КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСПОВЕДОВАТЬ ХРИСТА
Исповедовать Христа - есть область не ума, а сердца, сердца духовного, следовательно, и ока, как я вам прошлый раз сказал. -"Даждь ми око"? -"Отверзи ми зеницы душевные". Зеницы - это глаза через веру. -Батюшка, а духовное сердце где располагается? Что такое духовное сердце? -Ученые мира и медицина говорят, что это клетка в коре головного мозга. -А вы как думаете? К чему выражение Спасителя - "сердце человеческое"? Не "сердце человека", - а "сердце человеческое"? -То есть, со страстями и похотьми человеческими, телесными и душевными, да? Это проявление нервной системы, которая выражается через мозг. Благоговеинство, смирение, кротость, милосердие, да? Жертвенность исповедничества Христова. Между прочим, исповедничество - это предел не только любви и веры, но основывается через смирение и кротость. Поэтому исповедовать Христа Распятого гордому человеку непосильно. А основа исповедничества - смирение и кротость, милосердие и благость, и чистота. Как это и показали Святые мученики и преподобномученики. И ни один гордец не смог исповедовать Христа Распята. Смирение сердца радуется, когда его кто-нибудь заденет. Потому что это нравоучение, когда задевают человека, делают замечание и т.д., - оно бесценное. Если своим содержанием оно не имеет никакого отношения к духовной жизни, то в личной, сокровенной жизни, т.е. устройстве духовного сердца, оно ведь непременно имеет огромный фактор. Вот, скажем, на кухне молодая хозяйка тебя пробирает за то, что ты нож положила не на то место. А ты улыбайся и радуйся, что тебя учат, хотя ты сверхученая. Потому что бессмысленное самолюбие, оно во всем сказывается. Человека, не знающего никаких страстей, никаких грехов, его тянет к одиночеству, если это связано с богообщением. Вот это богообщение если у него налаживается, это уже начало монашества, потребность уединения на море или в глухом лесу.
-Батюшка, а вот Спаситель оставил основную молитву как основание, да? -Да. Молитву Господню. -Почему мы ее меньше читаем, больше Иисусову? -Потому что аскеты, Отцы Церкви, они указали, что наилучшая форма беспрерывного богообщения все-таки Иисусова. Молитву Господню они читали очень часто, но в положенное время, чтобы не было состояния восхищения, чем пренебрегают мирские люди. Они восхищаются собой, т.е. любуются собой и переходят в состояние фарисейства. А фарисейство - мерзость пред Богом. Очень часто, ведь вслушиваешься, как рассказывают мирские люди: как они молятся, как они любят молиться, как они любят Бога! Вот когда начинаешь осторожно распутывать это слово "любишь", - видишь именно как раз основы восхищения, или чувственного или даже умного, тщеславного. А потом видишь результат; после такого восхищения - тут же резкая форма греха - гнева, ярости, возмущения, осуждения. Вот тебе результат твоей молитвы! Она была не молитва. Ты молилась сама себе, Ты была довольна собой, ты любовалась собой. Вот это чувственное состояние особенно опасно при нашем пении, которое настраивает на чувственное состояние богомольцев, под влиянием православного хора. Вот почему Святые Отцы - психологи, они были против партесного пения.
|