КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление социологии в XIX - начале XX века 49Основными компонентами общества Спенсер считает три главные системы: I Систему, производящую средства для жиззни (или промышленную систему), которая подобно органам питания индивидуального организма поддерживает жизнь в организме социальном. 2. Распределительную систему, которая аналогично сосудистой системе обеспечивает связь частей социального организма на основе разделения труда (обычные и железные дороги, торговля). 3. Регулятивную систему, способствующую объединению частей в целое подобно нервно-двигательной системе организма и воплощенную в различных социальных институтах. Спенсер выделяет несколько типов социальных институтов: домашний (воспитание), политический, церковный, профессиональный, промышленный. Возникают и развиваются перечисленные системы по мере эволюции живого организма, усложнения его структуры. Социальная эволюция, как и биологическая, являются процессом постепенного усложнения строения общества, нарастания специализации его частей, усиления их связности. В ходе социальной революции выживают, как и в органическом мире, те общества, которые лучше приспосабливаются к окружающей среде. Аналогичный процесс происходит внутри каждого общества. Обосновывая необходимость социологии, Спенсер укалывает, что социологическое знание позволяет всесторонне рассматривать социальные явления, отслеживать связи между ближайшими и более отдаленными причинами, ибо сложность социальных явлений нельзя понять, опираясь на поверхностные, видимые знания. Подчеркивая равноправное положение социологии в ряду других наук, Спенсер вместе с тем отмечает, что у нее по сравнению с другими науками больше затруднений и изучении своего предмета. Первое из них связано с природой социальных фактов, их сложностью, разбросанностью в пространстве и времени. Второе вносится личными особенностями наблюдателей, их привычками. Ни один исследователь в любой науке не свободен от индивидуальных чувств и интересов, но в большей степени, считает Спенсер, это проявляется в социологии. Третье затруднение вызвано принадлежностью наблюдателя (т.е. социолога) к изучаемому обще- 50 Глава 2. Возникновение и развитие социологии ству, ибо он не может полностью оторваться от родственных, национальных, гражданских привязанностей, веры. Социологические идеи Спенсера оказали существенное влияние на умы мыслителей и общественных деятелей XIX и XX столетий. В его работах можно найти зачатки всех форм современного функционализма. Его социологические идеи использовались социал-дарвинизмом, который полностью отождествил общество с живым организмом, чем вульгаризировал спенсеровскую идею аналогии. В XIX веке возникло течение в философии, экономической теории и социологии, позднее названное по имени его основателя марксизмом. Карл Маркс(1818—1883) специально не занимался социологией, но предложил свой вариант видения общественного устройства и развития. Он обратил внимание на роль экономического фактора в обществе, поэтому его социологические взгляды часто именуют экономической интерпретацией истории. Вот основные положения его учения. 1. Люди в процессе своей жизни вступают в определенные необходимые и не зависящие от их воли отношения. Главными среди них являются экономические, производственные отношения — базис; это основа функционирования и развития любого общества. Над базисом возвышается надстройка; ее образуют юридические, политические институты, способы мышления, идеология, философия, мораль, религия, культура. 2. Источник развития общества заключен в противоречии между производственными отношениями и производительными силами, которые в совокупности образуют способ производства. Противоречия между элементами способа производства выражаются в борьбе классов, которые являются носителями старых и новых производственных отношений. Прогрессивный класс связан с передовыми производственными отношениями. Столкновение его с отживающим классом неизбежно выливается в революцию. Маркс выделяет основные способы производства, определяющие тип общества (который он называет общественно-экономической формацией): 1) первобытнообщинный; 2) рабовладельческий (античный); 3) феодальный; 4) буржуазный; 5)коммунистический.
|