КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОРАН 279ком для возникновения араб. философии и лексикографии. Особое место занимают аллегорич. толкования шиитов и мистиков-суфиев (см. Суфизм). К мистич. пантеизму тяготеет комментарий Ибн аль-Араби («Ки-таб ат-тафсир»). Из ортодоксальных суннитских комментаторов К. наиболее авторитетными считаются Мухаммед ибн Джарир Табари (838—923), Абу Исхак Ахмед ибн Мухаммед Талаби (ум. 1036), Абдаллах ибн Омар Байдави (ум. 1282), Джалаль-ад-Дин-аль-Ма-халли (ум. 1409) и его ученик Джалаль-ад-Дин ас-Сую-ти (ум. 1505). К. был переведён на лат. язык ок. 1142 Робертом Кеттонским по заданию Петра Достопочтенного, к-рый на основе этого перевода составил свод мусульм. вероучения и его опровержение — первые на латыни науч. труды о К. и исламе. Первый полный рус. пер. К. сделан с арабского Г. Саблуковым, изд. в 1877. Рус. пер. И. Ю. Крачковского, 1963. КОРНФОРТ (Corhforth) Морис (р. 28.10.1909, Лондон, —31.12.1980, Лондон), англ. философ-марксист. Чл. КПВ с 1931. К.— активный пропагандист марксизма. На основе трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина разрабатывал проблемы диалектич. и история, материализма, в т. ч. проблемы роли обществ. сознания в развитии общества, науки и научно-технич. революции, личности, гуманизма, отчуждения. Большое значение К. придавал ленинскому филос. наследию, показывая актуальное значение идей Ленина в совр. условиях для дальнейшего развития марксистско-ленинской философии, для борьбы против бурж. социологии, ревизионизма и правосоциалистич. идеологии. К. неоднократно выступал с критикой совр. бурж. философии: неореализма Дж. Мура, логич. атомизма Б. Рассела, логич. эмпиризма А. Айера и Л. Витгенштейна, прагматизма Дж. Дьюи, семиотики В. Морриса, кри-тич. рационализма К. Поппера, философии «лингвистич. анализа». • Philosophy for socialists, L., 1959; Communism and human values, L., 1972; Logical foundations for philosophy, L., 1977; Communism and philosophy, L., 1980; в рус. пер.— В защиту философии против повитивйзма и прагматизма, М., 1951; Диалектич. материализм, М., 1956; Наука против идеализма, М., 1957; Марксизм и лингвистич. философия, М., 1968; Открытая философия и открытое общество, М., 1972. КОРНЮ(Cornu) Огюст (р. 9.8.1888, Бон, Франция), франц. философ-марксист. С 1913 чл. Социалистич. партии Франции, с 1923 — коммунист. Участник франц. Движения Сопротивления. Иностр. чл. АН СССР (1971). К. принадлежит приоритет в глубоком, всестороннем исследовании жизни и творчества основоположников марксизма. Гл. труд К., результат более чем 40-летних науч. изысканий,— трёхтомная монография «Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность» (рус. пер., 1959—68, т. l, 19762), в к-рой на основе принципа историзма и глубокого анализа _ предшествующих марксизму филос., экономич. и социально-политич. концегщий прослеживается эволюция филос. и социально-политич. взглядов Маркса и Энгельса. • Karl Marx. L'homme et l'oeuvre. De l'hegelianisme au mate-rialisme historique (1818—1945), P., 1934; Moses Hess et la gauche hegelienne, P., 1934; Karl Marx etia Revolution de 1848, P., 1948; Karl Marx et la pensee moderne, P., 1948; Karl Marx und die Entwicklung des modernen Denkens, B., 1950; Essai de critique marxiste, P., [1951); Karl Marx. Die ökonomisch-philosophischen Manuskripte, B., 1955. КОСМОГОНИЯ (греч. κοσμογονία, от κόσμος — мир, Вселенная и γονή, γονεία — рождение), в совр. понимании раздел астрономии, изучающий происхождение космич. объектов и систем. Проблемы происхождения и эволюции Вселенной в целом изучает космология. Древнейшие представления о происхождении мира развивались мифологией и религией, проводившими идею о сотворении мира к.-л. надмировыми силами. С утверждением гелиоцентризма возобладало противоположное представление — о возникновении всего небес-
|