Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ИСТОКИ ГИПНОЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ




Читайте также:
  1. I.II. Первый комплекс ГТО и дальнейшее его развитие
  2. III. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА. ЗАНЯТОСТЬ.
  3. VII ВЛЮБЛЕННОСТЬ, ЭКСТАЗ И СОСТОЯНИЕ ГИПНОЗА
  4. VII. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
  5. XIII. Организационное развитие
  6. А) упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
  7. А) упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
  8. АНДРЕ САЛЬТЕР И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕПРЕССИИ РАЗВИТИЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  9. Антикризисные стратегии управления экономическим развитием российских регионов и повышение конкурентоспособности региональных предпринимательских систем.
  10. Биосознание. Пробуждение и развитие сверхспособностей

В данном изложении хотелось бы коснуться некоторых истоков и периодов развития гипноза, как он существовал, применялся и передавался из поколения в поколение. Не беря во внимание множества исторических проявлений из глубокой и средневековой древности, для простоты подразделим гипноз на два периода: донаучный и научный.

Донаучный: древний и средневековый период Древний мир богат и разнообразен применением гипноза. Явления, методы гипноза применялись лекарями и жрецами,, магами и йогами, браминами и факирами, колдунами и прочими способными обладателями в лечебных и религиозно-мистических целях, а также для укрепления своего авторитета.

В донаучный или древний период, гипноз не был научно обоснован, а гипнотизеру, суггестору, внушаемому отводилась роль посредника между богами и простыми людьми. В храмовой медицине древних Египта, Рима, Греции, Персии, Ассирии, Вавилона сеансы гипноза назывались "инкубациями", а в практике йогов -"вашитва" и "санмохан-асира". Знания древних народов о гипнозе в средние века были почти забыты, а способы, и приемы гипноза, то есть воздействия путем внушения -o утратились.

В течение трех с половиной веков, то есть с середины XVI-го по XIX-ый, сформировалось и окончательно оформилось фантастическое и мистическое учение - «животный магнетизм". По этому учению один человек может оказывать влияние на организм и психику второго, посредством так называемого "магнетически - жизненного флюида" (от латинского fluidis - текучий) - таинственной жизненной силы, эфироподобной жидкости или "эманации", как будто извлекаемой из глаз, рук и других органов тела. Тогда считалось, что "магнетически-жизненный флюид" - это изначальный эфир, который пронизывает всю Вселенную, а вместе с ней и человека.

Существуют отдельные люди, которые подобно аккумулятору могут накапливать этот эфир и передавать другим. Люди, обладающие такой способностью, назывались магнитезерами. Первоначально источником магнетизма считались планеты и звезды. В магнетизме магнит рассматривался как кусочек метеорита, оторвавшийся от звезды или планеты, а затем действующий подобно звездам. При этом усматривалось сходство "магнетически-жизненного, флюида" с действием магнита, поэтому учение и получило название "животный магнетизм".



Во второй половине восемнадцатого века это учение сформулировал и распространил австрийский врач-маг-нитопат, доктор права, философии и медицины Франц Антон Месмер, живший с 1734 по 1815 годы. Вот поэтому "животный магнетизм", еще и поныне часто называли и называют "месмеризмом".

Научный период: середина XIX века по настоящее время В середине девятнадцатого века наряду с учением о гипнозе, (от греческого hipnos - сон), возникло и закрепилось учение о суггестии, (от латинского suggestio - внушение или намек). Если первый термин (гипноз) означал воздействие на человека в особом состоянии, то второй (суггестия) означал воздействие на человека в _ любом состоянии. Гипноз слился с суггестией вообще, хотя является только одним из множества ее проявлений. Первый термин ввел в 1843 году английский хирург из Манчестера Джеймс Брэд (1795-1860), второй же термин ввел в 1866 году французский врач из Нан-си.Амвросий Август Льебо (1823-1904).

Научный спор о природе гипноза разгорелся во второй половине девятнадцатого века. Его вели с 1870 по 1890 годы два французских ученых: профессор терапевтической клиники университета в Нанси Ипполит Бернгейм (1840-1919) и известный невропатолог из Сальпериевской психиатрической больницы в Париже, метр неврологии того периода, член французской Академии наук Жан Мартен Шарко (1825-1893). Каждый из них возглавлял соответствующую школу.



Нансийская школа гипноза придерживалась следующей точки зрения на гипноз. Во-первых, все проявления. гипноза сводятся к суггестии, то есть к психическому воздействию на человека, на его воображение. Во-вторых, физические факторы при гипнозе не играют роли или же играют вспомогательную роль. В-третьих, гипноз - это нормальное явление, свойственное здоровому человеку, и его следует сблизить с естественным ночным сном.

Другой же, противоположной точки зрения на гипноз придерживалась Сальпетриерская, или Парижская школа гипноза. Во-первых, все проявления гипноза сводятся к физическим воздействиям, то есть потокам тепла, мерным звукам и другим зрительным раздражителям. Во-вторых, суггестия играет при гипнозе второстепенную роль. И, в-третьих, гипноз - это проявление искусственно вызванного истерического припадка, или ненормального патологического состояния психики, свойственного больным, страдающим истерией.

Названный спор специалистов-медиков одержали сторонники школы гипноза из города Нанси. Девиз нансийцев "гипноза нет, есть только суггестия" оправдал себя экспериментально. По нашему мнению суть не в названии, а в природе воздействия гипноза или суггестии на сознание и органы чувств человеческого организма.

На границе двух веков, XIX и ХХ-го, французский аптекарь из Нанси Эмиль Куэ (1857-1926) основал школу самообладания путем сознательной аутосуггестии "Неонансийскую школу суггестии". Неонансисты считали, что суггестия возможна благодаря воображению и она действует через аутосуггестию. Существенный вклад в развитие гипноза внесли и ряд мастеров практической психиатрии. К ним прежде всего относятся: В. Л. Леви, А. Б. Добрович, В. Е. Рожнов, П. И,- Буль, Л. Л. Васильев, В. С. Лобзан, Ю. И. Резина и другие. Возможности полезного использования суггестии - гипноза в повседневной деятельности значительны и обширны, разнообразны и многообещающи. Поэтому хочется верить, что в настоящий период времени гипноз получит в научном плане дальнейшее развитие.



Физиологические моменты гипноза и суггестии вскрыл русский советский ученый физиолог Иван Петрович Павлов в 1921 году. Он установил, что гипноз - это частичный, или "парциальный" сон, результат частичного условного торможения клеток коры больших полушарий мозга человека. Гипноз, суггестию в целом, Павлов относил к простейшему условному рефлексу.

Биофизик Лазарев Петр Петрович в 1922 году объяснил феномен мысленной суггестии, то есть телепатии, с точки зрения электромагнитной теории света. Он считал, что наш мозг - это своеобразный клеточный вибратор, генерирующий в пространство особые электромагнитные волны определенной длины и частоты. Длина и частота электромагнитных волн, излучаемых человеческим мозгом, зависит от характера и содержания мысленной деятельности человека. Скорость излучения мозговых электромагнитных волн равна скорости света, то есть 300 000 км/сек. В другом мозгу чужая мысль отражается или отмечается в том случае, если оба мозга одинаково настроены.

В 1932 году сторонник неонансийской школы суггестии немецкий нейропатолог из Берлина Иоганес Генрих Щульц разработал и утвердил метод (А. Т.) "аутогенной тренировки" (от греческих слов autos - сам, genos - род).

Труднее и прискорбнее, в отличие от колдунов и шаманов, участь экстрасенсов, которых в настоящее время предостаточно. Они подобно травинкам с трудом пробиваются сквозь городской асфальт. Значительная доля усилий экстрасенсов уходит на то, чтобы выжить этой инородной среде, не жертвуя при этом своим даром.

 


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты