Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Распределение налогового бремени и справедливость




Анализ распределения налогового бремени — основное звено оценки справедли­вости налоговой системы. Тот, кому приходится нести основную тяжесть нало­гового бремени, далеко не всегда должен платить налоги правительству (если рассматривать его распределение с позиций справедливости). Поскольку налоги воздействуют на спрос и предложение, изменение равновесных цен оказывает влияние не только на тех, кто платит налоги. Оценивая вертикальную и горизон­тальную справедливость любого налога, необходимо принимать во внимание это косвенное влияние. Однако многие дискуссии о справедливости системы налого­обложения игнорируют его, они базируются на посылке, которую экономисты про­звали «теорией липучки от мух», утверждающей, что налоговое бремя, как муха на липкой бумаге, прилипает туда, где приземлится, — весьма редкое, в действительно­сти, явление.

Например, некто может утверждать, что налог на дорогие меховые шубы вертикально справедлив, так как большинство покупателей мехов — несом­ненно богатые люди. Однако если такие покупатели могут легко заменить меха другими предметами роскоши, введение налога приведет к уменьшению объема продаж меховых изделий. В итоге большая часть налогового бремени ложится на плечи тех, кто производит и продает изделия из шкурок зверей, а не на тех, кто их покупает. Так как большинство рабочих весьма небогаты, справедливость налога на меховые изделия в достаточной степени отличается от той, на которую указывает теория «липучки от мух».

 

 

Практикум

Кто платит налог на прибыль корпораций?

 

Анализ налога на прибыль корпораций представляет прекрасный пример значе­ния изучения распределения налогового бремени. Налог на прибыль корпора­ций популярен среди избирателей. В конце концов корпорации — это не люди. Избиратели, жаждущие уменьшения своих налогов, с удовольствием переложи­ли бы ответственность за оплату счетов на безличные корпорации. Но как распределяется бремя корпоративного налога? Мнения экономистов расходятся, но очевидно: все налоги платят люди. Корпорация скорее собирает налоги, чем платит их. Бремя налогов в конечном итоге падает на людей — акционеров, потребителей или работников корпорации.

Многие экономисты полагают, что основную тяжесть налога на при­быль корпораций несут их работники и потребители. Рассмотрим при­мер. Предположим, что американское правительство увеличивает налог на прибыль для автомобильных компаний. Прежде всего налог ударяе-по собственникам компаний, которые получают меньше прибыли. Так ка прибыль корпораций снижается, сокращаются инвестиции в новое стро: тельство и модернизацию производства. Собственники используют свои средства каким-то иным образом — например, покупают новые дома или направляют вы-:вобождающиеся средства в другие отрасли или страны. С уменьшением количе-:тва автомобильных заводов предложение автомашин сокращается, соответственно меньшается спрос на труд в отрасли. Таким образом, налог на прибыль автомо­бильных корпораций приводит к увеличению цены на автомашины и уменьше­нию заработной платы рабочих.

Анализ распределения бремени налога на прибыль корпораций показы-зает, какой опасной может быть теория «липучки от мух». Налог на при­быль корпораций популярен частично потому, что общественность считает, что основная его тяжесть ложится на богатые компании. Но те, кто в конечном итоге несет бремя налога — потребители и работники корпораций, — далеко не миллионеры. Осознание данного факта общественностью привело бы к сниже­нию популярности лозунга об увеличении налога на прибыль корпораций среди избирателей.

 

 

Практикум

Дискуссиям о том, должно ли федеральное правительство США отказаться от существующей налоговой системы в пользу более простой, так называемой системы единообразного налога, кажется, не суждено завершиться. В начале 1980-х гг. единообразный налог был предложен экономистом Робертом Хол­лом и ученым Элвином Рэбушкой. Время от времени он привлекает внимание как левых (Джерри Браун, бывший губернатор Калифорнии и кандидат в президенты от демократической партии в первом круге голосования), так и правых политиков (Стив Форбс, издатель-мультимиллионер и кандидат в пре­зиденты от республиканской партии в первом круге голосования). Сущность всех предлагаемых планов сводится к введению единой низ­кой ставки налога для всех доходов, превышающих определенную сумму. Предположим, что ставка единого налога составляет 19 %, а налогооблагаемая база — доход, превышающий $ 10 тыс. В таком случае размер налога опреде­ляется по формуле: Налог = 0,19 х (доход минус $ 10 тыс.) Введение необлагаемого налогом минимума дохода превращает единообраз­ный налог в прогрессивный: средняя ставка налога увеличивается вместе с ростом дохода, хотя предельная ставка налога остается постоянной. Более того, некоторые предложенные проекты предусматривали введение «отрицательного налога» (в нашем случае, если доход индивида меньше, чем $ 10 тыс., он имеет право на компенсацию от правительства). Сторонники единообразного налога считают: • Единообразный налог устраняет множество вычетов из налогооблагаемой базы, которые производятся при настоящей налоговой системе (уплата про­центов по закладным, благотворительные взносы). Расширяя таким обра­зом налогооблагаемую базу, единообразный налог приведет к уменьшению предельных ставок налогов. Снижение ставок налога означает увеличение экономической эффективности, то есть увеличение размеров экономическо­го «пирога».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты