КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Еще раз о простости
Простой человек способен быть целомудренным и наглым. Это свойство простоты. Он называет вещи своими именами. Ему не стыдно, а говорят, что он простой. Он дерзкий - прямой, как говорят. Они путают прямоту и простоту. А простость Серафимовская, преподобного Серафима Саровского, - это означает, что человек не только скромный и чистый, и честный, но, прежде всего, высокоцеломудренный. -Это одно и то же; когда на службе возглашают: "Премудрость прости"? -Нет. Славянское "прости" - это "внимайте". А быть простым, как преп. Серафим Саровский, т.е. это быть таким, где нет никакой личины и тени лукавства, хитрости и лжи, и где сердце хрустально-чистое. -У детей бывает? -У детей, но не у современных. У девушек, но не у всех. У Божиих детей, да? У больших старцев в монастырях, которые долголетним трудом своим духовным освободились от страстей. Они облачены именно в простость и простоту непосредственно, без лукавства, без хитрости, без лжи, без расчета. Между прочим, эта простость, она присуща только православным людям. Инославно верующим она не присуща, Ни католикам, ни протестантам, ни евангелистам, ни англиканам, - никому! Это свойство преподобничества. Преподобные, любой из наших российских и греческих преподобных отцов, они, прежде всего, были просты, т.е. то, что у них было пред Лицем Божиим, то же самое было и пред людьми. Свойство хрустальной чистоты сердца. -И Ангелы тоже простые? -Да. Вот почему и преп. Серафим говорит, что "где просто, там Ангелов со ста". Там святость. Мудрость не мешает простости. Образованные люди, с огромным богатством знаний, они также были просты. Знания вообще не имеют никакого отношения, следовательно, к простости. Например, наши врачи. Как будто бы они просто относятся к больным, но вот именно их простота, она очень часто нарушается нецеломудренностью. И вот врач, изумительно прелестный человек, с чистым сердцем, но он бывает такой нецеломудренный, и вся эта простота, - она передается в форме грубости, некультурности. Вот, между прочим, Иван Петрович Павлов, он был очень простый, он был высокоцеломудренный. Он, как девушка, целомудренный был, хотя был женат и был врачом, и был физиологом, где можно было легко потерять целомудренность. Законы физиологии, они тесно связаны с нецеломудренностью. А он как раз славился своей удивительной целомудренностью, т.е. подтверждал благочестие, присутствие Вездесущего Бога. Он признавал, что приучал себя долго мыслить и поступать пред Лицем Божиим; и с людьми, и с собаками, и за письменным столом, и в лабораториях, и в палате. Он был всегда пред Лицем Божиим. Это его особое свойство. -Значит, и женатому человеку можно иметь целомудрие? -Обязательно! И законы женатости, брака могут и обязаны не лишать целомудрия, А целомудрие - это что? Это мера стыда. Чем больше стыда в человеке, тем он, значит, целомудреннее. Между прочим, в литературе этого, кажется, нет. Где-то есть, может быть, у Феофана Затворника в одном письме, кажется. Я это читал когда-то, молодым монахом, кажется, но я не помню. У епископа Игнатия Брянчанинова этого нет. У епископа Петра тоже этого нет. А это психологически очень верно. И в моих лекциях по христианской психологии как раз об этом приходилось мне говорить. У преп. Симеона Нового Богослова во 2-м томе есть какая-то небольшая ссылка на это. Откуда я и получил подтверждение, что степень целомудрия есть степень стыдливости. Православный христианский брак, он обязательно обязан быть целомудренным! Есть освященные браки в блуде, где нет стыдливости. Но очень редко кто об этом говорит. И об этом у нас в литературе, кажется, очень редко встретишь, в богословской литературе. Что такое освященный брак? Это не только право иметь жену или иметь мужа, - на это дает благословение и право Церковь. Нет! Освященный брак отличается, именно православный освященный брак, тем, что он свят, он бережет стыдливость, целомудрие. Обидно вот что - что наши отцы-духовники никогда об этих вещах не говорят, потому что они не понимают, что всякий грех исходит от сердца. Если всякое добро исходит от сердца, то и всякое зло, по апостолу Павлу, исходит от сердца. В чем заключается смысл христианства? В сердце, да? Чистое сердце, да? А что такое чистое сердце? - Не знающее бесстыдства! Не знающее зла! Не знающее гордыни во всех ее проявлениях, И не знающее, чтобы забыть веэдеприсутствие Божие! Что такое любовь к Богу? Ежеминутная боязнь оскорбить Вездесущего Господа. Степень любви - это степень заботливости! Как бы не оскорбить Господа Бога! Это называется -любить Господа. Не иначе! Все католические западные толки, они оскорбляют только величие Божие, Это хамство - иначе понимать любовь к Богу!
|