Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЖИЛЫЕ ДОМА




У нас собралось огромное количество сведений о жилищах эпохи римского железного века и Велико­го переселения народов в германских землях (осо­бенно в Скандинавии, северной Германии и Нидер­ландах) — пожалуй, больше, чем о жилищах како­го-либо другого периода древней истории Европы. Дело в том, что очень многие поселения были рас­копаны целиком или почти целиком. Кроме того, в терпах и других поселениях в заболоченных местах дома и хозяйственные постройки на протяжении минувших веков зачастую оказывались в сырой по­чве или вообще под водой, так что археологи иной раз обнаруживают бревенчатые стены или плетни высотой метр-полтора практически в их первона­чальном состоянии. Поэтому в данном случае в рас­поряжении ученых, которые занимаются историей и техникой постройки деревянных зданий, оказалось необыкновенно много подробностей, которые обыч­но ускользают от археологов.

Во всей истории древнегерманских домов просле­живаются некоторые общие элементы. Преобладают два вида зданий, причем другие почти не встречают­ся: во-первых, это дом с комнатами, или, как его обычно называют, «длинный дом», во-вторых, землянка («грубенхаус»). «Длинный дом» — это прямоугольное здание, которое двумя параллельными ря­дами бревенчатых столбов делится по длине на цен­тральный «зал» и два «крыла»; в каждом ряду обыч­но бывает три или больше столбов. «Крылья» или отдельные их части обычно делились на небольшие стойла для животных, прежде всего коров; перед стойлами находились невысокие кормушки из досок и лозы, в которых лежал корм. В конце дома рас­полагались жилые помещения для семьи: обычно это была одна большая комната без каких-либо от­делений. Некоторые «длинные дома» были предназ­начены только для скота и по всей длине «крыльев» были разделены на стойла.

Размер домов мог быть самым разнообразным. Маленькие дома — в среднем 7,5—9 метров в дли­ну и 6 метров в ширину. Большие достигали до 24— 27 метров в длину и до 9 метров в ширину.

У этого типа домов была долгая история. Наи­более ранние образцы в Европе встречаются еще в бронзовом веке. Однако широко распространился этот тип только в начале железного века. Еще дли­тельное время спустя после Великого переселения народов подобные дома продолжали строить в Се­верной Европе. Основная форма такого дома была

Реконструкция «длинного дома» в Айнсвардене проста и неизменна: в одном конце — очаг и жи­лье, в другом — скот и запасы. Однако во многих деталях могли быть варианты: разные материалы использовались для постройки стен, крыша лежала на разных типах подпорок; вход тоже мог распола­гаться в разных местах. Описанные ниже «длинные дома» показывают, какими были эти различия.

Другим обычным типом древнегерманского дома была землянка, или «грубенхаус», — простое бревен­чатое здание, поставленное над выкопанной в зем­ле неглубокой ямой. Надстройка могла состоять из наклонных балок, привязанных к коньковому бру­су, которые образовывали остроконечную крышу. Крышу поддерживали два, четыре или шесть стол­бов либо ряд кольев или веток, наклоненных к краю ямы. На этой основе ставились стены из досок или строилась мазанка. Такие хижины, площадью всего 3 на 1,8 метра или меньше, зачастую использовались как кузницы, гончарные или ткацкие мастерские, пекарни и тому подобное, но в то же время они могли служить и жилищами. Планы деревень в се­верной Германии показывают наличие землянок на­ряду с «длинными домами», однако деревня могла состоять и из одних землянок — как в Германии, так и в Британии.

Нам может показаться, что землянка — очень при­митивный тип жилья, скорее лачуга, а не дом. Од­нако не все землянки были примитивными, как по­казывает, например, небольшой аккуратный домик в Эмеланге (Фрисландия), построенный около 400 г. Здесь мы наблюдаем более современные приемы строительства: для котлована был вырыт сплошной ров, а стены укреплены подсыпкой земли. Чтобы ре­конструировать дом в Эмеланге, нам придется обра­титься к традиционным фризским домам из досок и торфа XVIII—XIX вв., или домам, которые рисовал в Дренте Ван Гог. Единственная разница та, что в [современных домах есть комнаты. Вход в землянку обычно был снабжен небольшим портиком, как в Гладбахе. В другие дома входили по небольшому пандусу или земляному спуску. В обоих случаях такая конструкция должна была предотвратить сквозняк и позволить стряхнуть большую часть уличной 'грязи перед тем, как войти в жилое помещение. Иногда яму покрывал пол из досок, а подпол ис­пользовали как кладовку или сбрасывали туда му­сор. Стены могли быть очень разными. Иногда ис­пользовали торф или землю, выброшенную из ямы, чтобы вкопать в нее опорные столбы. Столбы мог­ли стоять внутри ямы или вне ее. Столбов внутри дома было обычно два, четыре или шесть. В хижи­нах с двумя столбами они поддерживают коньковый брус, в других крыша представляет собой просто ба­лочное перекрытие.

Лес, подходящий для постройки домов, был ре­док (за исключением некоторых районов Сканди­навии): поэтому дома обычно представляли собой мазанки с использованием бревен. Крышу покры­вали соломой. Фрагменты домов могли сохранить­ся, только если они были пропитаны водой, и то в таких случаях мы можем видеть нижние части стен и полы. Обычный тип «длинного дома» представлен в домах Эзинге, Феддерзен-Вирде и Айнсвардена. Длина постройки вдвое и больше превышала шири­ну. Стены состояли из кольев, переплетенных прутьями. Высота стен составляла около 1,8 метра. Ко­лья были на 30—60 сантиметров вкопаны в землю, а ряд наклонных кольев снаружи здания придавал ему дополнительную прочность. Две основные бал­ки, поставленных на внутренние столбы и, возмож­но, связанных короткими поперечинами, поддер­живали крышу. Сама крыша состояла из ряда коль­ев, прикрепленных к верху стены с одного конца и к коньковому брусу — с другого. Крышу покрыва­ли соломой или торфом. Часто углы дома были за­круглены. Вход находился с одной из длинных сто­рон, реже— в одном из торцов. Пол обычно был глиняным или земляным. Детали конструкции стен и крыш варьировались от деревни к деревне и от дома к дому, однако такие вот мощные, прочно по­строенные жилища были типичны для континен­тальной Германии.

В Швеции и Ютландии из-за недостатка леса в строительстве чаще употребляли камень и торф. Нижние части стен в этих местах строили из дикого камня или торфяных брикетов, и на этом прочном основании покоились балки крыши. Например, тор­фяные стены в домах в Гиннерупе (Ютландия) пер­воначально возвышались на несколько футов. По­скольку дома были уничтожены огнем в то время, когда они еще стояли и были обитаемы, это сохранило для археологов некоторые детали конструкции, которые обычно утрачиваются. Части крыши упали на пол, их остатки обуглились, но, тем не менее, вполне распознаваемы. Исследования показали, что крыша состояла из слоя тонких прутьев, покрытых соломой, которая, в свою очередь, покрыта слоем вереска и торфа. Такие фрагменты из дерева и тор­фа из этого и других поселений, которые закончи­ли свое существование в огне пожара, говорят о том, что мы напрасно недооцениваем искусство деревен­ских строителей. Большие бревна были плотно со­единены деревянными колышками; некоторые из них были аккуратно обрублены и обработаны.

Дома с каменными фундаментами в Валльхагаре показывают более длинный и узкий вариант основ­ного типа «длинного дома»; размеры определялись отсутствием бревен длиннее 4 метров. Как и везде, животные жили под одной крышей с людьми. До­ма Валльхагара могут показаться топорными и не­красивыми, но некогда деревянные панели скрыва­ли грубый каменный фундамент, а простая мебель делала эти крестьянские жилища достаточно уют­ными.

Хотя «длинный дом» с перегородками был самым обычным типом жилья, он не был единственным. Известны небольшие прямоугольные дома без каких бы то ни было перегородок. В таких домах вес кры­ши полностью лежал на стенах, которые подкрепля­ли снаружи, чтобы они смогли выдержать напря­жение. Есть все основания полагать, что в древней Германии существовали дома с двускатной крышей, хотя детальную их историю пока писать еще рано. В таком здании крыша покоилась в основном на верхних частях больших изогнутых бревен, основы которых были врыты в землю снаружи линии стен. Каждая пара противоположных бревен соединялась у конькового бруса. Пока только на двух древнегер- майских поселениях— в Вестике близ Камена и в Вейстере — были обнаружены достоверные образцы таких домов. Оба датируются римским железным веком: Вейстер— I в. н. э., а Вестик— III или IV. Отсутствие домов такого типа в других раскопанных поселениях весьма примечательно, и хотя подобные здания были весьма распространены в средневе­ковой Европе, их «родословную» пока еще нельзя с уверенностью возводить к домам варварской Гер­мании.

МЕБЕЛЬ

Наши знания о внутреннем убранстве и мебели в германских домах, безусловно, ограничены: от­дельные вещи сохраняются редко, и ни один рим­ский автор не озаботился тем, чтобы описать такие детали повседневной жизни варваров. Большинство авторов, чьи работы дошли до нас, в любом случае и не могли ничего знать о том, что находилось внутри германского дома. Тацит безо всяких цере­моний говорит о грубости германских домов, и, не­сомненно, он считал, что и мебель внутри них бы­ла ничем не лучше и столь же не достойна описа­ния. То, что нам известно, связано в основном с более высокими слоями общества и базируется на находках из богатых погребений и нескольких во-тивных приношениях. Следовательно, высокое ка­чество многих дошедших до нас изделий было от­нюдь не обычным для всей мебели. Как всегда, крестьянские дома дают мало материала, и об их обстановке можно только догадываться.

В позднейших сагах часто говорится о скамейках, которые стояли вдоль стен дома или зала, как о самом обычном виде сидений, однако, несомненно, отдельные стулья также были известны и в описы­ваемый период и позднее. Маленький складной стульчик великолепной работы был обнаружен в погребении бронзового века в Дании: он весь сде­лан из дерева, а сиденье — из шкуры выдры. Разу­меется, такие стулья существовали и позднее. Не­большое кресло из богатой гробницы мальчика под Кёльнским собором позволяет нам представить се­бе, какой мебелью пользовались знатные франки. Высота креслица — около 60 сантиметров, его ра­ма целиком сделана из дерева, а сиденье — из ко­жи. Ножки были аккуратно обточены и украшены изящными вертикальными балясинами. Задняя часть креслица украшена рядом миниатюрных перекла­дин. Как и подобало собственности маленького принца или вождя, это была вещь, выполненная с необыкновенным мастерством. В гробнице было об­наружено еще маленькое деревянное ложе или кро­ватка, также украшенное по бокам рядом маленьких балясин. Существовали и отдельные столики, осо­бенно ценившиеся воинами. В этом отношении гер­манские вожди напоминали греческих вождей эпо­хи Гомера и кельтских героев.

В наиболее богатых домах могли находиться го­белены или ковры; конечно, до нашего времени они почти не дошли. Редчайший образец такого ковра был найден в богатой гробнице женщины, также обнаруженной под Кёльнским собором, но это, скорее всего, импортная вещь, пришедшая из Восточного Средиземноморья. Вероятно, в домах обычных германцев было гораздо меньше мебели, чем нам может показаться необходимым. Видимо, как и в крестьянских домах современной Централь­ной и Восточной Европы, здесь были только посте­ли, скамейки и, может быть, коврики из шкур жи­вотных.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты