Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Теоретическая часть.




Приступая к подготовке к занятию, студент прежде всего должен освоить основные понятия темы:теоцентризм, креационизм, провиденциализм, догматизм, апологетика, патристика, схоластика, универсалии, реализм, номинализм, томизм, теодицея, мистика, суфизм, арабский перипатетизм, фатализм.

Готовясь к занятию, студент должен выявить характерные черты средневековой философской мысли, проследить влияние религии на философию этого периода, рассмотреть основные этапы развития средневековой философии и их особенности.

Проведение семинара-дискуссии предполагает основательную теоретическую подготовку, поэтому перед дискуссией следует повторить материал по теме, опираясь на вопросы, вынесенные на обсуждение. Обучающийся должен знать, что европейская средневековая христианская философия занимает большой период времени – V – XV века, начиная свою историю со времени падения Западной Римской Империи (476 г.). Однако философские учения этой эпохи стали складываться уже в I – IV веках, и их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников (христианских последователей философии Платона). Философия средневековья характеризуется следующими чертами:

во-первых, ей был свойственен библейский традиционализм и ретроспективность, так как Библия была отправным источником и мерой оценки любых теорий философии, понималась как свод законов бытия и повелений Бога;

во-вторых, особое значение приобрела экзогетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета;

в-третьих, философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и учительству. В развитии средневековой христианской философии выделяют два больших периода: патристики и схоластики. Патристика (от лат. – патрик, отец) своими корнями уходит в I - II вв. и представляет совокупность учений "отцов Церкви", направленных против язычества, иудейства и традиционной философии. С III - IV вв. патристика разрабатывает основы христианской теологии, используя для этих целей, как и Филон Александрийский, философию стоиков и неоплатоников. Своих вершин она достигает в творчестве Аврелия Августина – представителя поздней патристики.

При подготовке по второму вопросу следует учитывать, что с VIII в. начинается второй период – период схоластики, отличительной особенностью которой становится систематизация христианской философии на основе аристотелевских идей. Пройдя этапы становления (VIII в.), формирования (IX - XII вв.), схоластическая философия достигает расцвета в работах Альберта Великого и Фомы Аквинского. Поздний ее этап (XIII - XV вв.) связан с именами немецкого философа теолога Иоанна Экхарта (1226-1274 гг.) и английского религиозного мыслителя Уильяма Оккама(1300-1350 гг.).

Таким образом, занятие состоит из двух частей: 1) совместная проработка изученного материала и контрольных вопросов к нему; 2) проведение дискуссии.

Подготовка к дискуссии предполагает разделения на две группы, аргументировано отстаивающих противоположные точки зрения на роль разума в познании религиозных истин.

Обоснуйте ту или иную точку зрения, опираясь на предложенные вопросы.

Первая точка зрения: противопоставление веры и разума и отрицание самой возможности рационального осмысления откровения.

Вопросы:

  1. Какое отношение к античной культуре и античной философии сформировалось в период становления христианской апологетики?
  2. Как истолковывается понятие веры христианскими философами?
  3. Дайте характеристику одному из крупнейших направлений средневековой философии – мистицизму. В чем состоит учение о божественном проникновении в человеческое познание?
  4. Прокомментируйте высказывание Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно». Охарактеризуйте его позицию в решении проблемы соотношения веры и разума.

Вторая точка зрения: учение о гармонии веры и разума – вера и разум не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Вопросы:

  1. Почему религиозные мыслители обратились к наследию античной мудрости для решения богословских проблем?
  2. Какую позицию в решении проблемы соотношения веры и разума занимал Августин Блаженный?
  3. Прокомментируйте высказывание Ансельма Кентерберийского: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Как данный принцип иллюстрирует концепцию гармонии веры и разума, предложенную Августином?
  4. Как трансформируется идея гармонии веры и разума в учении Пьера Абеляра? Как вы понимаете его высказывание: «Мы должны привлекать к вере при помощи разумных доказательств тех, кто ищет мудрости»?
  5. Какова версия учения о гармонии веры и разума была предложена Фомой Аквинским?

Третья точка зрения: теория двух истин, или учение о «двойственной истине». Между философией и религией не существует противоречий, так как они познают различные предметы и оперируют различными методами. Это учение обосновывало автономию философии и науки от теологии.

Вопросы:

  1. Какие процессы послужили историческими и социокультурными предпосылками для появления учения о «двойственной истине»?
  2. Какие варианты теории двух истин существовали в средневековой философской мысли?
  3. В чем заключается различие в трактовке теории двойственной истины представителями Шартрской школы и группы Латинских аверроистов?
  4. В чем суть концепции «двойственной истины», предложенной Ибн Рушдом?
  5. Какую роль сыграло учение о «двойственной истине» для последующего развития философской мысли?

 

Вопросы и задания

1.Объясните, почему философия в средние века стала «служанкой» теологии?

2. Почему в определенные периоды возникают вырожденные формы философии: перерождение ее в богословие, теологию, в специально-научные вопросы или в моральные доктрины?

3. В чем различие позиций номиналистов и реалистов?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты