КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как готовиться семье к празднику15 апреля, на Рахманский Великодень, род чествует святых Предков-Волхвов, девочка приносит особенные славы к Богам и к своим пращурам. Она просит благословения у них на девичество и получение хорошей пары в будущем. После этого она имеет право обратиться к ним в Яве, Волхвы просматривают будущую судьбу девочки, предвещают и ведут с ней духовные беседы. Родители приносят пожертвования Богам на священном очаге в капищах, одаривают Волхвов и Бабку-повитуху, которая принимала в мир девочку. 22 апреля начинается праздник Лельника, или Красной Горки. После холодной зимы из Вырия вместе с Лелею прилетают птицы и души предков и детей, которые в этот год должны родиться. На рассвете молодые девушки прославляют солнышко ясное и Леленой росой умывают лицо, чтобы быть красивой, и чтобы кожа была чистой. Праздник начинается утром. Девочку, которая впервые вступает в девичью ватагу, семья одевает празднично и торжественно. Собирается вся родня, особенно женская ее половина: Божатки, тетки, Бабка-повитуха. Мать призывает всех гостей в большую комнату, где посреди избы стоит кресло, на котором постелен вывернутый тулуп, и проговаривает такие слова: "Ласково прошу в горницу, родня моя большая, молодую Лелю почитать, дочку к роще священной одевать". Родственники заходят, кланяются родителям девушки. Ой, и волновалась Ясна, когда все гости зашли в горницу. Посреди комнаты отец поставил кресло, устланное вывернутым тулупом. Ясна, одетая в длинное вышитое белое платье, стояла возле печи, стремясь спрятаться за ней, чтобы никто не видел, как красный румянец заливал розовые щечки девочки. Божатка, почувствовав невероятное ее волнение, подошла к ней и взяла за руку, сама, примостившись на лаве возле печи, посадила и девочку рядом. Так Ясне стало легче, и все же волнение полностью не проходило. Когда все сели за стол, Бабка-повитуха вышла на середину избы и начала речь о роде славном Гордона и Цви-таны. По завершении речи все присутствующие прославили Всевышнего Отца Рода и всех Богов в нем сущих, а также большой род Ясны. Бабуся Ясны вынесла на вышитом рушнике калач, с выплетенной вдоль толстой косой, и положила его на тулуп. Все присутствующие прославили Белеса и принесли пожертвования в виде денег, кладя их возле калача. После чего Бабка-повитуха позвала девочку и, взяв на руки калач, посадила Яну на тулуп, а хлеб подняла над ее головою. В порядке очереди подходили отец и мать, благословляя девочку на новую жизнь, чтобы красавицей была, умницей, хорошо учила науку, которую отныне будет изучать вместе с одногодками у Ведунки. Потом Божатка заплела ей из двух кос одну и над челом завязала красную ленту. Бабуси пели, мать любовалась своей Ясной, держа на руках еще одну, совсем маленькую доченьку. Когда еж коса была заплетена, бабушка открыла ларь и вытянула оттуда красную вышитую запаску, много лент, а отец подарил ожерелье и пояс. За окном послышались веселые девичьи голоса, которые песней вызывали Ясну на улицу. Словно соловей, девушка выпорхнула их избы, где такие же нарядные девушка птичьей стайкой щебетали вокруг друг друга. Цвитана со Славунею и другими женщинами провела девочку к воротам, и когда они исчезли в конце улицы, все пошли в избу. За какое-то время Ясуни мать накрыла стол, и все гости угощались вкусными кушаньями. Солнышко поднималось над небом, был уже полдень, весна этого года была ранняя и теплая, девочки, будто маков цвет, весело шли к дубовой роще по дороге, пели веснянки. На холме над рекой ребята разожгли костер и мастерили качели. В роще было людно. Старшие девушки из весенних цветков и зеленых листьев выплетали себе венки, другие - украшенные цветами, водили хороводы, пели песни. Старшие женщины и мужчины тоже помалу подходили, они смотрели не молодых, любовались своими детьми. Те мамы, у которых были дочки, которые были готовы выходить замуж;, присматривались к парням, которые извивались вокруг их девушек. Вот и Ясна, держась за руки с подругами, подошла к кругу старших девушек. Прошло еще некоторое время, уже все девушки сплели венки, сошлась община, и Цвитана пришла с Горданом, держа за руку Дивозора, меньшую же доченьку оставили с бабусей. Яртур уже давно гонял, словно ветер, возле ребят, которые мастерили девушкам качели. Наступало важное время для Ясны. Девушки украсили ее цветками, одели наилучший венок и посадили возле дуба. Вокруг нее сложили всякие молочные яства: сыр, мало, молоко, яйца, мед, печенье. И начали водить хоровод, припевая: Ой, Леля, молодая, о Леля! Ты въюная, о Леля! Ты по горнице пройди, о Леля!. Покажи свое лицо, о Леля! Но в окошко, о Леля! Покажи нам молодая, о Леля! Своего-то вьюна, о Леля! Но пожалуй-ко яичко, о Леля! Чтоб на красном блюде, о Леля! При добрых людях, о Леля! Когда танец закончился, Ясна всех девушек угостила кушаньями, после чего девушки опять завели хоровод-танец, где Ясная присела в середине, спрятав свое лицо руками. Десь тут була подоляночка, Десь тут була молодесенька, тут вона впала, до землг припала, ciM лШ не вмиваласъ, бо води не мала. Ой, устань, устань, подоляночко, Умий свое личко, як ту скляночку, Вгзмися за боки, пакажи нам скоки, Бгжи до Дунаю, бери ту, що скрою. С каждым новым припевом Ясна выполняла то одно, то другое действие, по завершению веснянки она подбежала к девочке, которая также впервые принимала участие в этом празднике, и завела ее в середину хоровода, после чего сама стала в круг к девушкам, и опять начали петь "Подоляночку". Так продолжалось, до тех пор, пака все девушки, которые впервые становились в девичью группу, стали подоляночками. Вот и ребята подошли к девичьей группе, шутя к старшим девушкам, цепляли им качели на древние дубы. Ох и весело же было Ясне. прошлой весной она лишь наблюдала за всем действием, а сегодня уже и хоровод водила, и веснянки пела. Вот первую качель заняли самые ловкие девушки, и ребята их закачали. Опять песня понеслась над дубами, веселая и звонкая, как будто сама весна. Другие парни играли в игры вместе с девушками. Под вечер выходили гулять уже и старшие общины, мужчины и женщины сделали свой круг, весело настигая друг друга. Когда начало сереть, Цвитана с Горданом и двумя сыновьями пошла домой, через какое-то время пришла и Ясна с подругами, не годилось молодой девушке, которая только что отпраздновала Лелъник, до позднего вечера на улице задерживаться, поэтому молодые подоляночки спешили домой. В ту ночь Ясна долго не могла уснуть, были многие ребята днем на празднике, и сердце ее ожидало встречи с тем чернявым юношей, которого видела она, находясь в священном состоянии в лесу возле ручья. Не видела она ни взглядов мальчишечьих, которые с интересом смотрели на нее, ни шуток, которые были направлены именно ей. Девичье сердце заполонил тайный образ юноши из леса. Любовались Боги, наблюдая за своими детьми, что может быть более волшебно благородной украинки в вышитом наряде, с нежной улыбкой и душистым венком на длинных косах. Не один юноша утопал в ее зеленых глазах, может, и сам Ярило не раз влюблялся в земные глаза человеческих красавиц. В песнях проходили и веснянки, и ладовицы, чествовали женщины священных Богинь своих. И в те дни и Леля, и Лада, Дана и жива - все Богини всходили на землю, чтобы вместе с родом человеческим праздновать Колодарные праздники. Каждое ритуальное действие в хороводе имело особенное значение, и умение грациозно танцевать, и петь. По завершении обряда девушки свои венки сохраняли до весны, они выступали оберегами для них от злых чар, дурных глаз, порчи. Поведение девушки на празднике хорошо свидетельствовало о ее духовном и моральном качестве, о том, какое имеет воспитание, благородная ли она. Ни мать, ни отец не напоминали дочке, как нужно вести себя, когда нужно прийти домой после праздника, как общаться с ребятами, как с взрослыми. Она сама осознавала ответственность ха свое поведение перед семьей. Девочка хорошо понимала, что о ней теперь будут говорить старшие люди, ребята, девушки, и ни в коем случае нельзя дать основание говорить что-то плохое, поэтому каждый поступок должен быть взвешенным и благородным, достойным своего рода. Опираясь на ту ответственность и воспитанность помыслов, что родители привили девочке после обряда За-косычения, родители могли быть спокойны, отпуская своего ребенка на улицу или во взрослую группу. Вот теперь начинается взрослая жизнь вашей доченьки. Ей нужно много научиться делать самой, а еще больше понять... Мать станет подругой, а отец так и останется отцом, никогда не меняя своего статуса. АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА "РОДОСВЕТ"
|