Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Псалом 128




 

Песнь степеней.

Ст. 1. Множицею брашася со мною от юности моея. И сей псалом сказывается от лица на­рода еврейского, во время много­кратной брани его с соседственными с Иерусалимом народами, которые от зависти к нему пре­пятствовали строению храма и Иерусалима. Юностью же здесь называет начало возвращения их из Вавилона в Иерусалим. А если сии слова будешь разуметь об ум­ственной брани с бесами, то под юностью можешь разуметь молодой возраст человека; так как с самого первого возраста бесы воюют против нас. И блажен, кто может сказать, что не превоз­могли меня.

Да речет убо Израиль:

2. Множицею брашася со мною от юности моея. Старейшие ев­реи, сказав прежде: многократно вели брань со мною от юности моей, теперь говорят и другим, которые помоложе их, чтоб они сказали те же слова, чтобы все во­обще знали, от каких бедствий избавил их Господь.

Ибо не премогоша мя. Соседственные, объясняют, народы ве­ли брань, но не превозмогли нас, т. е. не победили нас вовсе, хо­тя они и часто беспокоили нас, желая совершенно истребить. *)

 

*) Феодорита: Но существеннее сии сло­ва относятся к новому народу, как выдер­жавшему много нападений со стороны врагов, но все победившему. Никиты в Своде: Ска­зывая слова: многократно вели со мною брань от юности моей, Давид сим предсказывает о будущих частных восстаниях на Церковь и предрекает непреодолимость ее в подвигах, ибо он прибавляет: и не превозмогли меня. А это никак не идет к плотскому Израилю, которого и египтяне порабощали, и иноплеменники многократно поражали, а наконец и вавилоняне и македонцы и римля­не. Но Божий Израиль, истинно видящий Бо­га, т. е. новый христианский народ, коего изображал Иаков, правильно мог сказать: многократно брань вели со мною от юности моей, но не превозмогли меня. Ибо тотчас в самом первом возрасте его полки бесчисленных неприятелей восстали на него и при всех нападениях своих не победили его, но только обнаружили его непреодоли­мость и свое бессилие; почему и Василий сказал: ибо как те, которые к горящему ве­ществу прибавляют вещество, более возвышают пламя; так и те, которые стараются посредством притеснений истребить Церковь, более умножают славу и силу ее.

 

3. На хребте моем делаша грешницы (зло): продолжиша беззаконие свое. Нечестивые, продол­жает, и злые язычники, смежные с Иерусалимом, строили зло на спине моей, т. е. не столько спе­реди и явно делали зло, но и сза­ди и тайно. Или производили зло, находясь близ нас, и терзая самые плоти наши и продолжитель­но борясь с нами. *)

 

*) По Златоусту: На хребте моем, значит, силились самую силу мою сокрушить; так как хребет есть изображение силы. Феодорита: сии слова означают нанесение победоносным мученикам ударов и ран не­честивыми. По словам же Никиты в Своде, они имеют высшее значение такое: не малая похвала праведникам терпеть брань от диавола, а злые ее не имеют; потому что они друзья и покорные им. Ибо слова: не превозмогли меня, может сказать только тот, кто получил власть от Бога—Слова насту­пать на всю силу вражию. Хорошо сказано на хребте моем делали. Ибо бесы не смеют в лице стоять праведнику, или сражать­ся, стоя насупротив, но скрытно стараются строить козни: если бы грешники прямо в лице делали зло, то смертельно поразили бы сердце, метая в него стрелы злых помышлений, и зрение наполнили бы пагубными видами и прочие посредством подлежащих им чувственных вещей. Но он имеет их сзади, как забывающий заднее, а простирающийся вперед и позади (вслед) Господа Бога ходящий. Слова Вел. Василия: Продолжают беззаконие свое—те, которые на подобие веревки плетут грехи и прилагают грехи ко грехам; которых оплакивая Исаия говорит: го­ре тем, которые привлекают грехи свои, как долгим вервием, и как ремнем от ярма юницы (коровы)—неправды свои. Оригена: Чем кто более продолжает беззаконие свое, тем далее поставляет себя от Бо­га.

 

4. Господь праведен. Истинно, говорит, Господь праведен, как попустивший нам, евреям, стра­дать для того, чтобы мы исправи­лись и сделались благоразумнее, и как наказавший врагов наших за восстание их против нас из зависти.

Ссече выя грешников. Гос­подь, поясняет, отсек высоковыйность и гордость злых вра­гов, воевавших против нас, и уничтожил превозношение их, сделав нам своею помощью то, что мы стали крепче нежели они. *)

 

*) Дидима: Посекая выю, которую не­послушные не подчиняют игу Христову, пра­ведный Господь делает это с благим намерением, чтоб они, отвергнув твердость и силу в худом, покорились Господу, Феодорита: Вместо: вый, Акила и Симмах употреби­ли: тенета, а Феодотион: узы. И все истинно; ибо все сети, какие ни устрояли святым Бог рассек, и узы, которыми обложены бы­ли, сокрушил, и самые шеи грешников отсек.

 

5. Да постыдятся и возвра­тятся вспять вcu ненавидящии Сиона! Это: да постыдятся и возвратятся, надобно принимать или в виде желания, вместо: желательно, чтобы постыдились и возвратились (αισχουθειησαν и αποστρεφειησαν), т. е. о, если бы были посрамлены и возненавидены Богом все те, которые ненавидят Сион; или сказывается в виде пророчества, вместо: будут постыжены; а прилично разуметь и сказывать сии слова и о новом Сионе, т. е. о Церкви Христианской. *)

 

*) Другой у Златоуста говорит: Да возвратятся назад. т. е., по Феодориту, да не будет удачи в злых предприятиях и да обратятся в бегство воюющие против Cиона. Слова Евсевия: Как Иерусалим не состоит (собственно) в камнях, и строениях, ни в самой земле, но благочестивая жизнь составляет оный, так и Сион. Итак, Иepyсалим значит видение мира, а Сион—место для смотрения, и первый изображает крепкие нравы, благоустроенное и тихое поведение, а второй—того, кто возшел на вы­соту, и смотрит выше видимого, каков был и тот, кто говорит: мы не смотрим на видимое, но на невидимое. Златословесного: Это случилось и с церковью. И как только начала составляться, непрерывно на­падали на нее все—в начале цари, народы, правители злые, а потом пошли злоумышления со стороны еретиков и великая и разно­образная война восставала со всех сторон. Но ничего не могли сделать, все враждебное разрушилось, а Церковь процветает.

 

6. Да будут, яко трава на здех (крышах). Если бы, прибавляет, ненавидящие Церковь Хри­стову были, не просто как трава, но как зелень растущая на кры­шах; так как трава на домах удобнее и увядает и скорее засыхает, и истлевает, как не имеющая глубокого корня в земле. Итак, если бы враги Церкви, говорит, были удобосокрушимы, скорогибнущи и бесплодны, как упомянутая трава! Далее Давид, продолжая то же уподобление, описывает и все прочие свойства травы, растущей на домах.

Яже, прежде восторжения изсше. Трава, говорит, на зданиях, не продлившись до времени плода своего, засыхает, как не имею­щая глубины и влаги, тогда как прочие земные травы засыхают уже по принесении плода и тогда пожинаются или скашиваются зем­ледельцами, как имеющие глубокий корень, пущенный в землю, и следовательно, пьющие из нее влагу или мокроту.

7. Еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти со­бираяй. Кровельную, говорит, тра­ву никто не жал, и никто не наполнял ею руки своей, как обыкно­венно бывает, когда собирают другую земную траву: потому что она прежде травы засыхает и истлевает. Жнец не наполнит и рук своих рукоятями сей травы по снятии ее зрелою и на­полненною плодами. *)

 

*) Другой перевел: которою не наполнил горсти своей. Слова Оригена: Трава на домах, засыхающая прежде исторжения, есть учение тех, которые возвышаются, про­тив познания Божия и не наполняют рук добрыми делами, ни недра познанием.

 

8. И не реша мимоходящии: благословение Господне на вы; благословихом вы во имя Господне. Ка­сательно травы на домах путе­шественники, говорит, не произносят благословения и приветствий, какое обыкновенно произносят, проходя плодоносными нива­ми и видя жнущих на них жнецов. Что же обыкновенно сказывают им? Да будет благословение и милость Господня на вас, жнецы! Мы благословили и при­ветствовали вас именем Господним, призывая его для благословения и умножения чрез него жатвы вашей. *)

 

*) Феодорита: Tе, которые смотрят на изобильную жатву, обыкновенно удивляются тщательности земледельцев и мимо проходя благословляют собирающих оную, а собирающим траву на домах никто ничего подобного никогда не говорит.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты