Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.




Читайте также:
  1. D. НЕКОТОРЫЕ ЗНАНИЯ О ПСИХОЛОГИИ
  2. I. Знания
  3. II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
  4. III ДВА УЧИТЕЛЯ ПОЗНАНИЯ: БХАЙРАВИ БРАХМАНИ И ТОТАПУРИ
  5. III. Два учителя познания: Бхайрави Брахмани и Тотапури
  6. III. Познания и ум Ивана
  7. IX. Гетевская теория познания.
  8. VI. Гетевский способ познания.
  9. А как же депрессивный аффект? В его фантазии в результате достижения бессознательно желаемой цели происходит несчастье.
  10. Автомобилем дознания

В результате освоения темы обучающиеся приобретают:

знания основных направлений философии Древнего Китая;

умение выявлять особенности философии Древнего Китая;

владение навыками анализа философской системы Древнего Китая.

Актуальность темы (практического занятия) выражается в том, что студент должен иметь целостное и всесторонне представление о философии Древнего Китая.

 

План:

1. Истоки философии Древней Китая. Периодизация.

2. Общая характеристика школ Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство.

3. Основные черты древнекитайской философии

Теоретическая часть.Подготовка к занятию предусматривает: изучение основных понятий, с которыми студенты встретятся при чтении специальной литературы.

При изучении первого вопроса необходимо знать, в качестве особенностей китайской философии можно отметить следующие:

- социальная направленность (счастья можно достичь лишь путем создания единого государства, заботящегося о людях);

- этически-нравственная, правовая направленность. Китайские философские школы создавались тогда, когда Китай представлял собой совокупность разрозненных царств, требовалось объединение Китая в единую империю; шли поиски идеологической основы, на базе которой можно было бы объединить Китай.

- тесная связь с общественной жизнью.

При изучении второго вопроса необходимо охарактеризовать основные философские школы конфуцианство, даосизм, легизм. Необходимо понимать, что принципы конфуцианства по своей направленности - это этико-политическое учение. Основу взглядов Конфуция составляет представление о культе Неба. Небо («Тянь») – верховная божественная духовная сущность. Все события на Земле (Поднебесной) заранее предопределяются Небом, там же решаются судьбы людей. Следовательно, история общества, течение социальной жизни не имеет самодавлеющего значения. Все должны выполнять нравственные обязательства в соответствии со своим социальном статусом. Нравственная сила, с точки зрения Конфуция, эффективнее в управлении государством, чем сила закона. Противоположную точку зрения занимали легисты. Легисты считали, что воля неба не имеет отношения к земной жизни людей. Общество живет своей естественной жизнью. Одно предположение об отсутствии законов в обществе повергло бы само общество в хаос. Законы управляют людьми и дают критерий для определения добра и зла. Сначала – страдания, затем – несомненная польза. Поэтому, подчиняясь закону, люди должны отбросить сожаления, разные гуманные соображения и строго осуществлять его в жизни. В отличие от этико-политических взглядов Конфуция, Лао-цзы размышляет о мироздании, о мировом естественном ритме событий, используя для этого два основных понятия: «Дао» и «дэ». Все несет в себе дао, придающее миру гармонию и единство. И жизнь человека предопределена: он должен жить и поступать в соответствии с «естественностью», то есть, не нарушая закона дао. Люди поэтому не должны стремиться к активному действию, вмешиваться в естественный ход событий, тем более изменять его. По Конфуцию, основная отличительная особенность «благородного мужа» – активная деятельность, организуемая церемониальными правилами «ли», он стремиться переделать себя. Лао-цзы исповедует принцип «недеяния» – «У вэй», означающий отказ от какой бы то ни было активности: все должны идти своим чередом. Однако такая позиция вовсе не демонстрировала отстраненность от мира, напротив, она выражала органическую неразрывность человека со Вселенной на единой основе – дао.



По третьему вопросу необходимо обратить внимание на то, что выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, древнекитайская философия сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем.



 

Вопросы и задания

1. В чем отличие древнекитайской философии от индийской?

3. Когда, по мнению Конфуция, существовало идеальное государство?

4. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на верхи и низы?

5. Какой смысл несет в себе выражение «стена иероглифов»?

6. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?

7. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?

8. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?

9. Что говорили даосские мудрецы о достижении бессмертия?

10. В чем заключается специфика китайского буддизма?

 

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Основная литература:

1. История философии: [учебник для вузов] / под ред. А. С. Колесникова. – СПб. : Питер, 2010. – 651 с. – (Учебник для вузов). – ISBN 978-5-49807-412-2

2. Марков, Б. В. Философия : для бакалавров и специалистов. - М. - СПб. - Н. Новгород и др. Питер, 2012. - 427 с. - (Учебник для вузов). - На обл. и тит. л.: Стандарт третьего поколения. –ISBN 978-5-4237-0139-0: 221-00.(2012) Гриф

3. Философия. Учебник. Под редакцией: Лавриненко В. Н. Ратников В. П. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2012. - 623 с. ISBN: 5-238-00763-9



 

Дополнительная литература:

1. Философия: хрестоматия / сост.: В. Б. Рожковский, Д. Л. Устименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 349 с. - (Высшее образование). - ISBN 879-5-222-15579-0 : 240-00.(2009)

2. Философия Буддизма : энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Восточная литература, 2011. – 1046 с. – Именной указ.: с. 959-977. – ISBN 978-5-02-036492-9

Интернет-ресурсы:

  1. http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/filosofia.txt - Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?
  2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php - Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия
  3. http://www.irbip.ru/irbase/philosophy/alekseev_p_v___panin_a_v__filosofija.html - Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.
  4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php - Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова.

5. http://biblioclub.ru/- Университетская библиотека online

6. philosophy.ru/library – Электронная библиотека Института философии РАН

7. rsl.ru – Российская государственная библиотека

8. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience sod.htm - журнал « Философия науки»

9. http//sysres.isa.ru/vf/index/htm - Электронный каталог журнала «Вопросы философии


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 19; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты