КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
САМООБУЧЕНИЕ
В согласованной целостности составляющих нийамы подвижничество (тапас) направляется самообучением (свадхьяя)и преданностью высшей идее (ишвара пранидхана),и недаром все три они составляют деятельную (крийа)йогу (Йога сутра, 2.1). Свадхьяя (sva+adhyāya,буквально «своё изучение») в ведийском мироустройстве понималась как изучение своего ведийского текста. Это слово, ещё не встречающееся в самхитах, впервые начинает широко употребляться в поздневедийское время в прозаических брахманах. Определение означает повторение распевцем ведийского текста для заучивания, запоминания и передачи по непрерывной цепи от учителя к ученику. Согласно Тайттирийа араньяке, ведийские тексты следует воспроизводить по мере сил постоянно: днём и ночью, в лесу и в деревне, стоя, на ходу, сидя и т. д. Тогда человек обретает желанные миры и становится свободным от долга по отношению к ним. В перечне пяти «великих жертвоприношений» (маха яджня),приведённом Шатапатха брахманой в порядке возрастания их значения — живым существам, людям, предкам, богам и Брахману, — «жертва Брахману» сопоставляется со свадхьяей. Рамануджа называет «жертвой знания» «знание смысла свадхьяи» (знание смысла повторения или повторяемого текста). Свадхьяя прежде означала и в основном означает изучение, чтение, повторение именно священных текстов. Мирское же образование, чтение научных статей или словарей таковой не является. И Вивекананда настаивал: «Читайте только те книги, которые написаны людьми прозревшими». В силу многозначности санскрита и гибкости традиции йоги свадхьяя ныне толкуется гораздо шире — как «изучение себя», куда входят и самообучение, самообразование. Но и при таком расширенном толковании понятия свадхьяи заучивание и воспроизведение (джапа)мантр вместо ведийских гимнов остаются основой упражнения. Свадхьяей считается произнесение пранава (слога ОМ) или своей избранной мантры (ista mantra),в которую занимающегося посвятил гуру, наряду с изучением Писаний или священных текстов, говорящих о совершенной духовной свободе. Повторение мантры, как одно из средств свадхьяи йоги Патанджали, делится на три вида: • Слышимая • Шепотная • Умственная Из этих трёх высшей, но и самой трудной считается умственная. Многими толкователями свадхьяя приравнивается к суровейшему тапасу, даже если при этом человек, умащенный благовониями, украшенный драгоценностями, покоится на мягком ложе. Несколько иная точка зрения на свадхьяю у Свами Кришнананды, который считает её поддерживающей и облегчающей выполнение трёх главных членов нийамы — шаучи, самтоши и тапаса. Если у нас нет возможности заниматься физическими очищениями и предаваться тапа-су, мы можем, по крайней мере, читать священные Писания и, читая вдохновенное, почувствовать вдохновение, вдохновляться, читая о людях великой веры и верных поступков, укрепить ослабевшие убеждения. Разница, видимо, в том, что традиционный подход — это устное воспроизведение (даже если произносится «про себя») иногда очень больших по объёму текстов, а Свами Кришнананда имеет в виду чтение написанного текста (хотя и последний при многократном повторении заучивается). В качестве таких текстов он указывает некоторые главы Бхагавадгиты или Дхаммапады, Нагорную проповедь в Евангелии или «Подражание Христу», гимны и песни мудрецов и бхактов, отрывки из эпоса и пуран. А заканчивает обычно: «Это само станет тапасом. Свадхьяя сама — великая аскеза, великое благоговение, поклонение, медитация». Свами Шивананда считает, что «ежедневного чтения Бхагавадгиты достаточно для ежедневной свадхьяи». Вне зависимости от того, верим или не верим мы в боговдохновенность и святость Писаний, пренебрегать отражённым в них опытом человечества в познании Истины не стоит (может быть, в древние времена она была менее отдалена от человека, менее раздроблена словами и искажена ошибками?). К тому же как в какой-либо научной деятельности, чтобы понять вопрос, мы изучаем имеющуюся литературу, так и в не менее трудной науке йоги полезно знать, что о ней сказано осуществившими её людьми. Так мы избежим многих ошибок и опасностей на этом пути, не будем биться лбом в открытые двери, сохраним силы и время, не навредим другим. О психофизическом воздействии самообучения. Поскольку слова с высоким смысловым содержанием имеют высокий энергетический «заряд», то повторение священных Писаний и слушание бесед мудрецов об истине (сатсанг)оказывают благотворное влияние на человека. «Мудрость — это преобразователь энергетических потоков» (Свами Сатьянанда). Энергетические излучения мудрости действуют на самом тонком уровне. Они могут изменить и зарядить ваш ум и энергетическое поле, что усилит вашу жизнестойкость. Осознаёт ли человек эти изменения или нет, тем не менее, они будут происходить. Но он должен быть восприимчивым. И, помня, что книги — эта не сама Истина, а её выражение, надо избежать опасности подмены осуществления Истины чтением или разглагольствованиями о ней. Поэтому чем менее механичен процесс чтения и повторения и чем больше он осмыслен, тем больше возможностей у нас увидеть содержащуюся в писаниях Истину. От свадхьяи — связь с желанным божеством» (svāhyāyad ista devatā samprayogah) (Йога сутра, 2.44). Но желанное божество — не обязательно божество (в индуизме это часто природные стихии, силы, качества, абстрактные понятия) и не обязательно Высшее Божество. Высшее Божество, или, точнее, Высшее Существо в йоге — это Ишвара, Владыка, «учитель всех учителей» (Патанджали), тот, кто «не имеет совершенства, равного ему и превосходящего его» (Вьяса, на Йога сутру, на 1.24).
|