КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебно-методические материалы (УММ)3.1. Лекции по дисциплине «Зарубежная литература XIX века (реализм)» Лекции –форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. Лекция 1. Реализм как метод и направление. Временные границы и периодизация. Исторические и культурные истоки явления. Развитие общественных наук как основа метода. Историческая школа во Франции. Экономисты Англии. Связь с романтизмом и реализмом XVIII в. Изменение понятий об историзме и среде. Эстетика Гегеля. Концепция прекрасного, принципы отражения и типизации. Причинно-следственные связи явлений в реализме. Роман как основной жанр реализма. Мелетинский и Бахтин о романе. Реалистический хронотоп. Концепция личности у реалистов. Бинарные черты в психологизме реалистов. Основные представители. Лекция 2. Французский реализм. Творчество Ф. Стендаля. Реализм во Франции 1830-1840- х гг. Время появления. Политическая обстановка. Роль романтических исторических и психологических романов в формировании реалистического искусства. Основные темы и писатели. Роль романа во французском реализме. Философия, этика и эстетика («Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт» и «Принцесса Клевская»). Политические воззрения писателя. Тема Италии в творчестве Стендаля. «Ванина Ванини» - специфика жанра, связь с сюжетами и героями романов Стендаля. «Красное и черное» как реалистический социально-психологический роман. «Пармская обитель»- современная Франция под маской Пармы; причины неизбежности гибели главного героя. «Лишний человек» в творчестве Стендаля. Идеи писателя во французской литературе второй половины XIX в. и в XX веке. Стендаль в России.
Лекция 3. Французский реализм. Оноре де Бальзак.
Философские, исторические, естественно-научные и экономические основы эстетики Бальзака. Предисловие к «Человеческой комедии», «Этюд о Бейле» как «фундамент» творчества писателя. Философские этюды («Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр», «Поиски абсолюта») как основа романов «Человеческой комедии». «Евгения Гранде»: эволюция характера под влиянием обстоятельств. Пути денег в романах Бальзака и роль ростовщика-банкира («Гобсек»). «Отец Горио» - сюжетный «узел» «Человеческой комедии»: сущность семейных отношений, способы изображения человека и внешнего мира. Тема утраченных иллюзий и нравственного идеала в «Утраченных иллюзиях». «Крестьяне» — новый тип социального романа, своеобразие композиции и структуры образов. Эволюция жанра романа в творчестве Бальзака, идея разобщенности и борьбы всех против всех как основа мировосприятия автора. Роль Бальзака в формирования французского реализма и натурализма. Бальзак в России. Лекция 4. Французский реализм. Проспер Мериме. Периодизация творчества. Историческая тематика и концепция истории в 1820-е годы («Жакерия»). Идеи Предисловия к роману «Хроника времен Карла IX» и XIII главы романа; концепция истории и нравственности в романе и ее отражение в композиции, системе образов и финале романа. Мистификации Мериме («Театр Клары Газюль», «Гюзла»). Новеллистика 30-40-х гг. Специфика экзотических («Матео Фальконе», «Кармен», «Таманго») и психологических новелл («Этрусская ваза», «Двойная ошибка») — хронотоп, композиция, способы создания характеров, лейтмотивы, символы. Мистика в новелле «Венера Илльская». Социальная тема («Арсена Гийо»). Мериме — мастер лейтмотива, композиции и введения неоднозначных ситуаций («Локис»). Мериме и Пушкин, Мериме и русская литература. Ж. П. Беранже. Своеобразие проблематики и поэтики, стиль, связь с народным творчеством. Беранже в России. Лекция 6. Французская литература серединыXIX в. Ш. Бодлер. Г. Флобер. Изменение политической ситуации. Демократизация литературы и литературного героя. Новое представление о прекрасном (Мане, Бодлер, Дега, Прудон, Шанфлери). «Реализм» — его теория (Шанфлери, Дюранти, Курбе) и практика («Шьен-Кайю» Шанфлери). «Парнасцы»: их отношение к социальным событиям, принципы эстетики. (Т. Готье, Л. де Л иль). Ш. Бодлер. Политические и эстетические воззрения. «Цветы зла» — композиция, тематика циклов, человек и мир, способы создания «интеллектуальной поэзии», новая образная система, двоемирие. Бодлер в России. Г. Флобер. Философия, этика и эстетика, концепция истории, отношение к политическим событиям. Представление о счастье. «Лексикон прописных истин» — тема мещанства. Роман «Госпожа Бовари» — хронотоп, проблематика, композиция, новые способы воспроизведения персонажа и среды. Роль подтекста и символики. «Саламбо» — современность и история, экзотика, «эстетики безобразного», символика. «Воспитание чувств» — кольцевая композиция, способы создания характера, символика. Флобер и России. Лекция 7. Английский реализм.Ч. Диккенс. Социальные конфликты в Англии первой половины XIX века. Чартизм. Роль этики в культурной жизни Англии. Утилитаристы и интуитивисты. Роль открытий археологов в эстетике реалистов. Истоки английского реализма XIX века. Основные представители и основные жанры, роль романа воспитания, герои английских реалистов. Эволюция реализма на протяжении первой половины и середины XIX века. Социальные идеи и конфликты в романе Э. Гаскел «Мери Бартон». Проблема воспитания в романе III. Бронте «Джейн Эйр». Социальные конфликты, романтическое и реалистическое начала в романе Э. Бронте «Грозовой перевал». Натуралистические черты в романах Дж. Элиот. Проблема английского натурализма. Представление о неразрывности связей всех людей как основа творчества. Своеобразие творческого метода, проблема юмора и сатиры, периодизация. Гуманизм писателя. Романы 1830-40-х гг. Проблематика и художественная форма «Посмертных записок пиквикского клуба». «Оливер Твист» - концепция личности, нравственная проблематика, проблема воспитания. Жанр, темы, композиция «рождественского рассказа». Проблематика «Американских заметок». «Домби и сын»: смысл названия, проблематика и композиция, своеобразие связей человека и предметного мира, лейтмотивы, символика, особенности анализа внутреннего мира личности, гипербола, связь со сказкой. Творчество 1850-1860-х гг.: причины перехода юмора в сатиру («Тяжелые времена»). «Дэвид Копперфилд»: соединение романа воспитания с романом о творческой личности. «Большие ожидания»: проблематика и символика романа. Диккенс в России. Лекция 7. Английский реализм. У. Теккерей. Политические воззрения. Предисловия к романам «Ньюкомы» и «История Пенденниса» как отражение концепции искусства и истории. Концепция добра и зла. «Книга снобов» отражение мировоззрения писателя. Роман «Ярмарка тщеславия» — хронотоп, проблематика, жанр, система образов, композиция, своеобразие объективности повествования, роль автора и Кукольника. Связь концепции истории и исторической личности в романе «История Генри Эсмонда» с концепцией В. Скотта. Теккерей в России. Лекция 8.Немецкая литература серединыXIX в. Политическая ситуация в стране. Идеи Маркса и Фейербаха. «Молодая Германия» и ее роль в социальных битвах. Романтизм как непременная составляющая немецкого реализма. Причины преобладания поэзии и драмы в литературе данного периода. Эстетика Гегеля: три стадии развития искусства, принцип отражения действительности, учение о жанрах и их эволюции, о природе символа. Ф. Геббель. Эстетика и политические воззрения. Ф. Геббель — создатель психологической драмы XIX в. «Юдифь» — принцип переосмысления библейской истории и библейского персонажа, конфликт и развитие действия. «Мария Магдалина» — конфликт, место действия и состав действующих лиц. «Гиг и его кольцо» — характер использования легендарного сюжета. Г. Гейне. Периодизация творчества. Общественные и литературные связи. 1810-1820-е годы: идеи статьи «Романтика». Художественные и идейные задачи «Книги песен» и их реализация. Состав сборника. Тема человека, природы, любви; философия, предмет иронии и способы ее создания. Статьи 1830-х годов. Политические мотивы в лирике 1840-х годов, поэма «Германия. Зимняя сказка». Двойственность в восприятии революции и религии. Стихи последних лет. «Романцеро» — ирония и жизнеутверждающие мотивы.
Лекция 9.Американская литература 1850-60-е гг. Особенности позднего этапа романтизма в американской литературе. Изменение общественной ситуации в стране, усиление пессимистических настроений, преодоление иллюзий. Внимание к нравственным проблемам, процесс психологизации художественной прозы. Философия трансцендентализма (Эмерсон). Н. Готорн — основатель морально-психологического направлении в литературе Америки. Г. Мелвилл — представитель философского направления в американской литературе. Жанровое своеобразие романа «Моби Дик или Белый кит». Аболюционистская тема в творчестве Г. Бичер-Стоу. Роман «Xижина дяди Тома» и его роль в борьбе против рабства. У. Уитмен. Демократический пафос поэтического и публицистического творчества. История создания и композиция сборника «Листья травы»: особенности поэтического стиля, переход свободному стиху, связь с устным народным творчеством, с романтизмом. Трансцендентализм — философская основа творчества. Уитмен и мировая литература. Уитмен и Маяковский. 3.2. Практические занятия по дисциплине «Зарубежная литература XIX века (реализм)» Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.
|