КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.В результате освоения темы обучающиеся приобретают: знание основных направлений иррационалистической философии XIX в умение выявлять особенности иррационалистической философии XIX в владение использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. Актуальность темы (практического занятия) выражается в том, что студент должен иметь целостное и всесторонне представление об иррационалистической философии XIXв. План: 1. Кризис классического рационализма. 2. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,В. Дильтей, Г.Зиммель. Теоретическая часть.Иррационалистическими принято считать философские направления, в которых мир и человек понимаются, исходя из такой первосущности, которая иноприродна разуму и недоступна ему. Под термином "иррационализм" объединяют различные философские системы, авторы которых выдвигают в качестве первоосновы нечто, лежащее за пределами разума: волю, интуицию, инстинкт, созерцание, озарение и т.д. Период в истории западноевропейской философии с середины XIX до середины XX веков принято называть неклассическим. Развитие философских идей этого времени происходило в общем контексте осмысления и переинтерпретации достижений классики. Построение любой философской системы осуществлялось, либо, исходя из концептуальных идей предшествующей классической традиции, либо основывалось на их тотальном отрицании и неприятии, но так или иначе, новый – неклассический – тип философствования сформировался в результате развития, углубления и дополнения классических философских систем Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Отмеченные тенденции позволяют провести типологию всех философских направлений неклассического периода по принципу принятия–непринятия концептуальных оснований классической философии. Таким образом, все направления неклассической философии условно можно разделить на две большие группы: 1) направления, поддерживающие общие принципы рационалистической философии.К этой группе могут быть отнесены все неоклассические школы, такие как неокантианство (К. Фишер, О. Либман, Ф. Ланге и др. – в XIX веке, марбургская и баденская школы неокантианства в XX веке), неогегльянство (Ф. Брэдли, Р. Коллингвуд, А.Кожев и др.), марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) и неомарксизм (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), а также направления, концептуальные основания которых в целом построены на традици- онно-классическом понимании рациональности, такие как структурализм (К. Леви-Стросс), позитивизм (О.Конт, Г. Спенесер, Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел) и аналитическая философия (Л. Витгенштейн, Д. Мур, Д. Остин ), феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). 2) направления иррационалистического характера: "философия жизни" (Ф Ницше, В. Дильтей, Г.Зиммель, О. Шпенглер), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг), экзистенциализм ( С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю). В рамках неклассической философии предпринимается попытка пересмотра и дополнения прежних (классических) представлений о рациональности, основанных на принципах единства и целостности познающего субъекта и абсолютной достоверности существования объективного мира. Основное внимание философов направлено на сферу субъективного, понимание которого также существенно расширяет прежние представления о человеке: если в классической философии доминирующей, специфической характеристикой субъекта считалось мышление (в вербальной, дискурсивной форме, в идеале – мышление логическое), то в указанный период философы обращаются к осмыслению таких проявлений субъективности, которые обычно считались второстепенными, а то и вовсе исключались из сферы сознания (воля, интуиция, бессознательное и т.д.). В общем и целом можно сказать, что основной проблемой неклассической философии является проблема сознания. Объективистская установка, подвергнутая сомнению ещё Декартом и Кантом, в неклассический период окончательно теряет доверие со стороны большинства философов и именно в сознании находится единственное несомненное основание достоверного знания. Трактовки сознания, представленные в учениях этого периода, демонстрируют самые разнообразные взгляды на природу этого феномена. «Философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А.Бергсон) обозначает систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально – этические, ценностные вопросы в центр внимания. Представители «философии жизни» само понятие жизнь понимают по-разному: как биологическое явление («воля к власти»), космологическое («жизненный порыв»), культурно – историческое (поток культурно – исторически обусловленных переживаний). В зависимости от этого можно выделить следующие направления: биолого – натуралистическое (Ницше, Клагес), космологическое (Берсон), культурно – историческое (Дильтей, Зиммель, Шпенглер). Немецкий философ В. Дильтей считал, что философия является «наукой наук» и поэтому не дает познания сверхчувственных сущностей. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о духе». Предметом последних является общественная жизнь, которая постигается «описательной психологией». Человек, по Дильтею, сам есть история, которая постигается психологией как «понимающей» связи всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора. Вопросы и задания 1. Понятие воли как метафизической сущности исубстанции мира в философии А.Шопенгауэра. 2. Понимание «жизни» как витальной основы природы человека в философия Ф.Ницше. 3.«Воля к власти» как движущая сила человеческой истории. 4.Учение о «сверхчеловеке». 5.Требование «переоценки ценностей» как выражение имморализма ницшеанства. 6. Жизнь как переживание в философии В.Дильтея. Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме Основная литература: 1. Алексеев, П. В. История философии : учебник / П. В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философ. фак. – М. : Проспект, 2014. – 240 с. – ISBN 978-5-392-12259-2 2.История философии : [учебник для вузов] / под ред. А. С. Колесникова. – СПб. : Питер, 2010. – 651 с. – (Учебник для вузов). – ISBN 978-5-49807-412-2 3. Марков, Б. В. Философия : для бакалавров и специалистов. - М. - СПб. - Н. Новгород и др. Питер, 2012. - 427 с. - (Учебник для вузов). - На обл. и тит. л.: Стандарт третьего поколения. –ISBN 978-5-4237-0139-0 : 221-00.(2012) Гриф 4. Философия. Учебник. Под редакцией: Лавриненко В. Н. Ратников В. П. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2012. - 623 с. ISBN: 5-238-00763-9 Дополнительная литература: 1. Философия: хрестоматия / сост.: В. Б. Рожковский, Д. Л. Устименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 349 с. - (Высшее образование). - ISBN 879-5-222-15579-0 : 240-00.(2009) Интернет-ресурсы: 1. http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/filosofia.txt - Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? 2.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php - Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия 3.http://www.irbip.ru/irbase/philosophy/alekseev_p_v___panin_a_v__filosofija.html - Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. 4.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php - Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. 5. http://biblioclub.ru/- Университетская библиотека online 6. philosophy.ru/library – Электронная библиотека Института философии РАН 7. rsl.ru – Российская государственная библиотека 8. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience sod.htm - журнал « Философия науки» 9. http//sysres.isa.ru/vf/index/htm - Электронный каталог журнала «Вопросы философии
|