КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Возникновение и развитие социологии. выделял социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологиювыделял социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология изучает географическую основу жизни народов в связи с социальной организацией; народонаселение, его объем, плотность, распределение по территории. Социальная физиологияисследует жизненные проявления обществ и охватывает ряд частных социальных наук: социологию религии и морали, юридическую, экономическую и эстетическую социологию. Важнейшей целью Дюркгейма было выяснить, какие связи объединяют людей в общество, как возникает социальная солидарность.Ее причину он видит в разделении труда, под которым понимает профессиональную специализацию, вынуждающую индивидов обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции и составлять единое целое. Человечеству известны две разновидности солидарности: механическая и органическая. Их отличают типы связей людей в обществе и право. Обществам механической солидарностиприсущи контакты, подобные связям молекул неорганического вещества, когда индивидуальность поглощается коллективом и репрессивным правом. Механическая солидарность присуща архаическим обществам. Обществам органической солидарностисвойственны чувство зависимости друг от друга вследствие разделения труда, выраженная индивидуальность, осознающая свою связь с обществом, реститутивное (восстановительное) право. Функция права — восстановление прежнего порядка вещей. Разделение труда заменяет традиционные верования, коллективное, религиозное сознание и создает желаемую общественную связь. Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший моральный принцип, высшая ценность всех членов общества. Изучая различные состояния общества, Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия» (патология общества), которым обозначил отсутствие четкой ценностно-нормативной регуляции поведения индивидов. Аномия характеризует состояние, свойственное переходным, кризисным периодам в развитии общества, когда старые нормы иценности пере- 2.3. Становление социологии в XIX - нач але XX веха 57 стают действовать, а новые еще не установились. Аномия представляет собой «ненормальную» форму существования общества. Нормальное состояние общества предполагает нормативную регуляцию экономически: отношений, четкую моральную регуляцию поведения индивидов. Основные принципы социологизма Дюркгейм применил к исследованию причин самоубийства. Он полагал, что самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних социальных причин, социальной среды. Согласно Дюркгейму, процент самоубийств является функцией нескольких социальных переменных: взаимоотношений в семейных, религиозных, политических, Дюркгейм разработал ряд важнейших проблем теоретической социологии: природа общества, его интегративное начало, предмет и метод социологии и др. Вклад Дюркгейма в развитие социологии обусловил; его роль и влияние на социологическую мысль XX столетия. Благодаря ему социология во Франции стала университетской дисциплиной. Дюркгейм одним из первых в мире начал читать лекционные курсы по социологии, создал первые во Франции социологические кафедры, основал один из первых в мире социологических журналов — «Социологический ежегодник» и тем самым способствовал институционализации социологии. Кризис научного знания и дальнейшее развитие социологии.В конце XIX — начале XX века социология обогащается оригинальными идеями Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето и др. Однако её становление происходит в условиях кризиса, охватившего научное знание. Вобщих чертах причины кризиса таковы. > Идейно-духовный кризис в обществе. Историческим пессимизмом и разочарованием проникнуты труды многих обществоведов: Ф. Теннис писал о разрушении общинных связей, Г. Зиммель — о кризисе культуры, М. Вебер —о харизматическом господстве и политическом карьеризме. Швейцарский историк Якоб Буркхардт (1818—1897) предвещал превращение общества и государства в гигантскую военную фабрику, подчиненную жесткому ритму, где рабочий день будет начинаться изаканчиваться под барабанный бой. 58 Глава 2. Возникновение и развитие социологии > Кризис естествознания (особенно физики и математики), который стал началом теоретико-методологического кризиса общественных наук. Незыблемые ранее положения точных наук оспаривались новыми открытиями. Оказалось, что законы ньютоновой механики и аксиомы эвклидовой геометрии «работают» лишь в определенных условиях, а потому исследователи общества начали сомневаться в познавательных способностях наук о природе, на законы и методы которых опиралась позитивистская социология. Не случайно на рубеже XIX—XX веков возникает антипозитивизм, провозгласивший отказ от естественных наук как методологической базы обществознания. По утверждению антипозитивистов общество коренным образом отличается от окружающей его природы и поэтому должно исследоваться специфическими методами. Мало того, наука имеет границы своего эффективного применения, за которыми должны использоваться либо интуиция, либо «понимание», т.е. расшифровка внутреннего мира людей, мотивов их деятельности и символов, закодированных в культуре. Один из влиятельных критиков позитивизма немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей (1833—1911) считал, что гуманитарные науки (т.е. науки о человеке) обязаны быть науками о духе (внутреннем мире человека). Главный его тезис: «Природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем» — является важным в изучении сущности так называемой понимающей социологии — крупнейшего направления социологической мысли XX столетия. Кризис эволюционизма в естествознании. Концепции развития общества, выдвигающиеся в XIX столетии, опирались на классическую физику Ньютона, а точнее, на лапласовский детерминизм, согласно которому в объяснении процессов, происходящих в природе и обществе, использовался принцип линейной причинности. Таким образом, в историческом процессе подразумевалась некоторая заданность движения общества по пути социального прогресса. Революция в физике нанесла серьезный удар по подобным взглядам. Стали возникать антиэволюционистские, антиисторические концепции. История человечества предстала в них в виде нескончаемого потока автономных культур, которые оригинально развиваются сами по себе и не всегда влияют друг на друга. 2.3. Становление социологии в XIX - начале XX века 5§ Обстановка кризиса научного знания не могла не сказаться на творчестве социологов. Неудивительно, что, пы таясь разрешить назревшие проблемы в методологии, они отступали от традиций классической социологии XIX века) Этот поворот послужил обновлению и дальнейшему развитию социологической науки1. Полное собрание сочинений немецкого философа и социолога Георга Зиммеля(1858—1918) составляет 14 томов, включая главный труд по социологии — «Философия денег» (1900). Его социологическая концепция также содержит поиск выхода науки из кризиса. Направленность его работ — антипозитивистская. По мнению Зиммеля, социология отличается от других наук не предметом исследования, а методом,который заключается в вычленении в общественной жизни так называемых чистых форм социации — факторов, интерпретируемых им как формы общения между людьми, другими социальными субъекта; ми. Социологический метод как бы отсеивает случайное, несущественное, нетипичное из всего, имеющего место в обществе, и вычленяет «из явлений момент социации.. как грамматика отделяет чистые формы языка от содержания, в котором живы эти формы»2. Зиммель изучал различные формы социации: господство, подчинение, соперничество, разделение, труда, образование партий, обмен, моду, подражание, флирт, кокетство, такт, супружеский конфликт и т.п. По его мнению, чистые формы социации должны быть предметом социологии, которую он назвал чистой, или формальной. Зиммель полагал, что общенаучные методы исследования хотя и необходимы социологу, но сами не позволяют выяснить смысл социальных явлений. В ходе изучения общества требуется знать, как связано анализируемое явление с интересами самого исследователя или социальной группы, которую он представляет. В результате явление оказывается осмысленным, понятым. Таким образом, пониманиевыступает как метод, характеризующий только и исключительно социальное познание. Зиммель выделял две ступени понимания: 1 Подробнее см.: История социологии в Западной Европе и СШ \. М., 1999. С. 79-99. Циг. по: История социологии в Западной Европе и США. С. 120 60 Глава 2. Возникновение и развитие социологии 1) осмысление объективного действия, а не действующего лица; 2) постижение мотивов и чувств самого действующего индивида. Исследуя динамику буржуазного общества, Зиммель пришел к выводу, что в общественной жизни растет значение интеллекта и денег, а непосредственность межчеловеческих отношений при этом снижается. Возрастает индивидуальная свобода, но нарастает всеобщее отчуждение. Индивид соединен с другими людьми лишь через деньги и вещи. С именем немецкого социолога Макса Вебера(1864— 1920) связывают разработку основополагающих принципов понимающей социологии.Он является автором множества работ, таких как «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891), «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919), «Политика как призвание и профессия» (1919), «Хозяйство и общество» (1921)и др. Вебер разделял антинатуралистическую позицию в социологии и считал, что нельзя изучать человеческую деятельность методами физики, астрономии и других наук о природе. Человек — существо, обладающее сознанием, которое не поддается прямому наблюдению, и это необходимо учитывать. Вместе с тем Вебер не был сторонником интуитивизма и психологизма: предлагаемый этими теориями способ изучения, который заключается во вживании во внутренний мир человека, не позволяет формулировать общезначимые выводы. По мнению Вебера, специфическим объектом понимающей социологии является не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения, а социальное действие.Отдельный индивид и его действие должны рассматриваться как первичная единица, «атом» социологического познания. Не каждое действие индивида является социальным, а только то, которое обладает двумя свойствами: оно субъективно осмысленно и соотносится с поведением других людей. Например, случайное столкновение двух велосипедистов — это еще не социальное действие. Оно становится таковым, когда индивиды начинают предпринимать попытки избежать инцидента, урегулировать отношения и т.п., иначе говоря, когда на свои мотивированные действия
|