КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О МИРНОСТИ, ПОСЛУШАНИИМы сегодня очень интересный разговор затеяли - о мирности. Она выражается очень разно, эта мирность. Мирность - от абсолютной кротости, мирность даже в обличениях. Духовная энергия - от плача, от ненависти к себе. Ненависть к себе есть одно из основных свойств плача и покаяния. Она проявляется разно. Бывает, что иносказательно можно обличить, да? Но для этого надо иметь большой ум. -Батюшка, а Господь всегда иносказательно обличал? -Не всегда иносказательно. Потребуйте обличить старицу, которая приезжает к вам, она ведь ничего не поймет. -Почему вы ее назвали старицей? -Я ее, Пелагею, почитаю за учительницу свою. Она меня научила молиться. Вернее, Бог через нее. Это было в Спасском. Она первый раз подошла ко мне. Вот это ее простое обращение к Богу, оно меня поразило. Она содрала с меня всю мою кожу. Кожа оказалась такой тонкой, тонкой пленкой. Выбросил в печку и больше ничего. Один раз и навсегда. Даже опыты моего пребывания на допросах недостаточно открыли мне секрет плача, а она открыла. Поэтому я к ней отношусь с большим уважением. Она, конечно, не знает этого. Любуюсь, как она молится, как она Богу предстоит. Молиться - это Богу предстоять, да? Это беседовать с Богом. Это такая простая, простая душа, которая сознает всю свою греховность, всю свою никчемность, свое бессилие, все свое омерзительное прошлое, и имеет желание быть новой, проклиная старое все. Это сочетание богопредстояния - оно как раз выразилось у этой старушки так, очень просто. Когда у нас зашел разговор об Иисусовой, она это по своему восприняла, по-настоящему восприняла. "Помилуй меня" - так, как схимонах афонский Силуан. Пояснение Силуана совпало с моим пояснением, оно оказалось совершенно одинаковым. А Пелагея это подтвердила. Вот это подтверждение, оно было мне нужно. Вот такая маленькая Пелагея, она стала учительницей. Это посланники Божии и не простые люди. -Батюшка, а отчего у нее такое отчаяние? -От сознания своей никчемности. И это не отчаяние, это плач. Отчаяние - есть потеря надежды. У нее потери надежды не имеется. Она каменно верующая. Вот нам всем образец. И когда я ее соборовал, она умирала, я убедился в этом. Я видел ее сияние, которое исходило от нее, при чтении 7-й молитвы, когда я кончил Евангелие. И она смеялась, когда я ее причащал. У нее был детский смех. Нам это непонятно, эта радость была детская. Для нас, погрязших в страстях, для нас непонятно. Хотя и она в страстях была еще. Она еще бесстрастности не достигла. Бесстрастие - эта особая полоса жизни. Бывает не у всех, к удивлению нашему. Многие приближались к смерти - и в страстях, но с таким каменным упованием на милосердие Божие, которое и бывает для них оправданием. Но если они раскрыли духовникам свои глупости и мерзости, тогда им эти страсти прощаются. Потому милосердие Божие для нас не совсем ясно, что мы не умеем понимать это милосердие Божие. Оно похоже на нечто такое, что "ах, пустяки, забудь!" Надо всегда помнить, что милосердие Божие там, где нет зла. И прощается нам привычка и страсть, если они не имеют основой зло, нелюбовь. А такие, конечно, мерзости, как жадность, скупость, жестокость - на милосердие не простираются. Жадность, скупость и жестокость, ну и, конечно, гнусный блуд. Можно причащаться долго и часто - и всегда в осуждение себе. Этого не забудь. И вы не завидуйте тем, кто часто причащается. Исповедоваться - как можно чаще, а причащаться можно два раза в год. Надо очень осторожно приступать к Святой чаше! Очень осторожно! Был как-то один из наместников Сергиевой-Троицкой Лавры. Он часто причащался без исповеди, не считал это нужным - исповедоваться. Ему было вменено в трех, когда он предстал Богу. Он принял схиму, думал, что он часто причащается в оправдание, в освящение себе, а получилось - как раз в грех, в осуждение себе! Потом было показано. Знамение, что не в осуждение, не в тяжесть, - это какое бывает чтение благодарственных молитв. Это знамение: в осуждение или в мир. И второе; в осуждение причастившийся очень быстро падает в какой-нибудь грех и теряет покой и мирность. Поэтому священнослужителю особенно это надо знать. Вот почему наши протоиереи так много и часто причащаются, но духовно не растут. Вот почему от них требуется великое беспокойство о покаянии, А у них этого нет. Они себя утешают ложно: "Я сегодня причастник, я сегодня литургисал!" Поэтому первейшая забота духовника - копаться именно в этом, и к ним придираться беспощадно. Как Сидоровых коз, их кнутом жать. А семейная жизнь не является препятствием, чтобы не в осуждение литургисатъ, нет! Наоборот! Семейная жизнь дает первые основы для смирения, для послушания. Как я за столом, помните, высмеивал, смирял двух сестер? Это первая, золотая школа смирения, чтобы старшая сестра имела абсолютное послушание младшей, а младшая - старшей. Они, конечно, были смущены этой простой школой, отвергли со смехом. Хотя и простой, но очень трудной. Ты у Веры, а Вера у тебя. И никогда не скажите, что "я старшая", нет. Вера у тебя старшая. Надо сердцем чувствовать, тогда и причащайся часто, и исповедуйся часто, и будешь хорошая. А пока этого не будет - напрасно причащаешься. Смирения нет! Раз смирения нет - плача нет. Вот почему монастырь - это золотая школа. Младшим иметь послушание, не только старшим. Коридорному служителю - и то имей послушание, кротость и абсолютное повиновение. Вот иеродиакон идет, ему духовник имеет послушание. Иеродиакон говорит: "Батюшка, принеси мне пуговицу", - духовнику. - "А какую ты хочешь?" - духовник спрашивает. - "А такую, ясную". И духовник бежит, ищет ясную пуговицу. Вот это святость! А что наместнику послушание - это само собой разумеется. Потребуйте нашему брату смирить свое поганое самолюбие. У-у-у, поганка такая, что беда! Самый, знаете, лютый враг наш кто? - Лень и самолюбие. Вы знаете, да, как нам трудно одолеть двух врагов? Ни плоть, ни что-нибудь другое, ни жертвенное отношение к пище - нет, это не так важно, хотя тоже свинская страсть и смертный грех! Надо на стенке написать: "лень и самолюбие." Это поганки, которые сидят у нас, а мы их ублажаем. Попробуйте этих зверьков задеть. Эти зверьки, они нас грызут. Вот почему и характерно наше отношение к Богу по этим двум зверькам. Как мы, значит, оплакиваем себя, т.е. молимся. Вычитываем или мы жалуемся, выпрашиваем помощи и прощения, или мы только вычитываем, когда читаем утренние молитвы, на сон и т.д. Когда мы бываем немирные и ускользает наше предстояние с умом, то мы перечитываем текст и долбим, так сказать, пока наше сердечко согреется, да? Или бес мешает, отвлекает нас чем-нибудь другим. И как надо как раз следить за собой, чтобы он не мешал, и назло ему перечитывать! Тогда он побитый уходит. Его дело все время отвлекать нас от собранности, чтобы мы именно "катушкой" вычитали и больше ничего. И очень довольный, он уходит домой, восвояси. Он добился своего. Он исполнил свои обязанности. Мы, так сказать, прочли, вычитали, а у него записи есть уже. Он своему сатане идет докладывать: "Я послушание исполнил свое, монах сегодня вычитал." -Батюшка, а если служба так идет? -Ужасно, ужасно, ужасно, ужасно! В какой грех нам вменяется! Но милосердие Божие бездонно, не надо так тревожиться. Вот почему милостыня, она выкупает буквально все. Небрежно поданный рубль, он выкупает множество грехов. Даже небрежно поданный. Батюшка, а милостыня не должна быть небрежной, но должна быть незаметной? -Во-первых, это всем сердцем делать и не замечать, не помнить, т.е. левой рукой. Важно, как ты дала: с жадностью или с любовью дала человеку? Или небрежно дала: "Ну, на возьми!" И этот рубль тоже вменится, может выручить. Вот такая милостыня, как пойти к Лидии и убраться, - это милостынька. Вот эти котлеты покойнице Марии - это выше всякой всенощной. Эти все колышки пойдут туда и будут выкупать эти небрежные чтения молитв и т.д. Милостыня покрывает буквально все, но если она не сознается, что это милостыня. Не даждь, Господи, сознавать, что это милостыня. Это вменяется в грех фарисейства. -Милостыня рублевая или милостыня делами - что выше? -Сердце!
|