабы защитить себя от лицемерия, мусульманин должен обладать благими качествами и совершать благие дела. Ниже перечислены некоторые из них. 1. Раннее совершение молитвы, при котором человек застаёт открывающий такбир имама. Анас ибн Малик d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто в течение сорока дней совершал молитву с общиной, заставая первый такбир, тому запишется два отречения: отречение от Огня и отречение от лицемерия» [Тирмизи]. Отречение от Огня — то есть избавление и спасение от Пламени Ада. Это же слово употребляют, когда говорят о том, что человек освободился от долга или избавился от болезни. Что касается отречения от лицемерия, ат-Таййиби сказал: «То есть он будет обезопашен от совершения деяний приверженца лицемерия в этом мире, и его деяния будут соответствовать деяниям искренних. А в мире вечном он будет обезопашен от наказания, которому будет подвергнут лицемер. И о нём будет засвидетельствовано, что он не является лицемером. То есть лицемеры совершают молитву неохотно и лениво, а он совершает её противоположным образом. Так упоминается в “Аль-Миркат”» [Тухфат аль-ахвази]. 2. Благонравие и стремление к правильному пониманию религии. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Двух качеств не бывает у лицемера — следования благим путём и глубокого понимания религии» [Тирмизи, 2684]. Под следованием благим путём подразумевается стремление во всём следовать путём блага, облачаться в одеяния праведных и воздерживаться от всего порицаемого явно и тайно [Тухфат аль-ахвази]. 3. Милостыня. Абу Малик аль-Аш‘ари d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Тщательное совершение малого омовения — половина веры, слова “Хвала Аллаху” наполняют Весы, прославление и возвеличивание Аллаха заполняют небеса и землю. Молитва — свет, закят — доказательство, терпение — сияние, а Коран — довод в твою пользу или против тебя. Каждый человек выходит утром для трудов и зарабатывает воздаяние душой своей, либо освобождая её, либо губя» [Муслим, 223]. Милостыня (закят) — доказательство веры подающего её, и лицемер воздерживается от неё, потому что не считает, что обязан подавать её, и выплату закята считают доказательством действительности веры человека [Навави]. 4. Дополнительная ночная молитва. Катада сказал: «В жизни лицемера ночные бдения встречаются редко» [Хильйа]. Причина в том, что лицемер спешит совершать благие дела, только когда его видят люди, а когда он остаётся один, у него нет мотива для их совершения. Если человек совершает добровольные ночные молитвы, то это доказательство того, что он не является лицемером, а также указанием на искренность его веры. 5. Усердие на пути Аллаха. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто умер, ни разу не сражавшись и не задумываясь об этом, тот умер, будучи приверженным одному из ответвлений лицемерия» [Муслим, 1910]. Ан-Навави сказал: «Подразумевается, что такой человек уподобился лицемерам, уклоняющимся от участия в борьбе на пути Аллаха, поскольку отказ от борьбы на пути Аллаха — одно из ответвлений лицемерия. Из этого хадиса можно понять, что если у человека было намерение совершить какой-то вид поклонения, однако он умер прежде, чем совершить его, то он не заслуживает порицания в отличие от того, кто умер, даже не имея такого намерения» [Навави]. 6. Частое поминание Аллаха. ‘Ибн аль-Каййим сказал: «Поистине, частое поминание Всевышнего Аллаха — защита от лицемерия, поскольку лицемеры мало поминают Аллаха. Всевышний Аллах сказал о лицемерах: “…и поминая Аллаха лишь немного” (сура 4 “Женщины”, аят 142). Ка‘б говорил: “Кто часто поминает Всевышнего Аллаха, тот не имеет отношения к лицемерию”. Поэтому (а Аллах знает обо всём лучше) Всевышний Аллах завершил суру “Лицемеры” словами: “О вы, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают так, окажутся потерпевшими убыток” (сура 63 “Лицемеры”, аят 9). Это предостережение от искушения лицемеров, которые отвлеклись от поминания Аллаха и забыли о нём и впали в лицемерие. Одного из сподвижников спросили о хариджитах: являются ли они лицемерами — и он ответил: “Нет, лицемеры поминают Аллаха лишь немного”. Это один из признаков лицемерия — редкое поминание Всевышнего Аллаха и уверенность человека в том, что лицемерие ему не грозит. Всевышний Аллах слишком великодушен для того, чтобы подвергнуть испытанию лицемерием сердце, поминающее Его. Это испытание постигает сердца, отвлёкшиеся от поминания Аллаха [Вабиль]. 7. Обращение к Аллаху с мольбами. Джубайр ибн Нуфайр передаёт: «Я зашёл к Абу ад-Дарде, войдя в его дом в Хомсе, и застал его молящимся на том месте, где он обычно совершал [дополнительные] молитвы. Сев для ташаххуда, он принялся просить у Аллаха защиты от лицемерия. Когда он закончил молитву, я спросил: “Да простит тебя Аллах, о Абу ад-Дарда, какая связь между тобой и лицемерием?” Он ответил: “Прости, о Аллах! Прости, о Аллах! Прости, о Аллах! Кто защищён от испытаний? Кто защищён от испытаний? Клянусь Аллахом, человек поддаётся искушению в одночасье и отворачивается от своей религии!”» [Сийар]. 8. Любовь к ансарам. Анас ибн Малик d передаёт, что Пророк r сказал: «Признак веры — любовь к ансарам, а признак лицемерия — ненависть к ансарам» [Бухари, 17; Муслим, 74]. 9. Любовь к ‘Али ибн Абу Талибу d. Зирр передаёт, что ‘Али ибн Абу Талиб d сказал: «Клянусь Тем, Кто расколол зерно и создал душу, не умевший ни читать, ни писать Пророк r оставил мне завет: не будет любить меня никто, кроме верующего, и не будет ненавидеть меня никто, кроме лицемера» [Муслим, 78].
|