КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Gemeinschaft undGesellschaft(нем.) — община и общество; противопоставление органич. (община) и механич. (общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис). Genus(лат.) — род. Genus proximum(лат.) — ближайший род (для данного вида). Genus remotum(лат.) — отдалённый род. Gestalt(нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии. Globus intellectuais(лат.) — универсум человеч. знаний. Γνώοι σεαυτόν (gnö'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. Γνώσις (gnösis) (греч.) — знание. Также — учение гностицизма. Gotheit(ср.-верх.-нем.) — божество. Экхарт различает в боге Gotheit — божество как абсолют и Got— первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, по-видимому, к Жильберу Порретаискому. Grenzbegriff(нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич. определения объекта. Grenzsituation(нем.) — пограничная ситуация. См. Ясперс; Экзистенциализм. H Habitus(лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение. Habitus naturae(лат.) — природное свойство. Habitus animi(лат.) — характер, душевный склад. Haecceitas(лат.) — «этость». Термин Дунса Скота, подчёркивающий несводимость единичного существования к сущности (ср. Quidditas). Harmonia praestabilita(лат.) — см. Предустановленная гармония. Harmonie preetablie(франц.) — см. Предустановленная гармония. 'Εν και πάν(hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство. 'Έτερον (heteron) (греч.) — см. Иное. 'Όλος(holos) (греч.) — целый. Целостность. Homme naturel — homme civil(франц.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопоставление Руссо. Homo(лат.) — человек. Homo creator(лат.) — человек-творец. Homo faber— человек-ремесленник. Homo homini lupusest (лат.) — человек человеку — волк (Плавт). Homo liber(лат.) — человек свободный (Спиноза). Homo ludens(лат.) — человек играющий (Хейзинга). Homo mensura omnium rerum(лат.)— человек — мера всех вещей. Принцип восходит к Протагору. Homo pictor(лат.) — человек-художник (творец образов). Homo sapiens(лат.) — человек разумный (Линией). Homo sum, humani nihil a me alie-num puto(лат.) — я — человек, ничто человеческое мне не чуждо (Те-ренций). Homo viator(лат.) — человек-путник (Марсель). Horror vacui; fuga vacui(лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы. Humaniora(лат.) — гуманитарные науки и знания. Humanitas(лат.) — человечность, гуманность, культура. 'Ύλη (hyle) (греч.) — материя, вещество, материал. I Ichheit(нем.) — «яйность», «ячество». «Я» как принцип; как основоположение (Бёме, Фихте). Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии Бёме — принцип, разделяющий божеств. единство. Id(лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ. 'Iδι???а(idea) (греч.) — идея. См. Эйдос. Idea dubia(лат.) — сомнительная идея. Ideae innatae(лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание. Idem per idem(лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении. "Ιδιον(idion) (греч.) — собственное. Неотделимый признак. Idola fori(лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон). Idola specus(лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон). Idola theatri(лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон) . Idola tribus(лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон). Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus)(лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явления. Ignorantia non est argumentum(лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруденции. Ignoratio elenchi(лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто. Ignotum per ignotum(лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении. Illiquidum(лат.) — неочевидное. Impetus(лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике — «приобретённая сила». У Гассенди — свойство атомов. Implicite(лат.) — см. Explicate — implicite. In abstracto(лат.) — отвлечённое. I n actu(лат.) — см. Actu. In adjecto(лат.) — в определении. In aeternum(лат.) — в вечности, навечно. Incerta incertibus(лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным. Incompossibilitas(лат.) — несовместимое с возможным (Дунc Скот). In concrete(лат.) — в определ. случае; в действительности. In corpore(лат.) — в совокупности. Individuum est inet'fabile(лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич. тезис. In dubio(лат.) — под сомнением. Influxus physicus(лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов. In infinitum(лат.) — в беспредельное, без конца. Innerlichkeit(нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность. In potentia(лат.) — в возможности. In re(лат.) — в реальности; в вещах. In statu nascendi(лат.) — в состоянии зарождения. Intellectus agens(лат.) — разум деятельный. См. Νους ποιητικός. Intellectus archetypus(лат.) — интеллект, понятия к-рого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств. рассудок (Кант). Intellectus ectypus(лат.) — интеллект, понятия к-рого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеч. рассудок. Intentio(лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ. Intentio animi(лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич. психологии, восходящий к Августину. Intentio prima(лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин. Intentio secunda(лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин. Intuitus mentis(лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция. In vestigio(лат.) — см. Per vestigium. Ipse dixit(лит.) — сам сказал. См. Λυτός εφα. Ipso facto(лат.) — самим фактом. J Jenseits(нем.) — потустороннее. Jenseits von Gut und Böse(нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше). Juxtapositio(лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению). К Καιρός(kairos) (греч.) — надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода. Καλοκαγαθία(kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенства. См. Калокагатия. Κατάληψις (katälepsis) (греч.) — постижение; восприятие. Κατ' εξοχήν(kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего. Κάβαρσις (katharsis) (греч.) — см. Катарсис. Κένωσις (kenösis) (греч.) — опустошение. В эллинистич. философии и вост. патристике — похождение бога в мир, творение мира. Κήρυγμα(kerygma) (греч.) — извещение, проповедь, кернгма. Κοιναί εννοιαι(koinäi ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Понятия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики). Κόσμος νοερός(kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей. Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообразов. L Laissez faire, laissez aller(франц.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физиократов. Λάβε βιώσας(läthe biosas) (греч.) — живи незаметно (Эпикур). Lato sensu(лат.) — в широком смысле. Lebenswelt(нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей. Lex (lex naturalis)(лат.) — закон (естественный закон). Liaison universelle(франц.) — всеобщая связь (Лейбниц). Liberum arbitrium(лат.) — свобода выбора. Libido(лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ). List der Vernunft(нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы использует частные цели людей (Гегель). Λόγοι σπερματικοί(logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из к-рых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин). Λόγος(logos) (греч.) — см. Логос. Λόγος ένδιάβετος (logos endiathe-tos) (греч.) — слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский). Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — λόγος προφατικός (logos prophatikos). Lumen (naturale и supranaturale)(лат.) — свет (естественный и сверхъестественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря излучаемому богом сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет. М Man(нем.) — неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного существования. Materialiter(лат.) — материально, в отношении материи. Materia primo prima(лат.) — первая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот). Materia secundo prima(лат.) — первая материя второго рода. Безразличный субстрат любой формы (Дунс Скот). Materia tertio prima(лат.) — первая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот). Materia secunda(лат.) — вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот). Medicina mentis(лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз). Mens (лат.) — дух, разум, ум. Μη öv (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ουκ όν. Μετάβασις εις άλλο γένος(metäbasis eis ällo genos) (греч.) — переход в другой род. Логическая ошибка. Μίμεσις(mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст. Подражание. Modus operandi(лат.) — способ действия. Modus probandi(лат.) — способ доказательства. Modus vivendi(лат.) — способ существования. , Μονή(mоne); Μονή—πρόοδος—επιστροφή (топе — proodos — epislrophg) (греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты триады: пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к себе. Moral insanity(англ.) — моральный недуг. Moralsense (англ.) -- нравстн. чувство. Mundus (intelleglbilis, sensibilis)(лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый). Μυστήριον(mysteriou) (греч.) — мистерия, таинство. N Natura naturans (naturata)(лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её порождения. Natura non facit saltus(лат.) — природа не делает скачков. Выражение встречается в «Философии ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница. Natura rerum(лат.) — природа вещей; вселенная. Nervus probandi(лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент. Nego(лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo). Nexus causalis(лат.) — причинная связь. Nexus effectivus(лат.) — действительная, причинная связь (Кант). Nexus finalis(лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант). Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus ipse)(лат.) — нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к Аристотелю. Локк противопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис: ... кроме самого разума. Nihil humani mihi alienum(лат.) — см. Homo sum. Nisus formativus(лат.) — усилие формирующее (см. Александер). Νόημα(noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма. Νόησις(noesis) (греч.) — мышление. Νόησις νοήσεοίς(noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля — перводви-гатель. Νόμος(поток) (греч.) — см. Номос и фюсис. Nonesse (лат.) — небытие. Non finilo(лат.) — неопределённость, беспредельность. Non liquet(лат.) — не ясно. Non plus ultra (пер plus ultra)(лат.) — непревзойдённое, крайний предел. Non sequitur(лат.) — не следует. Nosce te ipsum(лат.) — см. Познай самого себя. Notio(лат.).— понятие. Notiones communes (notitiae communes)(лат.) — общие понятая. Спиноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям. Notiones disparatae(лат.) — несравнимые понятия. Nudis verbis(лат.) — голословно, бездоказательно. Numen(лат.) — божество; божественное (вообще). Νους (mis) (греч.) — ум. См. Нус. Νους παθητικός(nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пассивный. У Аристотеля — ум, возникающий u погибающий вместе с телом. Νους ποιητικός(mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Аристотеля. О
|