Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 25




 

Псалом Давиду

 

По Феодориту этот псалом написал Давид во время Саула, когда, бежав от него, находил­ся у иноплеменников. Он также может быть отнесен и к нахо­дившимся в Вавилонском плену евреям, как подобным Давиду по добродетели. Он оправды­вается в начале псалма тем, что знает праведного Бога *).

 

*) Нектоговорит, что те псалмы, которые имеют надпись: Псалом Давиду, относятся и к лицу Давида, просящего Бога о себе, и ко Христу, рожденному от семени Давидова.

 

Ст. 1. Суди ми, Господи, яко азь незлобою моею ходих. Суди, говорит, то есть, испытай меня, Господи, еще проницательнее, хо­тя Ты и наперед знаешь все. Я имею сиюсмелость потому, что до­селе жил в незлобии (а под именем незлобия разумеет пере­несение обид и долготерпение) *); потому что я, не смотря на великие обиды со стороны Саула, ни­какого однако же зла не воздал ему, хотя и имел возможность воздать, как об этом говорит­ся в 1Цар., что Давид, не однократно имея Саула в своих руках, не сделал ему зла.

 

*) ВасилийВеликий говорит: двояко можно понимать незлобие, или как удаление от греха, совершаемое мыслью: ибо чрез продолжительное внимание с размышлением о благах, как бы отсекая корень зла, сооб­разно с совершенным уничтожением его, мы получаем название беззлобного; или беззлобие есть неопытность во зле часто по причине юности или некоторого рода жизни, так что некоторые иных зол и не испыты­вают. Еще некто:Никто согрешающий не хочет судиться с Богом, один только ходящий в незлобии (в Катенах).

 

И на Господа уповая не изне­могу. Поелику, говорит, я уповаю на Бога, то посему я не буду малодушен и сердце мое не устра­шится, ибо я укрепляюсь и дела­юсь мужественным чрез надеж­ды, которые имею на Бога. Слова сии употребляются в отношении ко врагам, как видимым так и невидимым.

2. Искуси мя, Господи, и ис­пытай мя. Это говорит Давид не по гордости, но просит, чтобы был испытан или дознан в отношении к прошедшим случив­шимся с ним событиям, и был искушен, т. е. также испытан и дознан и в отношении к буду­щему, тверд ли он в располо­женности своей как прежде, так и после.

Разжзи утробы моя (проник­ни огнем почки мои) и сердце мое. Почками Давид изображает вожделение, а сердцем гнев и как бы так говорит: испытай почки и сердце мое, как испытывают златоплавилыцики золото посредством плавильни. Ибо я ни вожделения не имел к царству Са­ула, ни ярости ко причинению ему мщения *).

 

*) Другойтолковник говорит (может быть св. Кирилл): С вероятностью можно сказать, что ум святых радуется, когда кому либо из них предлежит испытание за добродетель, ибо они знают, что когда в ком есть благоухание добра, в том непре­менно откроется ясно сия сила, подобно благо­вонию ароматов, когда их бросают в огонь. Потому то и говорит: Искуси меня: и тогда мы весьма хорошо будем испытаны. Феодорит:и из этого видно, что этот псалом написан прежде греха. Ибо, живя в простоте и незлобии и не испытав греха, он желает трудных подвигов; а почками и сердцем называет помыслы.

 

3. Яко милость Твоя пред очима моими есть. Я, говорит, имею такую незлобивую располо­женность потому, что представляю всегда своим глазам Твою ми­лость, оказываемую долготерпеливым, и потому я не воздавал врагам моим злом.

И благоугодих во истине Тво­ей. Намереваясь далее говорить о своих праведных делах и доб­родетелях, Давид предуготовляет и пролагает слову своему путь, принося благодарение за свои добродетели Богу, сказывая, что я совершил и другие добродетели по причине истины Твоей: потому что Ты обещал в законе своем быть милосердым ко благоугождающим Тебе. Итак Твоя ми­лость и Твоя истина они были при­чиною и проводниками подвигов моих, а не моя собственная сила. Далее говорит, каковы были сии подвиги.

4. Не седох с сонмом сует­ным. Не сидел, говорит, с теми, которые собираются где либо для пустословия, неблаговременных суждений и баснословных рассказов.

И со законопреступными не вниду. Я не сообщался с теми, которые строят ковы один на другого, или которые коварны против самого врага моего Саула. Ибо без сомнения некоторые, осуждая Саула, желали от него отступить.

5. Возненавидех церковь лукавнующих. Я, говорит, ненавидел всякое сборище злых людей; а под именем злых Давид заключил всех злобных людей, пользующихся злом в различных видах.

И с нечестивыми не сяду. Здесь Давид говорит об иноплеменных идолопоклонниках, у которых он тогда жил, когда гоним был Саулом. Ибо в нечестии их он не участвовал. Или сказал «не сяду» в том смысле, что не буду жить у них долго.

6. Умыю в неповинных руце мои. Древние, когда хотели засви­детельствовать, что они безвинны и не причиною (чьего) либо осуждения, имели обыкновение умывать пред народом руки свои водою, чтобы сим омовением показать чистоту рук и совести своей. В таком смысле поступил Пилат и касательно Господа Христа, по Феодориту. Посему и Давид го­ворит, что он умыет руки свои вместе с невинными в доказа­тельство, что он невинен во всем том, о чем сказал выше, то есть, что он не сообщался с злыми.

И обыду жертвенник Твой, Господи. Очистилище, или верхняя доска кивота находилась во вну­тренности Святая Святых, а жертвенник был вне во Святых. О последнем-то пророчествует Давид, что он обойдет его в незлобии своем со множеством жертв и множеством иереев, служащих при оных *).

 

*) Слова (думаю Кирилла):Обхождение нами жертвенника означает еще нечто дру­гое,—то, что не должно удаляться от Бога, но как бы близ и вокруг его казаться сто­ящими, чтобы среднего места не занимал грех и не отдаляло нас мирское удовольствие. Оригенговорит, что приступающее с молитвою (к жертвеннику), быть может, омовением рук изображают, что они готовы воздавать преподобные руки (в Катен.) По­чему и Аристейговорит: вопрошают потом, для чего не иначе, как умыв руки, начинают молитву? и объясняет, что это есть доказательство неделания никакого зла и таким образом они благочестиво и праведно относят все к правде и истине (в замечаниях Кордерия).

 

7. Еже услышати ми глас хвалы твоея. Для чего, говорит, я обойду жертвенник Твой? Чтобы слышать голос там поющих, ликующих и молящихся Богу о мирном благосостоянии народа.

И поведати вся чудеса Твоя. Еще для чего я обойду жертвенник Твой? чтобы передавать, говорит, другим тихим чтением Божественного закона и Моисеевых книг (ибо сии книги часто читались народу Израильскому по повелению самого закона), о чем передавать? о чудесах Твоих, Господи, т. е. как удивительно Ты поступил с Египтянами, или даже просто о том, как Ты чудодействовал с самого начала мира.

8. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего. Поелику, говорит, я люблю благолепие или кра­соту святого дома Твоего, то по­сему я и желаю опять видеть его. А под благолепием он разумеет красоту кивота и скинии Моисеевой, ибо во время Давида храм Иерусалимский еще не был создан.

И место селения славы Твоея. Не только, говорит, я возлюбил благолепие дома Твоего, но и самое место, где поставлена славная Твоя скиния, я люблю и считаю вожделенным. Или местом селения опять называешь ту же самую ски­нию. Ибо Давид имеет обыкновение называть одну и ту же вещь разными словами *).

 

*) Почему некто(может быть Божеств. Кирилл)сказал: В дому Господа, то есть, в селении славы Его, ибо Он поселяется в церквах, можно видеть великое благолепие; здесь священнолепный вид служащих и чин собраний, исполненный величайшего благоустройства; песни и славословия и слова Богодухновенного писания как бы наполняют великим благоуханием слушающих в молчании с благочинностью таинственные возгла­шения, предложения, дароношения, молитвы без развлечения и восторженные к Богу от воз­вышенности мысли; речи богоглаголивых учи­телей, тайноводства, внушения и образы утешения, укрепляющие душу; и все другое чест­ное притом только содержащееся в божественных законах. Итак благолепен был и чувственный дом Господа и вожделенен для святых и по истине священно селение славы Его. И опять: Чего нельзя найти для содействия духовному благолепию в церкви Христа, то есть, в верующих в Него, у тех, ко­торые украшают души свои всякою добродетелью? Ибо в них изображается Христос— прекраснейший добротою более всех сынов человеческих,—изображается же чрез освящение и всякую действительную добродетель. Посему благолепие такового дома составляют отличающиеся в церкви благочестием.

 

9. Да не погубиши с нечести­выми душу мою. Не попусти, гово­рит, мне, Господи, погибнуть и умереть с иноплеменными и не­честивыми, у которых я нахожусь теперь по крайней нужде, но скоро возврати меня в отечество мое; ибо иноплеменников сих скоро постигнет погибель и истребление за беззаконие их.

И с мужи кровей живот мой. Не только, говорит, иноплеменники сии нечестивы, но и мужи кровей, т. е. убийцы и го­товые проливать много крови.

10. Ихже в руку беззаконие. То есть в готовности у них— этих иноплеменников,—и весьма удобны беззакония.

Десница, их исполнися мзды (даров). Не только, говорит, ино­племенники нечестивы, и убийцы, но еще мздоимцы; потому что за дары продают правду и производят неправедный суд.

11. Аз же незлобою моею ходих. Опять Давид напоминает Богу о своем незлобии, и представляет его Богу как бы в посредника, чтобы услышал его.

Избави мя, Господи, и поми­луй мя. Освободи меня, говорит, Господи, от терпимого мною сего неправедного бегства, и отважного сего пребывания среди иноплеменников и сотвори милость со мною, чтобы мне не случилось в дру­гой раз быть среди таких лю­дей.

12. Нога моя ста на правоте. Нога моя, Господи, стоит, гово­рить, на правде, то есть, пути жизни моей удалены от всякой кривизны и лукавства; а это по­добно выше сказанному: я ходил в незлобии моем.

В церквах благословлю Тя, Господи! Когда, говорит, испол­нится сказанное мною выше и я освобожусь от терпимого мною зла; то в следующее за сим время я составлю псалмы, которыми буду воспевать Тебя, Гос­поди, во всех народных собраниях. По Феодориту: это слово и исполнилось на деле; потому что ныне каждая христианская церковь в собраниях и последованиях своих имеет песнопевца и учи­теля божественного Давида. Этот псалом приличен и каждому христианину, претерпевающему наветы и гонения от врагов своих. По­чему каждый может оправдываться, так как и я, будучи поражаем врагами моими, переносил вред великодушно; будучи обижаем, не враждовал против обижающего меня; и нечестивыми будет почитать неверных и еретиков, под жертвенником будет разуметь местный храм, заключая от части к целому, тот же храм и под домом Божиим и прочие слова псалма будет приспособлять к ceбе, с некоторым видоизменением, по приличию и сходству *).

 

*) Тот же Давид и в другом месте говорит: посреди церкви воспою Тебя (Псал.21, 23). И не только сам он молился в церквах, но и других побуждает молиться в них, говоря: в церквах благословите Бога (Псал.67, 28), потому что молящиеся в церкви лучше бывает выслушиваем, нежели находящийся в дому. Почему и Златоуста сказал: но что за холодное извинение у многих? Могу, говорит, молиться и в доме. Человек, обманываешь себя; молиться и в доме возможно; но так молиться, как в церкви, невозможно. Здесь такое множество отцов. Здесь совокупно воссылается вопль к Богу; ты когда и господина просишь о чем либо, не так (легко) бываешь выслуши­ваем один, как вместе с своими братья­ми. А здесь есть нечто и большее: например: единодушие, согласие, союз любви и молитва священников. Ибо для того то предстоят и священники, чтобы молитвы от народа, сде­лавшись крепче чрез вспомоществование от оных, как сильнейших, вместе с оными взошли на Небо. (Слово 3-е, о Непостижимом).

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты