КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Социология как наукаденного сознания, искать более глубокие, скрытые от поверхностного наблюдения пласты общественного бытия; —Почему на самом деле все именно так? Этот вопрос ориентирует на выявление механизмов и закономерностей общественной жизни; —Что и как будет дальше? Данный вопрос связан с установкой на выработку обоснованных прогнозов социального развития; —Что делать, чтобы изменить общество в «достойном» направлении? Это вопрос предполагает разработку рекомендаций людям, занятым управлением, а также гражданам, чтобы они точнее разбирались в социальных ситуациях и тем самым могли обрести лучшие шансы для реализации своих интересов, жизненных планов. Современная социологическая наука, конечно, далеко ушла от концептов ранней социологии. Ей удалось преодолеть наследство наивного натурализма и крайностей позитивизма, по сути, устанавливающих знак равенства между законами природы и общества, между методами естественных и социальных наук. Образ социального мира в социологии конца XX — начала XXI столетия выглядит иначе, чем в теориях классической социологии. Познавательные инструменты социологической науки трансформировались, но научное познание общества остается неизменной целью деятельности для большинства нынешних социологов. Однако сегодня имеется и другой взгляд на социологию. В частности, в постмодернизме общественная жизнь трактуется как лишенная всяких взаимосвязей и закономерностей, в ней царит случайность, неустойчивость, фрагментарность не связанных друг с другом явлений1. К постмодернистским новациям можно относиться по-разному, они окажут свою услугу социологии в понимании социального мира, но едва ли постмодернизм сможет образовать новый социологический мейнстрим2. > В значительной мере специфика познания в современной социологии раскрывается в представлении о социологическом воображении. Автором концепции социологического воображения является известный американский социолог Чарльз Райт Миллс (1916—1962). По Миллсу, социологическое воображение есть умение связать биографию отдельного человека, общество и историю. См., например: Ритцер Дж. Указ. соч. С. 537—561. 2См.: Штомпка П. Указ. соч. С. 16. Подробнее см.: Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. М., 2001. 1.1. Объект, предмет, особенности социологического изучения общества. 21 Здесь важно отметить несколько моментов. Социологическое воображение: 1) предполагает рассматривать социальные феномены как результат преднамеренных или непреднамеренных действий Социальных субъектов, отдельных людей или групп1, и таким образом противостоит фатализму, «жестко-однозначному» «терминизму, представлениям о роли Провидения; 2) основано на осознании структурных и культурных границ, которые определяют шансы и перспективы социальных субъектов, и тем самым подрывает миф об абсолютной свободе человека и противостоит волюнтаризму; 3) включает в себя исторический взгляд на социальный мир; 4) делает акцент на динамике в противоположность статичным подходам в изучении явлений социального мира; 5) означает понимание огромного разнообразия форм, в которых находит свое проявление социальная жизнь. Тем самым социологическое воображение отстаивает толерантность и направлено против догматизма и этноцентризма. Для социолога, исповедующего идею социологического воображения, в изучении общества не может быть запретных тем, так же как больших и малых вопросов. В малом отдельном факте — социолог стремится раскрыть общее общественную тенденцию, а общесоциальное стремится увидеть в социальной конкретике. Отсутствие социологического воображения не может быть компенсировано чем-либо другим, например, большим объемом эмпирических данных, догматическими схемами, апелляцией к мнению власти и др. > Общество в социологии изучается как социальная система, но — система противоречивая, изменяющаяся, обладающая сложной структурой. В социологии неприемлем подход, связанный с построением идеальных (утопических) моделей общества. Будущее не предопределено; мы можем обоснованно говорить, что человечество продолжает развиваться, но возрастают и вызовы, с которыми оно сталкивается. Так, при характеристике нашего времени все чаще стал использоваться термин «общество риска», который ввел в научный дискурс немецкий социолог Ульрих Бек (р. 1944). Различные сферы общества: экономическая, политическая, правовая, сфера культуры и др. — в социологии рассматриваются и как части общественного целого (а также в отношении друг к другу), и как отдельные социальные системы. 1 См.: Гидденс Э. Социология. М., 2005. С. 17—18 ; Штомпка П. Указ. соч. С. 35-36. 22 Глава 1. Социология как наука > Социология — теоретическая и эмпирическая наука. Существует два основных способа получения знания в социологии: а) эмпирический — получение первичной информации, фактов, их эмпирическая обработка, описание; б) теоретический — систематический анализ и обобщение эмпирической информации, фактов, формулирование концепций, теорий. Это две стороны одной «медали» социологического познания мира социальности, и поэтому взгляд социологии на явления и процессы социальной действительности является как фиксирующим, описательным, так и концептуальным, объясняющим. В социологии периодически возобновляется дискуссия о соотношении теории и эмпирии (опытного знания), их места и значения для социологической науки. Высказываются и крайние позиции. Так, с одной стороны, делаются заявления, что базой социологии являются эмпирические исследования, а роль теоретической социологии незначительна. Лучшее на что она может претендовать, — быть «рабой» эмпиризма; наукообразно повторять то, что было открыто и сформулировано эмпирической социологией. С другой стороны, утверждается, что влияние эмпирического материала на развитие социологического (теоретического) знания ничтожно мало, по существу, им можно пренебречь, поэтому теории в социологии должен быть отдан абсолютный и безусловный приоритет над эмпирией. Крайности потому и называются крайностями, что по отношению к ним истина всегда где-то рядом. Социология без своих теоретической и эмпирической составляющих не смогла бы состояться как современная социальная наука. Без эмпирии социология может превратиться в разновидность доктринерства, а без теории не только не удастся «за деревьями увидеть лес», но и вообще разглядеть, что-либо действительно стоящее. > В социологии (социальных науках в целом) сформировалось два подхода в объяснении социума: а) социальный реализм (от лат. realis — вещественный). С данной точки зрения общество есть реальность особого рода (лат. sui generis), отличная и даже независимая от совокупности составляющих общество индивидов; б) социальный номинализм (от лат. nomina — имя). Здесь утверждается реальность составляющих общество индиви-
|