КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.В результате освоения темы обучающиеся приобретают: Знания основных направлений философии Древней Индии; умение выявлять особенности древнеиндийской философии; владение навыками анализа философской системы Древней Индии. Актуальность темы (практического занятия) выражается в том, что студент должен иметь целостное и всесторонне представление о философии Древней Индии
План: 1. Истоки индийской философии. Периодизация. 2. Ортодоксальные школы Древней Индии. 3. Неортодоксальные школы Древней Индии.
Теоретическая часть.Философия Древней Индии – неотъемлемая составляющая мирового историко-философского процесса – возникает 2,5 тыс. лет назад в обществе с четко выраженной социально-экономической структурой земледелия, ремеслом, торговлей, богатым духом миром, что нашло отражение в Ведах (санскрит – «знание»). Они представляли собрание гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных обрядов. Философской частью Вед являются Упанишады – размышления авторов разных эпох над проблемами бытия и мироздания. Здесь встречаются и первые сомнения мудрецов во всемогуществе богов и даже в их существовании. Ищущий ум «прорывается» сквозь внешнюю обрядность догматически-мифологических ритуалов и устремляется вглубь духа и материи, стремясь отыскать единую высшую реальность, конечную причину, которая связывает воедино изменчивое эмпирическое многообразие и образует единую основу. Такой причиной и первоосновой бытия признается Брахман – объективное духовное начало, оно лежит за всеми формами и явлениями, включая и богов. Брахман неразрывно связан с Атманом – душой человека, являя собой универсальное, активное жизненное начало, воплощение Брахмана в душе человека. Как субъективное начало Атман противостоит объективной реальности – Брахману, но, в конечном и совпадает с ним. Должное почитание и постижение их тождества составляют одну из основных заповедей индуизма. В Упанишадах рассматриваются и другие проблемы, такие как: структура мира и управляющие им законы, источники и виды знания, происхождение социальных различий, формируется ряд концепций, которые позже станут достоянием почти всех философских учений и религий Индии. Таково учение о переселении душ в соответствии с совершаемыми в предыдущих воплощениях деяниями (сансара). Оно осуществляется по законам кармы, т.е. воздаяния за прошлые действия. Освобождение от цепи перевоплощений (мокша) может принести только познание Брахмана. Те же, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, могут рассчитывать только на новое рождение на более высоком уровне по законам кармы. На первое место, как видим, выходят нравственные установки и требования, обращение к внутреннему миру человека. Высшей целью жизни объявляется единение с Брахманом. Приступая к подготовке к занятию, студент прежде всего должен освоить основные понятия темы: Веды, индуизм, космизм, миманса, веданта, вайшешика, санкхья, йога, буддизм, джайнизм, чарвака, карма, мокша, каста, сансара, нирвана. Отвечая на первый вопрос, следует раскрыть предпосылки возникновения философии в Древней Индии, охарактеризовать ее особенности, указать на ее тесную связь с религиозным мировоззрением, выяснить, какую роль играли Веды – древнейший памятник индийской письменности – в становлении и развитии древнеиндийской философии. Далее необходимо охарактеризовать основные школы древнеиндийской философии, выделяемые в зависимости от отношения к Ведам: ортодоксальные (веданта, вайшешика, йога, санхья, ньяя, миманса) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. Древнеиндийская философия уже в своих истоках была представлена множеством школ и направлений. В ней можно выделить два лагеря:ортодоксальный, так он называется потому, что допускает высшую реальность, как «душу», внутреннюю сущность вещей и, следовательно, признает авторитет Вед; неортодоксальный – джайнизм, буддизм, чарвака и др. Они отрицают авторитет Вед и составляют главную оппозицию ведическому брахманизму. Вопросы и задания 1. Какие процессы и явления общественной жизни обусловили появление и развитие философии в древнем мире? 2. В чем сущность перехода от мифологического мировоззрения к философскому? 3. Охарактеризуйте ортодоксальные школы древнеиндийской философии. 4. Охарактеризуйте неортодоксальные школы древнеиндийской философии. 5.Сформулируйте основные положение буддийского мировоззрения.
|