Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Псалом 123




Читайте также:
  1. В конец. О тайнах сына. Псалом Давида.
  2. В конец. О точилах. Псалом Асафа.
  3. В конец. О точилах. Псалом Давида.
  4. В конец. Песнь. Псалом Давида.
  5. В конец. Песнь. Псалом песни Давида.
  6. В конец. Псалом Давида.
  7. В конец. Псалом Давида.
  8. В конец. Сынам Кореевым. Псалом.
  9. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа.
  10. В конец. Чрез сынов Кореевых. О тайнах. Псалом.

Песнь степеней *)

 

*) Феодорита: По возвращении из Ва­вилона все соседственные народы, негодуя на освобождение Иудеев, восстали на них войною и, собрав дикие народы, пошли сово­купно с ними на них.

 

Ст. 1. Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Изра­иль.

2. Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас. Сии слова сказываются Иудеями во время возвращения их в отечество свое—Иерусалим. Бла­годаря святого Бога, они заповедуют народу говорить, что когда мы возвратились в Иерусалим, восстали на нас народы соседственных стран до ограждения Иерусалима стенами. И действитель­но, если бы не Господь был с нами и не помогал нам, мы не осво­бодились бы от рук их, но сии соседние народы поглотили бы нас живыми, будучи побуждаемы тому завистью, где выражение: по­глотили бы нас живыми, показывает скорость погибели и истребления Иудеев. Некоторые говорят, что (на Греч.) союз οτι здесь излишен. *)

 

*) Евсевия: Те старцы, которые по получении свободы, остались в живых, учили сими словами родившихся в Вавилоне юно­шей. Оригена: Было обыкновение такое, что священник стоял на одной из ступеней и говорил приходившему утром в храм на­роду сии слова: да скажет ныне Израиль, что если бы не Господь был с нами и проч., а за сим и Израиль, исполняя, что ему повелено, начинал с сих слов: если бы не Господь был с нами. Златоуста: Давид, как отличный и первый певец в xopе, ча­сто повелевает им говорить одно и то же, и как учитель ученикам преподает сие: да скажет ныне Израиль, что если бы не Гос­подь был с нами, мы испытали бы то и то. А я повторю и ныне то, что говорил часто, что велика польза от плена. Ибо те, ко­торые стремились к идолам и презирали Бога, послушай, что говорят ныне, как усвояют спасение свое Богу и поют благо­дарную песнь как победителю. Станем и мы теперь говорить сие, что если бы не Гос­подь был с нами; то губительные бесы по­глотили бы нас живыми, ибо чего не сделал бы враг наш диавол, который много­кратно просил о том, чтоб сеять и апостолов? Потому что он зол и ненасытимый зверь; если бы он не был часто останавливаем, то он все превратил бы и смешал бы. Евсевия: Кто до искушения, будучи убит грехом, погрузился во глубину зол, тот во времена гонений поглощен мертвым; а кто до сего времени жил в Боге, а потом во времена гонений отвергся от Него и сделался совершенным отступником, тот поглощен живым, чего никогда не испытает истинный Израиль, имеющий в себе Господа по причине душевной чистоты. Феодорит слова: то живых поглотили бы, изъясняет так, что мы не удостоились бы и погребения, но были бы поглощены живыми, как зверьми.



 

3. Внегда прогневатися яро­сти их на ны, убо (как) вода потопила бы нас. Водою называет стремление или сильное движение соседственных с Иepycaлимом народов; когда, говорит, соседственные сии народы прогне­вались на нас за получение нами снова отечества нашего Иерусалима; то по истине (ибо это означает αρα), как вода потопило бы нас сие устремление их, если бы Бог не был помощником нашим. Или αρα есть частица по­следовательная, тоже что το λοιπον.

4. Поток прейде душа наша. Потоком, то есть зимнею рекою, евреи называют здесь быстрое и беспорядочное движение соседственных народов, которые увлекают все встречающееся на пу­ти, а равно временную погибель их, как и выше назвал ее во­дою. Душа наша прошла, значит то, что душа наша прошла и ос­вободилась от упомянутого беспорядочного стремления смежных народов, т. е. говоря безоколично прошли мы, где целое названо частью. *)



 

*) Феодорита: Как поток, составляясь из многих ручьев, делается сильным, но не бывает продолжителен; так те, которые напали на Иерусалим, собрались из многих и различных народов, но судом Божиим уничтожены. Это показывает пророк, гово­ря как бы так, что если бы не явилась все­сильная помощь Божия, то ничто не воспре­пятствовало бы нам быть увлеченными им и погибнуть. Златословесного: Итак, не будем изнемогать при наступлении бедствий: они по­ток, каковы бы они ни были; они облако мимопроходящее. Все печальное, на что бы ты ни указал, имеет конец; что бы ты ни наз­вал бедствием, все кончится. Ибо если бы не имело конца, то природа наша не перенес­ла бы. Но, скажет кто либо: многие увлече­ны. Так, но не против своей воли, а по той причине, что сами ленивы и легко бывают побеждаемы. Поток страшен только до вре­мени, а потом опять слишком упадает, вдруг истощаясь.

 

5. Убо прейде душа наша воду непостоянную. Душа наша, говорит, т. е. мы прошли и миновали истинно (ибо сие означает αρα) невыносимое устремление смежных с нами народов; и мы постав­лены в безопасность, потому что Господь помощник наш. *)

 

*) Божественного Кирилла: Непостоян­ная вода суть несноснейшие cии искушения, такие, которые делают нападение внезапное. Но те, которые удостоились пройти искушения диавольские без вреда, как некие потопляющие потоки, на сей случай могут говорить с радостью сие: поток прошла душа на­ша. Нисского: Хотя и невыносима и не встречает в наших мыслях сопротивления вода злоумышления диавольского, т. е. потопление посредством страстей: но во Христе мы бу­дем сильны; ибо пройдет, как некий по­ток, упорное нападение его. Итак, поелику человеческая жизнь, будучи исполнена смятений и затруднений всякого рода, всегда на­клонна к падению, то посему полезно далеко держаться от такового потока, чтобы нам не вознерадеть о постоянных, побеждаясь непостоянными вещами. Другой говорит: не­постоянной и воды никто не может перенесть без Христа. А зло непостоянная вода потому, что оно не имеет своего существа и бытия, но, будучи случайно, оно существует только в производящих его, хотя само по себе не имеет бытия. Стифатийский Никита под водою непостоянною разумеет сделан­ный грех и клеветы и поношения против безвинных; так как и клевета есть зло та­кое, пред которым нельзя устоять, т. е. не­выносимое, почему и Давид, молясь, говорил: избавь меня от клеветы человеческой, и со­храню заповеди Твои. Оригена: Непостоянна она, т. е. не возможно устоять пред нею, ибо как может человек устоять против столь сильного диавола.



 

6. Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их. Зубами Иудеи выражают зверство и силу соседственных с ними народов, которые желали сильно поглотить их почти живыми по­добно тому, как дикие звери поедают живыми людей. *)

 

*) Златословесного: Видишь ли, как он представляет и свою немощь и силу их. Те, как звери, как львы, нападали, выказывая готовность свою пожрать и плоти их, как вооруженные силою и яростью; а сии были слабее всякой птицы. Ибо тогда то особенно открываются чудеса Божии, когда слабые преодолевают сильных.

 

7. Душа наша, яко (малая) птица избавит от сети ловящих; сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Как выше ска­занными словами Давид выразил силу и зверство и жестокую ярость соседственных народов, нападавших на Иудеев: так и сими словами здесь показывает напротив того бессилие и немощь Иудеев, по разумению Златоуста: по­тому что как малая птичка бессильна и удоболовима для ловцов; так были бессильны и удоболовимы для врагов Иудеи, по возвращении своем в отечество их —Иерусалим. А сетью называет засады и ухищрения, которые при­готовляли против Иудеев сии на­роды, по сокрушении и уничтожении которых евреи чрез сие из­бавились от оных. *)

 

*) Преподобный Никита Стифатийский под птичкою разумеет душу каждого святого, которая подобно птичке легка и крылата и весьма быстра в летании и когда увидит обман и сеть ловцев людей и бесов, тотчас возлетает. Но не такова душа грешни­ка, утучненная тяжкими грехами и не имею­щая сил к летанию; почему и удобно уловляется сетью диавола. А сеть диавола есть дей­ствительный грех. По другому же, соименно­му ему Никите в Своде, пращею и добычею для зубов нечестивых бывает тот, кто уловляется словами их. Но не испытавший сего и имеющий в себе Господа, Израиль благодарит Его. Сети же суть ласкательства и милостивые обещания искусителей, также обманы в словах, богатство, дети, жена, имущества и достоинства. Но человек Божий как находящейся выше всего того, благода­рит сокрушившему оные и избавившему его от них Богу. Златоустого: Мы избавились от сети ловящих нас демонов; потому что Христос сокрушил диавола; почему же сей многократно побеждает нас? По при­чине нерадения спящих. Ибо кто не побе­дит спящего хотя бы был и слабее его? поче­му же ты его боишься? разве ты не знаешь, ка­кого имеешь помощника? Ибо не только враг сделался слабее, но и помощи у тебя больше.. Безыменного: Всякий раз, как только будучи побуждаемы ко греху побеждаем оный, сеть сокрушается и мы избавляемся.

 

8. Помощь наша во имя Гос­пода, сотворшаго небо и землю. Помощь наша, заключает, т. е. помощь Иудеев, избавившихся от злоумышлений соседственных на­родов, подана не военными коле­сницами и конями и не силою войск, но только именем истинного Бога, т. е. тем, что мы именуем и призываем Его с ве­рою. Или именем не прямо ска­зано тоже что: Господом. Подоб­ное сказано и в 19м псалме они, кто колесницами, и кто коня­ми, а мы именем Господа Бога нашего возвеличимся. Псалом сей приличен и всем христианам, которые Божиим промыслом и содействием избавились от искушений. *)

 

*) Златословесного: Видишь ли, какого ты имеешь военачальника, какого царя? Творца, одним словом произведшего столь огромные тела. Посему ты не должен унывать, но сто­ять, мужественно бодрствовать, подвизаться, не спать, изощрять оружие и усиливать рев­ность, непрестанно вести войну. Ибо Хрис­тос крестом сокрушил все сети его, крепкий связан, сосуды его расхищены, сила его разрушена; почему же ты боишься его? Поче­му, скажи мне, трепещешь? Тебе велено попирать того, у которого отнята крепость; по­чему же он часто побеждает? От нашей лености; почему если захочешь воспротивить­ся, он не дерзнет вступить с тобою в брань; даже и тогда не победит, когда ты будешь спать. Это происходит не от его си­лы, но от твоей небрежности. Посему тво­его падения ничем нельзя оправдать.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 9; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты