КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Письма к духовным чадам
О письмах схиархимандрита Виталия следует сказать отдельно. Живя в Тбилиси, он ежедневно отвечал на письма своих духовных чад, писал сам, чувствуя, кому необходимы в данный момент поддержка, наставления, или просто поздравлял с церковными праздниками, давая тем самым знать, что никто не забыт, за всех совершается молитва. Среди его адресатов — епископы и священнослужители, монашествующие и миряне, собратйя по пустыннической жизни, ученые и простые люди, члены их семей и просто знакомые, о которых они упоминали Батюшке в своих письмах. На это ежедневно уходило по несколько часов. Одна из духовных чад отца Виталия вспоминает, что, когда она однажды приехала к нему, Батюшка показал ей на чемодан писем, на которые надо было отвечать, а он по болезни не мог этого сразу сделать. Но ни одно письмо никогда не оставалось без ответа. В одних письмах были исповеди, в других — просьбы помолиться: кто-то должен скоро родить — Батюшка ставит свечу, другой сдает экзамены — снова свеча... Он утешал письмами людей, которые были далеко и не могли лично обратиться к нему. Но часто ему и не требовалось читать о скорбях своих чад в их письмах. Он знал обэтом сам: «Слышу Вашу скорбь, печаль, недоумение, болезни, душевные и телесные изнеможения и разнообразные искушения», — писал он в одном письме. И многие бывали поражены, получив письмо от Батюшки с утешением и наставлением в тот самый момент, когда они в этом так нуждались. Удивительно было и то, что письма от отца Виталия иногда приходили без полного адреса. На конверте могло стоять просто — «Нине» или только название города. Многие его послания были с особым значением. Так на одном конверте он написал «Петербург» и вложил туда керенки. Тогда еще никто и не помышлял о возвращении Ленинграду старого названия и об обмене денег. Чада знали: если отец Виталий вложит в письмо какие-нибудь старые билеты на самолет или поезд, значит они обязательно приедут к нему, имея благословение. Иногда он без слов, с помощью изображений на открытках, предупреждал людей о грядущих событиях в их жизни, чтобы они были готовы встретить их по-христиански. Иногда он обличал в шутливой форме, и чада знали, что Батюшка, хоть и за горами Кавказа, а все видит, от него не скроешься. Так в одном письме он воспитывал своих подопечных, приписывая их грехи себе: «Венедикт»* (монашеское имя, данное ему при постриге) не смиряется, со всеми вздорит, пререкается, делает свою волю, и ему трудно жить. Надо бы молчать, трудиться, заниматься Иисусовой молитвой, никого не осуждать, любить, прощать, тогда и помощь Божия будет». Или прибегал к такому приему, когда содержание письма надо было понимать наоборот. И это была еще одна форма ласкового обличения: «Благодарим, что всегда кланяетесь, поститесь, память смертную имеете, Иисусову молитву безпрестанно читаете, все раздаете...» В своих письмах отец Виталий старался не от себя говорить, а устами Святых Отцов. Обычно письмо начиналось пространной выдержкой из святоотеческих поучений или житий святых, а потом уже шла небольшая приписка отца Виталия. В этом он перенял образ общения в письмах от отца Серафима (Романцова). Как и отец Серафим, он давал приезжавшим к нему чадам переписывать отрывки из писем святителя Феофана, из творений святителя Игнатия Брянчанинова, святого праведного Иоанна Кронштадтского и других подвижников. Накопив стопку таких «заготовок» отец Виталий, отвечая написьма, брал «наугад» листок с поучением и на нем своей рукой делал приписку, обычно краткую. Как потом оказывалось, эти заготовленные поучения приходились многим очень кстати. Публикуемые здесь избранные письма схиархимандрита Виталия включают только собственно авторскую часть письма. Для удобства чтения письма издаются в современной орфографии, хотя отец Виталий пользовался дореволюционными правилами правописания.
+ Милость Божия буди с Вами, Богом хранимые рабы Божий <...>! Поздравляем Вас с наступившими днями Рождественского поста, да сподобит Господь дождаться и светлого радостного Празднества Рождества Христова! Соутешаюсь с Вами и радуюсь о Господе, яко Он благ, яко в век милость Его. Щедроты Его на всех делех Его, но нам горько и тяжко, и несносно, и яко во огни жегомые и томимые. Все сие делают грехи. Что же делать? Как поступать? Всем одно прибежище и отрада: Господь и Матерь Божия. Много людей и много путей ко спасению, а недоумений и искушений такое множество и разнообразие, что ум от соображения теряется, голова болит, а тело изнемогает. Молись, душа моя, особенно Иисусовою молитвою, которая все приведет в надлежащий порядок. Проси у Господа и Матери Божией умудрить во спасение и научить всему священному. Проси всего, что хочешь, доброго, но и другому желай и делай то же как себе. Во грехах будем каяться, исповедываться, сокрушаться, в молитвах пребывать, и себя каждый должен во всем окаявать, что сами виновны, а не кто другой, тогда скоро услышит нас Господь. Авва Макарий говорил: если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди — в нас ослабеет памятование о Боге, если же будем помнить о зле, наносимом демонами — будем безопасны от стрел их. Авва Ор говорил: в каком бы искушении ты ни был, не жалуйся ни на кого, кроме себя, и говори: это случилось со мною по грехам моим. Авва Пимен говорил: если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил. Все свои просьбы возложим на волю Божию, и чего не исполнит Господь по нашему желанию и просьбе — будем довольны. Он лучше знает, что нам для спасения полезно. Довлеет молитвы, которою беседуем с Господом и Матерью Божиею и угодниками Божиими. Величайший дар сея святые беседы. Как нам радостно и отрадно беседовать с теми, к кому имеем нужду и откуда получаем утешение, а тем паче в беседе с Творцом Своим. Итак, возрадуемся и возвеселимся о делах Божиих, превосходяй всяк ум человеческий. Все у Бога и от Бога, Ему слава с Сыном и Святым Духом во веки, аминь. Пишет старец ученику своему: «За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, да еще и сам обижаешь, то лишаешься венцов». Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящагося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному, знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небеснаго.
Помни главное: 1. Считай каждый день последним твоей жизни и проводи его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к Нему с покаянием. 2. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей* (т.е. не выслушивай чужих мнений), дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается разсеять тебя и отвлечь от молитвы. 3. Знай Бога, храни Его Заповеди, слушай духовнаго отца; от ближних в свою душу принимай только доброе, что согласно с Заповедями Божиими. Старайся себе внимать и никого не осуждать, и не замечать чужих недостатков, — у нас своих много. Хульных, блудных, обидных и всех родов помыслов отвращайся и будь к ним без всякого внимания. Старайся всех любить, никого не огорчать, не сплетничать и всем уступать. Быть мирным и снисходительным ко всем. Вот по милости Божией, вашими святыми молитвами, выписал для пользы своей души от святых книг и отцев, думаю и вы найдете здесь назидание, отраду, покой и утешение. Дай Вам Господи мирнаго устроения, любви, согласия, тишины, покоя, отрады на многие годы зде, а в будущем Царства Небеснаго, о Христе, аминь. Виноват во всем и перед всеми испрашиваю прощения, святых молитв и благословения, с миром Христовым к Вам в молитвенной памяти Венедикт.
+ Спасайся, сестра Мария, о Господе! Вот образец, и дыхание, и жизнь действием Святаго Духа, как древние Святые Отцы учили чад своих и нам оставили образец своих изречений. Братия! Господь сказал: «Овцы Моя гласа Моего слушают, и по Мне грядут» (Ин. 10, 27). И потому, кто истинный ученик, тот пребывает послушным своему Авве во всем до смерти, и все, что ни делает его Авва, он обращает себе в назидание, не смея разсуждать о повелеваемом ему или сказать: «Зачем это? Для чего это?» Иначе он был бы не учеником Аввы, но судиею; все же такое происходит не от чего иного, как от развращенной воли человеческой. Итак, если чей-либо Авва повелит ученику своему сделать какое-либо дело, а тот станет противоречить, то очевидно, что он желает поставить на своем и упразднить слово Аввы своего. Пусть таковый разсудит, кто в сем случае будет Аввою: тот ли, чье слово упразднилось или тот, чье осталось? Кто хочет исполнить свою волю, тот сын диавола, а кто исполняет волю таковаго, тот исполняет волю диавола. Если же он и исполнит волю свою, то и тогда не получит покоя. (Я всегда от своеволия не покойный, простите мне, сестры.) А что в сем заключается? Лишь одно непослушание, которое есть погибель души. Итак, кто видит себя, что он соблазняется своим Аввою, тот должен отойти от него, дабы не погубить души своей и не понести осуждения за других, которых он развращает. Не зная, хорошо ли, или худо сделал Авва его, он соблазняется безвременно, ради своей воли, потому что, если бы и сделать по воле его, праведнее Аввы своего никто не был. А когда он лучше Аввы своего знает полезное, оставаясь еще учеником его, пусть отойдет и сам научит других. Не прельщайтесь от диавола и не следуйте внушениям своей воли во вред себе, — никогда не будет по воле вашей, ибо зло не истребляет зла. Но если предоставите волю вашу Богу, то Он сотворит как Ему угодно. Сестра! Надобно потерпеть, ибо Господь сказал: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21,18) и Апостол: «Терпения имате потребу» (Евр. 10, 36). Если Бог восхотел испытать тебя, можешь ли ты потерпеть что-либо, то ужели ты окажешься не имеющей терпения? Почему не сказала ты своему помыслу: «Сколько времени я прожила, ужели не потерплю и остальные немногие дни?» А когда помысел скажет тебе: «Как же Авва другим сделал?» — то отвечай ему: «Потому что они святы, а я недостойна, и, напротив, достойна всякого оскорбления». Если ты считаешь Авву твоего человекоугодником, а он в самом деле не таков, то ты губишь душу свою; если же он и действительно человекоугодник, то ты не дашь за него ответа, а он должен дать ответ за тебя. Кто желает получить что-либо и не получает сего, тот должен разсмотреть время, удобства и досуг, и тогда узнает, почему не случается то, чего он желает; но кто и не дознался сего, не должен порицать кого-либо другого, а только себя, говоря: «Я недостоин». Таков путь желающих спастись и жить по Богу. Если хочешь помолиться о многих предметах, то поелику Бог знает, в чем мы имеем нужду, молись так: «Владыко Господи, Иисусе Христе, настави мя по воле Твоей!» Если же о страстях, то говори: «Исцели меня по воле Твоей». А когда об искушениях, говори: «Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне по воле Твоей избавление от искушений». Или: «Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь полезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить даром Твоим. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь». Мы должны всегда иметь такую уверенность, что согрешаем во всем — и в слове, и в деле, и в помышлении, а говорить при всяком случае: «я согрешил», — не можем. Это внушают демоны, которые хотят повергнуть нас в уныние. Они же внушают нам, будто, если не говорим таким образом о каждом своем деле, то считаем себя не согрешившими. Но вспомним Екклезиаста, который говорил: «Время глаголати и время молчати» (Еккл. 3, 7). И поутру за прошедшую ночь, и вечером за день, скажешь с умилением в молитве нашей Владыке Богу: «Владыко! Прости мне все имене ради Твоего Святаго и исцели душу мою, яко согреших Тебе». И достаточно тебе сего, подобно тому, как если кто-либо, имея постоянного заимодавца, берет у него деньги разновременно и, не будучи в состоянии каждый раз расчитываться с ним в точности, расплат чивается вдруг; так и здесь. Вот взяты изречения от древних Святых Отец. Пользуйся ими во славу Триипостасного Бога, молитвами Богородицы, предстательством Безплотных Сил Небесных, и всех Святых, от века Богу угодивших и отец наших, ныне подвизающихся и о нас молящихся. Аминь. Спрашивайтесь у Старцев.
+ Возлюбленне отче! Благослови поздравить тя со Святой Страстной седмицей, где воспоминаются страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Даруй, Господи, слезы, без которых трудно, ибо лень и прочее воинство грехов нападает на мя, и я безсилен, потому что богатырь греха влечет мя в огнь мучения. Молчаливый — из мудрецов мудрец, смиренный — из силачей силач. Я ни того, ни другого не имею. Слеза, аки капля дождевая питает растение, слеза душу очищает и с Богом сродняет<...> Отошла ко Господу сх[имонахиня] Феофила, и я задолжал 2.800, а со слезами легко все погасить, аз же не имею их. Прости мя, Человеколюбче, Ему слава. Аминь. Кланяемся, благодарим, простите.
+ Христос Воскресе! Ваше Высокопреподобие отче <...>! Господь сотворил человека не на погибель, а на спасение, надобно сему по-детски верить и трудиться. Господь Своею милостию наградит Вас. На земле труды, а после — награда и утешение. Смотря на детей, диву даешься: оно, дитя, ничего такого не знает, как взрослый, но всегда в восторге и радости, бодрости и веселии, в усердии и бдении. Когда мы мыслим, то на все надобно смотреть, что везде и всюду Бог, и ничего нет, где бы Его не было. Эта мысль будет связана и с Богомыслием, и молитвой, и благодарными чувствами вездеприсутствия Божия. И слова, и дела наши должны быть перемежены Богом, Святым Писанием, крестным знамением, благословением. О том, что у нас это отсутствует, сказал Святой Иоанн Кронштадтский, а потому, как туманом и тучйми закрывается Солнце Правды Христос, Который да благословит, подаст Вам Святаго Духа, Ему слава во веки, Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь. Благословите, молитвой всегда с Вами, простите.
+ Возлюбленне отче <...> ! Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори, Ему слава. Аминь. Надо себя считать неоплатным виновником, принося покаяние. Видишь, Святой Серафим Саровский, чудотворец, стоя на камне, 1000 дней и ночей молился молитвой: «Боже, милостив буди ми, грешному». Святой Ефрем Сирин называл себя мерзостью, а в молитве произносил: «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Святой Царь и Пророк говорил: «Я червь Израиля». Апостол Павел называл себя извергом. И каждый из Святых себя хулил и плакал о гресех. Есть икона Святителя Николая, где изображены на лице полосы-рытвины, которые образовались, когда по щекам его струились слезы* (на иконных ликах многих подвижников веры под глазами изображены следы от пролития обильных покаянных слез). Святой Великий Антоний молил Бога указать, кому он подобен. И Господь сказал, что он не пришел еще в меру сапожника, живущего в городе. Святой пришел к сему человеку и узнал, что тот так мыслит: «Все люди спасутся, а я один погибну», — и всегда плакал. Старайся всегда читать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всех считай святыми, никого не осуждай, терпи находящие испытания, за скорби и радости благодари Бога, понуждай себя на делание добра, не унывай, исповедуй грехи Богу, смиряйся, помни Страдания Христовы, имей память смертную, трудись, неся послушания, и тако с Господем будеши. Он да благословит тя, Ему слава. Аминь. Кланяемся, благословите, трудитесь, спасайтесь, простите.
+ Возлюбленне отче! <...> Вы мне предлагали на Старый Афон и милости с проездом, визой, жительством, а когда я спросил Владыку схимитрополита Серафима, он ответил, что все сделают и помогут, и задал вопрос: «АБог этого хочет?» Я сказал: «Не знаю». — «Будь на месте, это и есть воля Божия!» Вот почему я и не поехал<...> Святое Писание вещает: будут искать правды и пойдут с Востока на запад и во все стороны. Правду надо искать в себе: смиряться, терпеть, молиться, не осуждать, не любить мира, ни яже в мире, не иметь пристрастия ко всему земному, отсекать своеволие, нести крест жизни, уповая на Господа, этим и совершается воля Божия. Кто у нас — стремится к Вам и в те места, а кто во Святой Лавре — те намереваются на Кавказ. А надо спросить у Господа, изволяет ли сего Господь и Божия Матерь. Надо быть на месте. Господь и Матерь Божия Вас призвали на путь, по которому Вы идете и труд, который делаете, — и будьте на месте, в сем спасение. Спасайтесь, простите.
+ Благословите, Вл[адыко], отче <...> ! Премного Вам благодарны. На день памяти святителя Николая Мирликииского чудотворца получили 2 письма, на день памяти преподобного Патапия отвечаем. Спаси Вас, Господи. За вас всегда свеча умоляет Бога о здравии, помощи, благопоспешении. Премного Вас благодарим за великие труды, заботы, святую память, молитвенные бдения. Если не буду я чинить одежду или не мыть ее, когда она не будет новая, томеня не пустят за праздничный стол. На то Господь дал мне воду, чтобы мыть, иглу, чтобы починить и указал: в поте лица твоего снеси хлеб твой, т. е. трудись, исповедуйся, смиряйся, советуйся, кайся. Как узнаю, правильный ли путь мой, если молчу и не советуюсь с духовником. Хотя какую-то часть его прошел, а может путника обидел, недружелюбное слово сказал, чем-либо смутил его доброе устроение или еще что сделал? Вот поэтому и должно открывать свои намерения духовнику и без его совета ничего не предпринимать и планы не строить. Свое намерение, без откровения, есть грех, и намеченный план будет трудный, а мы в трудностях не благодарим. Господь учит благодарению, а оно будет при совете и откровении. Челом Вам до лица земли. Ваши грешные питомцы. Владыко шлет Вам молитвенное благожелание. Простите.
+ Христос Воскресе! Возлюбленне отче! Писано есть: Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь (Пс. 33, 20). Господь рек: возьми крест и вслед Мене гряди, а без креста и не ходи, Ему слава. Аминь. Благословите, благодарим, простите.
+ Возлюбленная мать В., все родные и присные о Господе! Владыко шлет Вам благословение Божие, молитвенное благожелание! <...> Надо просить, молить, плакать, каяться всю жизнь и предаваться воле Его Святой. Соблюдать посты, носить крестик на груди, молясь с поклонами, соблюдать праздники, а когда нарушаем, тогда каяться, а нарушаем всю жизнь. Всегда проси и моли Господа и Матерь Божию, говоря: да будет воля Твоя, Господи, — но не настаивая на своем, это свое нам и дает тяжесть. Господь рек: «Сыне, даждь ми твое сердце» (Притч. 23, 26), — это что бы мы ни делали, ни мыслили, а от Господа не отступали сердцем, но мы так не поступаем. Но Господь нам все равно помогает и ведет путь человека ко спасению. Целуем, кланяемся. Ваши грешные питомцы о Господе, Ему слава подобает во веки. Аминь. Ангела Вам Хранителя. Благословите, простите.
+ Благодать Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди с тобою, сестра В.! Не смущайся бывающими испытаниями. Господь рек: «Терпением вашим спасайте души ваша» (Лк. 21, 19) и «Претерпевый же до конца, спасется» (Мф. 10, 22). Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, научи мя творити волю Твою». — Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай, они не Божий. Всегда молимся и помним Вас, с любовию Ваши питомцы грешные. Простите.
+ Возлюбленная мать В.! Бог Неба и земли да благословит тя и поможет. Надо предаваться воле Божией и за все благодарить. Никогда не забывать грехи свои, тогда и терпеть нечего. Святой Петр всю жизнь плакал — ему надо подражать. Святой Иоанн Богослов — пример послушания. Надо жить их жизнью, тогда получим спасение. За начальников надо молиться такою молитвою: «Господи, благослови, кого я осудила (имена) и их святыми молитвами и мя, окаянную, помилуй». 12 поклонов поясных и сию молитву. Мы всю жизнь читаем — так учил отец Серафим. Кланяемся, целуя стопы Ваши о Господе. Ему слава. Аминь. Спасайтесь, простите.
+ Возлюбленная мать <...> ! Благослови тя Господь и управи путь твой во спасение. Благодарим, что совершаешь множество поклонов, безпрестан-но читаешь Иисусову молитву, читаешь «Богородице Дево, разуйся», соблюдаешь пост, все раздаешь, что есть. Венедикт этот: жадничает, обрезывает волосы, посты не соблюдает, ропщет, шывает, злится, ярится, покоя не находит, потому и ропщет. А тебя Господь любит за труды и подвиги и спасение уготовляет. Целуем. Коленопреклонные дети Ваши. Спасайтесь, простите* (в этом письме отец Виталий (тогда монах Венедикт) обличает свое чадо, приписывая ей подвиги, которые не исполняет, а ее грехи относит к себе). + Возлюбленные сестра В., папа и вся семья! Благословение дедушки Зиновия* (владыки Зиновия) да почиет на тебе во веки! В день его именин он был на Бдении и потом на Божественной Литургии, и теперь уже на ножках своих. Почему ты не молишься? Ходишь, ездишь, сидишь, бежишь, кушаешь — всегда молись. Говори Богу и Матери Божией все, что тебе хочется, а молитву заключай: да будет воля Твоя, Господи. И ежели что не совершится по твоему желанию, ты ясно будешь знать, что такова воля Божия. Читаешь ли «Богородице Дево, радуйся» 24 раза с поклонами? Нет. Кому же нужна накрашенная, волосы урезаны и главное, не молящаяся? Зачем все себе так делаешь? Надо Бога просить, а на улице друзей не искать. Кто найдет друга уличного, то плохо будет ему, а ежели в доме — то богатство ему. Ищи Жениха красивее, мудрее, богаче всех, Ему слава. Аминь. Возлагайся на волю Божию. Не оставит тя Господь. Ему слава. Прости.
+ Возлюбленные мамы <...> родные и присные! Если душе тяжело, то надо помногу поклонов творитв, несколько Акафистов молитвенно прочитать, безпрестанно Иисусову молитву творить, а главное: отсекать своеволие, никого не осуждать, все раздавать, волосы не резать, ни капли не только спирта, а и вина не пить, молчать, благодарить, терпеть, не роптать, тогда придет помогающая благодать. Святая Феодора однажды согрешила и всю жизнь каялась, а за человека убиенного надо великие подвиги нести. Для кого трудишься? Для спасения своей души. Что приобрела раздавай, возьми найди нуждающагося и помогай ему, и будет тебе венец спасения. Жалеешь, что диаволу не послужила, потому и ропщешь. Также и мать М. Где поклоны ея? Почему не смиряется перед мужем? Зачем его укорять? Надо любить, терпеть, молчать, благодарить. Если бы была одинокой, то это одно. Не надо было выходить замуж, а если вышла, то терпи, а теперь этот крест жизни [надо] нести со благодарением. Везде надо смиряться. <...> Я поминаю грехи своя и рад, если бы убили, или расстреляли, дабы спаслася душа. Говорю: все надо раздавать, но не слушают. А Вы стремитесь к тому, чтобы избавиться вечных мук. За все будем отвечать. Кланяемся, целуя стопы Ваши о Господе, Ему слава. Аминь. Спасайтесь, терпите, смиряйтесь, благодарите и спасетесь. Простите.
+ Возлюбленная мать М Христос Воскресе! Мне вознаграждений не надо, папа мой, мама моя, вы мамы мои, вы мои родные во Христе, какие-же вознаграждения. Это Богу благодарения. Я разве сирота? Весь мир мои папы и мамы, и Вы так поступайте. Это диавол учит роптать, чего-то искать, желать, а Господь велел: «Не любите мира, ни яже в мире» (Ин. 2, 15). Господь Вас не наказал, а наградил великими и богатыми милостями. Учитесь всех любить, привечать, тогда никогда одни не будете. Квартиранты — это Ангелы Божий. Так мыслите и благо Вам будет. Проснулась — не о делах думай, а Иисусову молитву читай, да Святаго Ангела Хранителя зови, Матерь Божию, Святых. Вот отец Андроник, отец Серафим, владыко Серафим, папа Андроник, мама Анастасия — они не умерли, а живы. Их всегда надо поминать в домашней молитве, а они неразлучны с нами. Я не сирота, а богач — весь мир папы и мамы. Так поступай сама и благо Вам будет. Целуем стопы Ваша о Господе, Ему слава. Аминь. Ангела Вам Хранителя. Благослови, Господи. Простите.
+ Возлюбленная мать Е., все родные и присные о Господе! Вот Господь сподобил быть возле Святого Сергия в Дому Живоначальныя Троицы. Никогда не огорчайся, возверзи печаль на Господа, Матерь Божию и Святого Сергия. Святые потому сделались друзьями Богу, что терпели, верили, мужали, смирялись, плакали, каялись, молились, а Бог их укрепил и ввел во обители небесные, где нет ни скорби, ни печали, ни воздыхания. И Вас Бог любит, бдит и ведет путем спасения. Читайте Святое Евангелие, Псалтирь, Акафисты, занимайтесь Иисусовой молитвой. Понуждайте себя понемногу. Когда мы кушаем пищу, то на столе разные продукты: и хлеб, и чай, и овощи и фрукты. Так же и духовно себя питайте, читайте, молитесь, пойте. Не обращайте внимание на мысли, которые надоедливо внушают нехотение делать святое, а Вы себя понуждайте, не унывайте, не приходите в безнадежие, и помощию Божиею и Богоматери обрящете искомое, т. е. спасение. Благословляющему Вас Господу, Слава, Честь и Поклонение во веки. Аминь.
+ Возлюбленная мать Е. со всеми о Господе присными! Покрый Вас Матерь Божия Святым Омофором во вся дни живота Вашего. Себя всегда надо упрекать, каяться, смиряться, всех считать святыми, а себя великой грешницей, никого не осуждать, помнить смерть, суд, ад, заниматься Иисусовой молитвой, что ни делаете говорите: «Господи и Матерь Божия, благословите...» Вот и будет отсечение своеволия. Всех считайте родными, все раздавайте, всех любите и уважайте. Свои сбережения надо раздавать. Бог позаботится о нуждах» Кто отпевать будет, Бог тоже определит. Друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Ему слава. Аминь. Христос посреде нас. Спасайтесь, не скорбите, простите.
+ Возлюбленная сестра 3. и все о Господе присные! Благословите поздравить Вас со Святой Страстной Седмицей, где воспоминаются и воспеваются страдания Христовы. Поминая, человек благодарит Бога и спасается. Тако и ты, радость наша, не скорби, люби, терпи, предаваясь воле Божией. Скажешь, не соболезнуют тебе, а ты вспомни, что Спасителю никто не соболезновал, когда били, бичевали, плевали, хулили, пхали, ударяли бичами, руками, завязывали глаза, ударяли и кланялись, смеялись, издевались, вымогали, чтобы сказал Господь слово нетерпения, но Господь терпел, молчал, смиренно молился за обидчиков, а когда наступило [время] прибивать гвоздями, Сам пошел на крест с радостью страдать, за меня, тебя и весь мир. А мы должны за свои грехи терпеть, а помощь Небесная придет от Господа и тебя укрепит, Ему слава. Аминь. Кланяемся, целуем, благодарим. Спаси, Господи, тя. Спасайся, не скорби. Прости.
+ Возлюбленная мать Е., мать М., родные и присные о Господе! Надобно терпеть и молиться за соседку мать 3. Заказывайте о ней заздравные литургии, ставьте свечи, подавайте просфорки, подавайте милостыню, совершайте поклоны по 12 за день с молитвою: «Благослови, Господи, рабу Твою 3. и святыми ея молитвами помилуй мя, грешную». Тако творите: и прийдет вожделенный мир. Никогда не ропщите, любите, терпите, не осуждайте и получите венец спасения. Помогающему Вам Господу Слава, честь и поклонение. Аминь. Кланяемся, спасайтесь, простите.
+ Возлюбленные радосте наши мать О., С. и все о Господе присные! Да благословит Вас Богомладенец Христос и подаст великие Свои милости. Для того чтобы кушать хлеб, требуется великий труд: пахать, садить, полоть, косить, молотить, молоть, печь, — так достается насущный хлеб, а спасение тоже сопряжено с трудом. Надо только любить, а любящему этот труд — сладок. Мы не хотим ходить в Божий Храм, а там Господь и Его таинства, молитвы, службы, исповедь, Причастие — все для нас, а мы не хотим. Идите к отцу А. , спрашивайте, советуйтесь, любите, ищите и найдете. За безрукавку ничего не думайте, у нас их много, и пусть Вам это как благословение и не скорбите, Благослови Господи. Осуждать никого не надо. Вы не одинокие: Господь, Матерь Божия, Ангел Божий, вокруг люди Божий, эту мысль, что одинокая не принимайте. Господь рек: «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется, просите и дастся» (Мф. 7, 7). Молите Господа и получите просимое. Уже хорошо, что знаете дорогу в Божий Храм, а Храм ведет в рай. Благослови Вас Господи, Ему слава. Аминь. Спасайтесь, не скорбите, простите, молимся.
+ Возлюбленные радосте мать О., С, родные и присные о Господе! Слава Богу, что сынок побывал в Святой Обители, надо бы и жить там, а ежели нет такой возможности, то дома про водить жизнь, аки во Святой Обители. Ежедневно у мамы брать благословение, соблюдать посты, трудиться, любить/ Божий Храм, стремиться к Богу всей душой и телом. Глубока пропасть ада и страшные муки огня. Не дай, Господи, никому туда попасть, а для сего надо усердно любить Матерь Божию, совершая поклоны, читая: «Богородице Дево, радуйся» по 150 раз и Акафист Матери Божией ежедневно. Она непременно того спасет, кто к Ней прибегает. Да благословит Вас Господь, помилует и спасет, Ему слава. Аминь. Кланяемся, целуя стопы Ваши, благословите. Спасайтесь, простите.
+ Возлюбленные наши родные папа, сестры, братик, родные! Благословение Владыки да почиет на Вас во веки! Получили письмо, читали. Да поможет Вам Господь! Зачем ты много думаешь о суетном, а не читаешь умом молитвы? Что не веришь Богу? Если бы я думал, то давно с ума бы сошел или еще что-нибудь нехорошее было бы со мною. А я вот спрошу — мне сказали и я верю, а себе и своим мыслям не верю, вот мне и легко. Скажу тебе: не верь мыслям и найдешь покой, именно то, что ищешь, оно прийдет к тебе, ненаг думанным планом, а милостью Божией. Ваши грешные питомцы. Простите.
+ Возлюбленные радосте наши, золотые папы и мамы! Владыко шлет Вам благословение Божие и молитвенно поздравление с Рождеством Матери Божией, Престольным праздником Глинской обители. Мама моя! Никуда не надо ехать, а сюда приезжай, Владыко ждет, здесь и отдохнешь. Живи в Боге, пей святую воду во исцеление, ешь пишу благословенную Матерью Церковью, одевайся скромно, как говорили святые, только ради прикрытия наготы и тела в стужу, следи за собой, чтобы не опорочить себя. Человеку дана святая жизнь, а ты ведь не желаешь быть наказанной, так Господь и рек: «Ищите прежде Царствия Божия, а вся прочая приложится Вам» (Мф. 6, 33). Хорошо, что по 5-6 часов молишься, но надо и смиряться; хорошо, что постишься не вкушая пищи до 9-го часа, но надо и слезы покаяния лить; хорошо, что милостынею все раздала, но размышляй, что положила все сие в Небесные обители — тогда увидишь, что никого на свете нет чужих — родные все, не будешь завидовать, только диавол завидует, а Господь указал на необходимость всех любить. И если хочешь с Богом быть, то ревности святой будешь подражать Святого Иоанна Киевского* (прп. Иоанн Многогстрадальный (память 18 июля), подвизавшийся в Киево-Печерской Лавре в XII веке, дважды заккпывал себя по грудь в земляную яму: когда боролся с блудной страстью и впоследствии, провидя свою кончину.// Киево-Печерский патерик. М. 1996. С. 252-257), закопавшему себя в землю, да с Богом будешь и все поймешь. Ему слава. Аминь. Целуем, кланяемся, прости.
+ Возлюбленные радосте наши, родные и присные о Господе! Благословите поздравить Вас со Страстной Седмицей! Дай Боже слезы омовения. Вы не одни, а вокруг Господь, Божия Матерь, Святые Ангелы, Небожители, Божий люди. Только любите — и весь мир Божий, и все станут Вам родными. А чтобы быть счастливыми, творите Иисусову молитву — и она Вам родит детей неоцененных, добрых, благословенных: смирение, кротость, любовь, терпение. Все раздавать милостыней, о земном не радеть, ради Господа терпеть, благодарить, отсекать свою волю, не унывать, а благодарить и всегда славить Бога. Слава Богу во веки. Аминь. Кланяемся, благодарим, простите.
+ Возлюбленные радосте наши отче Н., с. А., причет и присные о Господе! Пожалуюсь Вам на Венедикта* (здесь отец Виталий (тогда иеромонах Венедикт), рассказывает как бы о себе, обличает свое духовное чадо). Какой позор ему и срам: не смиряется, лежа молится, лентяйничает, иногда стонет. Я ему скажу: «А не стыдно притворяться?» — А он, как безсовестный, молчит, потом потянется и спит, и Иисусову молитву не творит. Я его давай журить: а смерть, а суд Страшный, а огонь, а муки ада? Он немного помолчит и лежит. А я ему паки: да встал бы, да поклоны, [а то] брать — здрав, а молиться — так лениться. Говорю ему: безсовестный ты человек, тунеядец. Говорю, что люди скажут? Пузан такой, потому и поклоны не кладешь, что страха Божия не имеешь — а он себе молчит. Ну немного помолится, когда ест, а поевши — лежит. Ну какой же чурбан безстыдный. Ни укоры, ни уговоры, ну ничего твердолобия не освежает ума: надо о земном нерадеть, на Бога глядеть, слезы покаяния лить, и умным деланием гореть. Ну ему стыдно. Шлет он Вам и с. Мария и Святый Тбилиси земной поклон, благодарение. Он еще и кланяется, целуя стопы Ваши о Господе, Ему слава. Аминь. Спасайтесь. Спаси Вас Господи. Простите.
+ Христос Воскресе! Возлюбленне отче! Во святой Обители Покрова Матери Божией были скорби, боялись, что закроют Святую Обитель. Мать Игумения раздала каждой матушке по Акафисту. Их 70 человек, каждой по Акафисту читать после правила в ночное время келейно. Из города Золотоноши видели, что монастырь как бы горел. Пришли люди утром из города, а никакого пожара, конечно, не было, это был Божественный свет от молитвенного чтения Акафистов, и до сих пор молит Бога Святая обитель не закрытая. Все сестры пусть читают Акафисты разные, одна — Божией Матери, другая — Спасителю, а третья — Святителю Николаю, и все разные, а Господь и Матерь Божия и Святые сотворят чудо. Прописываться в Воронеже сестрам не надо. Терпеть, а Господь управит Сам. Во все свободные минуты всем безпрестанно читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас грешных». Бог и Его Пречистая Матерь сотворит милость Вам и утешение, а терпеть со смирением надо. Отцу Н. без размышления и со смирением надо идти во Святую Обитель! Сначала чего-то будет недоставать, неустроенно, но нужно обходиться тем, что есть, а по времени Господь сотворит великие и богатые Свои милости. Святый Сергий совершал службы при лучине, в скромных ризах, деревянной чаше, сам копал огород, сажал, колол дрова, воду носил и стал Святым. Это делали все Святые в тех местах где жили. Бог да благословит всех Вас, Ему слава. Аминь. Кланяемся, не унывайте, терпите, взирая на Господа. Простите.
+ Мир и благословение от Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на Иордан от Крестителя Иоанна приятии Крещение, с сим Святым праздником Богоявления и поздравляем Вас! Благодарим за чудные гостинцы, полученные в сохранности. Надо всеми силами хранить мир, — идеже мир и любовь, там Бог, там всякое благо. В крайности, когда это нарушается — просить друг у друга прощение, памятуя слова: «солнце да не зайдет во гневе Вашем» (Еф. 4, 26). Матере А. так лечиться: вставше с постели утром прочесть один раз «Отче наш» и один раз «Богородице Дево, радуйся», один поклон, выпить чайную ложку крещенской воды. Вечером перед сном: один раз «Отче наш», один раз «Богородице Дево, радуйся», один поклон, святым елеем помазать сердце и больную грудь, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Совершать это 40 дней и будет благополучна. Это от всех болезней лекарство, говорил Иоанн Киевский, уча людей как быть здравым. Целуя стопы Ваши, кланяемся, благодарим. Спасайтесь, простите.
|