Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Вред, наносимый человеку влюблённостью




Читайте также:
  1. Б. Г. Голубовский К ЧЕЛОВЕКУ ЧЕРЕЗ ЖИВОТНОЕ
  2. Б. Г. ГолубовскийК ЧЕЛОВЕКУ ЧЕРЕЗ ЖИВОТНОЕ
  3. Бонд почувствовал отвращение к человеку, столь холодно и бездушно добивающегося любыми средствами поставленной цели.
  4. Вред, который приносит следование своим влечениям
  5. Вред, наносимый полиомиелитной вакциной
  6. Гимн человеку
  7. ГОРЕ миру от СОБЛАЗНОВ , ибо надобно придти соблазнам, но ГОРЕ ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЧРЕЗ КОТОРОГО СОБЛАЗН ПРИХОДИТ» (Матф.18,7).
  8. Доброта вредит нераскаянному человеку
  9. Добрые помыслы приносят человеку духовное здравие

1. Влюблённость может довести человека до неверия. Ибн аль-Каййим сказал о влюблённости: «Она бывает нескольких видов, и в некоторых случаях она бывает неверием, как в том случае, когда влюблённый любит объект своей любви так же, как любит он Аллаха. А что говорить о том случае, когда в его сердце любовь к этому объекту больше его любви к Аллаху? Такая влюблённость не прощается человеку, ибо относится к великому ширку (ширк акбар), а Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей. Признак этой влюблённости, представляющей собой неверие и ширк, — предпочтение довольства объекта любви довольству Господа. И если соблюдение права объекта любви, с одной стороны, и соблюдение права Аллаха и покорность Ему, с другой стороны, оказываются в состоянии противоречия, он выбирает право объекта своей любви, и предпочитает его довольство довольству Господа, и отдаёт объекту своей любви самое дорогое из того, чем обладает, а Господу — наихудшее из того, что есть у него. Он выбивается из сил, стремясь снискать довольство объекта своей любви, покоряясь ему и стремясь приблизиться к нему, а Господу отдаёт остатки того, что отдаёт предмету своей любви.

Посмотрите на положение большинства влюблённых и вы увидите, что это действительно так. Положите их влюблённость на одну чашу весов, а их единобожие и веру — на другую, а потом взвесьте так, чтобы этим взвешиванием был доволен Аллах и Его Посланник, то есть справедливым взвешиванием.

Бывает, что влюблённый даже открыто говорит о том, что соединение с объектом любви дороже для него, чем исповедание единобожия… Так, один влюблённый открыто сказал, что поддержание связи с объектом своей любви дороже для него, чем милость Аллаха:

Твоё довольство желаннее для сердца моего,

Чем милость Величественного Творца…

Вне всяких сомнений, такая влюблённость — величайший ширк.

Многие влюблённые заявляют, что в их сердцах не остаётся места ни для кого, кроме объекта их любви. То есть объект любви завладевает сердцем человека, и тот превращается в верного раба во всех смыслах этого слова. Он предпочитает быть рабом творения, себе подобного, вместо того чтобы быть рабом Всевышнего Творца. Истинное поклонение предполагает предельную любовь, покорность и смирение, а этот влюблённый отдаёт всю силу своей любви, подчинения и смирения объекту своей любви, проявляя по отношению к нему настоящую рабскую покорность. И это не идёт ни в какое сравнение с прелюбодеянием, ибо прелюбодеяние — тяжкий грех, но постановление Шариата относительно него такое же, как и относительно других подобных ему грехов, а эта влюблённость являет собой придавание Аллаху сотоварищей (ширк)!



Один шейх говорил: “Желаннее для меня пройти через такое испытание, как прелюбодеяние с этим телом, чем пройти через испытание влюблённости, которая поработит моё сердце и отвлечёт его от Аллаха”» [Джаваб].

Монахи Мадьяна и те, кого я застал,

Боясь наказания, сидят и плачут,

Если бы они слышали речи её, как слышал я,

Они бы Аззе кланялись и падали ниц перед нею…

Также известна история человека по имени Салих, который жил в Багдаде и был муаззином. Он произносил азан сорок лет и был известен своей праведностью. Рассказывают, что однажды он поднялся на минарет, чтобы произнести азан и увидел дочь христианина, дом которого стоял возле мечети. Очарованный её красотой, он пришёл к её дому и постучал. Она спросила: «Кто это?» Он ответил: «Это я, муаззин Салих». Она открыла ему, а он сжал её в объятьях. Она сказала: «Вы должны хранить чужие тайны, что же это за вероломство?» Ведь муаззин поднимается на минбар и с его высоты видит всё, что происходит во дворах окрестных домов. Он сказал: «Либо ты исполнишь моё желание, либо я убью тебя!» Она сказала: «Нет, если только ты не отречёшься от своей религии!» Он сказал: «Я отрекаюсь от ислама и от того, что принёс Мухаммад!» — и приблизился к ней. Она сказала: «Ты сказал это только для того, чтобы добиться своего, а потом опять вернуться к своей религии! Поешь свинины». И он поел. Тогда она сказала: «Попей вина». И он попил, и когда вино ударило ему в голову, он снова попытался приблизиться к ней. Тогда она зашла в дом и заперла за собой дверь, а ему сказала: «Поднимись на крышу, и когда мой отец придёт, он поженит нас». И он поднялся на крышу, а там поскользнулся, свалился оттуда и умер. Она вышла и завернула его тело в отрез ткани, а когда пришёл её отец, она всё рассказала ему. Он вынес его тело и бросил его в одном из переулков. Людям стала известна его история, и они оставили его тело на помойке [Замм аль-хава].



Ибн аль-Каййим сказал: «Когда христиане хотели заставить пленника принять христианство, они показывали ему красивую женщину и велели ей соблазнять его. И когда он влюблялся в неё, она говорила ему, что подарит ему себя, если он примет её религию. В таких обстоятельствах Аллах укрепляет тех, кто уверовал, словом твёрдым» [Джаваб].

2. Использование влюблённым разных средств, чтобы добиться обладанием объектом своей любви. Влюблённый прибегает к самым разнообразным средствам, чтобы добиться своего от объекта своей любви, прибегая даже к помощи шайтанов из числа джиннов посредством колдовства. Это действительно происходит, и подобные случаи известны.



Влюблённый прибегает к колдовству, чтобы добиться взаимности от объекта своей любви и чтобы его любовь сама шла к нему, и не скрывалась от него, и не сопротивлялась ему. Это великая беда, ибо колдовство есть неверие в Аллаха.

3. Отвлечение от поминания Аллаха из-за мыслей об объекте любви. Это относится к негативным последствиям влюблённости. Влюблённый из-за мыслей о предмете своей любви и своего чувства к нему отвлекается от поминания Аллаха и любви к Нему, потому что не могут уместиться в одном сердце любовь к Творцу и подобная страстная любовь к творению — одна из них неизменно побеждает другую.

Поэтому жертвы этой дьявольской влюблённости преданы шайтану. Многие из них превращаются в рабов объектов своей любви. И часто такой влюблённый открыто заявляет в присутствии объекта своей любви и в его отсутствие, что он — его раб.

Эта болезнь особенно распространена среди певцов. Они открыто говорят о том, что являются рабами тех, кого любят и к кому питают страсть. Доходит до фраз вроде: «Тебе молюсь, тебе я поклоняюсь…»

Такой влюблённый дорожит довольством объекта своей любви больше, чем довольством Господа, свиданием с объектом любви — больше, чем свиданием с Господом, и приближения к объекту своей любви он желает больше, чем приближения к Господу. Он стремится избежать недовольства объекта своей любви больше, чем стремится избежать недовольства Господа, и даже готов навлечь на себя недовольство Господа ради того, чтобы снискать довольство объекта своей любви. Интересы объекта своей любви он ставит выше покорности Господу. А если у него остаётся немного времени и у него есть немного веры, он отдаёт себя покорности Господу. Если же удовлетворение нужд объекта любви и забота о его интересах занимает всё его время, то он ничего не оставляет Аллаху.

Объекту своей любви он готов отдать и отдаёт самое дорогое и ценное, а Господу если и отдаёт что-то из того, чем обладает, то самое скверное и незначительное. Он отдаёт объекту своей любви свой разум, сердце, стремления, время и лучшее своё имущество, а Господу отдаёт остатки всего этого! Он поворачивается к Господу спиной и перестаёт поминать Его, и если он встаёт на молитву, то язык его обращается к Господу, а сердце — к объекту его любви. Он чувствует отвращение к служению Господу, и в молитве стоит будто на раскалённых углях — так ему тяжко. Когда ему выдаётся случай послужить объекту своей любви, он принимается за дело с сердцем, наполненным радостью, с искренностью, и служба эта легка для него и не тяготит его.

Вне всяких сомнений, это люди, которые приравнивают к Аллаху Его творения и любят их так же, как и Аллаха…

4. Страдания, которые испытывают влюблённые. Поистине, тот, кто полюбит кого-то, кроме Аллаха, начинает терзаться и страдать.

Нет на земле несчастней человека, чем

Влюблённый, хоть сладка бывает страсть,

Ты видишь, что он плачет постоянно,

Боясь разлуки или же скучая…

Хотя любовь приносит человеку наслаждение, она же становится для него мучительным наказанием. Сердце влюблённого пленено объектом его любви. Он унижает его, вертит им, как пожелает, а тот подчиняется. Объект любви управляет влюблённым подобно тому, как ребёнок управляет игрушкой с помощью пульта управления. Опьянённый влюблённый не видит в этом никакой беды.

Похож он на птицу, которую губит ребёнок, —

Смеясь и играя, терзает в руках он её…

Влюблённый, как говорят, выглядит свободным, но на самом деле он пленник. Он больной, который ходит по краю смерти и не может избавиться от своего недуга. Он мёртвый в образе живого, и нет конца его страданиям…

5. Влюблённость отвлекает человека от религии и мирских дел. Нет ничего хуже для религии и мирских дел человека, чем страстная влюблённость. Она губит его религию, потому что сердце его отвлекается от Аллаха, занятое любовью, и он не находит времени для того, чтобы стремиться к довольству Господа. Если же говорить о мирских делах, то они неразрывно связаны с религией, потому что если человек отвлекается от своей религии, то от своих мирских дел и интересов он отвлечётся с ещё большей лёгкостью.

6. Беды в этом мире и мире вечном охватывают влюблённых быстрее, чем огонь — сухие дрова. Причина в том, что чем больше влюблённость в сердце человека и чем сильнее его привязанность к объекту любви, тем больше отдаляется оно от Аллаха, ибо самые далёкие от Аллаха сердца — сердца страстно влюблённых. А когда сердце отдаляется от Аллаха, беды начинают обрушиваться на него одна за другой и шайтан окружает его со всех сторон. Тот, кто оказался во власти своего врага, непременно будет страдать и познает горе, ибо враг не упустит возможности причинить ему вред. Что же говорить о сердце, которым завладел его враг, более всех остальных творений стремящийся ввести его в заблуждение и испортить его? Влюблённость, утверждаясь в сердце, портит разум и мысли, рождает наущения и лишает человека способности думать. Поэтому ты видишь, что страстно влюблённый не усваивает урок, не добивается успеха в торговле, не способен правильно оценить ситуацию и высказать разумное мнение или решить проблему, потому что его мышление парализовано, а сердце закрыто завесой, и он утрачивает способность думать и размышлять!

Самое достойное и благородное, что есть в человеке — это его разум, и лишённый разума опускается на уровень животных, причём бывает, что положение животных оказывается даже лучше его положения.

Разве не любовь свела с ума Меджнуна? Более того, она сделала его безумнее многих других умалишённых:

Они сказали: мол, любовь тебя свела с ума, но я сказал им:

«Любовь страшней того, что с сумасшедшими:

Влюблённый не очнётся никогда, а приступы безумия проходят…»

Если же говорить о моральной испорченности, то подразумевается испорченность сердца, а если сердце портится, то вслед за ним портятся глаз, ухо и язык. Испорченное сердце показывает своему обладателю отвратительное прекрасным. Влюблённость ослепляет сердце, и человек перестаёт замечать недостатки объекта своей любви и страсти, и уши его перестают слышать любую критику в адрес объекта его любви и указания на его ошибки, и он готов пожертвовать жизнью, защищая его, даже если ошибка объекта его любви совершенно очевидна. Когда всё заходит настолько далеко, влюблённый не может вынести, когда кто-то критикует объект его любви, или порицает его, или скверно отзывается о нём. Он защищает объект своей любви вне зависимости от того, прав он или виноват, и готов умереть, защищая его.

Желания скрывают недостатки. Стремящийся к чему-то не замечает пороков того, к чему стремится и чего жаждет, и когда стремление пропадает, эти изъяны открываются ему. Это стремление становится завесой, которая закрывает взор. Поэтому и сказал тот влюблённый:

Я к тебе привязался, потому что взор мой закрыла завеса,

А когда она спала, боль затопила мне душу…

Когда он был влюблён, то на взоре его как будто была завеса, а после того, как влюблённость ушла, он стал вопрошать в недоумении: как же он мог полюбить такую?..

Поистине, находясь внутри чего-то, человек не замечает недостатков того, в чём находится, а выходя наружу, видит их. И находящийся снаружи также не замечает этих недостатков. И лишь тот, кто был внутри, а потом оказался за пределами этого, видит все эти недостатки и пороки. Однако лишь немногие шагнувшие в страстную влюблённость вышли потом из неё.

Почему сподвижники, которые сначала были неверующими, а потом приняли ислам, лучше тех, кто родился уже в исламе? Потому что они знали, что такое неверие, они вкусили его, жили в нём, видели его своими глазами, а после этого вышли на правильный путь. Именно это имел в виду ‘Умар d, говоря: «Поистине, узлы ислама будут развязываться один за другим, когда родятся в исламе те, кто не знал времён невежества (джахилиййа)!»

Что же касается негативного влияния страстной влюблённости на чувства, то оно очевидно. Она заставляет болеть и чувства, и тело. Изнемогающий от любви теряет телесное здоровье. Он худеет, слабеет, становясь угрюмым и несчастным, а иногда и перестаёт вставать с постели. Он не способен работать и приносить пользу кому бы то ни было.

К Ибн ‘Аббасу, который в это время находился на Арафате, как-то привели юношу, которого так иссушила влюблённость, что от него остались кожа да кости, и Ибн ‘Аббас спросил: «Что с ним?» Ему сказали: «Влюблённость». И оставшуюся часть дня на Арафате Ибн ‘Аббас просил у Аллаха защиты от страстной влюблённости [Мадаридж ас-саликин].

Усиливаясь, любовь завладевает сердцем человека настолько, что он уже не может избавиться от своей привязанности к объекту своей любви. Он не переставая думает о нём, и его образ постоянно стоит у него перед глазами. Он постоянно говорит о нём, видит его во сне и грезит о нём наяву, просыпается утром с мыслью о нём и засыпает вечером, представляя его себе. Объект его любви никак не идёт у него из головы…

Его силы истощаются, дух его портится, поступки его меняются, как и его характер и стремления, возникают психические и физические нарушения, и при этом страдает его духовность.

Это один из опаснейших недугов, для которого очень трудно найти лекарство или лекаря.

Начало влюблённости — лёгкое и сладкое, середина — занятость сердца и болезнь, а конец — погибель, смерть. Поэтому некоторых изнемогающих от любви она довела до смерти. Некоторые влюблённые, умершие от любви, чахли и увядали день ото дня. Они лишились аппетита и не знали покоя и в конце концов умерли. Это преступление, которое влюблённый совершает против себя же. Всё это начинается по его воле, причину для влюблённости создаёт он сам. Он сам хотел этого, он стремился к этому, он прилагал усилия для того, чтобы достичь желаемого. Он смотрел на объект своей любви, он думал о нём, он сидел рядом, он искал повода для беседы — и получил результат: страстную влюблённость, которая истощила его и измучила. Вначале всё было в его руках и он ещё мог остановиться, вернуться назад до того, как утонул в море этой влюблённости. А после того, как его захлестнули волны страсти, как он вернётся? Если ты заехал верхом в очень узкий проулок, то в самом начале движения ты ещё можешь вернуться задом, приложив сравнительно небольшие усилия. Но если ты доехал уже до середину проулка или заехал ещё дальше, то как ты вернёшься? Животное может развернуть и направить его в обратном направлении, но оно не может постоянно идти задом. Так же и тот, кем завладела любовь: он не сможет выйти из этого состояния, если только Всевышний Аллах не поможет ему сделать это.

7. Порча репутации. Изнемогающий от любви портит свою репутацию и мнение окружающих о нём, так что все вокруг начинают говорить о нём и обсуждать его состояние, пересказывая друг другу историю его страстной влюблённости и злорадствуя, причём к этой истории со временем могут добавиться не соответствующие истине подробности и его могут обвинить в прелюбодеянии.

8. Использование. Бывает, что человек использует подобную запретную связь в своих целях — например, в целях материального обогащения.

Члены одной семьи рассказывали о своём сыне, который отправился в другую страну и там безумно влюбился в одну женщину и потратил огромную сумму на неё — на рестораны, гостиницы, подарки, одежду, драгоценности и тому подобное и вернулся домой с пустыми карманами.

Случается, что влюблённые идут на воровство ради объекта своей любви или занимают большие суммы, которые оказываются не в состоянии вернуть, и в конце концов оказываются в тюрьме.

9. Страстная влюблённость может стать причиной убийства или совершения иных преступлений. Сколько людей лишились жизни из-за любви! Сколько раз случалось, что влюблённый убивал другого человека, который пытался приблизиться к объекту его любви! Сколько благ унесла влюблённость, скольких богатых оставила без гроша, скольких обладателей высоких постов сбросила она с их вершин, сколько семей разбила… И нет силы и способности изменить что-либо ни у кого, кроме как от Аллаха!

10. Скверная кончина. К негативным последствиям влюблённости относится и скверная кончина — кроме тех, кого Аллах покроет Своей милостью. Если человека бдительного, сильного и сознательного шайтану порой удаётся обмануть, то что говорить о том, кто небрежен к поминанию Аллаха? А если придёт к нему смерть, и силы покинут его, и сердце его затопит боль агонии, и Иблис направит на него свои козни и соберёт против него все свои силы, дабы предпринять последнюю перед его уходом из этого мира попытку сбить его с истинного пути, — сможет ли человек, изнемогающий от любви, не проявить слабости в эти последние мгновенья?.. Вот в эти мгновенья «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни и Последней жизни. А несправедливых Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает» (сура 14 «Ибрахим», аят 27).

Возникает вопрос: как же обретёт эту поддержку тот, чьё сердце было небрежно к поминанию Аллаха и кто следовал своим влечениям и был пленником своей страсти и грехов? Тот, чьи органы не проявляли покорности Аллаху, а язык не поминал Его, кто был занят ослушанием Аллаха и служением объекту своей любви… Как его кончина может быть благой?

В истории человека, который и на смертном одре вспоминал свою возлюбленную, — назидание для того, у кого есть сердце и кто внимает, присутствуя… Этому человеку сказали перед смертью: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”. А он стал повторять: “Как пройти к баням Манджаба?”» А суть этой истории в том, что один человек стоял у двери своего дома, а дверь его была очень похожа на дверь бани, и мимо него проходила красивая девушка. Она спросила: «Как пройти к баням Манджаба?» Он ответил: «Вот бани Манджаба» — и указал на свой дом. Она вошла в дом, и он вошёл за ней. Обнаружив, что оказалась не в бане, а в доме вместе с этим мужчиной, она поняла, что он обманул её. Тогда она сделала вид, что рада тому, что попала сюда и осталась наедине с ним в этом доме, и сказала ему: «Нам нужны вещи, чтобы нам было удобно жить здесь и чтобы они радовали наш взор. И хорошо будет, если ты принесёшь чего-нибудь поесть». Он сказал ей: «Я сейчас же принесу тебе всё, чего ты желаешь!» И он вышел, оставив дверь незапертой. Купив то, что нужно, он вернулся и обнаружил, что она сбежала. Безумно влюблённый в неё, он постоянно вспоминал о ней и горевал о ней и ходил по улицам, стеная:

Вот бы мне встретилась та, что спросила:

«Как мне пройти к баням Манджаба?»!

Прошло несколько месяцев, и однажды он услышал, как в ответ на его причитания сверху, из окон какого-то дома раздался голос девушки, ответившей ему:

Отчего же ты, поймав её в силок,

Дверь за ней не запер на замок?

И любовь его и безумие усилились ещё больше после этих слов, и он пребывал в таком состоянии до тех пор, пока не умер описанным выше образом… Просим у Аллаха защиты от испытаний и искушений!

Ещё одна похожая история — история человека, полюбившего юношу по имени Аслям. Влюблённость довела его до истощения. Он заболел, и когда он лежал на смертном одре, ему сказали: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”». Но он сказал вместо этого:

О Аслям, отдохновенье души больного!

О исцеление занемогшего, умирающего!

Довольство твоё для меня желаннее

Милости Величественного Создателя!

И с этими словами он умер.

11. Порча разума. Страстная влюблённость портит разум, и ты видишь, что у людей одни заботы, а у влюблённого — совсем другие. Он не может извлечь пользу из разума, которым наделён, и не способен принести пользу другим людям. Более того, он порой превращает свою болезнь в лекарство для себя…


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 16; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.024 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты