КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роджерс Брубейкер. Этничность без групп. дить новый национальный праздник, День Триколора, и праздновать его 24 февраля в память того дня в 1848 годудить новый национальный праздник, День Триколора, и праздновать его 24 февраля в память того дня в 1848 году, когда был впервые развернут румынский национальный флаг в парижской ратуше Отель-де-Виль, которая была штабом французской революции. Этот план был призван твердо вписать коммеморации 1848 года в универсальный, европейский, западный контекст и сделать ударение на демократии и гражданском обществе, а не на национальном освобождении. Программная статья Никулеску содержала также предложение открыть повсеместно посвященные революции 1848 года новые мемориалы, статуи и памятные таблички, для того чтобы укрепить, сделать понятной и естественной эту новую историческую традицию. Наконец, в статье были названы конкретные даты и события 1848 года, память о которых необходимо чтить, причем на первый план выдвигались главные события июньской революции в Валахии как единственной современной либеральной демократической революции в румынской истории. Вместе с тем Никулеску явно принижал события трансильванской революции, которые из-за сильных националистических овертонов гораздо хуже вписывались в эту универсалистскую коммеморативную стратегию. Воспользовавшись идеей Никулеску, правительство несколько недель спустя в надлежащем порядке объявило 24 февраля «Днем Триколора» и призвало румын праздновать события 1848 года. Эти заявления, однако, были встречены общим равнодушием, и, за исключением нескольких радио- и телепередач, «праздник» остался неотмеченным и незамеченным. После про- мынские интеллектуалы — литературовед Адриан Марино, историк Сорин Антохи и политолог либеральных взглядов Штелиан Танасе. С точки зрения Марино и Антохи, революция в Валахии является важной моделью, поскольку она «транслировала» универсальные идеалы в подходящую и резонансную локальную идиому, превращая Европу «в локальную реальность» [Marino, Antoni, 2001, p. 158]. VIII. 1848 в 1998: Коммеморативная политика вала этой слабой попытки закрепить в памяти демократическую революцию в Валахии и после мартовского обсуждения в печати вопроса о том, которая из революций — валашская или трансильванская — более достойна памяти65, правительство резко изменило курс и выбрало 15 мая и трансильванский город Блаж временем и местом главных официальных торжеств в честь 150-летнего юбилея революции. Возможно, более энергичная правительственная попытка учредить праздник в память революции в Валахии оказалась бы более успешной. Однако возможно также, что даже более энергичная попытка провалилась бы из-за отсутствия сколько-нибудь серьезной коммеморативной традиции прославления значимости революции в Валахии, если не считать таковой дискредитировавшую себя традицию, финансировавшуюся коммунистическим режимом. Новые коммеморативные традиции, конечно, могут возникать [Hobsbawm, Ranger 1983], и мощная правительственная финансовая поддержка часто играла решающую роль в их появлении. Но государственной поддержки и культурной предприимчивости недостаточно, необходимы также резонанс и время66. Слабость демократических традиций в Румынии XX столетия и их «осквернение» узурпаторскими попытками коммунистов ограничили в 1998 году румынские возможности отметить юби- 65 Niculescu Adrian Revoluţia Română de la 1848-1850 de ani (22, 1998, 1-7 January; 1998, 24 February—2 March). 66 Хобсбаум сам признает важность общественного резонанса: «сознательное изобретение оказывалось успешным в основном пропорционально его успеху на радиостанции, вещающей на той волне, на которую публика была готова настроиться. Официальные новые государственные праздники, церемонии, герои или символы... могут и не мобилизовать [граждан], если не получат настоящего отклика в народе» [Hobsbawm, 1983, р. 263-264]. Важность резонанса (и соответственно невозможность безграничного манипулирования, изобретения, конструирования и т.д.) подчеркивалась Смитом [Smith, 1986, 1991, р. 356-359, 1998, р. 129-131].
|