Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 19




 

В конец, псалом Давиду

 

И в этом псалме надпись: «к концу». Поелику он пророчествует о будущих предметах, получивших конец во время царя Езекии. Так как царь Ассирийский Сеннахерим объявил чрез военачальника своего Рапсака те хульные слова, которые содержит 4-я книга Царств: то потому, ос­корбившись сим, Езекия поспешил принести все оные хульные слова пред Бога во святом храмепрося Его о защите. Друзья Езекии, вместе с которыми нахо­дился пророк Исаия, видя царя в печали и сокрушении сердца, возгласили почти в той же силе и те же мысли, какие содержатся в словах настоящего псалма, прося Бога о принятии прощения царева. При сем заметь, читатель, что Божественная благодать пока­зала Давиду не только события, имевшие случиться спустя многие лета после, но и самые слова, имевшие быть произнесенными тогда от друзей Езекии. *)

 

*) По Афанасию:этот псалом сказы­вается от лица друзей Давидовых, изъявляющих Давиду во время жертвоприношения свои желания. Он относится также и к ли­цу Апостолов, молившихся с Христом во время крестного страдания Его.

 

Ст. 1. (Да) услышит тя Го­сподь в день печали. Когда Езекия и друзья его отправили к Исаии посольство, то сказали ему почти те же слова: день скорби, поношения и раздражения этот день (4Цар. 19, 3).

(Да) защитит тя имя Бога Иаковля. Имя Божие, говорит, обесчещенное и униженное Ассирианами, да поможет тебе, царь. А упомянуто о Иакове потому, что и он подвергся великим искушениям и опасностям, от которых совершенно освободился при помощи Божией.

2. Послет ти помощь от святаго (святилища). Иудеи святилищем называли храм, в котором, как они верили, обитает Бог, и так они говорят: да пошлет тебе, царь, от храма, к которому ты прибегнул, помощь свою Бог!

И от Сиона (да) заступит тя! Иерусалимская гора Сион бы­ла посвящена Богу; итак Бог, говорит, который обитает на Сионе,да придет с Сиона и поможет тебе, царь.

3. (Да) помянет всяку жер­тву твою. Бог, говорит, да по­мянет принесенный Ему тобою, боголюбивейший царь, во время пира жертвы.

И всесожжение твое тучно бу­ди. Да будет, говорит, тучно то животное, которое ты принесешь во всесожжение Богу! Оно будет тучно, если свободно будет на­слаждаться кормом; будет же сво­бодно наслаждаться кормом по превращении осады и Ассирийской вой­ны. Итак тучностью животного, приносимого во всесожжение, в сем желании выражено прекращение осады и войны. Или слово: да будет тучно, должно разуметь так: да примет Бог всесожжение твое, как тучное и благоугодное Ему. Оно названо всесожжением потому, что сожигалось целое. Ибо из жертв одни сожигались совершен­но, а из других только некоторые части, как то: тук, находя­щейся во чреве, почки и тому по­добное, как учит книга Левит.*)

 

*) В Катенах Никиты содержится, что друзья Езекии просили Бога о разрушении оса­ды, чтобы царь мог принести Ему в благодарность самые тучные всесожжения. Ибо благодарственные приношения утучнялись, то есть, умащались маслом (деревян.), чтоб были веселовидны, а жертвы за грехи не приносились с елеем, поелику, оплакивая учиненные на­ми грехи, мы просим у Бога прощения с печали, а не с веселием. Сверх того Отец утучнил жертву и всесожжение Христово, т.е. честное тело и кровь Его, питающие всех и неистощаемые. Приличны сии слова и милостивым, ибо истинно благовонная жер­тва есть милостыня. Надобно заметить, что в еврейском стоит слово, которое означает испепелить, сжечь. Итак друзья Езекии просят Бога о столь милостивом принятии всесожжения его, чтоб оно превращено было в пепел чрез сожжение Божеским огнем, как сгорала, по словам многих, жертва Авеля; как сожжены рассеченные жертвы Авраамовы (Быт.15,17), как сожжены в первый раз всесожжения, принесенные Моисеем (Лев.9, 24), жертва Гедеонова (Суд.6,21), жертва Давидова (1Цар.21,26), жер­тва Соломона при освящении храма (2Пар.7, 13), жертва Илии (3Цар.18, 38).

 

4. (Да) даст ти Господь по серд­цу твоему. Пусть даст, говорит, тебе Господь, по желанию сердца твоего; а сердцем Давид часто называет душу. Потому что сердце более всех других членов тела участвует в душе, как сказано: сердце моя и плоть моя возрадова­лись о живом Боге. (Пс.43, 2).

И весь совет твой исполнит. Пусть, говорит, Господь совершит всякое доброе и справедли­вое твое намерение. *)

 

*) У Никиты: И мой Иисус желает моего спасения и имел его в намерении своем, почему и лик Апостолов прилично мо­лится о исполнении сего намерения.

 

5. Возрадуемся о спасении твоем. Мы, говорит царь, уповаем твердо, что за твою доброту и пра­воту сердца Бог дарует тебе избавление и сделает тебя непобедимым; а таковым спасением твоим будем наслаждаться и мы, друзья твои, и будем радоваться о нем.

И во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Если, говорит, Бог Израильский сокрушит и победит врагов, то без сомнения Он будет страшен для народа Ассирийского по самому имени своему; а с сим страшным именем Божиим будем велики у них и мы, поелику вместе с именем Божиим будет носиться слух и о нас.

Исполнит Господь вся прошения твоя. Сими словами друзья Езекии продолжают молиться Бо­гу, и сокрушением и смирением царя умоляют Бога, чтоб Он совершил всякое прошение его. *)

 

*) Другой говорит: Неприлично и опасно молиться о человеке, желающем какого-ли­бо зла, сим прошением: да исполнит Гос­подь вей прошения твои. Можно желать исполнения всех прошений только для тех, которые умеют просить угодного Богу.

 

6. Ныть познах, яко спасе Господь христа своего. Это слово произнес один из друзей Езекии, по получении извещения от Святаго Духа, что Бог избавит его, ибо христом, помазанным, здесь называется царь, как пома­занный елеем помазания.

Услышит его с небесе святаго своего. Мы удостоверились, говорит, что Бог услышит царя, как живущий на небесах и приосеняющий храм; почему иногда просят Бога о услышании с не­ба, а иногда из храма. А называет небо святым, как освя­щенное жилище Божие.

В силах спасение десницы Его. Всякое, говорит, спасение, подаваемое кому либо правою ру­кою Бога, производится с силою, то есть с великою силою. Посе­му должно надеяться и не стра­шиться ополчением врагов, хотя оно кажется и непобедимым и страшным. *)

 

*) Не отвергнул и Отец Сына, но спас Его (по человечеству), как десницу свою, спас не просто, но силами, т. е. божествен­ными знамениями.

 

7. Сии на колесницах и сии на конех. Враги, говорит, кото­рые окружили нас, надеются на военные колесницы и кони свои. Повторением сии—сии указываюсь на одних и тех же. Ибо еврейско­му языку свойственно удвоять сло­ва для большего распространения.

Мы же во имя Господа Бога нашего призовем (Тебя). А мы, го­ворит, будем призывать на по­мощь свою имя Бога, обесславленное и обесчещенное врагами. Или говорит, что ради имени Божия обесчещенного будем призывать Бога на помощь нашу против обесчестивших оное.

Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. Прежде изложенные слова псалма произнесены были друзьями Езекии во время плача и войны Ассирийской; а сии произнесены после умерщвления Ангелом ста восьми­десяти пяти тысяч Ассириан. И по прекращении войны все иудеи радовались и славили Бога; враги, говорит, Ассириане, быв низло­жены силою Божиею, пали падением жалким и смертоносным; мы же, которые пали было от страха, встали умом и подняли вверх голову свою.

9. Господи, спаси царя, и услыши ны, в онь же аще день призовем Тя. Как, Ты, говорит, Господи, спас царя от рук врагов его, так спасай и храни его впредь, как достойного спасения за добродетель свою. Услышь и опять нас друзей его, как и те­перь, всякий раз, как только призовем Тебя.—Этот псалом изъяснен и приложен к обстоятельствам времени Езекии. Но другие, как божественный Афанасий, усиливаются приспосо­бить его и к Давиду, по случаю брани его со врагами его. Они говорят, что Давид составил себе псалом от лица своего и друзей своих. Он соответствует и каждому христианину, готовяще­муся к брани с диаволом. Ибо и тело вместе с чувством мо­лится Богу о находящейся в бра­ни душе, так как злые духи уничтожили имя Бога. Под святилищем можешь понимать, как мы говорили неоднократно, и Cион и небо. А помазанником Божиим и царем называется каж­дый христианин, как помазанный божественным миром, как было сказано. На колесницах и на конях находятся демоны по причине скорости и готовности их к войне против христиан. *) Можно этот псалом произносить и про­тив чувственных врагов: варваров и иноплеменных, и о каждом чувственном и православном царе.

 

*)Под конями можешь разуметь и взыграние страстей, на которые восходят демоны, и под колесницами согласие страстей, чрез которые приготовляются против нас умные ассириане. Но призвавшее имя Божие победят все страсти, каждую порознь и все в совокупности.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты