КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.В результате освоения темы обучающиеся приобретают: знания основных концептуальных подходов к объяснению сущности сознания, природы идеального в истории философской мысли; специфики функционирования сознания и языка умения вычленять и характеризовать философско-научную проблематику; владение основными категориями философии сознания Актуальность темы (практического занятия) для современного исследования проблема сознания остается одной из самых сложных мировоззренческих и методологических проблем, актуальность которой связана с объяснением места и роли человека в мире, выработкой ценностного отношения к окружающей действительности и самому себе План: 1. Проблема возникновения сознания. Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании. 2. Сознание, его структура и источники. Идеальность сознания. 3. Сознание, самосознание и личность. 4. Действительность, мышление, логика и язык Теоретическая часть.Основные философские подходы к проблеме происхождения сознания представлены следующими концепциями: объективно-идеалистической, дуалистической, метафизической, вульгарно-материалистической, диалектико-материалистической. Объективно-идеалистический подход при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов и т.д. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей. Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г. Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи. Теория гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить. «Биологическая» точка зрения полагает сознание присущим всем живым организмам. Теория социализации сознания ставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена. Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм - базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир – комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов, - это единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте). Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому – психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции. Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира. Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность. Сознание – общественный продукт, возникает впроцессе труда и общения. Сознание, деятельность и личность индивида представляют собой единство. Сознание является опосредствующим звеном между деятельностью и личностью. Обществу нужна не всякая деятельность, а целесообразная, сознательная. Обществу необходима не безликая индивидуальность, а личность, обладающая сознанием, имеющая власть над собой и над деятельностью. Сознание – это форма человеческой деятельности, ориентированная на идеальное отражение и творческое преобразование действительности. Сознание образуется из следующих элементов - «образующих сознание» (Леонтьев) можно назвать три: чувственная ткань, социальное значение и индивидуальный смысл. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание сводимо к безличному знанию, что оно, в силу принадлежности живому субъекту, всегда страстно, жизненно, укоренено в бытии.Высший уровень отражения – сознание человека – способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи. Сознание нельзя свести лишь к функции отражения. Сознание – это результат общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека.Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем его внешнем мире, то самосознание есть ориентировка его во внутреннем мире личности. Самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, своего положения в обществе. Если сознание есть знание о другом, то самосознание – это знание человека о самом себе, это своего рода духовный свет, обнаруживающий и себя, и другое (Гегель). Если сознание ориентировано на познание мира, то самосознание на реализацию призыва «познай самого себя». Самосознание дает возможность человеку относиться к актам собственного сознания критически, «изучать акт собственного сознания» (И.М. Сеченов). Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между соз - нанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык – это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя Вопросы и задания 1.Сознание идеально - означает ли это, что сознание не оказывает влияния на объективную реальность? 2. Дайте интерпретацию следующего положения Гегеля:«Цель всякой истинной науки состоит в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя». 3. «Во всякой новой человеческой мысли, - писал Достоевский, - зарождающийся в чьей-нибудь голове, всегда остается нечто, что ни за что не захочет выйти из-под нашего черепа и останется при нас навеки, с тем вы и умрете, не передав никому, может быть самого-то главного из вашей идеи». Прокомментируйте это высказывание Ф.М. Достоевского. Каковы соотношения сознательного и бессознательного в творчестве? Какова связь между мозгом человека, его сознанием и речью? 4. Что значит для вас сознание как философская проблема?
|