КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роджерс Брубейкер. Этничность без групп. формулируются, организационно защищаются и вообще встраиваются в многообразные формы «ментальности управления»12формулируются, организационно защищаются и вообще встраиваются в многообразные формы «ментальности управления»12. В связи с низами мы можем исследовать категориальную «микрополитику», способы, какими те, кто подвергается категоризации, воспринимают, усваивают, ниспровергают, отвергают или преобразуют категории, которые им навязывают [Dominguez, 1986]. Основываясь же на достижениях когнитивных исследований, этнометодологии и анализа разговора13, мы можем изучать социокогнитивные процессы и процессы взаимодействия, в которых категории применяются индивидами для осмысления социального мира, связываются со стереотипными верованиями и ожиданиями по отношению 12 О ментальности управления см.: Burchell et al., 1991. О категоризации сверху см.: Noiriel, 1991; Slezkine, 1994; Слезкин, 2001; Brubaker, 1994; Torpey, 2000; Martin, 2001; Мартин, 2011. См. также: наст. изд., гл. III. 13 Этнометодология и анализ разговора не фокусировались на использовании этнических категорий как таковых, но Сакс, Щеглофф и другие исследователи рассматривали проблему ситуативной категоризации в целом, особенно вопрос о процедурах, посредством которых участники взаимодействия, использующие категории, выбирают из альтернативных совокупностей категорий (поскольку всегда доступно более одной совокупности категорий, в терминах которых всякий человек может быть правильно охарактеризован). Существо проблемы сформулировал Щеглофф: «Учитывая главную роль... категорий в организации общекультурного „знания", эта неопределенность может быть очень важной, ведь в зависимости от того, какая категория используется, происходит активизация знания здравого смысла об этой категории человека и применение его к человеку, которого имеют в виду в какой-то ситуации, а не знания, сплетенного с другой категорией, к которой тоже в равной мере причастен тот человек, которого имеют в виду» [Schegloff, 2001, р. 309] (курсив мой. —P.Б.). О категориях см.: Sacks, 1995, I, p. 40-48, 333-340, 396-403, 578-596; II, 184-187. I. Этничность БЕЗ ГРУПП к членам данной категории14, обогащаются эмоциональными ассоциациями и оценочными суждениями, используются как ресурсы в конкретных контекстах взаимодействия, а также вводятся в действие посредством ситуативных факторов и стимулов. Короче говоря, фокусирование на категориях может пролить свет на многообразные способы, какими этничность, раса и национальность могут существовать и «работать» при несуществовании этнических групп как субстанциальных сущностей. Оно поможет нам представить себе этничность без групп.
|