КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Возникновение и развитие социологии. договора он заявлял, что поверит в нее только тогда, когда увидит этот первый договор.договора он заявлял, что поверит в нее только тогда, когда увидит этот первый договор. Чезаре Беккариа(1738—1794), итальянский просветитель, автор знаменитого труда «О преступлениях и наказаниях» (1764) является основателем классической школы уголовного права. В своем труде он подверг критике бесчеловечные принципы судопроизводства в Средневековой Европе и призвал к гуманизации уголовной юстиции. Так, он писал, что важна неизбежность, а не жестокость наказания и что наказание должно быть соразмерно совершенному преступлению; лучше предупреждать преступления, чем наказывать за них; смертная казнь подает людям пример жестокости. Французский экономист и государственный деятель Анн Робер Жак Тюрго(1727—1781) был первым, кто сформулировал и обосновал рационалистическую теорию прогресса. В своей знаменитой речи «Последовательные успехи человеческого разума», произнесенной в Сорбонне в декабре 1750 г., он утверждал, что мир людей — это мир изменчивости и новизны. В противоположность Вольтеру Тюрго доказывал, что прогресс человеческой мысли проявляется даже в самую мрачную и варварскую эпоху Средневековья. В культурном прогрессе человечества Тюрго различал три стадии: религиозную, спекулятивную и научную, тем самым предвосхитив периодизацию истории, сделанную А. де Сен-Симоном и О. Контом. Шотландский экономист и философ Адам Смит(1723—1790) различал в современном ему обществе три основных класса: земельных собственников, капиталистов и наемных рабочих. В свою очередь Тюрго помимо земледельческого класса и класса ремесленников выделял классы предпринимателей и наемных работников. Выделение классов в структуре общества способствовало тому, что французские историки Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри рассматривали историю как процесс борьбы между классами. Наиболее развернутую форму теория прогресса получила в сочинении французского философа, математика и политического деятеля Жана Антуана Кондорсе(1743— 1794), которое называлось «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» и было опубликовано после смерти автора (1795). Теория Кондорсе проникнута оптимистическим мировоззрением, верой в безграничность возможностей человеческого разума, способность человека к совершенству, необратимость прогресса человечества. 2.2. Социально-исторические и научные уши ия возникновения социологии 4 В истории человечества мыслитель различает десять последовательно сменяющих одна другую эпох, составляющих этапы прогрессивного развития человечества. В основе этого прогресса лежит прогресс человеческого разума. Помимо Тюрго и Кондорсе идею общественного прогресса обосновывали философ Джозеф Пристли и историк Эдвард Гиббон в Англии, швейцарский философ, историк и педагог Исаак Изелин (1728—1782), немецкие философы И. Кант, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер. Идеи Тюрго и Кондорсе наши продолжение в творчестве французского мыслителя, видного представителя утопического социализма Анри де Сен-Симона (Клод Анри де Рувруа, граф Сен-Симон; 1760—1325). Его основными работами являются «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «Катехизис промышленников» (1823), «Новое христианство» (1825). Для Сен-Симона прогресс есть универсальный закон общества. По мере развития общество от военного переходит к промышленному. Основа общественного прогресса — человеческий разум, воплощенный в научных знаниях, технических достижениях, индустрии; в людях, которые действуют в этих областях, — ученых, изобретателях, промышленниках. Сен-Симон пророчествовал: «Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди». Новое общество и новая мораль, основанные на науке, предполагают принципы уважения к труду и возможности трудиться каждому, братской любви и взаимопомощи. Принципы «нового христианства» представляют образ будущего человечества. Как видим, у социологической науки длительная и богатая предыстория, в течение которой был сформулирован целый ряд значительных идей и концепций, предуготовивших возникновение социологии.
|