КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объект, предмет, особенности социологического изучения общества и определение социологииСоциология — одна из важных, фундаментальных наук об обществе и человеке, выполняющая в XXI веке, как и прежде, миссию рационального и объективного познания мира, в котором живут люди. Начиная изучение социологии, прежде всего нужно ответить на вопрос о том, что она собой представляет. Один из столпов мировой социологической науки Роберт Кинг Мертон заметил, что социология — это новая наука на очень старую тему. Социология — относительно молода. Как самостоятельная область научного знания она сформировалась во второй трети XIX века.В научный оборот термин «социология» ввел французский мыслитель и основоположник социологической науки Огюст Конт.Отказавшись именовать открытую им новую науку социальной физикой, он создал термин «социология» (от лат. socius — общество и греч. logos — знание, учение), буквально означающий «наука об обществе». Впервые этот термин был использован Контом в четвертом томе его работы «Курс позитивной философии» в 1838 г. Возникнув в Западной Европе, социология сначала получила формально-институциональное признание в Америке. В США уже в 1892 г. был создан первый социологический факультет в Чикагском университете; им руководил Албион Вудбери Смолл(1854—1926), также организовавший издание «Американского социологического журнала» (American Journal of Sociology). В 1909 г. была основана Американская социологическая ассоциация {American Sociological Association — ASA). 1.1. Объект, предмет, особенности социологического изучения общества- 11 В Европе первая кафедра социологии была создана во Франции в 1895 г. в Университете Бордо под руководством ;>миля Дюркгейма,начавшего в 1898 г. издание знаменито-ii) «Социологического ежегодника» (ЕАппееSociologique). В Германии в 1919 г. первую кафедру социологии возглавил Макс Вебер,который в 1909 г. вместе с Фердинандом Теннисоми Георгом Зиммелемосновал «Немецкое социологическое общество» (Deutsche soziologischaft Gemeinschaft). В Великобритании социология получает признание в Оксфордском и Кембриджском университетах только после Второй мировой войны. Рождение социологии в нашей стране связывают с публикацией в 1869 г. научного труда В. В. Берви-Флоровского(1829—1918) «Положение рабочего класса в России». Первый российский социологический образовательный центр был организован в Высшей школе общественных наук в Париже (1901—1906) М. М. Ковалевским и Е. В. Де Роберти.Первая кафедра социологии была образована в 1908 г. в частном Психоневрологическом институте в Петрограде, ее возглавляли М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти. В 1916 г. было создано Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского. Среди его> инициаторов были П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, Н.И.Кареев, Н. Д. Кондратьев. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в России факультет общественных наук ссоциологическим отделением во главе с В международном масштабе объединение и сотрудничество социологов началось в 1893 г., когда французский ученый Рене Вормс(1869—1926) основал небольшой по численности Международный социологический институт International Sociologie — IIS). Организация социологов всемирного масштаба — Международная социологическая ассоциация (International Sociological Association ) возникла в 1949 r. Таким образом, социология имеет сравнительно непродолжительную историю, что совершенно не отменяет многовековой опыт и результаты раздумий людей об общественной жизни. Человечество всегда так или иначе размыш- 12 Глава! Социология как наука ляло на социологические темы. Каждый индивид как член сообщества в какой-то мере социолог, и в этом смысле социология имеет длительное прошлое. Особенности социологического познания.Чем отличается предсоциологическое знание об обществе от социологического? Один из крупнейших современных социологов Пётр Штомпка (р. 1944) отмечает, что досоциологическое знание выступает в форме обыденного сознания, художественных впечатлений и философской (социально-философской) рефлексии1. Обыденное сознание чаще всего представляет сумму во многом случайных и индивидуальных наблюдений. Каждый человек определенным образом объясняет свою жизнь, делает некоторые обобщения по поводу своего социального окружения и общественной жизни, но при этом может быть склонен свой личный опыт и видение социального мира рассматривать в качестве всеобщего, типичного, единственно правильного. Повседневная мудрость нередко выступает поспешным, опрометчивым и категоричным суждением, не исключает вымысел и заблуждение, бывает предвзятым, порой основывается на негативных стереотипах. Носители обыденного сознания нередко бывают резки в оценке событий общественной жизни, легко впадают в морализаторство или апатию. Обыденное сознание и миропонимание являются объектами социологического изучения, но не могут выступить в качестве научной основы социологии. Искусство тоже располагает знанием об обществе. Это отчетливо видно на примере литературы и публицистики. Кладезем для социологического знания являются кино-и фотоискусство, документальное кино, тележурналистика, а также другие области художественного творчества. Таким образом, искусство в известной мере социологично, но ценность искусства в первую очередь определяется не его научно-познавательными возможностями, а его эстетико-художественным значением. Социальная философия существенным образом отличается от обыденного сознания и художественного освоения мира. Она является одним из научных подходов познания социального мира — важного, но недостаточного для социологического постижения социальной действительности в силу умозрительного характера философского знания. 1 См.: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества : пер. с польск. М., 2005. С. 12-14.
|