Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



A posse ad esse non valet consequentia




(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.

A posteriori(лат.) — см. Апостерио­ри и априори.

A potiori(лат.) — на основании пре­дыдущего, главного.

A priori(лат.) —см. Апостериори и априори.

Arbitrium liberum(лат.) — свобода воли (выбора).

Αρχή(arche) (греч.) — начало. См. Архе.

A realibus ad realiora(лат.) — от реального к реальнейшему.

Argumenta adversaria(лат.) — дово­ды противной стороны.

Argumenta ponderantur, non nume-rantur(лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве. Argumentum ad hoc — см.Ad hoc.

Argumentuni ad hominem(лат.) — см. Ad hominem.

Argumentum ad ignorantiam(лат.) — аргумент к незнанию. Доказатель­ство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

Argumentum ad ran(лат.) — см. Ad rem.

Argumetum ambiguum (commune)(лат.) — аргумент обоюдный, или об­щий. Доказательство, к-рое можно повернуть против доказывающего.

Argumentum baculinum(лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.

Argumentum ex contrario(лат.) — доказательство от противного. Argumentum ex silentio(лат.) — до­казательство, выводимое из умалчи­вания.

Argumentum externum(лат.) — ар­гумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. Argumentum internum(лат.) — ар­гумент, указывающий на саму спор­ность вопроса. ArgumentumIcgis (лат.) — законный

довод.

Argumentum nimium probans(лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

Argumentum primarium (palmarium)

(лат.) — решающее (приносящее по­беду) доказательство.

Ars conjecturalis(лат.) — искусство толкования.

Ars magna(лат.) — великое искус­ство. Название логич. труда Луллия.

Artes liberales(лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук. См. Trivlum и Quadrivium.

Aseitas(лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин.

Asylum ignorantiae(лат.) — убежи­ще невежества. Понятие, на к-ром останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений. Αταραξία (ataraxia) (греч.) — невоз­мутимость. Состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Де­мокрит, Эпикур, скептики).



Auctoritas nasum cereum habet(лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung(нем.) — см. Снятие.

Aurea mediocritas(лат.) — золотая середина (Гораций). ???AutOQxeict (autarkeia) (греч.) — автар­кия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность, не­зависимость (Демокрит, киники, стои­ки, Платон, Аристотель).

Automaton spirituale(лат.) — духов­ный механизм (Лейбниц). Αυτός έ'φα (autos epha) (греч.) — сам (учитель) сказал. По преданию, пи­фагорейцы о своём учителе, подчёр­кивая непререкаемость его слов.

В

Begriffsdichtung(нем.) — поэзия по­нятий. Ланге о сущности метафи­зики.

Bellum omnium contra omnes(лат.) — война всех против всех (Гоббс).

Bona fide(лат.) — заслуживающий доверия.

Bon sens(франц.) — здравый смысл.

С

Calculus probabilium(лат.) — исчис­ление вероятностей.

Casus conscientiae(лат.) — вопрос совести.

Causa(лат.) — причина, основание.

Causa activa(лат.) — действующая причина.

Causa corporalis(лат.) — физич. при­чина.

Causa cognoscendi(лат.) — основание познания.



Causa efficiens(лат.) — действующая причина.

Causa esscndi et fiendi(лат.) — осно­вание существования и возникнове­ния.

Causa exemplaris(лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.

Causa finalis(лат.) — целевая (ко­нечная) причина.

Causa formalis(лат.) — формальная причина.

Causa materialis(лат.) — материаль­ная причина.

Causa movens(motiva) (лат.) — дви­жущая причина.

Causa sui(лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе, суб­станция — причина самой себя. Causa vera(лат.) — истинная при­чина.

Causae occasionales(лат.) — побу­дит. причины, «случайные» причи­ны, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.

Characteristica universalis(лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).

Χάρισμα (charisma) (греч.) — см. Xаризма.

Circulus in definiendo(лат.) — круг в определении.

Circulus in demonstrando(лат.) — круг в доказательстве.

Circulus in probando(лат.) — круг в обосновании, доказательстве.

Circulus vitiosus(лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-рого уже содержат то, что должно быть доказано.

Cogito ergo sum(лат.) —мыслю, сле­довательно существую. Тезис Де­карта.

Cogitor ergo sum(лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис Баадера, противопоставлен­ный тезису Декарта.

Coincidentia oppositorum(лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век. философия, Николай Ку-занский).

Common sense (англ.) — здравый смысл.

Complicatio — explicatio(лат.) — свёртывание — развёртывание (Ни­колай Кузанский).

Conatus(лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.



Concordia discors(лат.) — несоглас­ное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.

Concursus dei(лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности

спасающего душу человека; постоян­ная поддержка богом существова­ния вещей.

Conditio sine qua non(лат.) — необ-ходимое условие.

Consensus (consensus gentium, con­sensus omnium)(лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, сог­ласие всех).

Consummatum(лат.) — доведённое до конца.

Contradictio in adjecto(лат.) — про­тиворечие в определении. Напр., круглый квадрат.

Contrat social(франц.) — см. «Об-щественный договор».

Corpus mysticum(лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ. церкви как тела Христова. Creatio continue(лат.) — непрерыв­ное творение.

Creatio ex nihilo(лат.) — творение из ничего.

Credo(лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.

Credo, quia absurdum(лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная ци­тата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».

Credo, ut intelligam(лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августи­на, повторенный Ансельмом Кен-терберийским.

Cum principia negantenon est dis-putandum(лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна нек-рая общность ис­ходных посылок.

Curriculum vitac(лат.) — жизнен­ный путь; жизнеописание.

D

Δαιμόνων (daimonion) (греч.) — де­мон, божество. Так называл Сок­рат свой «внутр. голос», предосте­регавший его от неправильных по­ступков.

Dasein(нем.) — существование, оп­ределённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

De facto(лат.) — фактически, на де­ле.

Definitio essentialis(лат.) — сущест­венное определение.

De jure(лат.) — по закону, юриди­чески.

De omnibus dubitandum(лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии Декарта.

De profundis (clamavi ad te Domine)

(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.

Desideria carnis(лат.) — плотские желания.

Determinatio est negatio(лат.) — ог­раничение есть отрицание (Спино­за). Иногда «determinatio» перево­дится как «определение».

De tripode dictum(лат.) — с тренож­ника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии.

Deus absconditus(лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афин­ский алтарь «неведомому богу».

Deus ecce deus!(лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеи­ды» Вергилия. Образное обозначе­ние поэтпч. вдохновения.

Deus ex machina(лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. при­способления.

Deus sive nature(лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.

Dictum sapienti sat(лат.) — сказан­ного достаточно разумному.

Differentia specifica(лат.) — видо­вое отличие (схоластич. термин).

Ding an sich(нем.) — см. An sich.

Distinctio (formalis, rationis, realis)(лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное). Docta ignorantia(лат.) — учёное незнание; умудрённое неведение (Ни­колай Кузанский).

Doctor angelicas(лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского.

Doctor christianissimus(лат.) — хри­стианнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Иоанна Гер-сона (1363—1429).

Doctor extaticus(лат.) — экстатиче­ский доктор. Почётный титул фило­софа-схоласта Дионисия Картезиан­ца (1402/3—1471).

Doctor fundatissimus(лат.) — осно­вательнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Эгидия Рим­ского (1247—1316).

Doctor illuminatus(лат.) — просвет­лённый доктор. Почётный титул Рай-мунда Луллия.

Doctor invincibilis(лат.) — непобеди­мый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.

Doctor marianus(лат.) — доктор, по­гружённый в молитвенное созерца­ние девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.

Doctor mirabilis(лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.

Doctor seraphicus(лат.) — серафи­ческий доктор. Почётный титул Бонавентуры.

Doctor solemnis(лат.) — торжест­венный доктор. Почётный титул фи­лософа-схоласта Генриха Гентского (1217—93).

Doctor subtilis(лат.) — тонкий док­тор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.

Doctor universalis(лат.) — всеобъ­емлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого.

Δό|α(doxa) (греч.) — мнение; ви­димость; недостоверное суждение. См. Мнение и знание.

Δύναμις (dynamis) (греч.) — возмож­ность (ср. Ενέργεια). Также — сила, способность, свойство.

Duree(франц.) — длительность. По­нятие философии Бергсона.

Ε

Ecclesia spiritualis(лат.) — духов­ная церковь; церковь как духовное единство верующих.

Ego(лат.) — Я.

Είδωλα (eiflola) (греч.) — отображе­ния, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей.

Είδος(eidos) (греч.) — см. Эйдос.

Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat(лат.) — бремя доказа­тельства лежит на том, кто ут­верждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.

Emergent(англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resul­tant) из предшествующих момен­тов. См. Эмерджентная эволюция.

Elan vital(франц.) — жизненный по­рыв. Категория философии Берг­сона.

Ενάργεια(enärgeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; крите­рий истины.

Ενέργεια (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действи­тельность (ср. Δύναμις). См. Энер­гия; Энтелехия.

Ens(лат.) — сущее, бытие, вещь.

Ens ab alio(лат.) — сущее благода­ря другому.

Ens a se(лат.) — сущее благодаря себе.

Ens entium(лат.) — сущее из су­щих. То, что делает существующие вещи существующими (бог).

Ens in actu(лат.) — сущее в дейст­вительности.

Ens in potentia(лат.) — сущее в воз­можности.

Ens rationis(лат.) — мыслимое су­щее.

Ens reale(лат.) — реальное сущее.

Ens realissimum (лат.) — реальней­шее сущее '(бог).

Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem(лат.) — сущности не следует умножать без необходимо­сти. Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Επαγωγή (epagögö) (греч.) — при­ведение. Индукция.

Έπέκεινα (epekeina) (греч.) — за­предельное (бытие). Термин Плато­на, обозначающий трансцендент­ность идеи блага.

Επιστήμη (episteme) (греч.) — зна­ние (точное); наука. Достоверное знание. См. Мнение и знание. Επιστροφή (epistrophe) (греч.) — см. Μονή.

Εποχή(epoche) (греч.) — воздержа­ние от суждения. См. Эпохе.

Ereclus ingenium(лат.) — высокий об­раз мыслей.

Erga(лат.) — по отношению к...

Ergo(лат.) — следовательно.

"Εργον (ergon) (греч.) — факт, дея­ние, содеянное. Содеянное как ре­зультат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык — не про­дукт деятельности (έργον), а деятель­ность (ενέργεια).

Erlebniss(нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.

Errare humanum est(лат.) — челове­ку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.

Esprit de finesse — esprit de geo-metrie(франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паска­ля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от на­уч. познания.

Esse (лат.) — бытие, существование.

Esse est percipi(лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Берк­ли).

Essentia (лат.) — сущность.

Eventualia(лат.) — предполагаемое; возможное при определенных усло­виях.

Evoluta(лат.) — выявленное, от­крытое.

Ewig-weibliche(нем.) — вечно-жен­ственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.

Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).

Exclusi tertii. principium(лат.) — исключённого третьего принцип (за­кон).

Exempli causa(лат.) — например.

Ex fontibus(лат.) — из первоисточ­ников.

Ex nihilo nihil fit(лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).

Experimenta fructifera(лат.) — опы­ты плодоносные. Исследования, при­носящие практич. пользу (Ф. Бэкон).

Experimenta lucifera(лат.) — опы­ты светоносные. Исследования, рас­ширяющие знания (Ф. Бэкон). Experimentum crucis(лат.) — экс­перимент креста (перекрёстка). Ре­шающий эксперимент (Ф. Бэкон). Explicite — implicite(лат.) —развёр­нуто, явно — неявно, подразуме­ваемо.

F

Fallacia(лат.) — ошибка.

Fallacia accidentis(лат.) — ошибка в результате смешения существен­ного со случайным.

Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum(лат.) — ошибка, ког­да о части утверждается то, что спра­ведливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum(лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что спра­ведливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum(лат.) — умоза­ключения, неправильные сами по себе.

Fallacia falsi medii(лат.) — доказа­тельство при помощи ложных суж­дений.

Fallacia fictae necessitatis(лат.) — ошибка, вызванная сочетанием дово­дов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia fictae universalitatis(лат.) — см. Ficta universalitas.

Fallacia incerti medii(лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки.

Fallacia plurium interrogationum(лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном.

Fallacia secundum dictionem(лат.) — ошибка из-за неправильного сло­весного выражения (ср. Fallacia extra dictionem).

Fallacia suppositionis(лат.) — ошиб­ка из-за неправильного допущения.

Falsa in uno, falsa in omnibus(лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.

Fata volentem ducunt, nolentem trahunt(лат.) — судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выраже­ние Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.

Fatum(лат.) — судьба, рок.

Fiat(лат.) — да будет.

Ficta universalitas(лат.) — ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, к-рого она не имеет.

Fides quaerens intellectum(лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).

Figura dictionis(лат.) — неправиль­ное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова.

Filioque(лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.

Flatus vocis(лат.) — колебание го­лоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae(лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицебро-на).

Formaliter(лат.) — но форме, фор­мально.

Fundamentum divisionis(лат.) — ос­нование разделения.

Furioso eroico(итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

Für sich(нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.

G

Geistesgeschichte(нем.) — история духа. История культуры как исто-

рия духовных образований (Диль-тей).

Geisteswissenschaften(нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.042 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты