КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Omne verum omni vero consonat(лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис. Omnis determinatio est negatio(лат.) — см. Determinant) est negatio. Onus probandi(лат.) — бремя доказательства. Ordo ordinans(лат.) — упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У Фихте — организующий мировой разум. Ordre du coeur(франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет порядок (строй, рассудок) сердца порядку ума. P ρ— обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» — сказуемое). Παιδεία(paideia) (греч.) — воспитание; культура. Πάντ??? yet(panta rei) (греч.) — всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту. Παρουσία(parusia) (греч.) -- присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе пришествие Христа. Πάθος(pathos) (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство. Perincertus(лат.) — весьма недостоверный. Per se (лат.) — благодаря себе, самостоятельно. Per vestigium(лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божеств. «следов» в чувств. вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio. Phaenomenom bene fundatum(лат.) —-феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц). Φανιασία . καταληπτική(phantasia kataleptike) (греч.) — постигающее представление (стоики). Philosophia (est) ancilla theologiae(лат.) — философия — служанка теологии (Пётр Дамиани). Philosophia perennis(лат.) — вечная философия. Непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты. Philosophia prima(лат.) — см. Πρώτη φιλοσοφία. Φρόνησις(phroiiesis) (греч.) — рассудительность; понимание; здравый смысл. Φύσις(physis) (греч.) — природа. Pia desideria(лат.) — благие намерения . Πλήρωμα(pleroma) (греч.) — полнота. У гностиков — полнота божеств. абсолюта, порождающего эоны. Possest(лат.) — возможность-бытие. Категория философии Николая Ку-занского: совпадение акта и потенции в боге. Post factum(лат.) — после события. Post hoc, ergo propter hoc(лат.) — после этого, значит по причине этого. Неправильное заключение, логич. ошибка. Praedicabilia(лат.) — см. Предика-билии. Primum movens(лат.) — см. Πρώτον κινούν. Principla non sunt multiplieanda(лат.) — принципы не следует умножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама». Principium(лат.) — начало, основа, принцип. Principium individuationis(лат.) — принцип индивидуации. Privatio(лат.) — см. Στέοησις. Prius(лат.) — предшествующий, первичный. Probatio liquidissima(лат.) — ясней-шее доказательство. Pro et contra(лат.) — за и против. Схоластич. метод ведения дискуссии, при к-ром выдвигаются два ряда противоречащих аргументов. Profession de foi(франц.) — исповедание веры, мировоззрение. Πρόληψις(prolupsis) (греч.) — предвосхищение. У эпикурейцев — эмпирич. общее понятие о повторяющемся явлении. У стоиков — первичное общее понятие, врождённое, но действующее лишь в связи с чувств. опытом. Πρόοδος(proodos) (греч.) — см. Μονή. Proprium(лат.) — см. "Ιδιον. Propter hoc(лат.) — см. Post hoc... Πρώτηφιλοσοφία (prole philoso-phia) (греч.) — первая философия. Так Аристотель назвал метафизику; Вольф — онтологию. Πρώτον κινούν(proton kinun) (греч.)— см. Перводвигателъ. Πρώτον ψεύδος(proton pseudos) (греч.) — первичная ложь. Ошибочный начальный тезис. Πϋο. τεχνικόν (руr technikon) (греч.)— творч. огонь. У стоиков — творящая часть мировой субстанции, космич. бог. Q Quadrivium(лат.) — четырёхпутье. Второй цикл «свободных искусств» (см. Artes liberales); арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Qualitas (лат.) — качество. Qualitasocculta (лат.) — скрытое качество. Quantitas (лат.) — количество. Quasi(лат.) — якобы, будто бы; подобно. Quaternio terminorum(лат.) — учет-верение терминов. Нарушение ло-гич. правила, согласно к-рому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов. Quia(лат.) — ибо. Quidditas(quiditas) (лат.) — «чтой-ность». Сущность вещи. Схоластич. термин, соответствующий аристотелевской формальной причине (το τί εστίν; το τΐ ην είναι). Qui nimium probat, nihil probat(лат.) — кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным. Quinta essentia(лат.) — пятая сущность. См. Квинтэссенция. Quod erat demonstrandum(лат.) — что и требовалось доказать. R Ratio(лат.) — разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив. Ratio agendi(лат.) — основание действия. Ratio cognoscendi (лат.) — основание познания. Ratio essendi (лат.) — основание бытия. Reductio ad absurdum(лат.) — сведение к нелепости. Приём опровержения. Reductio ad impossibile (лат.) — сведение к невозможности. Приём опровержения. Regressum ad infinitum(лат.) — уход в бесконечность. Res(лат.) — вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событии. Res cogitans (лат.) — мыслящее. Res extensa (лат.) — протяжённое. Res individuales(лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи. Res Integra(лат.) — вещь целостная. Res singulares (лат.) — единичные вещи. Reservatio mentalis (лат.) — мысленная оговорка..Напр., невысказанная оговорка, лишающая клятву её обязательности. Respective(дат.) — соответственно. Resultant (англ.) — см. Emergent. Roseau pensant(франц.) — мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека. S S — обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова «subjectum» — подлежащее). Sacrificium intellectus(лат.) — жерт-вованне интеллектом. Отказ от мышления. Sapienti sat— см. Dictum sapienti sat. Schöne Seele (нем.) — прекрасная душа. По Шиллеру, человек, у к-ро-го моральный долг и склонность совпадают. Scintilla animae (лат.) — см. Seelen-funklein. Seelenfunklein (нем.) — искорка души. Выражение восходит к гностикам n неоплатоникам. В нем. ср.-век. мистике (Экхарт н др.) n учениях Реформации — частица бога в человеч. душе. Sehnsucht (нем.) — стремление, томление. Sensu eminentiori(лат.) — в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты, приписываемые богу, надо понимать в превосходящем смысле. Sensus (лат.) — чувство, смысл, ощущение, понимание. Sensus communis (лат.) — см. Здравый смысл. Sie et non(лат.) — да и нет. Название книги Абеляра, написанной по методу pro et contra (см.). Signature rerum(лат.) — знаковость вещей. Внеш. форма вещей, через к-рую бог сообщает об их внутр. сущности (Парацельс, Бёме). Simpliciter (лат.) — просто, без оговорок. Sinn(нем.) — смысл, значение, ценность. Sola fide(лат.) — только верой (спасётся человек). Тезис Лютера. Sola Scriptura(лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание. Sosein(нем.) — так-бытие; конкретное, качественно определённое бытие. Species(лат.) — вид. Spiritus(лат.) — дух. Status(лат.) — положение, состояние. Status nascendi (лат.) — состояние зарождения. Status quo ante(лат.) — предшествующее состояние, Στέρησις(steresis) (греч.) — лишённость (формы). В учении Аристотеля о субстрате противоположностей — негативная противоположность эй-доса — формы. Subreptio (лат.) — ложное доказательство, подстановка, подмена. Subsistentia(лат.) — субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания. Sub specie aeterni(aeternitatis) (лат.) — под видом вечности, с т. зр. вечности (Спиноза). Subsumptio(лат.) — подведение под общее. Sui generis(лат.) — своего рода. Summa(лат.) — свод. Жанр схоластич. трактата. См. Сумма. Summum bonum(лат.) — высшее благо. Бог. Super-ego(лат.) — «сверх-Я». См. Психоанализ. Συμβεβηκός(symbebekos) (греч.) — см. Accidens. Т Tabula rasa(лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опыта. Выражение употребляли Аристо-тель, Альберт Великий и др. Taedium vitae(лат.) — пресыщение жизнью. Tantum cognoscitur, quantum diligi- tur(лат.) — познаем настолько, насколько любим (Августин). Tantum possimus, quantum scimus(лат.) — мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон). Τέλος(telos) (греч.) — цель. Terminus(лат.) — термин, понятие; предел. Terminus a quo (лат.) — исходный пункт. Tertium comparationis (лат.) — третий член сравнения, критерий сравнения. Tertium non datur(лат.) — третьего не дано. В ср.-век. логике — формулировка закона исключённого третьего. Τέχνη(techne) (греч.) — умение, ремесло, искусство. Противопоставляется творчеству природы (см. Φΰαις). Tovoς(tonos) (греч.) — напряжение. Интенсивность космич. духа (пнев-мы), имеющая различные степени. Понятие стоич. физики. Toπoς νοητός(topos noetos) (греч.) — мыслимое место. Умопостигаемое пространство, в к-ром находятся эйдосы (Платон). Toto caelo (лат.) — в целокупности. Totum pro parte(лат.) — целое вместо части. Trivium(лат.) —трёхпутье. Первый цикл «свободных искусств» (см, Аr-tes liberales): грамматика, диалектика, риторика. U Übermensch (нем.) — сверхчеловек. Ουκ öv(uk on) (греч.) — небытие. Иногда — абс. небытие. Ср. Μη όν. Ultima ratio (лат.) — последний довод. В ср.-век. сборниках судебных документов — «последнее слово» подсудимого. Umgreifende (нем.) — охватывающее. Обозначение трансценденции у Яс-перса. Ungrund (нем.) — бездна, безначаль-ность, безоеновность. Символ-понятие, к-рое Бёме применял к богу. Unio mystica(лат.) — таинетвенный союз. Соединение с абсолютом. См. Мистика. Urphänomen(нем.) — прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заимствованный Шпенглером. Ουσία(usia) (греч.) — сущность; бытие. V Velleitas(лат.) — способность к волению. Veritas(лат.) — истина. Verites de fait(франц.) — истины факта (Лейбниц). Verites de raison(франц.) — истины разума (Лейбниц). Via(лат.) — путь, метод. Via antiqua(лат.) — старый путь. Метод, господствовавший в схоластич. логике до кон. 12 в. Via eminentiae(лат.) — определение через сравнение. Via moderna(лат.) — современный путь. Логич. метод поздней схоластики (кон. 13—14 вв.). Также — антисхоластич. метод рационалистов нового времени. Via negationis(лат.) — определение через отрицание. Via nova(лат.) — метод схоластич. логики, ориентированный на аристотелевскую теорию вывода (кон. 12— 13 вв.). Vinculum substantiale(лат.) — субстанциальная связь. Virtu(птал.) — доблесть, добродетель. У итал. гуманистов — гармо-нич. единство телесной и духовной энергии. Vis probandi(лат.) — сила доказательства. Vis vitalis(лат.) — жизненная сила. Vivere militare est(лат.) — жить — значит бороться (Сенека). Volo, ergo sum(лат.) — желаю, следовательно существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum. Volonte generale(франц.) — всеобщая воля. Воля, формирующаяся в результате самоограничения людьми своих прав по «общественному договору». Voluntas superior est intellectu(лат.) — воля превыше разума (Дунс Скот). Z Z???ov πολιτικόν (zöon politikon) (греч.) — животное общественное. Определение человека у Аристотеля. Составил А. Л. Доброхотов.
|