Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПОДВИЖНИЧЕСТВО




 

Тапас — это одна из древнейших духовных практик, упоминаемая ещё в Ригведе. Само слово тапас означает «пыл», «жар», «горение» и родственно русскому «тепло». В 10-й книге Ригведы есть небольшой гимн, в котором вселенная предстаёт родившейся из тапаса.

 

Родились порядок и правда

из вспыхнувшего жара (тапас),

от того — и ночь родилась,

от того — океан волнистый.

Из волнистого океана

год родился, распределитель

дней и ночей, Владыка

всего, что моргает.

Основал (он) луну и солнце,

как и прежде[54], создатель

(сотворил) и небо и землю,

среду воздушную, свет после.

Ригведа, 10.190

 

Чаще всего понятие тапас передаётся в литературе как «подвижничество», «самообуздание», «строгость», «аскеза», причём со смыслом, близким к христианским понятиям «самоистязание», «покаяние». Здесь надо уяснить отличие: в христианстве подвижничество и самоистязание служит для угашения страстей, тогда как тапас — это возжигание внутреннего огня, и цель тапаса — получить определённые «плоды» от высших сил. В эпосе и пуранах тапас — это некая жертва своим телом, которой божество «обязывается» выполнить желание существа, предпринявшего тапас (тапасвин).

Значение ведийского тапас «жар», «пыл», «горение» — имеет не только символический, но и прямо физиологический смысл, ибо упорное выполнение какого-либо подвижничества даёт ощущение тепла или жара в теле. Этот жар является той живительной силой, которая подпитывает человека. Продолжая развитие образа, можно сказать, что огнём тапаса все нечистоты и недостатки сжигаются, уничтожаются (aśudhi ksaya tapasah).Поэтому большинство комментаторов Йога сутры толкуют тапас как очистительное действие, входящее, наряду со свадхьяей и ишвара,в крийа йогу (Йога сутра, 2.1).

В индийских преданиях приводятся поражающие воображение примеры тапаса: тысячедневное (и даже тысячелетнее!) стояние на одной ноге между кострами, глядя на солнце; длительное голодание, после которого подвижник позволял себе подкрепиться каким-нибудь упавшим листом; или свойственный «демоническим» персонажам «шантаж» Бога, когда, чтобы получить от Него дар непобедимости, отрубают свои члены и даже головы (как Равана, у которого их было десять).

 

«Классический» пример тапаса

 

Но тапас — это не только мифология и литература. Моньер-Вильямс приводит рассказ исламского путешественника, увидевшего однажды человека, неподвижно стоящего лицом к солнцу 16 лет спустя, проходя там же, он обнаружил того же человека в том же самом положении.

И, опять же, не всё в прошлом. И сейчас в Индии есть садху с пронзенными трезубцем языком и губами, есть так называемые кхарешвари,своеобразные столпники, не ложащиеся, даже для сна, по несколько лет, есть, наоборот, передвигающиеся только ползком, есть никогда не опускающие руки, поднятой во славу Бога (екабаху),есть питающиеся лишь молоком и т. п.

Тапас тесно связан с идеей жертвы. Лишения, которые претерпевает человек при подвижничестве, — это своего рода жертва для достижения каких-то результатов. Тапасом достигаются многие необычные способности — ясновидение, яснослышание, чтение мыслей и внушение их и т. п., но, как и при достижении этих сил другими способами, необходима большая осторожность, ибо легко впасть в зависимость от них. Ведь тапас — вспомогательное и дополнительное средство осуществления йоги (Вачаспати Миш-ра), в отрыве от её цели кажущееся даже некой противоположностью йоге. Тапас, скорее, героический подвиг, а йога, особенно в понимании Бхагавадгиты, — равновесие, уравновешенность.

 

Ведь йога не для того, кто ест много или не ест совсем,

Не для слишком сонливого или бессонного, Ярый.

Кто сдержан в еде и развлеченьях,

сдержан движеньями в действиях,

Сдержан во сне и бдении — обузданьем страдание удаляет.

Бхагавадгита, 6.16-17

 

Если же

 

...Люди совершают тапас жестокий, не по Писаньям (aśastra),

в самообмане обуреваемы желаньем, страстью, насильем,

без толку мучающие совокупность элементов телесных

и Меня внутри тела, знай, это упорство буйных.

Бхагавадгита, 17.5-6

 

Тапас ни в коем случае не должен быть только практикой подавления естественных стремлений ради тщеславных желаний. Тапас может быть безнравственным: «тамасным», «яростным», «демоническим», предпринятым «во вред себе» или «чтоб устранить другого» (Бхагавадгита, 17.19).

Согласно объяснению Вьясы и других толкователей Йога сутры, тапас — это способность претерпевать пары противоположностей (dvandva):голод и жажду, жару и холод, стояние и сидение (в неподвижности), отсутствие речи (каштха мауна,букв, «молчание чурбана») и отсутствие выражения на лице (ака-ра мауна).В него также включаются такие действия, как умерщвление плоти, уменьшение количества пищи по мере убывания месяца (чандрайана),суровое покаяние, питание одними молочными продуктами и однодневный пост, пост через день или на седьмой день (сантапана),выполняемые так долго, как необходимо, и др.

Один из весьма древних видов тапаса — пятеричный тапас (панчатапас),например, состоит в том, что в течение трёх самых жарких месяцев в Индии (апрель, май, июнь) человек пребывает в квадрате между четырьмя кострами с пылающим солнцем над головой как пятым огнём. При этом тапасе тело становится худым и коричневым, а умение претерпевать жару возрастает многократно. По Свами Сатьянанде, этим и такими распространёнными видами тапаса, как пранайама, голодание, сосредоточение на одной точке, из тела удаляются вредные вещества, тело становится крепким и выносливым, успокаивается и становится пригодным для созерцания.

Тапас чаще всего выступает в виде пребывания в одном положении. Неподвижное пребывание в одном положении во время подвижничества обучает тело для следующего этапа йоги умению удобно и устойчиво пребывать в асане.

В результате тапаса приходит совершенство тела и органов чувств (kāyendriyak siddhi)(Йога сутра, 2.43).

Подвижничество обычные люди воспринимают как самоистязание, но это самовоспитание. Сущность подвижничества также в том, чтобы узнать пределы своей зависимости от тела и расширить эти пределы. Также, правда не всегда, вместе с терпением вырабатывается и терпимость, потому что, испытав боль, узнав пределы своей воли, перестав считать себя всемогущим, человек становится мягче. Подвижничество особенно подходит для обращённых на внешний мир (экстравертов).

Подвижничество, или тапас, — не разовое действие. Его ценность — в непрерывности на установленный человеком срок. Это может быть трёхдневный пост, двухнедельное молчание или двенадцатилетнее стояние. Среди современных садху обычно даже самое строгое подвижничество принимается на какой-то срок или выполняется до тех пор, пока оно не принесёт плод — постижение Истины, святость или хотя бы просветление. Направленное на подчинение тела подвижничество обычно сочетается с более лёгкими для тела или требующими не только воли, но и развития ума и чувств, упражнениями. Сильная воля совершенно необходима в йоге, чтобы обуздать волнующийся и капризный ум, мешающий постижению Истины созерцанием.

В условиях современной западной жизни подвижничеством могут стать простые действия: подъём, например, на час раньше, чем вошло в привычку, ежедневное и определённое временем упражнение в асанах хатха йоги в современном толковании или простая зарядка.

В йоге и буддизме тапас в высших своих проявлениях преобразовывается в психологические упражнения. Свами Шивананда понимает тапас обобщённо — как сдерживание чувств.

Очень важная психологическая особенность тапаса как очистительного средства указана Ману (11.234): если в душе человека при совершении какого-либо деяния остаётся тяжесть, тогда надо исполнять подвижничество, покуда эта тяжесть не будет «удовлетворена».

В зависимости от нрава или призвания человека подвижничество для мыслителя — приобретение знания, для воина или правителя — оберегание людей, для предпринимателя — хозяйственная деятельность, а для наёмного работника — услужение.

Чтобы подвижничество было направлено к Благу и приносило благие плоды, оно должно основываться на указаниях и примерах великих учителей — мудрецов и святых. Предпринимающий тапас даже ради преходящих целей должен помнить о Запредельной, Высшей цели (парайана)и, чтобы не забывать её, постоянно сверяться с признанными источниками. Такими источниками в Индии являются священные Писания (шрути и шастра) и указания почитаемых учителей.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты