Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


УСЛОВИЯ МОЛИТВЕННОГО ДЕЛАНИЯ




 

Мы - верующие люди или именуем себя верующими, поэтому всегда можно подобрать извинение или оправдание, а если у нас есть неизвинительное и неоправдательное, то надо в этом каяться: что я подумал плохое, и что мне хочется плохого, что лишает способности и права молиться.

Почему наша молитва бывает всегда чтением или вычиты­ванием? Потому что наша совесть бывает помрачена чем-нибудь, да? Или неизвинением и неоправданием кого-то, или каким-нибудь грехом, которым мы связаны, и он опять повто­рился, мы от него отстать не хотим. Поэтому наша молитва бывает вычитыванием, а не молитвой. Вы никогда не спраши­вали себя: почему я сегодня не могу молиться, восстав от сна. Голова отдохнула, кости отдохнули, ничего не болит. А почему же не хочется молиться, почему трудно мне молиться, неуже­ли матушка-лень во мне еще сидит после 7 часов сна и боль­ше? Конечно, надо искать причину в чем-то другом. Тут лень не при чем. Это значит, укоризны совести от нечистого серд­ца, от которого исходят вся злая. Значит, надо скорее сесть за стол, взять карандаш и бумажку, и вспомнить, что же такое было, что я сказал плохого вчера, днем или вечером ли, что я подумал плохого? Или что мне хочется плохого? Что меня лишает способности и права молиться? Не забудете, да?! Спо­собности и права молиться, да?

Бывает так, что мы способны, но мы не имеем права. Мы кого-то не хотим простить, и не можем простить, и не пытаем­ся простить, да? Мы злопамятные, да?

-Что же, в это время не надо молиться, если мы способ: но не имеем права?

-Нет, запиши это на исповедь. Тем, что ты записала это на записке духовнику, ты пишешь Богу, ты уже начинаешь иметь право молиться. Это таинство начинает совершаться. Во-первых, ты фиксируешь свое раскаяние, свое самоосуждение, да? Свое намерение принести Богу покаяние, да? Свое намерение обесславить себя перед человеком и этим получить прощение, да? Ты фиксируешь свое намерение проклясть грех, что ты пишешь. И ты начинаешь уже не читать, а уже молиться, оплакивать покаянно, подтверждая именно свою запись. Это психология богообщения.

А если мы знаем, что мы человека обидели или огорчили, и вспомнили и знаем, что, вероятно, он молиться не может, по­тому что он обижен, если он не спохватился и не нашел сил меня оправдать и извинить, значит, он не молится, да? Он помрачен, да? Он сегодня не христианин, да? Его покинул Ангел Хранитель, да? А виноват я. И закон любви нарушен, да? Проще говоря, очень кратко и ясно без пояснений, пра­вильно? Закон любви.

Нет, никакие подвиги поста, милосердия, милостыни, ли­тургии не помогут. Ты должен примириться с Богом, осознать грех, иметь намерение и поспешить при первом удобном слу­чае скорее-скорее попросить прощения. Это и есть христиан­ство. Вот почему гордому человеку так трудно примириться с Богом, да? Потому что он не может сказать: "прости меня" такому же человеку, как и он сам.

Это вся загвоздка наша - вот эта наша окаянная гордость. Самолюбие - это причина всем бедам, от него зависит вечная жизнь и вечное спасение. Почему св.Отцы говорят, что где нет смирения - нет спасения. Пусть он будет постник, пусть он будет какой-то молитвенник по-своему, да? Вычитывать будет кафизмы, акафисты - не поможет! Он будет вериги носить, он будет спать на полу - не поможет! Это будет фанатизм.

И вот, на самом деле, Господь дал нам в Евангелии закон - Заповеди Блаженств, да? Там не указано: постись, надевай вериги, корми вшей, не купайся, не снимай белье, мойся в год раз; там этого не указано нигде: почитай иконы, зажигай лам­падки, свечи, - нет такого. "Блажени милостивии, блажени чистии сердцем, блажени нищии духом", да? "Блажени чистии сердцем" - это особенно замечательно. Оно обнимает и пер­вую, и вторую, и третью Заповеди... Чистота, между прочим, и "блажени нищии…". Это не есть чистота плотская только, нет, - это чистота сердца! Имеешь право молиться, всех любишь? Всем простил? - Это чистое сердце. А если он лукавый, лука­вое сердце, значит, ни в коем случае он не сможет молиться, он враг Богу, а друг бесу.

-А если человек уверен, что он любит, хотя, если по поступкам посмотреть, он вообще никого не любит?

-Ему кажется от своего себялюбия, от своей гордости, от своего большого "я" о себе.

-А как психологически? Вот он уверен, что он людей любит.

-Видишь, в чем дело, очень простая вещь - у такого человека не бывает жертвенности.

-А мне кажется, что я люблю человека…

-Как я только что сказал, проверить это можно только жертвенностью.

-А судить как будут?

-По делам, по делам нашего сердца, а не по делам акта. Покажи дела, а не настроение. Самое страшное, что мы можем себя обмануть и можем обманываться.

-Апостол о посте пишет, что кто постится - хорошо делает, а кто не постится - это дело его совести. А как он будет судиться? Как чувствует его совесть? Один постится, и это для него закон, а другой не постится и не чувствует, не ощущает своим сердцем укоров совести?

-И с них не спросится...

-А если вообще человек будет думать, что он хороший, что он и судиться будет, как хороший?

-А проверить, он хороший или нет, как можно? Жертвенностью. А жертвенность принести очень трудно. Кто искусственно любит или любит потому, что ему кажется, что он любит и Бога, и людей. Есть такие самоуверенные люди, от самомнения которым кажется, что они любят Бога и людей, так? Это ложная самоуверенность. Они не знают состояния покаяния, им очень трудно сказать: "прости". Они этого избегают. И очень часто они, слишком часто, спрягают и склоняют словечко "я". Эти два основных психологических довода могут показать, правильно они о себе думают или нет.

Как протестанты думают, что они любят Бога и людей. Весь секрет вот в чем: протестант приписывает доброе дело себе, а не Богу; а православные, от благодати, приписывают все доброе только Богу Духу Святому, так? Почему они и обмануты, и в ереси, - за то, что они приписывают все только себе: я сделала, я пойду, я послала, за мной дело такое-то, такое-то доброе, да? У них идет, как я рассказывал, учет, бухгалтерия, потому что они вне Благодати. Они так говорят: "если захочу, я сделаю доброе, не захочу - не сделаю". Это обычная песня протестантов и сектантов. А мы говорим так: что мы ничего доброго не умеем, а нам внушение Ангела Хранителя, милостью Божией, да? У нас есть только произволение послушаться этого хотения, подсказа, и с Божьей помощью это сделать по долгу, да? И мы себе доброе дело не приписываем и не говорим: я сделал доброе дело. Потому что православный человек такую нелепость никогда не скажет: я сделал доброе дело.

-Как же они так противоречат учению апостолов?

-Вот в этом и заключается вся ересь. Они приписывают это своему уму: "я не сообразил, - они говорят, - поэтому я этого не сделал". Понимаешь? Какая нелепица! "Если бы я сообразил, ("я" с большой буквы!), то я бы так-то сделал. Вот видишь, поэтому мы так и разны с ними. У нас общего с ними пред Богом ничего нет.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты