Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



АНТИФОНТ 29




* Л у p ь е С. Я., Α.— творец древнейшей анархич. системы, М., 1925; D ü m m l e r F., Akademika, Giessen, 1889, S.71—241; L u r i a S., Antiphon der Sophist, «Eos», 1963, v. 53, fasc. l, p. 63—67; M o r r i s o n J. S., The Truth of Antiphon, «Phronesis», 1963, v. 8, p. 35—49; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.

АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio, от anticipo — предвосхищаю), понятие, означающее способность n той или иной форме предвосхищать события. Идея А. (греч. «пролепсис») встречалась уже у стоиков и эпику­рейцев. Против А. выступал Ф. Бэкон, призывавший не предвосхищать, а познавать природу. Кант под А. в широком смысле понимал априорную предопреде­лённость форм и структур опытно-теоретич. знания, т. е. относит. единообразие категориально-логич. ап­парата. Поскольку же само ощущение нельзя антиципи­ровать, к моменту А. в нём можно отнести лишь общее всем ощущениям чувство реальности, или наполненнос­ти, меняющееся с т. зр. интенсивности (понятие А. в узком или, по Канту, «необычном» значении). В пси­хологию понятие А. введено Вундтом и, как правило, обозначает либо ожидание организмом определ. ситуа­ции, либо представление результатов действия до его осуществления.

АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. ίνδρωπος— человек и λόγος — слово, понятие, учение), филос. концепция, представители к-рой усматривают в понятии «человек» осн. мировоззренч. категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему пред­ставлений о природе, обществе и мышлении. Сторонни­ки А. отстаивают либо материалистич., либо идеалис-тич. взгляды. Наиболее значит. представителями ма­териалистич. А. были Гельвеции, Фейербах и Черны­шевский. Ввёл и обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах. Категория «человек» была вы­двинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. раз­виваются идеалистич. варианты А. (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель). Наиболее полное обоснова­ние совр. идеалистич. филос. антропологии было дано М. Шелером. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а так­же близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятий «общество» и «природа».



Несостоятельность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого чело­века, в неумении учесть особенности его жизнедеятель­ности как обществ. существа. А. означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социаль­ных отношений между людьми к идеалистически по­нятым связям между «Я» и «Ты». Как методологич. принцип А. получил распространение в немарксист­ской социологии, этике, эстетике. См. также ст. Фило­софская антропология и лит. к ней.

• Энгельс Φ., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. фи­лософии, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 21; Корн е-е в П. В., Совр. филос. антропология, М., 1967; Бурж. филосо­фия 20 в., М., 1974, с. 162—81.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социоло­гии, см. Расово-антропологическая школа. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, см. Антропо­логизм.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. άνδρωπος — человек и μορφή — форма, вид), уподобление человеку, наделе­ние человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоз­зрения и выражается не только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании неодушевлён­ным предметам способности действовать, жить и уми­рать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски та-




Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 5; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.004 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты