Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Гл. III. УТРАЧЕННАЯ ИНТУИЦИЯ.




 

 

Душа.

 

Учение о врождённой интуиции не могло возникнуть без учения о душе как самостоятельном, самодостаточном объекте. Наиболее содержательное представление о душе мы находим в учении Платона и именно в нём дано первое зрелое описание интуиции. В известном смысле они совпадают, хотя и не тождественны. И то и другое находится в имманентной связи с диалектической логикой и им противостоит желание эмпиризма избавиться от этих далеко не всем доступных сложностей и вернуться в лоно простого и понятного опыта. Воинствующая форма эмпиризма, сужая сферу познания, отвергла возможность диалектики описывать неэмпирический мир и упростила представление о душе и интуиции.

Исследуя творчество Платона и его представления об отделении души от тела (после смерти этого тела) нельзя сбрасывать со счетов то, что называют его иносказаниями, вынужденной мифологизацией [17]. В любом случае для истории важна не мифологическая форма изложения, а содержание рационалистических выводов и следствий. И главное и важнейшее следствие учения Платона - саамостоятельность души, её независимость от тела (на обосновании этого радикально антиредукционного принципа особый акцент делал Лейбниц). Сократ доказывает, что душа не только самостоятельна, но она и есть то, что мы называем человеком, «душа - это человек» [«Алкивиад I», 129е - 130d]. У Платона отдельные души аналогичны по своему устройству мировой душе. Душа человека по своей структуре однородна с душой мира, от которой она происходит. Отсюда - она существует как подлинное бытие ["Федр", 247 d-e], т.е. вечное, не преходящее, самодвижущееся [65 с. 51], не имеющее ни конца, ни начала существования. Душа обладает конкретным самодвижением, она есть "движимое изнутри, из самого себя" ["Федр", 245e]. Самодвижность души, как её неотъемлемое, сущностное свойство, источник движения "для всего остального". "Вечнодвижущееся бессмертно" ["Федр", 245с]. Сущность души - её разум, идеи. Платон монист: мир идей есть единая монада, ибо множественные идеи заключены в одной - Едином.

Аргументы о бесмертии души изложены в диалоге "Федон". Если отвлечься от мифологической формы этого изложения, то речь идёт о естественном атрибуте субстанции, понимать который следует не с привычных позиций эмпиризма (где бесконечное, например, это дурная бесконечность), а диалектически. В любой конкретной субстанции, в её взаимополярных свойствах (тождестве противоположностей) не заложена тенденция к смерти или угасанию, а следовательно, и не может быть отражена в категориях диалектической логики. В философии Аристотеля душа становится субстанциальной формой, но и Аристотель говорил о том, что «некоторым образом душа есть всё сущее» [ Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - Т. 1. - М., 1975.- с. 439].

Современная эмпирическая психофизиология выделяет эмоциональные структуры в мозгу в виде анатомических и физиологических образований (вроде лимбической системы или правого полушария), предназначенных для обеспечения целостности психики и организма. Это типичный для эмпиризма редукционный подход, который увлёк за собой и современную философскую мысль. Душа традиционно рассматривалась как самостоятельное образование. Интуитивно к идее самостоятельности души приходили уже самые древние религиозные и философские учения. А древние греки выявили многоуровневость или разные (разнокачественные) души человека. По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными. Эта низшая душа чувствует удовольствие и страдание, высшая же душа - интеллектуальна [56, с. 233]. Аристотель рассматривает иерархию трёх видов душ в человеке 9, с. 45- 47]. ощущающая, эмоциональная, интеллектуальная. Учение о душе трансформировалось в учение о некой способности телесного мозга только в новое время. И хотя учение об иерархии души в научной психологии присутствует редко, эмпирия то и дело сталкивается с феноменом «автономизации эмоций», «переживание эмоций может создавать в сознании процесс, совершенно независимый от познавательных процессов» [10, с. 23]. Исходя из этого, некоторые авторы выделяют эмоции или чувства в отдельный уровень психики [79; 67, с. 318].

Интуитивизм пытается исследовать свойства не интеллектуальной души, а именно души переживающей. Однако уяснение того, что это разные объекты (субстанции), отсутствует. Понимание этого обстоятельства обычно нет, поэтому, как правило, в иррационализме интеллектуальная интуиция заменяется на переживающую, а интеллект либо игнорируется, либо рассматривается как средство обоснования интуитивизма или его неполноценный довесок. Но это позиция воинствующего эмпиризма.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты