Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Роджерс Брубейкер. Этничность без групп. Мы обращаем внимание на способы, какими политические деятели в различных контекстах пытались использовать воспоминания о событиях 1848 года




Мы обращаем внимание на способы, какими политические деятели в различных контекстах пытались использовать воспоминания о событиях 1848 года. Сама попытка присвоить наследие 1848 года и поставить его на службу нынешним политическим целям имеет долгую историю. В случае Венгрии (страны, в которой, из всей нашей троицы, события 1848 года поныне являются главнейшими для национального самопонимания) она восходит к концу XIX столетия [Gero,1995; Niedermüller, 1998]. Однако хотя «поиски полезного прошлого» нескончаемы, что недвусмысленно демонстрируется конструктивистской литературой о памяти, «полезные прошлые» не так уж легко находятся или изобретаются, и не всякое прошлое одинаково «полезно» для нынешних целей. Коммеморации 1848 года в Центральной и Восточной Европе обильно иллюстрируют, какими способами современная политика формирует репрезентацию прошлого. Но вместе с тем отсутствие отклика на коммеморативные усилия румынских властей и буквально полное безразличие словацкой общественности к полуторавековому юбилею революции 1848 года подтверждают мысль (сформулированную в лучших работах конструктивистской традиции, но заслуживающую большего внимания), что прошлое сопротивляется презентистской реконструкции.

Описывая публичные споры и мемориальные проекты в связи с наследием 1848 года — и стараясь объяснить различные формы, принимаемые ими в разное время, в различных национальных традициях и в кон-

довщины и фокусирующееся главным образом на Франции и Германии, представлено в работе: Gildea, 2000. См. также исключительно полную обзорную статью об историографии 1848 года, включающую интересные сравнительные наблюдения о гораздо большем отклике на коммеморативные мероприятия в ознаменование 150-й годовщины в Германии, чем в Австрии и Швейцарии: Hachtmann, 1999; 2000, особенно: Hachtmann, 2000, р. 390-396.


VIII. 1848 в 1998: Коммеморативная политика

текстах большинства и меньшинства, — мы не ограничиваемся в своем анализе дискурсом деятелей в сфере памяти. Мы собрали также наблюдения участников публичных коммеморативных мероприятий, причем обращали внимание на характер и настроение празднований, а не только на их риторический фрейм. Таким образом, хотя и не претендуя на систематическое исследование со стороны «рецепции», мы пытаемся рассмотреть не только проекты в области памяти и «мемориальные разговоры», но и вызванные ими отклики (или отсутствие откликов) в более широкой публике, и тем самым — избежать смешения элитарных мемориальных проектов, в том числе не оставивших никаких следов, с народной коллективной памятью5.

5 Наш анализ основывается на обсуждении событий 1848 года в ежедневных газетах, культурных и политических еженедельниках, в специальной и научной периодике и книгах, вышедших в Венгрии, Румынии и Словакии, в том числе — на публикациях на венгерском языке в последних двух странах; на содержании речей, произнесенных на публичных коммеморативных мероприятиях; и на наблюдениях за памятными церемониями и ритуалами. Были изучены материалы ряда периодических изданий за 1998 год, выходящих: в Венгрии(«Magyar Hirlap», «Magyar Nemzet», «Mai Nap», «Napi Magyarorszâg», «Népszabadsâg» (ежедневные газеты); «Heti Vilâggazdasâg», «Magyar Forum», «Beszélo», «Historia», «Kortârs», «Kritika», «Rubikon», «Tiszatâj», «Vigila» (еженедельники и ежемесячники)); в Румынии («România Libera», «Adevărul», «Naţional», «Dimineaţa», «Jurnalul Naţional», «Evenimentul zilei», «Azi» (общерумынские ежедневные газеты); «Ştirea», «Adevărul de Cluj», «Ziua de Nord-Vest», «Transilvania Jijrnal» (ежедневные газеты, выходящие в Клуже и Трансильвании);«România Mare», «Magazinul Istoric», «22» и «Dilema» (еженедельники); «Româniai Magyar Szö», «Hargita Népe», «Szabadsâg», «Szabad Üjsag», «Bihari Naplö» (ежедневные газеты на венгерском языке, первая—общерумынская, остальные — региональные и местные); «Еrdélyi Naplö», «Brassöi Lapok», «Korunk», «Lato» (еженедельники и ежемесячники на венгерском языке)); в Словакии («Slovenskâ Republika», «Sme», «Nârodnâ Obroda», «Pravda», «Pràca», «OS», «Domino Efekt», «Slovenské pohlady», «His-



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты