Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ДОСПЕХИ




В течение всего периода Великого переселения народов доспехи, как и ранее, еще не стали достоя­нием рядовых воинов, если только им не удавалось снять их с поверженного врага. Лишь вожди и ко­мандовавшие войсками короли могли позволить себе такое защитное вооружение как нечто само собой разумеющееся, и именно погребения таких людей дают нам наиболее подробную информацию о полном доспехе германцев. Из тех франков, что потерпели поражение от византийского полководца Нарсеса, лишь немногие имели доспехи или шлемы. Обычные воины сражались обнаженными до пояса, в штанах изо льна или кожи. Иногда на ногах у них были портянки из кожи или грубой ткани. Вооруже­ние и тактические навыки у этих франков были ничем не лучше, чем у тех германцев, что сражались с армиями Цезаря и Августа за шесть или более сто­летий до этого.

Согласно франкским законам, шлем стоил столь­ко же, сколько лошадь, а цена хорошей кольчуги равнялась двум лошадям или шести волам. Столь высокой стоимости соответствует сравнительная ред­кость шлемов и других частей доспеха в археологи­ческом материале всех областей варварской Европы. Даже в княжеских могилах зачастую обнаруживают только шлем и щит. Григорий Турский, описывая Левдаста, графа Тура в VI в., перечисляет основные части доспеха аристократа. Тело Левдаста было по­крыто кольчугой или латами; видимо, это была про­стая кольчуга, которая засвидетельствована многими археологическими находками. Шею защищал лат­ный воротник, а голову — шлем. В одной руке гра­фа было копье, а на перевязи висел колчан. Можно предполагать, что у Левдаста был и лук, который мог спасти его в случае засады, чего граф постоянно опасался, и не без оснований.

Шлем был вооружением, которое приличествова­ло знатному человеку или королю, и поэтому он ча­сто воспевался в литературе того времени. Велико­лепный шлем из погребения франкского вождя в Моркене (Рейнская область) детально представляет аристократический шлем примерно 600 г. Шлем от­носится к типу Sраngenhelm («шлем с застежкой»). Верх шлема имеет коническую форму и, как можно видеть, состоит из листовидных железных сегментов, присоединенных к железной основе. Эта осно­ва представляет собой горизонтальный обруч и не­сколько вертикальных полосок, сходящихся на вер­шине шлема. Навесные нащечники и клепаная за­щитная маска давали дополнительную защиту лицу Железная защитная гарда, свисавшая с задней час­ти шлема, прикрывала шею. Железные пластинки, оберегавшие голову, были покрыты снаружи позо­лоченной бронзой и имели кожаную отделку. Этот шлем отнюдь не был парадной вещью, которую на­девали лишь для престижа. Кое-где позолота стер­лась, и на верхушке видны глубокие следы от уда­ров мечом.

Почти точно известно, что шлем из Моркена, как и многие другие шлемы из богатых воинских погре­бений, разбросанных по огромной территории от Богемии до Ла-Манша и от Скандинавии до Балкан, был импортирован из северной Италии. В конеч­ном счете, этот тип произошел из ближневосточно­го, скорее всего иранского, источника. Острогот­ские и византийские мастера изготовляли вольные подражания таким азиатским шлемам, и уже оттуда некоторое их количество попало к варварам Цент­ральной и Северной Европы. Некоторые воины в византийских армиях V в. также носили эти шле­мы, однако большинство дошедших до нас образцов пришло из погребений варваров.

«Шлем с застежками» был отнюдь не единствен­ным типом защитного головного убора. В богатых погребениях в Венделе и Вальсгарде (Швеция) было обнаружено множество шлемов. Некоторые из них достаточно хорошо сохранились, чтобы их можно было реконструировать. На одном из них, из Валь­сгарде, сложная мозаика из кусочков железа — кре­стообразных и в форме буквы «Y» — заполняла про­странство между железными полосками основы. Шею и щеки могла защищать круговая «занавеска» из колец, а спереди оборонительные элементы шле­ма дополняла железная гарда.

Поскольку шлем был не только частью доспеха, но и одним из символов власти вождя, вполне объяснимо, что некоторые экземпляры могут ока­заться скорее декоративными, чем защитными. В гробнице маленького князя во франкской церкви под Кёльнским собором также был найден «шлем с застежками», верх которого состоял из 12 роговых сегментов, которые первоначально соединялись с бронзовыми перекладинами (см. ниже, с. 200).

В описаниях шлемов в древнескандинавской и англосаксонской литературе обычно упоминаются изображения кабанов, которые украшают верхушку или какую-либо другую часть шлема:

 

И все же не слишком

страшна врагиня —

Не так ведь могуча

жена в сражении,

как муж, подъявший

молотокованый,

кровью запятнанный

меч остролезвый,

дабы с размаху

разбить на вражьем

шеломе вепря.

В другом пассаже из «Беовульфа» говорится о том, что изображение кабана должно защищать владельца шлема и его дружинников:

Люди видели

окровавленные

битв одежды —

железотканые,

с кабаном позолоченным —

на груди вождя

среди многих воителей

в сече сгибнувших.

На других шлемах были изображения птиц, в том числе воронов. Ворон, волк и орел ассоциировались с наиболее мрачными сторонами битвы и резни, они часто упоминаются в поэзии и фигурируют на под­линных шлемах, щитах и оружии. Шлем из Венде-ля, вершину которого венчает птица, напоминает нам, что в то время Швеция, северная Германия и Англия были частью одной и той же культурной и художественной среды.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты