Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.




В результате освоения темы обучающиеся приобретают:

знание основных направлений немецкой философии (XVIII-XIX вв.)

умение выявлять особенности немецкой философии (XVIII-XIX вв.)

владение использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

Актуальность темы (практического занятия) выражается в том, что студент должен иметь целостное и всесторонне представление о немецкой философии (XVIII-XIX вв.)

План:

1. «Критическая философия» И.Канта. Основные идеи философии И.Фихте, Ф. Шеллинга.

2. Диалектика Г. Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

4. Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическая диалектика К. Маркса как инструмент преобразования общества на гуманистических началах. Материалистическое понимание истории в марксистской философии.

Теоретическая часть. Основу немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта ( 1724 – 1804 ), Иоганна Фихте ( 1762 – 1814), Фридриха Шеллинга ( 1775 – 1854 ), Георга Гегеля ( 1770 – 1831 ), Людвига Фейербаха ( 1804 – 1872 ).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления:

-объективный идеализм (Шеллинг, Гегель );

-субъективный идеализм (Фихте);

-материализм (Фейербах ).

Философия Канта начинает развитие немецкой классической философии. Одной из основных проблем философии Нового времени стала проблема познания: что является истинным источником познания – чувства или разум – и как они соотносятся друг с другом. По Канту, существует два мира – мир ноуменальный (вещей – в-себе, или вещей – самих-по-себе) – это мир, который не познается при помощи чувств, мир, существующий транс- цендентно, то есть вне действительности, которую человек может постичь, и мир феноменальные – мир явлений, который дается нам в ощущениях. Эти два мира связаны – ноумены действуют на наши органы чувств, вызывая представления, которые и являются нам в виде феноменов. Но эти представления не дают знания о самих вызывающих ощущения предметах – ноуменах. Таким образом, мы способны познать только явление, но не предмет сам по себе, как таковой. Кант пытается ответить на вопрос: как возникают понятия. Чувственные представления являются отпечатками вещей, понятия же есть порождения интеллекта, которые вместе с тем соответствуют порядку вещей. Ответу на вопрос, как это возможно, посвящена работа Канта «Критика чистого разума». Основные идеи этой книги: всякое знание начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, то есть носит априорный(доопытный) характер.

Ключевым момен­том философии Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по Фихте описываются схемой «тезис – антитезис – синтез».

Важное значение имеют антропологические взгляды Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.

Исходное понятие философии Гегеля – абсолютная идея, поэтому Гегель свою философию называл «абсолютным идеализмом». Первое и основное определение абсолютной идеи – разум, разумное мышление. Идея – субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей, она универсальна, всеохватывающа, абсолютна. Во всех явлениях универсума, в человеческих поступках, в событиях всемирной истории, в повседневной деятельности человека – абсолютная идея «есть побудительная причина».

Фейербах подвергает отрицанию прежние способы воззрения на философию, ее методы и место в культуре. Религия умирает, считает Фейербах, ее место должна занять новая синтетическая форма сознания – антропология, которая соединит достоинства как предыдущей философии, так и христианства. Освобождение от религиозных заблуждений вновь приведет к пониманию человека как части, причем совершенной, вечной природы. Вне природы и человека нет ничего, поэтому человек – высшее в ценностном отношении существо. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело в своей целостности образуют сущность человека.

Суть нового гуманизма – не в вере, а в практической философии, не в молитвах, а в работе, изучении мира, любви; во всей полноте жизни человека.

Традиции классической философии развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента. В процессе формирования философии марксизма можно выделить несколько этапов: 1) 1837-1842 гг. – первоначальные поиски мировоззрения, становление революционного демократизма; 2) 1842-1843 гг. – начало перехода от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму; 3) 1843-1848 гг. – формирование исходных положений целостного научно-философского и коммунистического мировоззрения; 4) завершение формирования философии марксизма в 1845-1848 гг. Один из основных аспектов теории Маркса (по его оценке) – материалистическое понимание истории - разработан совместно с Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848). В центре внимания К. Маркса находились фундаментальные проблемы сущности и существования человека, отчуждения и преодоления отчуждения, свободы и смысла истории. Сущность человека, по мысли К. Маркса, есть совокупность общественных отношений. Любой человек является результатом его социальных взаимодействий, и он же сам активно участвует в образовании традиций, стереотипов поведения и мышления той или иной эпохи. Социальность приобретает у философа фундаментальный, онтологический смысл. Образование ценностных ориентаций, моральных устоев, экономических связей и т.д. – К. Маркс объясняет социальностью человека.

Вопросы и задания

1. Какие уровни в структуре познающего субъекта выделил Кант?

2. Почему второй период в творчестве Канта называется критический?

3. Что означают понятия «чистый разум», «практический разум»?

4. Как соотносятся мир «вещей в себе» и мир явлений по Канту?

5. Как трактуется Кантом «категорический императив»?

6. Что такое антиномии в философии Канта? Перечислите их.

7. С какой целью Кант вводит антиномии в свою теорию познания?

8. Что такое Абсолютная идея в философии Гегеля?

9. Какие этапы в развитии Абсолютной идеи выделил Гегель?

10. В чем заключается противоречие между философской системой и диалектическим методом Гегеля?

11. Почему Энгельс утверждал, что Фейербах, критикуя Гегеля, «вместе с водой выплеснул и ребенка»?

12. В чем проявляется сущность антропологического материализма Фейербаха?

13.Каково историческое место и значение немецкой классической философии?

 

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Основная литература:

1. Алексеев, П. В. История философии: учебник / П. В. Алексеев; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философ. фак. – М.: Проспект, 2014. – 240 с. – ISBN 978-5-392-12259-2

2.История философии: [учебник для вузов] / под ред. А. С. Колесникова. – СПб. : Питер, 2010. – 651 с. – (Учебник для вузов). – ISBN 978-5-49807-412-2

3. Марков, Б. В. Философия: для бакалавров и специалистов. - М. - СПб. - Н. Новгород и др. Питер, 2012. - 427 с. - (Учебник для вузов). - На обл. и тит. л.: Стандарт третьего поколения. –ISBN 978-5-4237-0139-0 : 221-00.(2012) Гриф

4. Философия. Учебник. Под редакцией: Лавриненко В. Н. Ратников В. П. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2012. - 623 с. ISBN: 5-238-00763-9

Дополнительная литература:

1. Философия: хрестоматия / сост.: В. Б. Рожковский, Д. Л. Устименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 349 с. - (Высшее образование). - ISBN 879-5-222-15579-0: 240-00.(2009)

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/filosofia.txt - Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?

2.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php - Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия

3.http://www.irbip.ru/irbase/philosophy/alekseev_p_v___panin_a_v__filosofija.html - Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.

4.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php - Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова.

5. http://biblioclub.ru/- Университетская библиотека online

6. philosophy.ru/library – Электронная библиотека Института философии РАН

7. rsl.ru – Российская государственная библиотека

8. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience sod.htm - журнал « Философия науки»

9. http//sysres.isa.ru/vf/index/htm - Электронный каталог журнала «Вопросы философии


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты