Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АФАЗИЯМ 4 страница




Музыкальный ритм в данном случае является для нас наиболее целесообразным, так как благодаря своему богатству и разнообразию он дает неисчерпаемый и незаменимый практический материал. Огромное значение музыки как фактора тонизирующего, бодрящего, активирующего и спаивающего коллектив общеизвестно, поэтому лечебная ритмика, требующая движения в определенной музыкальной форме и подчинения определенному музыкальному ритму, играет в деле оздоровления эмоциональной и волевой сферы больного большую роль.

В настоящее время лечебная ритмика уже более 7 лет применяется в различных психиатрических учреждениях Москвы.

Гибкость ритмического материала дает возможность применять ее к самым разнообразным возрастным, профессиональным и патологическим группам в учреждениях дошкольных, школьных, музыкальных, театральных, лечебных и др. В лечебной ритмике новой и молодой ветвью является логопедическая ритмика как вспомогательный метод в лечении заикающихся.

В логопедической ритмике ритм служит не только регулирующим началом всякого движения, но также и слова и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи.

Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент безусловно находят свое отражение и в обыденной речи.

Логопедическая ритмика в логопедическом отделении нашего института ставит себе две задачи:

Первую задачу – лечебно-воспитательную, преследующую цель исправления дефектов психомоторного аппарата, снижения симптоматики логоневроза при помощи урегулирования связи речи с движением и оздоровления личности в целом.

И вторую задачу – исследовательскую в области логоневроза.

Обе основные задачи эти, как лечебная, так и исследовательская, очень тесно связаны между собой. Только охарактеризовав моторику и личность больного при помощи индивидуальных исследований и общих клинических наблюдений на фоне коллектива, мы можем установить методы и способы терапевтического воздействия на больного.

Эти индивидуальные обследования происходят по единообразной форме, по специальной схеме. Они имеют целью выявить, с одной стороны, особенности психических функций, с другой – уклонения в сфере психомоторной.

Сюда входят память, внимание, процессы торможения, координация движений, способность восприятия и воспроизведения ритмического движения.

Приводим краткую схему занятия.

 

Первое задание – память

Испытуемому предлагается повторить 6 движений для рук, просмотрев их предварительно у экспериментатора.

Отмечается количество и последовательность движений, повторенных испытуемым.

 

Второе задание – внимание

а) Испытуемый делает одновременно 3 движения одной рукой и 2 движения другой.

б) Испытуемый повторяет 20 движений, которые ему показывает экспериментатор, но исполняет их на одно движение позднее экспериментатора (отмечается, на каком движении движение испытуемого ошибочно сольется с движением экспериментатора).

в) Испытуемый заучивает 4 движения для рук в определенной последовательности, после чего ему предлагается проделывать эти движения, «мысленно» соблюдая определенный темп.

По данному сигналу больной показывает движение, на котором он мысленно остановился.

 

Третье задание – ритм

Ритмическая одаренность испытывается при помощи ритмических тестов, выработанных и проверенных на большом количестве испытуемых Московской ассоциацией ритмистов.

Испытуемому предлагается простучать последовательно карандашом по столу 8 ритмических рисунков, даваемых экспериментатором (разрешается повторить каждый тест три раза и учитывается 3-балльной системой).

 

Четвертое задание – торможение и преодоление автоматизма

а) Испытуемый марширует и останавливается внезапно по сигналу.

б) Испытуемый повторяет движение экспериментатора, за исключением одного заранее условленного запретного движения.

 

Пятое задание – координация движений

а) Испытуемый проделывает одновременно различные, асимметричные движения для рук и ног.

б) Испытуемому предлагается маршировать, чередую шаг и хлопок в ладони.

 

Из вышеизложенного мы видим, что индивидуальное обследование не претендует на точный эксперимент и не охватывает достаточно разносторонне функций как психических, так и моторных, поэтому помимо сухого учета исполнения после каждого задания экспериментатору необходимо охарактеризовать описательно темп движения испытуемого, быстроту понимания заданий, четкость выполнения, правильность и симметричность движения, степень напряженности мышечного тонуса, психическое состояние больного и другие особенности его поведения.

Полученный по схеме материал служит дополнением к наблюдениям в общих коллективных занятиях. Мы видим ниже, что при дифференцировке отдельных групп заикающихся наши индивидуальные обследования значительно облегчают выявление характерологических и патологических, психомоторных особенностей больных.

Обследование по той же схеме повторяется в конце лечения.

Переходим к психоортопедическому разделу логопедической ритмики. Логопедическая ритмика, разрабатывая те или иные типы упражнений, увязывает их с работой логопеда и располагает свой материал сообразно развитию логопедической программы.

Программа коллективно-психологического метода строится на постепенном включении речи больного в концентрически расширяющийся социальный круг. Одновременно усложняется психологическое содержание речи. Первые две недели больной прорабатывает технику речи, в основу которой кладется медленность и слитность. Рекомендуется возможное ограничение свободной речи больного. В последующей неделе применяется психо- и логоортопедия в порядке ситуационного приспособления речи к различным условиям жизни. В это же время углубляется самостоятельная работа больных для проведения новой речи в практику жизни. В позднейших стадиях обращается внимание на выразительность речи и ее жизненность.

Принимая во внимание такое построение логопедической программы, мы ставим себе в логопедической ритмике раньше всего задачей выработку спокойных плавных движений в соответствии с медленным темпом речи и ее слитностью. В этом первом отделе наших заданий мы строим упражнение на спокойном темпе движения в походке, в движениях рук, в движении с предметом и увязываем целый ряд упражнений с вниманием, памятью, координацией движения, преодолеванием автоматизма, торможением, реакций с выбором и т. д. в отличие от обычных упражнений быстроты двигательных реакций, которые не сочетаются с выработкой медленного темпа.

Всеми упражнениями руководит музыкально-ритмическое сопровождение, регулирующее темп движений и заключающее исполнение в определенные музыкально-ритмические формы. Речь в течение 3–4 занятий исключается. Фиксируется с самого начала особое внимание на регулирование мышечного тонуса.

Упражнения рекомендуется проводить по следующим разделам:

 

I отдел упражнений: медленный темп и плавные движения

 

1. Напряжение и расслабление мышечного тонуса.

2. Упражнения в спокойном темпе, связанные с объемом внимания.

Пример. Две шеренги стоят друг против друга. Каждая шеренга заучивает 3 или 4 движения для рук, стоя друг к другу первоначально спиной и не видя движения противоположной стороны. Затем шеренги поворачиваются друг у другу лицом и по сигналу одновременно делают свои заученные движения. При этом они стараются запомнить движения противоположной стороны и по-новому сигналу обмениваются движениями.

Упражнение трудное и требующее большой концентрации внимания.

3. Упражнение в спокойном темпе, связанное с памятью.

Пример. Больные стоят по кругу и пересчитываются номерами по порядку. Первый делает какое-либо движение для рук, придуманное им самим. Следующий больной повторяет первое движение и прибавляет к нему свое. Третий делает 2 первых движения и прибавляет свое третье и т. д.

4. Упражнение в спокойном темпе, связанное с одновременностью и координацией движения.

Пример. Больные, маршируя, исполняют любые различные движения для рук.

Упражнение, требующее четкого исполнения и сочетания каждого шага с движением рук.

5. Упражнение в спокойном темпе, связанное с торможением.

Пример. Маршировка и неожиданная остановка в зависимости от сигнала. Сигналы могут быть слуховые и зрительные. Неожиданность сигнала осложняет задачу.

6. Упражнения в спокойном темпе на реакцию с выбором и преодоление автоматизма.

Пример. Больные маршируют по кругу и по сигналу «раз» внезапно останавливаются; по сигналу «два» идут спиной назад; по сигналу «три» поворачиваются и идут в обратную сторону; по сигналу «четыре» идут к центру и назад.

Сигналы даются вразбивку. Могут быть слуховые и зрительные.

7. Упражнения в спокойном темпе с ярко выраженным моментом коллективизма.

Пример. Больные стоят по кругу. По очереди в определенном темпе больные придумывают по одному движению для рук. Движения должны быть все различные (стимулируют творческие способности). Все больные фиксируют свое внимание на движении своего правого соседа и по сигналу перенимают все одновременно движения своего правого соседа. Продолжают и в дальнейшем фиксировать внимание на правого соседа и снова по сигналу перенимают следующее его движение. Это продолжается до тех пор, пока первоначальное движение не вернется опять к больному.

Упражнение трудное, так как от ошибки одного участника рушится все упражнение.

Пример. Больные заучивают движения в определенном медленном темпе. Дальше музыка не сопровождает движения, и больные только мысленно продолжают представлять себе их в той же последовательности и в том же темпе. По сигналу больные показывают то движение, на котором они мысленно остановились. Таким образом, можно точно учесть, насколько больной ускорил или замедлил темп.

 

II отдел упражнений: связь речи с движением и музыкальным ритмом

 

1. Счет, связанный с походкой. Движение, связанное с его основным обозначением. Речь, связанная с действием.

2. Упражнения со счетом или речью, связанные с движением.

Пример. Больные одной шеренги делают каждый по одному движению. Все движения должны быть разные. Смотря на них, больные противоположной шеренги называют громко их движения подряд, начиная с движения левого больного и кончая правым больным. После этого больные, показывающие движения, опускают руки вниз; и запоминающие движения должны по памяти повторять их вслух.

Степень трудности зависит от количества и качества запоминаемых движений.

3. Упражнение со счетом и речью, связанное с координацией движения.

Пример. Больные стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч, координируя бросок со следующими словами: верх – себе, вниз – соседу.

4. Упражнение со счетом и речью, связанное с торможением.

Пример. Больные маршируют и считают под левую ногу. По сигналу ноги останавливаются и счет также на 4 числа, которые считаются про себя, стоя на месте. Дальше больные возобновляют ход в счет.

5. Упражнение со счетом и речью, связанное с преодолением автоматизма.

Пример. Больные считают под левую ногу номера по порядку во время маршировки. По сигналу больные маршируют назад спиной; счет идет в обратном порядке до следующего сигнала.

6. Упражнение со счетом и речью, связанное с реакцией с выбором.

Пример. Больные перебрасывают мяч друг другу. Бросая, больной произносит любое имя существительное. Получивший мяч присоединяет к нему имя прилагательное. В другом случае больной, бросая мяч, произносит любое имя прилагательное, а получивший присоединяет имя существительное.

Заключаем этот период заданиями на проверку устойчивости речевого темпа, координации слова с движением.

Пример. Проверки устойчивости темпа.

Больные заучивают лозунг в определенном темпе. Например: «Выше знамя Ленина». Произносят его по очереди, поднимая на первое слово «выше» правую руку вверх. После этого они делают это с закрытыми глазами, произнеся лозунг про себя и бесшумно поднимая руки по очереди.

Пример. Проверка координации слова с движением.

Больные произносят следующие слова, четко координируя их со схемой трудового процесса: «Мы кузнецы и дух наш молод» и т. д. Удар молота падает на слова: кузнецы, молод и т. д.

 

III отдел упражнений: связь движения и речи с характером ритма

 

Выразительность движения и выразительность речи.

1. Forte и piano (в движении и речи).

Пример. Больные ведут счет громко и потом произносят лозунги в различных нюансах.

Громко: «Да здравствует Мировой Октябрь!».

Шепот: «Рабочий будь начеку...»

2. Crescendo и dumenuendo в движениях и речи в связи с усиливающимся или утихающим музыкальным ритмом.

Пример. Постепенный подъем рук наверх со счетом вверх и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука.

Примечание. Ускорение движения и речи, а также отрывистые движения и речь в периоде лечения исключаются.

3. Акцент. Ударение на определенном слове в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук.

Пример. Дай мне мяч (Дай мне мяч) (Дай мне мяч).

4. Пауза (активная пауза, насыщенная содержанием).

Пример. Больные маршируют, произносят громко заученный текст стихотворения или прозы. По сигналу останавливаются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала.

5. Упражнение в дирижерском месте на 2/4, 3/4 и 4/4 как средство нюансировки.

Пример. Один больной дирижирует, выражая своими движениями усиление и ослабление звука. Больные считают громче и тише, следуя указаниям дирижера.

 

IV отдел упражнений: практика наступательности, решительности и смелости, построенная на заданиях двигательно-речевого характера

 

В этих заданиях мы как бы подводим итоги пройденного материала. Больной является сам руководителем задания. Мы даем две формы заданий.

1. Задания, связанные с музыкой на умение распределить слова во времени.

Пример. Дается ряд способов маршировки, заключенных в равные по длине музыкальные периоды: направо маршировка, налево поворот в обратную сторону, хлопки на месте.

Больной сам руководит группой, должен вовремя дать сигнал словами для перемены движения и направления. Возможно распределять сигналы и при поочередном произношении приказаний больными.

2. Задания, не связанные с музыкой, дающие больному возможность свободно проявить себя в речевом отношении.

Пример. Больной проводит самостоятельно выбранное им самим задание, как то фигурный марш, игру, коллективную пляску, физкультупражнение и т. п. От больного в данном случае требуется большая наступательность, смелость, активность и инициативность. Умение заставить себя слушать и подчинять весь коллектив своей воле. В речевом отношении быть точным и ясным в объяснениях, не говорить лишних слов, обладать хорошей дикцией, громким голосом, живой мимикой, умением заразить, увлечь коллектив, заинтересовать его.

Больной переключается на трудную для него ситуацию и мы можем оценить в данном задании его поведение вообще, успеваемость в смысле выразительности речи, качества ее движений с точки зрения подвижности, приспособляемости к моменту и количества вспомогательных движений.

Знакомясь таким образом с больными на протяжении 21/2 месяцев, наблюдая их при помощи вышеизложенных коллективных занятий и подвергая их первичным и вторичным индивидуальным обследованиям, мы получаем большой исследовательский материал.

 

Суммируя весь этот материал наблюдений, мы можем охарактеризовать разносторонние особенности личности больных, их поведения и их моторики. Несмотря на разнообразие, которое нам дает картина их двигательных функций, на разность конституций, возраста, пола, психических состояний, а также разнообразие трудовых навыков, несомненно находящих свое отражение в двигательных способностях больного, мы все же попытаемся выявить общие характерные черты их психомоторной сферы.

К одной из наиболее характерных особенностей моторики заикающегося мы относим общую напряженность его мышечной системы.

Это напряжение достигает своей максимальной степени в процессе речи, но и вне речи движения больного продолжают до некоторой степени сохранять тот же характер связанности. Мы имеем часто напряженную походку, неритмичную, не поддающуюся темпу музыки, походку с нажимом то на правую, то на левую ногу или на неестественно расставленных ногах, походку с напряженной деревянной спиной, с неоднородным раскачиванием рук, причем одна рука напряженно прижата к телу; та же напряженность проявляется в асимметричных и не доведенных до конца движениях рук, в неловкости движений при упражнениях с предметами и т. д.

Проводя параллель между физической заторможенностью и характером личности заикающегося, мы усматриваем определенную органическую связь между ними. Нерешительность наших больных, боязнь выступлений, страх перед речью, отсутствие смелости и наступательности в поведении – все эти причины должны неизбежно отразиться на двигательно-волевых проявлениях больного. Ослабляется способность произвольного регулирования движения и ускользает контроль над сознательным напряжением и расслаблением мышечного аппарата.

Занятия логопедической ритмикой являются хорошей практикой смелого поведения. Ситуация, требующая не сидячего, а стоячего положения; движение в пространстве, не дающее возможности укрыться, стать незаметным, а, наоборот, открывающая доступ к человеку со всех сторон – эта ситуация вполне естественно дает вначале картину связанности и заторможенности.

Принимая во внимание общую речевую заторможенность больного, мы обращаем особо острое внимание на ту часть логопедической ритмики, которая ставит себе целью научить больного регулировать напряжение и расслабление своего тела сообразно с требованием ситуации (см. 1-й отдел упражнений).

Эта слабая способность к регулировке влечет за собой и трудности, с которыми наши больные справляются с заданиями на торможение и преодоление автоматизма, так, например, затруднительны всякие задания, требующие торможения на сигнал и быстрое переключение от одного двигательно-моторного задания на другое; переход от шага к бегу напряжен; при беге не удаются легкость и мягкость.

Что касается координации движений, например рук и ног или рук между собой, то мы встречаем тут большей частью четкость и нечеткость в исполнении и в связи с этим нарушенную способность к одновременным движениям.

В отношении координации слова с движением чаще встречаем расхождение в моторике и речи. Мы отмечаем две формы расхождения: первую, когда речь запаздывает, и вторую, когда речь опережает движение. Речь запаздывает особенно в том случае, если задание должно быть исполнено после неожиданного сигнала и больному не удается вовремя произнести требуемое слово, когда речь должна быть точно распределена во времени и перемежается с паузами или когда требуемое слово начинается с трудной для больного буквы.

Речь, опережающую движение, мы встречаем у больных с чрезмерно напряженным мышечным тонусом главным образом в тех случаях, когда движение является для больного неожиданным, непривычным, неавтоматизированным.

Здесь выявляются те же признаки неполноценности моторики логоневротика, неумение регулировать свои движения.

Не менее важна регулировка движения в отношении всех видов вспомогательных движений – пантомимических, условных, судорогоподобных, эмболофразий.

Исполнение ритмического рисунка требует такую четкость движения и целесообразность движения, что любое излишество может быть только затруднением, а не помощью. Поэтому логопедическая ритмика является особенно ценным методом в борьбе со вспомогательными движениями и уловками. Труднее поддается лечебному влиянию ритм вспомогательных движений в области лица.

Переходя к ритмической одаренности наших больных, мы неизбежно должны сказать о сложности и трудности этой задачи.

Ритмичность и дизритмия не относятся к числу тех компонентов психомоторики, которые поддаются такому же способу учета, как двигательные способности человека. Простая правильная маршировка под музыку не может служить критерием ритмической одаренности испытуемого. Понятие ритмичности гораздо гире и глубже. Вышеприведенные 8 ритмических тестов расположены по степени возрастающей трудности и позволяют проследить, насколько больные способны к восприятию ритмического рисунка и активному воспроизведению его, однако мы считаем, что этот сухой и маловыразительный материал не отражает полностью ритмических способностей больного. Он дает все же возможность установить, что ритмическая одаренность заикающегося, за небольшим исключением, ниже средней. Особенно интересным мы считаем часто встречающуюся неровность воспроизведения ритма.

При сохранении формальной правильности в количестве звуков и соотношения между ними отмечается ряд своеобразных особенностей, напоминающих речь больных заиканием. Особенно характерен подготовительный момент: одна группа больных дает перед началом отстукивания ритмического рисунка момент большего или меньшего торможения в кисти руки (тонусоподобных), другая – ряд предварительных добавочных многократных движений, не доведенных до конца и улавливаемых только зрительно (клонусоподобных), и, наконец, третья группа дает вводный вспомогательный удар, аналогичный эмболофразии. В то время как группа заикающихся дает большей частью задержку в начале ритмической фразы, у больных тахилалалией мы отмечаем большую стремительность в воспроизведении задания и отсутствия выдержки на продолжительных длительностях. Некоторые больные дают излишние удары в том же темпе в конце рисунка (клонусы).

Сумма полученных наблюдений не дает нам возможности говорить о какой-либо определенной корреляции между ритмической одаренностью и степенью и формой заикания, тем не менее здесь намечаются какие-то соотношения, своеобразно окрашивающие все ритмическое поведение больного в целом.

Исследование темпа движения заикающегося является для нас чрезвычайно интересным, так как результаты исследования дают нам материал в отношении симптоматики отдельных форм логоневроза. Так, уже простые наблюдения сразу выделяют темповую особенность в движениях больных тахилалией.

Говоря о темпе движения, мы выводим и для этого понятия не только количественные показатели, но и качественные. Мы характеризуем темп больных тахилалией как темп острый, беспокойный и суетливый и благодаря этому исполнение моторных заданий не всегда бывает четким. Суетность этих движений поддается при помощи упражнений на медленный темп успокоению, но темп дает опять временно срывы и рецидивы. Безотносительно к форме заболеваний мы отмечаем, что замедление темпа движений дается сравнительно легче, чем замедление темпа речи, и темп моторный устойчивее темпа речевого.

Мы неоднократно на практике видим несомненную связь между темпом речи и темпом движения. Мы считаем, что возможно при помощи медленных и плавных движений создать такую атмосферу спокойствия, которая облегчит больному переход на медленную, слитную речь.

Возвращаясь к особенностям моторики больных тахихалией, которые нам особенно интересны в отношении темпа движения, мы конечно не должна забывать, что ряд условий может затемнить картину торопливости движений этих больных. Большое значение в этом направлении имеет опыт больного в отношении физкультурных навыков вообще. Так, занимавшиеся в прошлом продолжительное время какой-либо гимнастикой, привыкшие к четкой маршировке, не дают нам типичной картины повышенной моторики тахилалика.

Еще большее значение имеет общее реактивное состояние больного тахилалией, который в период пониженного психического состояния дает нам вялые замедленные темпы.

Мы охарактеризовали моторику наших больных, сообразуясь с лечебно-воспитательным практическим материалом, но не коснулись той части характеристики логоневротика, которая относится к изучению интеллектуальных и психических процессов больного.

В этом отношении мы отмечаем у целого ряда больных некоторую неустойчивость внимания, памяти, легкую отвлекаемость, благодаря которой не всегда легко и четко удаются более трудные задания на одновременное выполнение разных движений, на запоминание большого числа движений и т. п. Мы ставим эти показатели в зависимость не только от формы логоневроза, но также от общей структуры больного.

Несмотря на то что мы указали на огромное разнообразие двигательных особенностей наших логоневротиков, мы считаем все же возможным сгруппировать их по отдельным типам и указать в каждом случае на желательные методы ритмотерапии.

Первый тип – тип заикающегося торопливой, с быстрыми, беспокойными движениями, соответствующими быстрой, заторопленной речи. Движение не доведено до конца. Неточность движения, соответствующая невнятности речи, с недостаточным открыванием рта и нечеткостью выражений.

Такому больному показаны коллективные задания, поочередные, сдерживающие его неорганизованные порывы, задания на спокойные плавные движения, на торможение, преодоление автоматизма, на координацию движений со словом.

Второй тип – с такой же природной скоростью движения, но при этом большой внутренней волевой силой. При большем внимании к себе дают хорошие результаты в смысле устойчивости темпа. В большинстве случаев интеллектуально более развитой владеет лучше собой. Часто у таких больных большая напряженность движения. Чувствуется большое, сосредоточенное внимание к себе.

Больному показаны те же упражнения на четкость координации движений, преодоление автоматизма и т. д. Следует обратить особое внимание на упражнения в регулировании мышечного тонуса.

Третий тип – со средним темпом движения. У больного большая выдержка и спокойствие, хорошее внимание, память. Высокая ритмическая одаренность. Хорошие, четкие, свободные движения.

Такому больному показаны главным образом задания, связанные с речью. Хорошие моторные данные и ритмичность могут быть использованы как регуляторы речевых недостатков.

Четвертый тип – со средним темпом движения. Движения больного угловаты, напряжены, толчкообразны, скованны. Нет четкости в координированных движениях и тем более в координированном движении со словом. Неловок. Трудно понимает задания. Ритм очень плох, чаще встречается у личности, педагогически запущенной.

Такому больному показана вся сеть движений как чисто ритмических, так и логоритмических. Особо важны коллективные упражнения на внимание, память, регулировку мышечного тонуса, ориентировку в пространстве и коллективе и т. п.

Пятый тип – с медленным темпом движения. Движения вялые, нет интенсивности. Нет решительности и наступательности.

Показаны движения разнообразные, контрастирующие. Необходимы также чисто физкультурные упражнения. Полезно всякое задание, активирующее, подстегивающее, тонизирующее.

Шестой тип – с медленными, вялыми движениями в периоде ярко выраженного депрессивного состояния. Походка замедленная. Голова, опущенная вниз. Движения заторможены, связаны или неестественно расслаблены. Внимание неустойчивое. Память ослаблена.

Для таких больных очень важен характер музыкального сопровождения – бодрый мажорный. Необходим коллектив, влекущий больного за собой. Важно поднятие эмоционального тонуса.

В методическом отношении нужен индивидуальный, внимательный, осторожный подход к больному.

 

Выводы

1. Вышеизложенный метод логопедической ритмики оказался новым и ценным методом лечения разнообразных форм логоневрозов, и ему необходимо занять должное место в общей системе коллективного, психологического метода.

2. Логопедическая ритмика дополняет систему коллективно-психологического метода, внося корректив в техническую проработку речи со стороны гибкости темпа, ритмической выразительности, общей ее музыкальности и помогая выработать дифференцированные, свободные, выразительные движения, сопровождающие речь.

3. Результаты вышеприведенного типа ритмического обследования помогают ориентироваться в особенностях того или другого вида логоневротиков. Логопедическая ритмика тем самым помогает правильно проработать методические приемы и дать дифференцированные типы терапии, считаясь не только с формами заболевания логоневротика, а также с особенностями личности больного.

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АФАЗИЯМ

ЗЕРКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В МЕХАНИЗМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПАРАФАЗИЙ1

 

1 Статья Ю. А. Флоренской опубликована в журн. «Советская невропатология, психиатрия и психогигиена». Т. III, вып. 5, 1934.

 

Вопрос о механизме возникновения парафазий стоит наряду с аграмматизмами в центре логопедической работы по афазиям. В самом деле, логопедия на данной ступени своего развития занимается лечебными задачами. Отсюда ясно, что практические работники требуют разъяснения именно тех проявлений заболевания, с которыми они раньше всего сталкиваются и которые подлежат их непосредственному воздействию. Таковыми чаще, чем это можно было предположить с теоретической точки зрения, оказываются как раз парафазии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты