КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.В результате освоения темы обучающиеся приобретают: знание основных направлений современной западной философии умение выявлять особенности современной западной философии владение использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. Актуальность темы (практического занятия) выражается в том, что студент должен иметь целостное и всесторонне представление о современной западной философии.
План: 1. Постклассическая философия: общая характеристика. 2. Философия науки во второй половине XX века. Проблема знания и языка (неопозитивизм, постпозитивизм, герменевтика, структурализм) Теоретическая часть.Общие особенности ситуации, складывающейся в европейской философии середины XIX – начала ХХ века, объясняются действием двух факторов. Во-первых, ускорением и радикализацией социокультурных изменений в обществе. Разрушаются социально-политические структуры. Общество «атомизируется» в том смысле, что меняется тип социальных связей, возрастает автономия личности. Утрачивают свою адекватность сложившиеся формы идентификации человека относительно социальных пространства и времени. Разрушаются и трансформируются традиционные иерархии ценностей. Во-вторых, на доминирующие позиции в культуре выдвигается наука. Это время второй научной революции, результатом которой стала профессионализация научной деятельности. Наука становится единицей в общественном разделении труда, социальным институтом. Оформляется ее предметная организация. Наука начинает замыкаться на производство, превращаться, по выражению К.Маркса, в «непосредственную производительную силу». Научное знание вычленяется из ранее общего для него контекста с философией. С другой стороны, научная картина мира начинает занимать социокультурную нишу, ранее занимавшуюся религиозным мировоззрением и философией. Позитивистская философияс полным основанием может быть рассмотрена как мировоззренческая форма самоутверждения науки в культуре общества. Ключевая идея позитивизма — философия должна принять в качестве модели для себя образцы научного знания, должна быть построена по образу и подобию науки. Они считали, что классическая философия (метафизика) стремилась к достижению абсолютного знания. Однако подобное знание и невозможно, и не нужно для практики. Философии следует отказаться от подобных претензий и стать позитивной, положительной наукой. Основоположником позитивистской философии был Огюст Конт(1798-1857). Его работы дали начало первой, «классической» форме позитивизма, наиболее известными представителями которой были также Джон Стюарт Милль(1806-1873) и Герберт Спенсер(1820-1903). Данная версия позитивистской философии исчерпала себя к концу XIX в., чтобы смениться «вторым» позитивизмом, или эмпириокритицизмом (Эрнст Мах, Рихард Авенариус и др.); наконец, в 20-е годы XX в. возникает третья версия позитивизма — неопозитивизм, или аналитическая философия. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философская герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: «герменевтический треугольник» - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; «герменевтический круг» - циклический характер процесса понимания. Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): дивинации – искусственного «вживания» в душу автора текста; сравнения – сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят. В 20-е годы ХХ в. появилось новое научное направление в гуманитарном знании, которое позже получило различные идеологические и философские интерпретации. Структурализм – это общее название некоторых направлений в социокультурном знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой. Основные представители структурализма: К. Леви – Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт. Структурализм как конкретный метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредуемым общением их участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также первобытных социальных и культурных структур. Постструктурализм, который взаимосвязан с постмодернизмом, развивая идеи структуралистской бинарной оппозиции в различных областях человеческой жизни («господство / подчинение», «означающее /означаемое», «язык / речь», «природа / культура»), заменяет их понятиями множественности, не основанной на каком-то единстве. Образно это выражено в термине Ж. Делеза и Ф.Гваттари «ризома» — корневище — метафоре системного, метафорического мышления. Ризома — это принципиально иной способ распространения множественности как «движения желания» без определенного направления и предсказуемости. Это и метафора современной культуры, с ее отрицанием упорядоченности и синхронности. Мир как ризома уничтожает универсализм, как и смысл бинарных оппозиций. Вопросы и задания Создание творческих проектов по теме: «Концептуальные основания и методология современной западной философии» предполагает углубленное изучение концептуальных оснований и методологии философии конца XIX – XXI вв. Очень важно критически оценить новизну и эвристичность методологических программ современной философии. Другой задачей является рассмотрение того или иного философского «манифеста» в рамках конкретного контекста – социокультурного и личностно - биографического. Такое целостное освоение методологических программ феноменологии, экзистенциализма, структурализма, постмодернизма станет хорошей основой применения этих программ в собственном научном исследовании. Проект №1 Постпозитивизм и критический рационализм Проверка научных теорий в истории науки. Критика принципа верификации К. Поппером. Принцип фальсификации. Теория предположений и опровержений Поппера. «Структура научных революций» Т. Куна. Значения слова «парадигма» в книге Куна. «Нормальная» наука и аномалии. Природа научных революций. И. Лакатос. Что такое «научно-исследовательская программа»? Примеры научно-исследовательских программ в социогуманитарных науках. Проблема истинности и научности в учениях Куна и Лакатоса. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда. Принцип «полиферации» научных теорий. Соотношение науки и мифа, магии, религии в учении Фейерабенда.
Проект № 2. Философская герменевтика История герменевтических идей: средневековые теологи – схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии, Ф. Шлейермахер, Г. Гадамер, П. Рикер. Понимание как основное понятие герменевтики. В чем суть проблемы понимания? За что Гадамер критикует методы Гегеля и Дильтея? Герменевтические идеи М.Хайдеггера. Поясните, почему П.П.Гайденко, анализируя роль языка в герменевтике Хайдеггера, пишет: «Язык должен быть понят не как продукт человеческой деятельности, не как отдельный ее аспект, а скорее как сама сущность, субстанция исторического процесса, определяющая собой направление развития»? Г. Гадамер. Понимание как диалог. Герменевтика и сократический метод. Какова роль языка в понимании? Возможно ли аутентичное понимание текста, согласно Гадамеру? Проект №3 Методология структурализма Лингвистика и семиотика как методологическое основание структурализма. Какие открытия в области структурной лингвистики обусловили возникновение методологии структурализма? Методология структурализма: синхроническое рассмотрение текстов, выделение единицы анализа, установление правил связи и трансформации объектов. К. Леви-Стросс: «ментальные структуры» мифологического сознания. Как вы понимаете высказывание К. Леви-Стросса – структурализм интересует не то, «как люди мыслят в мифах, а то, как мифы мыслят в людях без их ведома»? Ж. Лакан: языковые структуры бессознательного. Парадокс Лакана. Понятия эпистемы и дискурсивной формации М. Фуко. Как Фуко определяет понятие эпистемы в «Археологии гуманитарных наук»? Какие эпистемы он выделяет? Чем они отличаются друг от друга? Определите понятие дискурса. Что является единицей дискурсивного анализа? Каким образом дискурс определяет предмет познания?
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме Основная литература: 1. Алексеев, П. В. История философии : учебник / П. В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философ. фак. – М.: Проспект, 2014. – 240 с. – ISBN 978-5-392-12259-2 2.История философии: [учебник для вузов] / под ред. А. С. Колесникова. – СПб. : Питер, 2010. – 651 с. – (Учебник для вузов). – ISBN 978-5-49807-412-2 3. Марков, Б. В. Философия : для бакалавров и специалистов. - М. - СПб. - Н. Новгород и др. Питер, 2012. - 427 с. - (Учебник для вузов). - На обл. и тит. л.: Стандарт третьего поколения. –ISBN 978-5-4237-0139-0: 221-00.(2012) Гриф 4. Философия. Учебник. Под редакцией: Лавриненко В. Н. Ратников В. П. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2012. - 623 с. ISBN: 5-238-00763-9 Дополнительная литература: 1. Философия: хрестоматия / сост.: В. Б. Рожковский, Д. Л. Устименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 349 с. - (Высшее образование). - ISBN 879-5-222-15579-0 : 240-00.(2009) Интернет-ресурсы: 1. http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/filosofia.txt - Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? 2.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php - Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия 3.http://www.irbip.ru/irbase/philosophy/alekseev_p_v___panin_a_v__filosofija.html - Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. 4.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php - Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. 5. http://biblioclub.ru/- Университетская библиотека online 6. philosophy.ru/library – Электронная библиотека Института философии РАН 7. rsl.ru – Российская государственная библиотека 8. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience sod.htm - журнал « Философия науки» 9. http//sysres.isa.ru/vf/index/htm - Электронный каталог журнала «Вопросы философии
|