Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


БОГИ ПЛОДОРОДИЯ




 

Вполне естественно, что культы, связанные с плодородием, пользовались значительным влияни­ем среди нижних слоев германского общества. Есть множество данных о том, что эти дающие жизнь си­лы внушали почтение не одним крестьянам. Как и следовало ожидать, различные символы плодородия фигурируют на каменных рисунках бронзового века в Скандинавии, хотя, конечно, до римского перио­да никаких деталей этого культа мы не знаем. В I в. н. э. Тацит говорит нам, что семь племен, обитав­ших на датском полуострове и в Шлезвиг-Гольш­тейне, почитали женское божество по имени Нерта; римские авторы отождествляли ее с Матерью-Зем­лей. Она могла влиять на дела людей, и иногда — возможно, ежегодно — богиня посещала своих по­читателей, прибывая на колеснице и принося пло­дородие людям и полям. Однако люди никогда не могли видеть ее (или ее изображение), и никто, кро­ме жреца, не мог заглянуть внутрь ее священной повозки или даже прикоснуться к ней. Один он мог чувствовать присутствие божества. Эти и некоторые другие мистические элементы в культе Нерты напо­минают ближневосточные и греко-римские культы плодородия. Во время визитов Нерты в мир людей прекращались войны; даже все железные предметы убирали подальше. В перерыве между путешествия­ми Нерта и ее повозка отправлялись в священную рощу на острове, и после каждой поездки происхо­дило ритуальное омовение в озере изображения или символа богини, самой повозки и навеса над ней. Рабов, которые исполняли эту работу, после ее за­вершения топили в озере.

В болоте в Дейбьерге (Ютландия) были найдены две богато украшенные церемониальные повозки. Археологи часто связывали их с культовыми объез­дами вроде того, что был описан Тацитом. Нельзя пренебрегать и тем, что место их находки совершен­но точно совпадает с областью, о которой Тацит го­ворит как о центре культа Нерты. Эти прекрасной работы колесницы были сделаны кельтскими ремесленниками, скорее всего, в Галлии, где-то за век до Рождества Христова. Их обнаружили в торфяном бо­лоте разобранными. Можно полагать, что повозки, в конечном счете, принесли в жертву божеству, ко­торому они служили.

Очень далеко от юго-восточной Дании мы встре­чаемся еще с одним божеством, путешествовавшим в повозке. Это происходило во времена преследо­ваний христиан среди готов в конце IV в. н. э. Гот­ский вождь Атанарих приказал положить какого-то идола (греческий писатель, который ведет рассказ, называет его просто ксоаном) в повозку и обвезти вокруг заподозренных в том, что они христиане, причем эти люди должны были приносить идолу жертвы. Хотя нам не говорят, какое божество изоб­ражал этот ксоан, способ, каким изображение во­зили на повозке — кругами, весьма напоминает о том, как Нерта заботилась о плодородии полей и скота.

В период Великого переселения народов и по­зднее другое божество плодородия, на сей раз муж­ское, путешествовало по полям во время жатвы, принося с собой процветание и мир. Этим богом был Фрейр, сын Ньерда, само имя которого напо­минает о Нерте. Снорри рассказывает, что Фрейр и его супруга Фрейя принадлежали к группе боже­ственных существ, именовавшихся «ванами», кото­рые в основном заведовали благополучием и плодо­родием людей и их мира. Некоторые аспекты куль­та Фрейра почти совпадают с тем, что нам известно о культе Нерты. В его храмы нельзя было вносить никакое оружие, а кровь, пролитая на земле, посвя­щенной Фрейру, навлекала на преступника гнев божества. В одной из саг упоминается чрезвычайно плодородное поле, которое, судя по всему, принад­лежало близлежащему храму Фрейра, и некоторые норвежские названия мест и полей, в которые входит имя Фрейра, также могут отмечать места его почитания. Брак и рождение детей также находи­лись под покровительством этого бога.

Источники по позднему языческому периоду ясно показывают, что Фрейр был в то время в Се­верной Европе почитаемым божеством плодородия, однако мы не можем четко представить себе, как именно он занял столь заметное положение. В рим­ский период и в эпоху Великого переселения наро­дов почитались как женские, так и мужские боже­ства плодородия. Некоторые ученые даже счита­ли, что Ньерд и Нерта были супружеской парой, а Ньерд (и позднее — его сын Фрейр) стал играть в этой паре ведущую роль. Однако к определенному выводу специалисты еще не пришли. Лишь в одном не приходится сомневаться: в период Великого пе­реселения народов и позднее ни одному женскому божеству, даже Фрейе, не удавалось поколебать по­зиции Фрейра.

Лошадь и кабан были тесно связаны с Фрейром и Фрейей. В священных местах Фрейра или близ них в Норвегии и Исландии держали лошадей. Не­которые из них становились пищей для бога; другие, возможно, должны были показывать сноровку и бы­строту бега во время скачек на посвященных боже­ству праздниках. Кабан был тесно связан с плодо­родием и хтоническими[13] культами во многих куль­турах древней Европы, а в древней Германии он был как символом плодородия, так и знаменем, которое защищало воинов (см. с. 142).

Другим символом, который связывает Фрейра как с плодородием, так и с погребальными обрядами, был корабль. Символ корабля встречается еще на рисунках бронзового века, и он, подобно повоз­ке Нерты, позднее использовался для того, чтобы возить бога изобилия по стране в определенные вре­мена года. Процессии с кораблями в разных облас­тях Скандинавии пережили осуждение средневе­ковых клириков и оставались основой ритуалов бла­гословения полей до сравнительно недавнего вре­мени.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты