КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение № 8Н. Ю. Пушкарский «Кто стоял за спиной убийцы Столыпина». Киев, 2-го сентября 1911 г. (старого стиля). «Вчера, во время торжественного спектакля в городском театре, в присутствии Государя Императора, было совершено покушение на жизнь Председателя Совета Министров П. А. Столыпина. П. А. Столыпин ранен произведенными в него двумя выстрелами из револьвера. Покушавшийся задержан. Он назвал себя помощником присяжного поверенного Дмитрием Богровым». (Из газеты за 1911 г.). Пятьдесят лет прошло со дня, когда в Киевском оперном театре, во время антракта, к стоявшему у оркестра Столыпин)' почти вплотную подошел Богров, сын местного богача-еврея, и дважды выстрелил в министра. Столыпин, падая, перекрестил ложу Государя... Чего добивались враги России? Теперь мы все знаем, что нужно было им. Пули Богрова были направлены в сердце России. Им нужна была власть над Россией. И враги ее добились, переступив не только через труп Столыпина, но и всей семьи русского ца-ря, а затем через миллионы трупов народа, пребывая на шее России и до сего дня. «Киев, 12 сентября 1911. (ст. стиля): «Вчера приведен в исполнение смертный приговор над убийцей П. А. Столыпина Богровым (из газет за 1911 г.)». Прошло пятьдесят лет после казни Дм. Богрова, но тайна, унесенная им в могилу, до настоящего времени остается неразгаданной и не перестает интересовать общество. Так, в газете «Новое Русское Слово» от 2 июля с. г. помещено объявление о подписке на новую книг)' Т. Я. Аронсона «Россия накануне революции», где в оглавлении указан первым вопрос: «Загадка убийства Столыпина». В осведомленности и эрудиции автора сомневаться не приходится: писания его широко известны эмиграции. Будем надеяться, что в своей книге г. Аронсон не только поставит вопрос о «загадке» убийства, но и ответит на него, не повторяя механически того, что писалось в трех номерах «Н. Р. С.» от 30 октября, 5 и 12 ноября 1956 года, под тем же названием. Простое повторение уже написанного не даст ответа на загадку, т. к. в своих газетных статьях, пять лет тому назад, г. Аронсон доказывал, что Богровым руководила потребность в реабилитации, в искуплении. «Он служил несколько лет в охранке, он выдавал анархистов и максималистов, с которыми был связан. Но наступил момент, когда он решил искупить свое позорное прошлое, и убил Столыпина». На эти статьи г. Аронсона откликнулся т. Лукин в газете «Наша Страна», от 21 марта 1957 года за № 374, где автор утверждает, что Богров убивал Столыпина, как член партии социалистов-революционеров, к которой принадлежал когда-то и г. Аронсон, и что последний, мол, защищает свою партию от обвинений в убийстве великого государственного человека. Мне кажется, что постановка вопроса в таком разрезе не способствует выяснению истины. Можно ненавидеть социалистов-революционеров, можно относиться весьма отрицательно к тем политическим убийствам, которые они совершали, но нельзя отрицать, что эсеры были политической партией с уставом и программой, действовали согласно последним и, если и допускали конспирацию до террористического акта, то после совершения его всегда объявляли о своей причастности. С точки зрения любых социалистов, убийством Столыпина был устранен с политической арены влиятельный и талантливый министр царского правительства, являвшийся, по их мнению, оплотом господствовавшей тогда реакции. Заявление о причастности (хотя бы идейной!) к этому убийству было бы для партии с.-р., конечно, лестным. Однако, заграничный орган Центрального Комитета партии с.-р., «Знамя Труда», в 38-м номере в том же 1911 году опубликовал заявление, что ни ЦК партии эсэров, ни местные организации никакого участия в убийстве Столыпина не принимали. Мало того, в книге с.-р. Егора Лазарева, изданной в 1926 г. в г. Праге, имеются интересные данные, касающиеся знакомства и переговоров Дм. Богрова с Е. Лазаревым в 1910 г. в С.-Петербурге. Богров приехал к эсеру Лазареву просить «не материальной или технической помощи партии, а идейной и моральной. Я хочу обеспечить за собой уверенность, что после моей смерти останутся люди и целая партия, которые правильно истолкуют мое поведение, объяснив его общественными, а не личными мотивами». Лазарев подробно повествует, как Богров рассказывал ему о своем плане убить Столыпина, как он трижды посещал его и вел длинные беседы и как все три раза получал отказ. Предполагать, конечно, все можно, но необходимо в своих предположениях исходить из каких-либо фактов, а факты говорят о том, что за 50 лет, прошедших со дня убийства, никто и ничего не опубликовал, доказывающего причастность к последнему эсеров. Но тогда, значит, Богров действовал только от себя, был террористом-одиночкой, как писал А. Мушин в Париже в 1914 году? Или Богров был индивидуалист-провокатор, после разоблачения, вместо самоубийства, кончивший убийством Столыпина, как писал советский автор Струмилло в 1924 г. в Ленинграде? Я полагаю, что ни то, ни другое. Без помощи других лиц и организаций такое убийство совершить одному человеку было просто не под силу. А кроме того Г. Сандо-мирский, товарищ Д. Богрова по анархической работе, писал в 1926 году в Москве: «...прежде всего, к моменту совершения Богровым террористического акта, поскольку мне известно, над ним никаких партийных обвинений не тяготело. Никем он, как провокатор, разоблачен не был». Лазарев же, в своей выше указанной книге на стр. 51 приводит слова Богрова: «Я — еврей, и позвольте вам напомнить, что мы и до сих пор живем под господством черносотенных вождей. Евреи никогда не забудут Крушевапов, Дубровиных, Пуришкеви-чей и тому подобных злодеев. А Герценштейн? А где Иоллос? Где сотни, и тысячи растерзанных евреев, мужчин, женщин и детей, с распоротыми животами, с отрезанными носами и ушами? Если в массах и выступают иногда активно против таких злодеяний, то расплачиваться в таких случаях приходится «стрелочникам», главные же виновники остаются безнаказанными. Указывать массам действительных виновников лежит на обязанности социалистических партий и на интеллигенции вообще. Вы знаете, что властным руководителем идущей теперь реакции является Столыпин. Я прихожу к вам и говорю, что я решил устранить его, а вы мне советуете, вместо этого, заняться культурной адвокатской деятельностью...» Кто такой был Богров? Сын богатого киевского присяжного поверенного, домовладельца, от роду 24-х лет, человек с высшим юридическим образованием. Он часто бывал заграницей и учился не только в России, но и в Мюнхене (Германия). О своих политических убеждениях сам Богров, со слов Лазарева, рассказывал так: «С гимназической скамьи, я прошел всю гамму прогрессивных воззрений, от либерализма до анархизма включительно. Я предавался их изучению с большим энтузиазмом. Дальше анархизма идти было некуда. Я им также увлекался. Пройдя всю идейную гамму, я, наконец, пришел к заключению, что, чем идеи радикальнее, тем они более утопичны. Я и теперь ценю моральную силу анархизма: но для обширных массовых движе-ний и общественных переворотов необходима организованная партийная деятельность... Выкинуть Столыпина с политической арены от имени анархистов я не могу, потому что у анархистов нет партии, нет правил, обязательных для всех членов...» Ясно, что Богров искал организацию, которая могла бы и должна была придать задуманному им убийству политический характер. Эсеры ему отказали, и вполне вероятно, что он обратился к другой организации. Что это могла быть за организация? В своих интересных статьях «Масоны в русской политике» (газета «Н. Р. С», 8-12 октября 1959 года) т. Г. Аронсон рассказывает о существовании в дореволюционной России немногочисленной, но политически влиятельной организации русских масонов. Особенностью этой организации является прежде всего ее «засекреченность», доходящая до того, что, спустя много десятилетий, ни один из ее участников не рассказал ни тайны ее состава, ни тайны ее деятельности. Другой отличительной чертой этой политической организации является разношерстность ее деятелей, которых она объединяла — людей, принадлежащих к разным, подчас враждующим между собой партиям и группам, но стремящихся, несомненно, создать активный политический центр, не межпартийного, а надпартийного характера. Достаточно привести десяток имен известных русских политиков и общественных деятелей, принадлежавших к масонской элите; чтобы подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело... с редким феноменом, мимо которого, однако, прошли почти все историки эпохи, и о котором ничего не знает, кроме вызывающих скепсис слухов, рядовой читатель. Далее г. Гр. Аронсон указывает несколько имен из списка масонской элиты (лучших, отборных): князь Г. Львов, А. Ф. Керенский, Н. В. Некрасов, Н. С. Чхеидзе, В. А. Маклаков, Е. Д. Кускова, Великий Князь Николай Михайлович, Н. Д. Соколов, А. И. Коновалов, А. Я. Брауде, М. И. Терещенко, С. Н. Прокопович. Что поражает в этом списке, это — буквально людская смесь, вплоть до бывшего директора Департамента полиции. Не в этой ли организации русских масонов надо искать тех, кто стоял за спиной Дм. Богрова? Не принадлежал ли к русским масонам подполковник жандармского управления Ку-лябко, допустивший присутствие агента-осведомителя Дм. Богрова на парадном спектакле в присутствии Государя Императора? Не принадлежал ли к русским масонам жандармский полковник Иванов, производивший допрос Дм. Богрова после совершения им убийства и заявивший, что «Дм. Богров — один из самых замечательных людей, которых я встречал»? К каким организациям принадлежал Дм. Богров, находясь заграницей? Что известно о его связях с анархистами-коммунистами в Германии и анархисто-синдикалистами во Франции? Почему он со студенческих лет всегда носил с собой браунинг, и по чьему разрешению? Почему связь Богрова с охранным отделением, сперва с Киевским (с 1907 по 1910 г.), затем с Петербургским (в 1911 г.) и снова с Киевским (в 1911 г.), не возбуждала сомнений у их начальников, несмотря на то, что те сведения, которые он им давал, в большинстве случаев носили совершенно безразличный, безвредный характер и никак не могли оправдывать то доверие, которое Кулябко и остальные чины охраны проявили в отношении Дм. Богрова? Почему не согласились с заключением следствия сенатора Трусевича, согласно которому лица, руководившие охраной Государя и Столыпина, а именно шеф жандармов генерал Курлов, полковник Спиридович, статский советник Веригин и подполковник Кулябко, виновны в преступной небрежности по службе, в превышении и бездействии власти? Почему подполковник Кулябко, встретив Богрова в коридоре театра во время второго антракта и предложив ему ехать домой и следить за Николаем Яковлевичем (вымышленное Богровым лицо), не проверил исполнения своего распоряжения и оставил Богрова без всякого наблюдения, чем и дал ему возможность приблизиться к Столыпину для выстрела? Почему «около него (Столыпина) почти никого не было, и доступ к нему был совершенно свободен» (показание самого Дм. Богрова)? Почему, наконец, не было придано значения сообщению Киевского генерал-губернатора Ф. Ф. Трепова, сделанному после похорон Столыпина, о том, что было установлено, что в день убийства Богров обедал в ресторане «Метрополь», находящемся против городского театра, с известным революционером, а затем коммунистом Львом Троцким-Бронштейном, проживавшим тогда частенько заграницей и связанным там с интернационально-революционными кругами?.. Эти и многие другие вопросы невольно возникают у читателя, ищут ответов и не находят их. В своем предсмертном письме родителям, писанном Дм. Богровым из тюрьмы 10 сентября 1911 г., накануне казни, Богров, между прочим, писал: «...Я знаю, что вас глубоко поразила неожиданность всего происшедшего, знаю, что вы должны были растеряться под внезапностью обнаружения действительных и мнимых тайн...» Действительные тайны убийства Столыпина были, о чем засвидетельствовал сам убийца. Их и надо стараться раскрыть, а не довольствоваться раскрытием мнимых...
|